- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Путешествие в историю пожарной службы
Путешествие в историю пожарной службы
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хертек А.А. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «Сказка» г.Ак-Довурак
Конспект-занятие
Непосредственно образовательной деятельности
по безопасности не тему:
Путешествие в историю пожарной службы
Провела: воспитатель
Хертек Аржаана Александровна
Ак-Довурак-2015
Хертек Аржаана Александровна, воспитатель МАДОУ д/с «Сказка»
Непосредственно-образовательная деятельность
«Путешествие в историю пожарной службы»
Задачи:
-
сформировать представления об истории возникновения пожарной службы;
-
воспитывать интерес и уважение к профессии пожарного;
-
упражнять в составлении сюжетных рассказов по серии картинок;
-
развивать связную речь;
-
побуждать делать выводы и умозаключения на основе имеющихся фактов;
-
формировать основы безопасного поведения в быту.
Предварительная работа:
-
чтение литературно-художественных произведений С.Я.Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Л.Н.Толстой «Пожарные собаки»;
-
беседа о пожароопасных предметах;
-
беседа с рассматриванием иллюстраций о значении огня в жизни человека «Когда огонь - друг, а когда - враг».
Материалы:
-
посылка;
-
макет «машины времени» (оклеенная цветной бумагой коробка с кнопками, выполненными из разноцветных крышек от пластиковых бутылок, рядом с кнопками приклеены маленькие прозрачные кармашки; квадратики разного цвета, соответствующие цветам кнопок; над ними закреплен прозрачный карман большего размера; иллюстрация, на которой изображен пожар жилого дома);
-
мультимедийный проектор,
-
слайды с изображениями (пожарный, люди, тушащие пожар ведрами; пожарный смотритель; пожарная вышка; пожарные на телеге; ручной насос; первая паровая пожарная машина; усовершенствованная пожарная машина; современная пожарная машина; костюм пожарного)
-
колокол;
-
две корзины с различными предметами;
-
лоскуты сукна и брезента по количеству детей; таз с водой; весы (детские);
-
детские ведерки из песочного набора;
-
аудиозапись пожарной: сирены, магнитофон;
-
значки с изображением пожарных и сказочных героев - по количеству детей;
Дети с воспитателем проходят в центр зала.
Воспитатель:
-Ребята, давайте, возмемься все за руки. Это наш круг радости. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу, поделитесь хорошим настроением и скажите вместе:
Пусть наша дружная улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом (руки прикладываются к сердцу)
Напомним вам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы как солнечные лучики)
Делиться счастьем и добром (руки в стороны)
- Правда, это радостно почувствовать тепло рук своих друзей.
-Да (ответы детей)
-Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им наше добро и тепло.
-Здравствуйте (дети здороваются и проходят на свои места)
Стук в дверь и воспитатель вносит посылку.
Воспитатель:
Ребята, почтальон доставил нам посылку. Попробуйте догадаться, что может находиться внутри посылки и кто ее отправил?
(Воспитатель выслушивает предположения детей, затем открывает посылку и сообщает, что в ней находится «машина времени». Демонстрирует оклеенную цветной бумагой коробку).
Дидактическое упражнение «Программируем машину времени».
Воспитатель: Ребята, это не простая коробка, это «машина времени». Она помогает перенестись в прошлое. Для того чтобы отравиться в путешествие, необходимо запрограммировать «машину времени»: поместить в прозрачные кармашки рядом с кнопками карточки такого же цвета, что и кнопки.
(Дети выполняют задание.
Когда дети выполняют задание, воспитатель вставляет в большой прозрачный карман картинку с изображением пожара. Выслушивает предположения детей о том, куда они сегодня отправятся путешествовать.)
Воспитатель:
Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие в историю пожарной службы (демонстрирует картину с изображением пожарного). Закройте глаза, повернитесь вокруг себя три раз - вот мы уже оказались в прошлом! (Слайд №1)
Беседа об истории возникновения пожарной службы. (Слайд №2)
Воспитатель:
В давние времена постоянных пожарных не было. Если загорался дом, с огнем боролись все жители улицы. Люди выстраивались цепочкой от горящего дома до реки или колодца. Они передавали ведра с водой из рук в руки, пока вода не доходила до тех, кто заливал ею пламя. (Слайд №3)
Соревнование «Чья команда быстрее потушит пожар?»
Воспитатель:
Давайте сами попробуем поработать, как старинные пожарные, поиграем в игру «Чья команда быстрее потушит пожар?».
(Предлагает детям объединиться в две команды и построиться цепочкой. Первый ребенок в цепочке берет игрушечное ведро. Дети передают ведро друг другу. Последний ребенок имитирует тушение очага возгорания, затем бежит в начало цепочки и передает ведро следующему игроку).
Выигрывает команда, первой справившаяся с заданием.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель:
Дети, как вы думаете, можно ли было быстро потушить пожар таким способом? Почему? (Ответы.) Чтобы следить за возникновением пожара, в городах назначали специального человека, который обходил ночью все улицы и смотрел, нет ли где пожара (слайд с изображением ночного смотрителя). Как только ночной смотритель замечал дым или огонь, то сразу же поднимал шум: стучал в колотушку или бил в набатный колокол, чтобы люди узнавали о пожаре и спешили на его тушение. Города постепенно росли, обойти их становилось все труднее и труднее. И тогда жители городов стали строить специальные вышки, которые стали называть «пожарной каланчой» (слайд с изображением пожарной вышки).
На пожарной каланче круглосуточно дежурил дозорный.
На площади базарной,
На каланче пожарной
Круглые сутки
Стоит солдат у будки.
Смотрит вокруг -
На север.
На юг,
На запад,
На восток, -
Не виден ли дымок?
(С. Маршак)
Каланча была выше окружающих ее домов, поэтому дозорный сразу замечал очаг возгорания и подавал сигнал тревоги, звоня в колокол, ведь телефонов тогда не было!
Детям предлагается попробовать ударить в колокол, чтобы понять, как дозорный оповещал жителей о пожаре.
Воспитатель:
Молодцы! Справились! По сигналу колокола к месту пожара выезжала специальная пожарная команда. Пожарные ехали на лошадях и везли с собой всего две бочки воды: больше на телеге не умещалось. (Слайд с изображением конной пожарной команды).
Позже для борьбы с огнем люди придумали ручные насосы, чтобы удобнее качать воду по шлангам. (Слайд, на котором изображен ручной насос).
Воспитатель:
Первые насосы были крайне несовершенны. Кроме того, такие устройства не были предназначены для закачивания воды из природных источников, поэтому пожарной команде приходилось перевозить бочку к колодцу, из которого по мере необходимости ведрами доливалась вода в емкость пожарного насоса. Все это также требовало больших затрат ручного труда. Для обслуживания одной такой установки могло быть задействовано до 50 человек (слайд с изображением тушения пожара).
Воспитатель:
Как вы думаете, быстро ли удавалось пожарным потушить огонь? Почему? Да, действительно, на лошадях с телегой, да еще с тяжелым грузом, быстро не разгонишься. Да и воды в бочках было мало даже для тушения возгорания одного дома. А ведь в старину все дома были деревянные, горели быстро. Вот и приходилось пожарным поливать водой в первую очередь соседние постройки, чтобы не дать огню перекинуться на другой дом или улицу.
Со временем люди изобрели автомобили. И, конечно же, придумали пожарную машину. Первая пожарная машина была на паровом ходу, то есть работала не от бензина, а от пара. Сначала пожарные машины были небольшого размера. На них умещалось всего несколько человек (слайд с изображением английской паровой пожарной машины). Скорость таких пожарных машин была небольшая. Да и сами машины были очень тяжелые.
Пожарные машины постоянно совершенствовались, изобретались все новые и новые модели (слайд с изображением первой русской пожарной машины). Первая русская пожарная машина была выпущена в 1904 году.
На пожарные машины устанавливался насос, бочка на несколько сотен литров воды, катушка (на которую наматывалось несколько десятков метров пожарных рукавов - шлангов), лестница и прочий инвентарь. Также предполагались места для сидения пожарных (слайд с изображением усовершенствованной пожарной машины).
Сейчас мы уже не представляем, что пожарные машины могут выглядеть иначе, чем эти (слайд с изображением современных пожарных машин).
В такой машине может разместиться целая пожарная дружина, в ней есть специальные отсеки для воды, пены, шлангов.
На крыше машины обязательно устанавливается раздвижная пожарная лестница. Как вы думаете, для чего она нужна? (Ответы.) Ребята, обратите внимание, пожарные машины и в старину, и теперь красят в красный цвет. Как вы считаете, для чего это делается? Красный цвет - это цвет огня, тревоги. Пожарная машина потому красного цвета, чтобы издалека было видно, что едет специальный автомобиль. Он спешит на помощь людям, значит, другие водители обязаны немедленно уступить ему дорогу. А вы слышали вой пожарной сирены? (предлагает послушать запись рева пожарной сирены).
Ребята, знайте, пожарный автомобиль, как и машина «скорой помощи», имеет право проезжать на красный сигнал светофора. Поэтому если при переходе улицы вы услышите рев пожарной сирены, то непременно пропустите этот автомобиль. Может быть, своим поступком вы сохраните кому-то жизнь.
Вот так, постепенно, возникла и развивалась пожарная служба.
Физминутка: игра «Топаем, хлопаем»
Условие:
Если дети поступают правильно- хлопаем,
Если неправильно- топают.
-
Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя! (хлопают)
-
Спички весело горят,
Буду с ними я играть. (топают)
-
При пожаре звоним в 01. (хлопаем)
-
Детям можно играть с бенгальскими огнями. (топают)
-
При пожаре нельзя прятаться в шкаф. (хлопаем)
-
Детям можно самим гладить одежду утюгом. (топают)
Опыты «Свойства сукна и брезента»
Воспитатель:
Современный костюм пожарного сделан из брезента. Посмотрите, вот это и есть брезент (предлагает взять и рассмотреть лоскуты брезента). А в старину костюмы пожарных делались из сукна. Вот это - сукно (предлагает рассмотреть и обследовать лоскуты сукна).
Давайте проведем опыт: намочите оба кусочка ткани. Что вы можете сказать о каждом материале? Действительно, сукно намокает, а вот брезенту вода нипочем! Брезент непромокаем.
Воспитатель: А теперь давайте взвесим наши экспериментальные лоскуты - брезент и мокрое сукно. Сначала взвесим их на ладошке. Как вам кажется, что тяжелее - сукно или брезент? Проверим ваши предположения и взвесим кусочки ткани на весах. (Дети кладут на чаши весов мокрое сукно и брезент. Фиксируют изменение равновесия чаш в сторону сукна)
Воспитатель:
Какой мы можем сделать вывод? Намокшее сукно тяжелее брезента. Как вы думаете, в каком костюме удобнее работать пожарному: в суконном или брезентовом? Да, действительно, суконные костюмы были неудобные: они легко воспламенялись намокали от воды и становились очень тяжелыми. Зимой в морозы намокшее сукно замерзало, и костюм превращался в панцирь. Современный пожарный надевает боевую одежду, предназначенную для защиты тела от высокой температуры и возможных выбросов пламени при тушении пожара. Его одежда не горит и не намокает. Он хорошо и надежно защищен.
Рефлексия. Игра-триз «Хорошо и плохо»
Воспитатель:
-Ребята, что хорошего вы узнали о работе пожарного? Какими качествами должен он обладать? (Ответы детей)
-Молодцы ребята. А что плохого вы узнали и заметили в работе пожарного? (Ответы детей)
- Наше путешествие на «машине времени» подошло к концу. Ребята, если вам было интересно узнать об истории возникновения пожарной службы, то возьмите себе на память значок отважного пожарного.