Путешествие в историю пожарной службы

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «Сказка» г.Ак-Довурак














Конспект-занятие

Непосредственно образовательной деятельности

по безопасности не тему:

Путешествие в историю пожарной службы












Провела: воспитатель

Хертек Аржаана Александровна










Ак-Довурак-2015

Хертек Аржаана Александровна, воспитатель МАДОУ д/с «Сказка»

Непосредственно-образовательная деятельность

«Путешествие в историю пожарной службы»

Задачи:

  • сформировать представления об истории возникновения пожарной служ­бы;

  • воспитывать интерес и уважение к профессии пожарного;

  • упражнять в со­ставлении сюжетных рассказов по серии картинок;

  • развивать связную речь;

  • побуж­дать делать выводы и умозаключения на основе имеющихся фактов;

  • формировать основы безопасного поведения в быту.

Предварительная работа:

  • чтение литературно-художественных произведений С.Я.Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Л.Н.Толстой «Пожарные собаки»;

  • беседа о пожароопасных предме­тах;

  • беседа с рассматриванием иллюстра­ций о значении огня в жизни человека «Когда огонь - друг, а когда - враг».

Материалы:

  1. посылка;

  2. макет «машины времени» (оклеенная цветной бумагой коробка с кнопками, вы­полненными из разноцветных крышек от пласти­ковых бутылок, рядом с кнопками приклеены маленькие прозрачные кармашки; квадратики разного цвета, соответствующие цветам кнопок; над ними закреплен прозрачный карман большего размера; иллюстрация, на которой изобра­жен пожар жилого дома);

  3. мультимедийный проектор,

  4. слайды с изображениями (пожарный, люди, тушащие пожар ведрами; пожарный смотритель; пожарная вышка; пожарные на телеге; ручной насос; первая паровая пожарная машина; усовершенствованная пожарная машина; современная пожарная машина; костюм пожарного)

  5. колокол;

  6. две корзины с различными предметами;

  7. лоскуты сукна и брезента по количеству детей; таз с водой; весы (дет­ские);

  8. детские ведерки из песочного набора;

  9. аудиозапись пожарной: сирены, магнитофон;

  10. значки с изображе­нием пожарных и сказочных героев - по количеству детей;


Дети с воспитателем проходят в центр зала.

Воспитатель:

-Ребята, давайте, возмемься все за руки. Это наш круг радости. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу, поделитесь хорошим настроением и скажите вместе:

Пусть наша дружная улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом (руки прикладываются к сердцу)

Напомним вам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы как солнечные лучики)

Делиться счастьем и добром (руки в стороны)

- Правда, это радостно почувствовать тепло рук своих друзей.

-Да (ответы детей)

-Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им наше добро и тепло.

-Здравствуйте (дети здороваются и проходят на свои места)

Стук в дверь и воспитатель вносит посылку.

Воспитатель:

Ребята, почтальон доставил нам посылку. Попробуйте догадаться, что может находиться внутри посылки и кто ее отправил?

(Воспитатель выслушивает предположения детей, затем открывает посылку и сообщает, что в ней находится «машина времени». Демонстрирует оклеенную цветной бумагой коробку).

Дидактическое упражнение «Программируем машину времени».

Воспитатель: Ребята, это не простая коробка, это «машина времени». Она помогает перенестись в прошлое. Для того чтобы отравиться в путешествие, необходимо запрограммировать «машину времени»: поместить в прозрачные кармашки рядом с кнопками карточки такого же цвета, что и кнопки.

(Дети выполняют задание.

Когда дети выполняют задание, воспитатель вставляет в большой прозрачный карман картинку с изображением пожара. Выслушивает предположения детей о том, куда они сегодня отправятся путешествовать.)

Воспитатель:

Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие в историю пожарной службы (демонстрирует картину с изображением пожарного). Закройте глаза, повернитесь вокруг себя три раз - вот мы уже оказались в прошлом! (Слайд №1)

Беседа об истории возникновения пожарной службы. (Слайд №2)

Воспитатель:

В давние времена постоянных пожарных не было. Если загорался дом, с огнем боролись все жители улицы. Люди выстраивались цепочкой от горяще­го дома до реки или колодца. Они переда­вали ведра с водой из рук в руки, пока вода не доходила до тех, кто заливал ею пламя. (Слайд №3)

Соревнование «Чья команда быстрее потушит пожар?»

Воспитатель:

Давайте сами попробуем поработать, как старинные пожарные, по­играем в игру «Чья команда быстрее поту­шит пожар?».

(Предлагает детям объединиться в две команды и построиться цепочкой. Первый ребенок в цепочке берет игрушечное ведро. Дети передают ведро друг другу. Послед­ний ребенок имитирует тушение очага возгорания, затем бежит в начало цепочки и передает ведро следующему игроку).

Выигрывает команда, первой справившаяся с заданием.

Дети садятся на стулья.

Воспитатель:

Дети, как вы думаете, мож­но ли было быстро потушить пожар таким способом? Почему? (Ответы.) Чтобы сле­дить за возникновением пожара, в городах назначали специального человека, который обходил ночью все улицы и смотрел, нет ли где пожара (слайд с изображением ночного смотрителя). Как только ночной смотритель замечал дым или огонь, то сразу же поднимал шум: стучал в колотушку или бил в набатный колокол, чтобы люди узнавали о пожаре и спешили на его тушение. Города постепен­но росли, обойти их становилось все труд­нее и труднее. И тогда жители городов ста­ли строить специальные вышки, которые стали называть «пожарной каланчой» (слайд с изображением пожарной вышки).

На пожарной каланче круглосуточно дежурил дозорный.

На площади базарной,

На каланче пожарной

Круглые сутки

Стоит солдат у будки.

Смотрит вокруг -

На север.

На юг,

На запад,

На восток, -

Не виден ли дымок?

(С. Маршак)

Каланча была выше окру­жающих ее домов, поэтому до­зорный сразу замечал очаг возгорания и подавал сигнал тревоги, звоня в колокол, ведь телефонов тогда не было!

Детям предлагается по­пробовать ударить в коло­кол, чтобы понять, как до­зорный оповещал жителей о пожаре.

Воспитатель:

Молодцы! Справились! По сигналу ко­локола к месту пожара выез­жала специальная пожарная команда. Пожарные ехали на лошадях и везли с собой все­го две бочки воды: больше на телеге не умещалось. (Слайд с изображением конной пожарной команды).

Позже для борьбы с огнем люди придумали ручные насосы, чтобы удобнее качать воду по шлан­гам. (Слайд, на котором изображен ручной насос).

Воспитатель:

Первые насосы были крайне несовершенны. Кроме того, такие устройства не были предназначены для за­качивания воды из природных источни­ков, поэтому пожарной команде приходи­лось перевозить бочку к колодцу, из кото­рого по мере необходимости ведрами доливалась вода в емкость пожарного на­соса. Все это также требовало больших за­трат ручного труда. Для обслуживания од­ной такой установки могло быть задейст­вовано до 50 человек (слайд с изображением тушения пожара).

Воспитатель:

Как вы думаете, быстро ли удавалось пожарным потушить огонь? Почему? Да, действительно, на лошадях с телегой, да еще с тяжелым грузом, быстро не разго­нишься. Да и воды в бочках было мало даже для тушения возгорания одного дома. А ведь в старину все дома были деревянные, горели быстро. Вот и приходилось пожарным поливать водой в первую очередь соседние по­стройки, чтобы не дать огню перекинуться на другой дом или улицу.

Со временем люди изобре­ли автомобили. И, конечно же, придумали пожарную машину. Первая пожар­ная машина была на паровом ходу, то есть работала не от бензина, а от пара. Сначала пожарные машины были не­большого размера. На них умещалось всего несколько человек (слайд с изображением английской паровой пожарной машины). Скорость таких пожарных машин была небольшая. Да и сами машины были очень тяжелые.

Пожарные машины посто­янно совершенствовались, изобретались все новые и но­вые модели (слайд с изображением первой рус­ской пожарной машины). Первая русская пожарная машина была выпущена в 1904 году.

На пожарные машины ус­танавливался насос, бочка на несколько сотен литров во­ды, катушка (на которую на­матывалось несколько десят­ков метров пожарных рука­вов - шлангов), лестница и прочий инвентарь. Также предполагались места для си­дения пожарных (слайд с изображением усовершенствованной пожарной машины).

Сейчас мы уже не представляем, что пожарные машины могут выглядеть иначе, чем эти (слайд с изображением современных пожарных машин).

В такой машине может разместиться це­лая пожарная дружина, в ней есть специ­альные отсеки для воды, пены, шлангов.

На крыше машины обязательно устанав­ливается раздвижная пожарная лестница. Как вы думаете, для чего она нужна? (От­веты.) Ребята, обратите внимание, пожар­ные машины и в старину, и теперь красят в красный цвет. Как вы считаете, для чего это делается? Красный цвет - это цвет ог­ня, тревоги. Пожарная машина потому красного цвета, чтобы издалека было вид­но, что едет специальный ав­томобиль. Он спешит на по­мощь людям, значит, другие водители обязаны немедлен­но уступить ему дорогу. А вы слышали вой пожарной си­рены? (предлагает послу­шать запись рева пожарной сирены).

Ребята, знайте, пожарный автомобиль, как и машина «скорой помощи», имеет пра­во проезжать на красный сиг­нал светофора. Поэтому если при переходе улицы вы ус­лышите рев пожарной сире­ны, то непременно пропусти­те этот автомобиль. Может быть, своим поступком вы сохраните кому-то жизнь.

Вот так, постепенно, возникла и разви­валась пожарная служба.

Физминутка: игра «Топаем, хлопаем»

Условие:

Если дети поступают правильно- хлопаем,

Если неправильно- топают.

  1. Знаю я теперь, друзья,

Что с огнем играть нельзя! (хлопают)

  1. Спички весело горят,

Буду с ними я играть. (топают)

  1. При пожаре звоним в 01. (хлопаем)

  2. Детям можно играть с бенгальскими огнями. (топают)

  3. При пожаре нельзя прятаться в шкаф. (хлопаем)

  4. Детям можно самим гладить одежду утюгом. (топают)

Опыты «Свойства сукна и брезента»

Воспитатель:

Современный костюм по­жарного сделан из брезента. Посмотрите, вот это и есть брезент (предлагает взять и рассмотреть лоскуты брезента). А в ста­рину костюмы пожарных делались из сук­на. Вот это - сукно (предлагает рассмотреть и обследовать лоскуты сукна).

Да­вайте проведем опыт: намочите оба кусоч­ка ткани. Что вы можете сказать о каждом материале? Действительно, сукно намока­ет, а вот брезенту вода нипочем! Брезент непромокаем.

Воспитатель: А теперь давайте взвесим наши экспе­риментальные лоскуты - брезент и мокрое сукно. Сначала взвесим их на ладошке. Как вам кажется, что тяжелее - сукно или брезент? Проверим ваши предположения и взвесим кусочки ткани на весах. (Дети кладут на чаши весов мокрое сукно и брезент. Фиксируют изменение равнове­сия чаш в сторону сукна)

Воспитатель:

Какой мы можем сделать вывод? Намокшее сукно тяжелее брезента. Как вы думаете, в каком костюме удобнее работать пожарному: в суконном или бре­зентовом? Да, действительно, суконные костюмы были неудобные: они легко вос­пламенялись намокали от воды и станови­лись очень тяжелыми. Зимой в морозы на­мокшее сукно замерзало, и костюм превра­щался в панцирь. Современный пожарный надевает боевую одежду, предназначенную для защиты тела от высокой температуры и возможных выбросов пламени при туше­нии пожара. Его одежда не горит и не на­мокает. Он хорошо и надежно защищен.

Рефлексия. Игра-триз «Хорошо и плохо»

Воспитатель:

-Ребята, что хорошего вы узнали о работе пожарного? Какими качествами должен он обладать? (Ответы детей)

-Молодцы ребята. А что плохого вы узнали и заметили в работе пожарного? (Ответы детей)

- Наше путешествие на «машине времени» подошло к концу. Ре­бята, если вам было интересно узнать об истории возникновения пожарной служ­бы, то возьмите себе на память значок отважного пожарного. Путешествие в историю пожарной службы


© 2010-2022