Консультация для воспитателей на тему «Принципы организации игровой деятельности в свете ФГОС»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

Джалильский детский сад №6 «Теремок» общеразвивающего вида

Сармановского муниципального района Республики Татарстан











Консультация для педагогического коллектива на тему:

«Принципы организации игровой деятельности

в свете ФГОС»




Воспитатель

Гараева

Миляуша

Равилевна

2015 - 2016 уч.год

ФГОС ДО предъявляет требования к условиям реализации основной образовательной программы пункт 13.1. «Образовательное пространство группы должно быть оснащено средствами обучения, соответствующими материалами, в том числе игровыми. Организация пространства и разнообразие материалов, оборудования должно обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность воспитанников Игра - В свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача - правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития. Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.

Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. В игре отражается реальная действительность, но в воображаемых обстоятельствах. Это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата.

Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад. А. С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность - работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. По этому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре… »

Игра - это жизнь ребёнка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом.

Какие качества формируются у ребёнка в процессе игры?

• Произвольное поведение, познавательные процессы

• В игре развивается способность к воображению, образному мышлению, это происходит по тому, что ребёнок воссоздаёт в игре то, что ему интересно с помощью условных действий.

• В игре ребёнок воссоздаёт действие взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.

• В игре он учится подчинять свои желания определённым требованиям. Это важно для воспитания воли.

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Игры у детей дошкольного возраста очень разнообразны. Традиционно их классифицируют таким образом:

• Творческие (театрализованные, сюжетно-ролевые, конструкторские)

• Игры с правилами;

• Народные.

По ФГОС ребёнок является субъектом деятельности, в том числе образовательной и игровой, что подразумевает субъект - субъектные отношения, то есть равные партнёрские.

Принципы формирования игры с ориентиром на ФГОС:

1. Формирование игры происходит в совместной игре, где взрослый - равный партнер.

2. Когда игра организована особым образом, так, что ребенку преподносится игровой способ.

3. Формирование игры включает не только формирование у детей игровых способов, но и способ игрового действия.

4. Формирование игры носит двухчастный характер: 1) Совместная игра; 2) Самостоятельная игра детей.

Факторы реализации игры:

• Установление содержательной связи между знаниями детей об окружающей действительности и их игрой;

• Включение всех видов игр в педагогический процесс;

• Своевременная организация развивающей предметно-игровой среды;

• Квалифицированное участие педагогов в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру;

• Индивидуальный подход к воспитанию, обучению, развитию детей в игровой деятельности;

• Перспективное планирование развития игры (комплексный метод) ;

• Использование эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры.

Условия успешного руководства игрой:

• Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.

• Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьёзно, с искренним интересом, без обидного снисхождения.

• Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относится к детской выдумке, созданному ребёнком образу.

Условия эффективности развития игр:

• Свободное и добровольное включение детей в игру;

• Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, е правила, идею каждой игровой роли;

• Игра должна положительно воздействовать на все сферы е участников;

• Достаточное количество времени для игры и наличие необходимых игрушек для осуществления детского замысла;

• При создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;

• Осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением

Обязательные критерии к игрушкам:

• 1. Безопасность игрушки.

• 2. Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребенка.

• 3. Привлекательность игрушки для ребенка.

• 4. Возможность использования игрушки для развития способностей ребенка (познавательное развитие, физическое совершенствование, художественно-эстетическое развитие и духовно- нравственное воспитание).

• 5. Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в ее конструкции, логике игры и в их описании

Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые - это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта) .


© 2010-2022