Выступление на педсовете Сказкатерапия

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБДОУ Белоярский детский сад «Теремок»

Выступление на педагогическом совете.

Тема: СКАЗКАТЕРАПИЯ

Воспитатель:

Старовойтова Л.В.

Не даром дети любят сказку

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

В. Берестов

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».

В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации (отношения между сверстниками, родителями и детьми и т.д.), коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, развитие речи и т.д.

Сказкотерапия структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:

1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.

2. Сказки для гиперактивных детей.

3. Сказки для агрессивных детей.

4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т.д.

5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.

6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

В сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты.

Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию.

Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

Жили-были.

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет - фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

Из-за этого…

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка.

Развязка сказки должна быть позитивной.

Мораль сказки…

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

В сказкотерапии в зависимости от решаемых проблем можно использовать как русские народные сказки, так и сказки русских и зарубежных авторов, где главным персонажем является девушка или женщина. Например, русские народные сказки «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", «Снегурочка», сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», сказки зарубежных авторов «Золушка» и «Спящая красавица» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм и другие [3].

Есть мужские сказки («Царевна-лягушка», где хотя и просматривается женский путь, но главным героем является мужчина). В работе с особыми детьми подойдет авторская сказка "Серая шейка" Мамин-Сибиряк Д.Н.

К детским сказкам условно можно отнести:

«Красную Шапочку» Ш.Перро, и русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», "Баба Яга" и ряд других сказок русских и зарубежных авторов.

По мнению Чех Е.В. можно выделить несколько вариантов работы со сказкой.

Рассказывание сказки.

Рисование сказки.

Сказкотерапевтическая диагностика.

Сочинение сказки.

Изготовление кукол.

Постановка сказки.

Стоит остановиться на одном из основных методов сказкотерапии: изготовление кукол. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы.

Любое изготовление куклы - это своего рода медитация, т.к. в процессе изготовления или шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации.

Мастер - класс сказка с изготовлением куклы - зайца из мужского носового платка.

Первое, что мы сегодня сделаем, это создадим вот такого друга (показываем готового зайчика из носового платка). Это не просто зайчик, зайчик на пальчик. Это очень интересная игрушка, которая поможет нам в создании сказки с интересной историей.

Мы будем сочинять сказку, а поможет нам в этом - тряпочка или мужской носовой платок, где-то 20 на 20 см.

Я буду сочинять бытовую сказку, и сразу же делать зайчика.

Жила была тряпочка, скучная тряпочка. Лежала она, лежала и думала, что же я так лежу ни кому не нужная. Вдруг пришли волшебные ручки, увидели они тряпочку, покрутил её и стали что-то интересное с нею делать. А что они стали делать? Они перевернули тряпочку, расправили её, и придумали некую технику, а именно: завернули один край, смотрите, как я делаю, меленько сворачиваю одну сторону до середины, затем перевернуть другую сторону скручиваю до середины, проглаживаю. И тряпочка наша стала оживать. Что у нас получилось? На что это похоже? (на большие ушки). Для того чтобы получился зайчик, но не просто зайчик, а зайчик на пальчик, нужно завязать узелок. Вот у нас с вами наша тряпочка превратилась в зайчика. Маленький, хорошенький зайчик. И тряпочка подумала, я теперь не только тряпочка, а зайчик.

Жил был зайчик. Был он совершенно одинок, хотя по близости с ним жили, вот такие зайчики, они были очень дружны, но они совершенно не замечали одинокого зайчика.

В одно прекрасное время, наш зайчик на пальчик встретил одного зайчика из дружной компании… Придумывают сюжет участники мастер - класса.



© 2010-2022