Статья Современное состояние проблемы игровой компьютерной зависимости у дошкольников. Дошкольное образование

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современное состояние проблемы игровой компьютерной зависимости у дошкольников

Е.С. Леонтьева

ЛПИ - филиал СФУ


Термин компьютерной зависимости появился еще в 1990 г. Педагоги и психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. В России проблема компьютерной зависимости с каждым годом становится все актуальнее и актуальнее. Дети сутками, без еды и отдыха, могут находиться перед монитором компьютера. Исследования О.Н. Арестовой показывают, что на сегодняшний день до 80% дошкольников и школьников в возрасте 4-15 лет страдают компьютерной зависимостью [3:10].

Однако в педагогической науке так и не сложилось единого мнения - вредны или полезны компьютерные игры для дошкольников? Например, воспитатели и родители, разделяющие принципы вальдорфской педагогики считают, что ребенок и компьютер не совместимы. Они утверждают, что компьютеры подавляют у детей творческое мышление, внимательность, человеческие взаимоотношения и подвижность.

К исследованию данной проблемы обращались: детские педагоги-психологи В.В. Абраменкова, Ю.Д. Бабаева, Ю.М. Евстигнеева; психологи А.В. Беляева, Ю.А. Малыгина, Ю.О. Прибывалова, Е.В. Якушина; детские психиатры О.Н. Арестова , Л.Н. Бабанин , А.Е. Войскунский и др.

Игра - это упрощенная имитация реальности. Такой реальностью очень легко научиться управлять. Так Ю.О. Прибывалова утверждает, что выигрывая, проходя очередной уровень, человек получает ощущение, что добился результата, что он умный, сообразительный. Его самооценка соответственно повышается, а это очень приятное чувство. Даже для взрослого игра может стать основным способом самореализации, что уж говорить про ребенка [25:35].

Н.М. Борытко считает, что основная причина формирования игровой зависимости заключается в том, что индивид, будучи не в состоянии справиться со сложной ситуацией вынужден эмоционально отстраняться от нее, замещая свою реальную жизнь жизнью вымышленного персонажа. По большому счету, жизнь персонажа «замещает» жизнь самого человека, а на главного героя проецируются все те качества и черты характера, которые зависимому по тем или иным причинам не удается проявлять в реальной жизни [10:15].

По мнению А.В.Беляевой, компьютерные игры - это попытка человека подчинить себе реальность. Управляя виртуальным пространством, игрок чувствует себя не просто зрителем, а настоящим соучастником или даже творцом. В виртуальном мире, в отличие от мира реального, все происходит мгновенно. Нажимая на кнопку, сразу же получаешь определенный результат. Не надо ничего ждать, прикладывать усилия [8:145].

В своих исследованиях В.В. Абраменкова, Ю.Д. Бабаева, Ю.М. Евстигнеева, условно делят компьютерную зависимость на 4 степени:

1-я степень - увлеченность на стадии освоения. Это первый месяц после приобретения компьютера, происходит овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период «застревание» за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль. Вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные другими занятиями и увлечениями. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход на вторую степень.

2-я степень - состояние возможной зависимости. Характеризуется сильной погруженностью в игру, время, проведенное за компьютером более трех часов в день. Происходит снижение познавательной мотивации, нежелание помогать родителям в чем либо. Наблюдается повышение эмоционального тонуса во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие играть. Все разговоры только о компьютерных играх, вследствие чего сужается круг общения. Иногда нарушается сон.

3-я степень - выраженная зависимость. Дошкольник не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома, пойти к соседям, жаловаться на родителей. Равнодушен к вещам, которые раньше были дороги. Становится безразличным ко всему, что не касается его увлечения (играм и игрушкам, которые раньше любил; успехам в каком-либо виде деятельности, например, к танцам, спорту). Характерна повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточение внимания вне игровой деятельности. Регресс познавательных процессов, угасание интереса к общению, полная замена друзей компьютером. Опасность перехода в 4-ю стадию, если ребенок не получает помощи в течение длительного времени, а пребывание за компьютером превышает пять часов в сутки.

4-я степень - клиническая зависимость. Серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций), отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля. Ребенок начинает слышать голоса, команды, у него потухший, пустой, отсутствующий взгляд. Наблюдается потеря аппетита и интереса к жизни [1,5,14].

О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский, в своих исследованиях выделяют следующие ведущие параметры, влияющие на формирование у детей компьютерной зависимости:

- отсутствие контроля со стороны родителей;

- неумение ребенка самостоятельно играть, организовывать свою игру;

- дефицит общения в семье, т. е. стремление заменить компьютером общение с близкими людьми;

- стрессы у родителей и стойкие внутрисемейные конфликты с вовлечением в них ребенка;

- родители не осознают взросление ребенка и не изменяют стиль общения с ним;

- противопоставление родительских или семейных ценностей ценностям ребенка;

- ребенку дома не комфортно, т. к. у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя хозяином;

- низкая самооценка и неуверенность ребенка в своих силах, зависимость его от мнения окружающих;

- замкнутость ребенка, его непринятие сверстниками [4:228].

Детей привлекают захватывающие описания и красочные образы главных героев на упаковках компьютерных игр, мимо которых невозможно пройти, не обратив внимания. Например, игра «Волшебник страны Оз». Описание сюжета: герои детской игры "Волшебник страны Оз"- Элли с Тотошкой, Железный Дровосек, Трусливый Лев и Страшила - вновь отправляются в путешествие, полное испытаний и неожиданностей. В пути им предстоит помочь многим обитателям чудесной страны Оз, которых заколдовала злая ведьма Бастинда. Нашим путешественникам предстоит побывать в подземельях, переплыть реку в утлой лодочке, пройти через дремучий лес, веселиться на лесной поляне и, в конце концов, вернуться в Изумрудный замок Гудвина. И если их дружба крепка, они верят в добро и справедливость, то, в конце концов, они обязательно найдут и победят злую и коварную Бастинду! ( игра на развитие логики, счета, слуха, памяти) [2].

Описание сюжета еще одной игры «Звери в лесу»: Все мы знаем, что в лесу живёт множество разных зверей, птиц и земноводных. Но отыскать их в лесу не так просто, потому что многие из них ведут скрытый образ жизни. Некоторые звери прячутся от посторонних глаз в норах; других можно найти в кустах, кроне деревьев или траве. Присмотрись повнимательнее, и ты обязательно отыщешь 14 спрятавшихся зверят. Выбирай их с помощью мышки, и они все выберутся из своих укрытий! А если какой-то лесной житель тебе не знаком, то включи звук, и ты узнаешь, как его зовут! ( игра на развитие внимания, наблюдательности) [2].

Из всего этого разнообразия, можно выделить несколько типов компьютерных игр, отличающихся по сценарию, сюжету и степени участия игрока:

  • спортивные игры - динамичные, это обычно симуляторы каких-либо видов спорта - футбола, баскетбола, тенниса. В этих играх ребенок выступает в роли одного игрока или управляет целой командой. Суть игры - привести команду к победе. Конечно, для формирования боевого духа такие игры хороши, но не рекомендуется подмена реального спорта виртуальным. Футбол и другие виды спорта должны быть не на экране, а во дворе с ровесниками.

  • головоломки - статичные игры. Классическая головоломка - это «Сапер» или «Тетрис», которые знакомые всем. Обычно дети не очень любят подобные игры, они скучны, в них мало яркости. Хотя если в «Тетрисе» фигуры издают звуки или строят рожицы, это может на некоторое время увлечь ребенка.

  • стрелялки - очень динамичные игры, где предполагается стрельба по мишеням, объектам и перестрелки с противником. Эти игры детям, особенно мальчишкам, нравятся больше всего. Ведь они пробуждают в них мужское начало. Однако родителям необходимо избегать покупку подобных игр, особенно с кровавыми сценами, насилием и убийствами, так как дети еще не умеют переключаться из виртуального мира в реальный, и могут считать проявления насилия в реальности - нормой. Кроме того, у них не развито понятие о смерти, они могут считать, что реального противника можно «убить понарошку», у него есть «запасная жизнь». Именно эти игры способствуют агрессии, выбросу адреналина и порождают насилие и жестокость.

  • игры-симуляторы - позволяют ребенку научиться делать в виртуальном мире какие-либо «взрослые» действия - водить машину, одевать малыша, готовить или наводить порядок в доме. Такие игры полезны и девочкам, и мальчикам, главное - чтобы они совпадали с их интересами.

  • обучающие игры - обучение в игровой форме языку, родному или иностранному, математике, чтению, письму, логике и т.д. Очень полезны, но обычно быстро им надоедают.

  • приключения и стратегии - эти игры подразумевают развитие сценариев во многих направлениях, с разными результатами в итоге, требуют сосредоточенности, усидчивости и терпения. Самое главное в выборе таких игр - сценарий, не содержащий насилия, страшных сцен. Кроме того, родителям необходимо контролировать время, проведенное ребёнком за такой игрой [23:13].

По мнению Ю.А. Малыгиной, рациональное использование компьютера в вопросах воспитания и развлечения детей полезно. Однако время, проводимое за монитором компьютера, должно быть ограничено. У старших дошкольников оно должно составлять не более получаса дважды в день. Иначе избыток эмоций вызовет перевозбуждение, а мерцание экрана, не видное глазу, но чувствительное для мозга, будет формировать переутомление и даже снижение зрения и внимания. Компьютерные игры полезны, но в меру. Если родителям грамотно и тщательно подбирать компьютерные игры, то они будут очень удобным инструментом для обучения. Причем игры могут задействовать те области знаний, где взрослые порой не могут столько дать ребенку, сколько даст хорошая развивающая игра. Многие игры учат чтению и письму, развивают логику, пространственное мышление, расширяют кругозор. Кроме того, в детской среде владение компьютером и умение играть в популярные игры - это повод для знакомства и общения. Только во время игр нужно следить за положением ребенка и освещением комнаты, выбирать современные мониторы, менее вредные для глаз, и дозировать удовольствие [21:48].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что игровая компьютерная зависимость характеризуется определенным поведением ребенка и параметрами, влияющими на формирование у детей компьютерной зависимости. Игровая компьютерная зависимость - это хорошо видимый симптом, указывающий на то, что родители не достаточно хорошо знают, что происходит с их ребенком, как ему живется, каковы его проблемы и желания. Основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей считается недостаток общения и взаимопонимания со стороны родителей и сверстников. Однако не все компьютерные игры приводят к зависимости, если родителям грамотно и тщательно подбирать компьютерные игры, то они будут очень удобным инструментом для обучения. Многие игры учат чтению и письму, развивают логику, пространственное мышление и расширяют кругозор. Чтобы компьютерные игры не стали главной целью и смыслом жизни дошкольника, достаточно наполнить его жизнь яркими, интересными событиями. Если родители уделяют ему достаточное количество внимания и предлагают интересный, увлекательный досуг, то у дошкольника вырабатывается стойкий иммунитет к игровой компьютерной зависимости.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - Москва-Воронеж. - 2010 г. - С. 15-60.

  2. Азарова Р.И. Досуг современных детей / Р.И. Азарова //Внешкольник. - 2013 г. - № 10.-128с.

  3. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия //М.: Вестник МГУ.,2010 г.- С. 10-80.

  4. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / М.: Можайск-Терра, 2010 г.- С. 228- 304.

  5. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность /Ю.Д. Бабаева // Гуманитарные исследования в Интернете /Под ред. А.Е. Войскунского. - М., "Можайск-Терра" .- 2010 г.- С.11-40.

  6. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации /Ю.Д.Бабаева// Психологический журнал, т. 19.- N 1.- 2009 г.- С. 89-100.

  7. Балонов И.М. Компьютер и дошкольник // М.:Эксмо, 2007 г.- 67 с.

  8. Беляева А.В., Коул М. Компьютерно опосредствованная совместная деятельность и проблема психического развития /А.В.Беляева// Психологический журнал, № 2,2011г.- С. 145-152.

  9. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Прайм-Еврознак, 2013 г. - 305 с.

  10. Борытко Н.М. Досуг в пространстве воспитания//Внешкольник. - 2012. -№ 6.- С. 15-22.

  11. Бубеев Ю.А., Романов А.И., Козлов В.В. Игровая зависимость: механизмы, диагностика и реабилитация. - М.: Слово, 2008 г.- С.11-23.

  12. Войскунский А. Е. Зависимость от Интернета: актуарная проблема // Журн. неврологии и психиатрии. - 2012 г. -№ 3.- 61 с.

  13. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции // Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. М.: Экопсицентр РОСС. 2000. С.251-253

  14. Евстигнеева Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в дошкольном возрасте: Дисс. канд. психологических наук. Текст. - М.: РГБ, 2003.- С. 151-171.

  15. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции //М.:Аддиктология. 2009 г.- С. 121-185.

  16. Иванов М.С. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера/ Психол. журн. - 2013 г. - Т. 24, № 2- С.7-10.

  17. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерный зависимости на личность человека / М.С. Иванов // Психология зависимости: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2010 г. - 435 c.

  18. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. //М.:Обозр. психиат. и мед. психол., 2011 /1

  19. Краснова С.В., Казарян Н.Р., Тундалева В.С., Быковская Е.В., Чапова О.Е, Носатова М.О. Как справиться с компьютерной зависимостью//М.:Бис-прант, 2005 г.- 45 с

  20. Куртышева М.А. Как сохранить психологическое здоровье детей. - СПб., 2015 г.- С. 45-56с.

  21. Малыгина Ю.А. Причины компьютерной зависимости (интернет-зависимости, игровой зависимости) // М.:Авант, 2006 г. - С. 48- 70.

  22. Моторин В.Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе//Дошкольное воспитание. - 2011 г. - № 12.- С. 26-29.

  23. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. - 2003 г. - № 9 -С. 13-18.

  24. Польшакова Е.Ф. Досуг надо организовывать//Физкультура в школе. - 2012 г. - № 5-12 с.

  25. Прибылова Ю.О. Психологические проблемы современных дошкольников в области информационных технологий//Естествознание в школе. - 2010 г.-№ 4 -С. 35-39.

  26. Сонькин В.Н. Чем занимаются наши дети//Здоровье детей. - 2013 г. - № 21- С. 5-10.

  27. Трафимчик Ж.И. Зависимость от компьютерных игр: причины формирования, особенности и последствия влияния на личность / Ж.И. Трафимчик // Весник БГУ. Серия 3.- 2010 г. - №2. - С. 42-45.

  28. Федоров А.В. Дошкольники и компьютерные игры //Педагогика. - 2014 г. - № 6- 56-58 с.




© 2010-2022