Способы развития графических навыков у детей предшкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУ «Тарановская СШ.им.Б.Майлина»




Доклад воспитателя КПП: Кузнецовой А.А.


2012г





Способы развития

графических

навыков у детей предшкольного возраста


Способы развития графических навыков у детей предшкольного возраста

Пятилетний опыт работы по развитие графических навыков у детей предшкольного возраста показал эффективность разработанных мною занятий. Выполняя задания, дети не только приобретали нужные графические умения, но и учились ориентироваться на ограниченной плоскости (строка в школьной тетради в клетку), развивали зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти. Мои воспитанники от занятия к занятию становились более усидчивыми, прилежными, самостоятельными. А все эти качества необходимы для того, чтобы без особых проблем перейти к школьному обучению.

Поставив перед собой основную цель - подготовить ребенка к обучению письму, я разработала не большую систему заданий и графических диктантов, построенную на следующих принципах.

  1. Строгая последовательность заданий с учетом их постепенно возрастающей сложности. Нарушать эту последовательность нельзя.

  2. Временная регламентированность (в дошкольном образовательном учреждении - два раза в неделю по 10 минут как часть занятия по ознакомлению с элементарными математическими понятиями, по развитию речи или как самостоятельное занятие во второй половине дня; дома - ежедневно в течение 10 минут в любое удобное время).

В предлагаемом Вашему вниманию даются задания, которые помогут сформировать у детей старшего дошкольного возраста графические умения, необходимые для подготовки руки к обучению письму.


  1. Учет индивидуального уровня и темпа развития (количество заданий, их вариантов варьируется для разных детей в зависимости от вышеуказанных факторов).

  2. Ориентировка педагога на успешность ребенка, выполняющего задания: они предлагаются таким образом, чтобы ребенок обязательно выполнил их, справился с предложенной задачей, добился успеха. Это чрезвычайно важно, чтобы не травмировать ребенка, повышать его самооценку, настраивать на победу.

Основываясь на общеизвестных методических требованиях, хотелось бы дать еще несколько рекомендаций.

Словесные рекомендации взрослого должны быть четкими, предельно ясно сформулированными и краткими.

Взрослому ни в коем случае нельзя повышать голос, ругать ребенка за неправильно выполненное задание: это может вызвать у него чувство неуверенности и тревожности.

Ошибки не исправляются, педагог (или родители) лишь указывают на них, предлагая ребенку самому решить, как сделать правильно.

Ребенка необходимо хвалить даже тогда, когда успехи его минимальны, при этом хвалить так, чтобы другие дети не испытывали дискомфорта, не чувствовали, что их так или иначе сравнивают с другими, ставят в пример.

Столы для работы должны быть удобны и соответствовать росту детей. Свет должен падать с левой стороны. Взрослому следует следить за позой ребенка.

Для работы понадобятся: тетради в клеточку, простые и цветные карандаши, ручки.

Следите за тем, чтобы воспитанники не исправляли ошибки, зачеркивая или стирая ластиком, правильно держали карандаш (ручку), не обводили линии два раза, аккуратно хранили письменные принадлежности.

Работая по предлагаемой мною методике, нужно помнить: даем лишь суть и последовательность заданий. Как их называть, какие игровые приемы, методы поощрения, сюрпризные моменты и даже варианты графических упражнений использовать в работе с детьми, - дело Вашей инициативы, творчества.

Первое занятие желательно построить следующим образом.

Нарисуйте в тетради в клеточку четыре квадрата.

Способы развития графических навыков у детей предшкольного возраста

Покажите их детям. Задайте следующие вопросы: как называется эта фигура? Сколько у нее сторон? Покажите левую сторону, правую, верхнюю, нижнюю сторону? Сколько углов у квадрата? Покажите верхний правый угол, верхний левый, нижний правый, нижний левый угол. Сколько маленьких квадратов-клеточек в большом квадрате? Сосчитайте их. Аналогично рассматриваются второй и третий квадраты. Далее внимание детей обращается на последний квадрат: какой он маленький, сколько у него сторон, сколько углов. Дети должны показать и назвать их, поставить точку в центре квадрата-клеточки.

Взрослый обобщает: первые три квадрата состоят из маленьких квадратов-клеточек, а последний, самый маленький, сам представляет собой клеточку - он так и называется «клеточка». Предлагает детям рассмотреть лист тетради (он весь разрисован клеточками) и найти клеточки в нижней части листа, в центре и т.д. Если дети испытывают затруднения, предложите им обвести цветными карандашами 20-30 клеточек, найти все красные клетки, все синие, одну зеленую и т. п. Затем самим нарисовать несколько клеточек и только после этого приступать к занятиям.

Способы развития графических навыков у детей предшкольного возраста

Детям в тетрадях даются образцы (см. рисунки). Дети внимательно их рассматривают и слушают словесную инструкцию взрослого: «Смотри на начало строки и делай так же до ее конца».

Задание 1

Способы развития графических навыков у детей предшкольного возраста

Задание 2

Способы развития графических навыков у детей предшкольного возраста

Задание 3

Способы развития графических навыков у детей предшкольного возраста

Примечание. Если дети испытывают трудности при выполнении этого задания, предложите им игру «Иду по следу». Поставьте простым карандашом точки в каждой клеточке до конца строки. Предложите детям пофантазировать: «По этой дорожке прошел нарушитель границы и оставил еле заметные следы. Вы пограничники и должны обнаружить нарушителя, идя по его следам. Возьмите цветной карандаш и поставьте им точки на месте следов нарушителя».

Задание 4

Способы развития графических навыков у детей предшкольного возраста


Задание 5

Способы развития графических навыков у детей предшкольного возраста





Примечание. Словесную инструкцию взрослый подкрепляет показом выполнения задания на доске, сопровождая его ритмичным счетом: «Раз, два, три. Окошко. Раз, два, три. Окошко» и т.д.

Задание 6

Способы развития графических навыков у детей предшкольного возраста

Задание 7

Способы развития графических навыков у детей предшкольного возраста

Задание 8

Способы развития графических навыков у детей предшкольного возраста

Способы развития графических навыков у детей предшкольного возраста

Способы развития графических навыков у детей предшкольного возраста

Задание 9

Задание 10

* * *

Примечание. Обратите внимание: если ребенок научится видеть и отмечать центр клеточки раньше (до 10-го задания), часть предлагаемых заданий можно не давать.

Задание 11

Способы развития графических навыков у детей предшкольного возраста

Примечание. При выполнении 11-го задания целесообразно дать детям более развернутую инструкцию: «Найди уголок клетки и поставь в нем точку. Следующую точку поставь точно под ней, следующую - напротив верхней и так дальше: вверху, внизу, вверху, внизу...». Умение фиксировать уголок клетки готовит ребенка к следующему блоку заданий - «Палочка» (соединяя верхнюю и нижнюю точки, мы фиксируем сторону клетки).

Способы развития графических навыков у детей предшкольного возраста

8

Задание 12































Примечание. Это задание обязательно должно сопровождаться показом его выполнения на доске с тем, чтобы ребенок научился видеть пространство клеточки и делить его пополам.

Способы развития графических навыков у детей предшкольного возраста

Задание 31

Способы развития графических навыков у детей предшкольного возраста

Задание 32

Способы развития графических навыков у детей предшкольного возраста

Задание 33

Способы развития графических навыков у детей предшкольного возраста

Задание 34

Способы развития графических навыков у детей предшкольного возраста

Задание 35

Способы развития графических навыков у детей предшкольного возраста

Задание 36

Способы развития графических навыков у детей предшкольного возраста

13

Задание 30

Графический диктант - это задание, при выполнении которого получается чёткий рисунок из отрезков. В школе, с самого начала обучения, детям часто дают упражнения, которые требуют от ребёнка умения отсчитывать клетки и верно ориентироваться на листе бумаги, например: «Отступите две клетки слева (или три сверху)» и т. п.

Графический диктант решает обе эти задачи в игровой форме. Как бы ни рисовал ребёнок, но если он чётко следует маленьким пошаговым инструкциям, у него получится правильное пропорциональное изображение.

Рисунок, который должен получиться, ребёнку сначала не показываем! То, что появляется на бумаге, должно быть сюрпризом. Кроме того, не зная конечной картинки, он не сможет «подгонять» под неё. А как ему будет приятно сравнить свой рисунок с ответом и убедиться в том, что у него получилось, что изображения совпали!

Прежде чем приступать к выполнению задания, научите ребёнка считать клетки и правильно понимать слова: вверх, вниз, вправо, влево, по диагонали вправо вверх, по диагонали вправо вниз, по диагонали влево вниз, по диагонали влево вверх. (Все косые направления делаем только под углом 45 градусов, т. е. чётко по диагонали клетки.)

Рисунки, предложенные, порадуют, прежде всего, девочек. Это зонтик и белочка, принцесса и коляска для куклы, цветы и мн. др.

1. Гриб (1-й вариант)

1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 1 клетка по диагонали вправо вниз, 1 клетка влево.

Способы развития графических навыков у детей предшкольного возраста

. Гриб (2-й вариант)

2 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка по диагонали вправо вниз, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево.

Способы развития графических навыков у детей предшкольного возраста

3. Репка

2 клетки вверх, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 2 клетки вниз, 1 клетка по диагонали влево вниз, 1 клетка влево, 1 клетка по диагонали влево вниз, 2 клетки вниз, 2 клетки по диагонали вправо вниз, 2 клетки по диагонали вправо вверх, 2 клетки вверх, 1 клетка по диагонали влево вверх, 1 клетка влево.

Способы развития графических навыков у детей предшкольного возраста

Рисунки, предложенные, порадуют, прежде всего, мальчишек. Это самолёт и танк, скейтборд и вертолёт, парусник и т. п.

Способы развития графических навыков у детей предшкольного возраста

1. Человек (1-й вариант)

2 клетки влево, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 2 клетки вверх, 1 клетка влево, 3 клетки по диагонали вправо вверх, 1 клетка по диагонали влево вверх, 1 клетка по диагонали влево вниз, 3 клетки по диагонали вправо вниз, 1 клетка влево,

2 клетки вниз, 1 клетка по диагонали вправо вниз, 2 клетки влево, 2 клетки вверх.

2. Человек (2-й вариант)

Способы развития графических навыков у детей предшкольного возраста

2 клетки влево, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 3 клетки вверх, 1 клетка по диагонали влево вниз, 1 клетка по диагонали влево вверх, 2 клетки по диагонали вправо вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 1 клетка по диагонали влево вверх, 1 клетка по диагонали влево вниз, 1 клетка по диагонали вправо вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки по диагонали вправо вниз, 1 клетка по диагонали влево вниз, 1 клетка по диагонали влево вверх, 3 клетки вниз, 1 клетка по диагонали вправо вниз, 2 клетки влево, 3 клетки вверх.

Способы развития графических навыков у детей предшкольного возраста


3. Самолёт (1-й вариант)

2 клетки влево, 1 клетка по диагонали влево вниз, 6 клеток вправо, 2 клетки по диагонали вправо вверх, 1 клетка влево, 1 клетка по диагонали влево вниз, 2 клетки влево, 2 клетки по диагонали вправо вверх, 1 клетка влево, 2 клетки по диагонали влево вниз.

Способы развития графических навыков у детей предшкольного возраста


4. Кораблик

3 клетки влево, 1 клетка по диагонали вправо вниз, 3 клетки вправо, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вверх, 3 клетки по диагонали влево вниз, 3 клетки вправо.



© 2010-2022