- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Спортивное развлечение Юные джигиты
Спортивное развлечение Юные джигиты
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Беляева Э.Н. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное Бюджетное Дошкольное образовательное Учреждение
«Детский сад» №17 комбинированного вида
Сценарий спортивного праздника
«Юные Джигиты»
для детей старшего дошкольного возраста
воспитатель:
Беляева Элина Николаевна
г. Владикавказ
2015г.
Сценарий спортивного праздника
«Юные Джигиты»
для детей подготовительной группы
Цель: - Продолжать знакомить детей с с обрядами и обычаями жителей Северного Кавказа.
- Уточнить и закрепить знания детей национальном празднике осетин.
- Упражнять детей в ловкости, быстроте движений.
Пособие: 2 гимнастические скамейки, 4 гантели, 8 обручей, 2 больших мяча ,1 канат, 2 мата, магнитофон,грамоты, призы для детей.
Ход праздника:
Дети заходят в зал под спортивный марш.
Звучит гимн России и Северной Осетии.
Дети читают стихи о Владикавказе на родном языке.
Джеоргуба́ (осет. Джеоргуыба,- осенний праздник в честь осетинского дзуара Уастырджи, покровителя мужчин, путников, защитника слабых и обездоленных, учителя молодёжи.
Праздник отмечается как в Северной, так и Южной Осетии. Это самый большой праздник у осетин, который отмечают только мужчины. Он приурочен к концу сельскохозяйственных работ, и отмечается очень широко. В празднованиях принимают участие представители всех национальностей, населяющих республику.
Традиции и Обряды
Этот праздник длится 1 неделю, с понедельника до следующего понедельника, в конце ноября каждого года. В воскресенье накануне праздника закалывается жертвенное животное: бык или баран, в зависимости от размаха празднования, и этот день так и называется «день закалывания быка» (осет. галыргавдан). Также во время праздника осетинам запрещается употреблять в пищу свинину, мясо птицы и яйца.
В первый понедельник каждая семья отмечает у себя дома, в кругу семьи. Накрывается стол с традиционными тремя пирогами и головой заколотого животного, и после произнесения старшим молитвы, все могут садится за стол.
В остальные дни недели принято ходить праздновать в гости к соседям, по предварительной договорённости. В некоторых сёлах принято каждый год чередовать проведение празднования между соседями.
В последний день праздника, понедельник, образное прощание с праздником до следующего года, все опять же празднуют каждый в своём доме.
Что означает понятие "джигит"? Это умный, храбрый, справедливый и трудолюбивый человек, почитающий старших и заботящийся о младших. Однако
какими бы лучшими нравственными качествами он ни обладал, без физической подготовки, боеспособности он не может выступить на защиту родной земли от внешних врагов, а это его обязанность. Образцом стойкости и выносливости являются нарты, воспетые в кавказском фольклоре. Это доблестные богатыри, храбрецы, ищущие себе трудных ратных подвигов. Боевые походы - основа их повседневной жизни. Нартские игры - это тяжелые физические испытания, проверка на боеспособность. Например, с вершины высокой горы пускали нарты огромный диск. Один из них, стоявший внизу, под скалою, должен был троекратно отразить разогнавшийся диск так, чтобы тот всякий раз возвратился обратно: сначала лбом отбить, потом - руками .
1эстафета: Бег, держась друг за друга.
2 эстафета: Толкание мяча.
Популярными у всех горцев Северного Кавказа были всевозможные упражнения с камнями различной величины. Толкание камня - известный с древних времен вид спорта, он и поныне популярен в сельской местности. Метали и обструганную палку с наконечником из железа или свинца. Для испытания силы и сноровки метали также выкорчеванные тяжелые пни. Особую группу физических упражнений горской молодежи составляло поднятие тяжестей. На пастбищах молодые пастухи использовали вместо гири барана, теленка, связанные попарно мешки с зерном. Забавлялись на досуге переворачиванием арбы одной рукой. На сенокосах любимой игрой силачей было поднятие копны внушительной величины. Недаром существует шутливая поговорка: "Кто своих сил не рассчитал, тот под копной остался". Юноше, не поднявшему из-за тяжести кожаный мешок с зерном, приходилось терпеть насмешки в адрес не только свой, но и всего своего рода.
Нередко в качестве гири использовался камень.
3 эстафета: Перенеси тяжести. (гантели)
Его поднимали, переворачивали, брали и несли до определенного места. Эти упражнения помогали труженику в хозяйственной жизни. Ведь ему приходилось преодолевать большие расстояния, крутые тропы, ущелья, перевалы, неся дрова, сено или другую какую-либо ношу.
В прежние времена ходьба на дальние расстояния считалась у горцев превосходным развивающим средством, а вместе с тем и почти единственным способом распространения новостей. "Много ты ходишь, многое повидал да услышал, что же нового нам скажешь?" - обычно так обращались горцы к путнику. Вопросы: "Каковы новости?", "Что расскажешь?" становились синонимом к приветствию "Здравствуй!"
Другой оригинальной игрой молодых горцев был "Бег за костью". Обычно это соревнование проводилось во время большого торжества, где старейшины сидели за отдельным столом и трапезничали. Они выполняли роль судей. Объев лопаточную кость, почетную долю от бараньей туши, один из стариков бросал клич молодым людям: "Кто быстрее всех схватит эту кость и убежит от преследователей, тот джигит". С этими словами он кидал ее собравшимся юношам. Получалось нечто вроде современного регби, но участникам игры не выделялась площадка для его проведения, они в погоне могли устремиться куда угодно. Того, кто, обогнав соперников, добегал с костью до стариков, ожидала публичная похвала. Бег проходил как на ровной местности, так и в гору. На финише обычно сидели "почетные люди" - судьи, которые поднимали белый флаг, когда кто-либо из бегунов преодолевал дистанцию. Старт чаще всего начинался с выстрела из огнестрельного оружия. Вслед бегущему выкрикивали пожелание: "Одна нога здесь, другая - там", которое выражает совпадение во времени удачного старта и успешного финиширования.
В физической культуре горцев Северного Кавказа заметное место отводилось прыжкам: в высоту, в длину, с разбега и с места. Молодежь всех районов во время празднеств и на досуге увлекалась прыжками через костры.
4 эстафета: Прыжки через костры. (обручи)
Прыгали и через рвы - с помощью шеста. Таким же образом легко передвигались среди скал. Это упражнение имело большое значение в развитии юного горца, так как полученные навыки затем неоднократно помогали ему в пастушеской или охотничьей практике. Молодые люди нередко в качестве барьеров использовали валун и плетень загона. Упражнялись также, перепрыгивая через бурку или шкуру вола, расстеленную на траве.
Необходимой составной частью физического воспитания считалось плавание. В нартских преданиях, сказках, пословицах весьма часто встречаются сведения об искусных пловцах, о джигитах, легко переправляющихся через бурные реки. Молодые воины преодолевали реку разными способами:
5 эстафета: Через реку. (бег в обручах по 2 человека)
Богатым достоянием физического воспитания в народно-педагогической культуре карачаевцев и балкарцев, равно как и у их соседей - адыгов, вайнахов и осетин, является национальная борьба.
6 эстафета: Борьба за палку.
Борьба - обязательный компонент в поединках встретившихся врагов. Нартские богатыри меряются таким образом силой с чудовищами. Здесь важно подчеркнуть стремление народа в своих легендах показать юношам, что сила - необходимое условие для победы, для отстаивания независимости своего народа.
7 эстафета: Перетягивание каната.
Награждение.
Особое значение имели подарки и призы. Какие именно - это зависело от причины и характера празднества. Если скачки устраивались в честь покойного воина-джигита, то призами служили его одежда и оружие. Если же соревнование приурочивали к календарному празднеству или свадебному торжеству, то раздавали рукодельные изделия девушек, таким способом привлекая к участию в событии и юных горянок.