НОД по обучению грамоте Гласные и согласные

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель: закрепление понятий «звук», «буква», «слово», «предложение», навыка чтения слов, звукового анализа, слогового анализа.

Задачи: активизировать и обогащать предметный, глагольный словарь, словарь признаков; упражнять в чтении слов; закрепить умение определять местоположения звука в слове; упражнять в звуковом анализе слов; закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков; составлять предложения с помощью схемы; развивать фонематический слух и внимание; развивать речь детей, творческое воображение, образное мышление, произвольное внимание и память, воспитывать способность детей взаимодействовать друг с другом, прививать любовь к родному языку.

Оборудование:

Звукозапись «звукового письма», посылка, магнитофон, шары с заданиями, «Волшебный мешочек» с буквами, «Слоговая гусеница», карточки со схемами предложений, посылка, медальки, «Волшебный карандаш», ноутбук.

Ход НОД

Организационный момент. (Создание положительного эмоционального фона. Сообщение темы занятия.)

Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришла посылка и необычное письмо - звуковое. Давайте послушаем его (звучит запись «письма» от Королевы Знаний)

«Мои дорогие юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда. За каждое задание получите букву. Желаю вам удачи!!!

- Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний?

Психологический настрой

- Тогда соберем свои силы и знания, возьмем с собой хорошее настроение и отправимся в путь. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта…

Улыбнемся и пожелаем друг другу удачи и радостного настроения.

- Ну, а теперь мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебная палочка, которая поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глазки. Раз-два-три в Страну знаний нас веди!

- Вот мы, кажется, и попали в Страну знаний. В этой стране существуют правила: не перебивать друг друга, отвечать правильно и полными ответами.

А это, кажется и первое задание:

1. Игра «Умные ручки».

- В этом мешочке спрятались буквы. Увидеть их нельзя. Узнать, какие буквы спрятаны, можно только ощупав их руками. Достать букву можно только после того, как скажешь слово, начинающиеся с этой буквы.

- Скажите ребята, чем отличается буква от звука?

- Какими бывают звуки?

- А согласные звуки, какие мы знаем?

2. А вот и второе задание «Вопросы и ответы» презентация

Гимнастика для глаз «Послушные глазки»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (открывают глаза,

взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву О, получается легко. (глазами рисуют букву О)

Вверх поднимем, глянем вниз, (глаза вверх, вниз)

Вправо - влево повернем. Заниматься вновь начнем.

3. Упражнение «Найди схему». (Закрепление навыков звукового анализа, развитие словесно - логического мышления)

- Ой, ребята, посмотрите, я вижу воздушные шарики на них необычные мешочки (в одном звуковые схемы, в другом: картинки). Давайте подберем к каждой картинке звуковую схему.

- Ну, молодцы. А нам пора отправляться дальше.

- Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились!

4. Дидактическая игра «Отгадай слово»

Слово спряталось куда-то. Слово спряталось и ждет:

«Пусть найдут меня ребята, ну-ка, кто меня найдет?»

- Рассмотрите картинки, составьте из первых звуков слова.

Давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Знаний.

Физкультминутка

Вот Грамматики зарядка, выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь, руками коленей коснитесь.

Сели - встали, сели - встали. Вы, надеюсь, не устали?

Надо вам свободней встать и спокойнее дышать.

5. Королева Знаний посылку прислала,

А в ней картинки вам,

Названия картинок на слоги поделите,

И сколько в слове том частей - скорее вы скажите!

- Посмотрите на нашей волшебной поляне такие интересные цветы, один цветочек один слог, два цветочка - два слога, три - три слога.

5.1 Дидактическая игра «Слоговая гусеница». (Закрепление слогового анализа)

Я - гусеница не простая, гусеница слоговая.

Слоги могут в слова превращаться, если с ними уметь обращаться.

- Ребята, возьмите каждый по три слога, одного цвета на слоговой гусенице, и составьте слово.

6. Составление предложений по опорным словам. (Закрепление понятия «предложение», навыка составления и чтения предложений)

У Королевы Знаний

Помощников не счесть

Средь них один чудесный гномик есть

Он карточки со схемами в подарок вам принес

Вы ж проявите свое умение

Составьте со словами предложения!

- Вот этот Ученый гном, просит вас составить предложения по схемам.

1. _______ ______.

2. _______ ______ ______.

3. _______ ______ ______ ______.

- Ребята, вы молодцы. Давайте, из этих букв составим слово. (Алфавит)

(после того как задание будет выполнено, опять звучит голос Королевы Знаний)

« Молодцы ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями и за это я вас награжу. Ну, а я прощаюсь с вами, буду рада видеть вновь в Стране Знаний. До скорой встречи, мои дорогие друзья!!!!»

( дети находят сундучок, а в нем находятся медальки для каждого ребенка)

- Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний, пора возвращаться в нашу группу. Давайте опять закроем глазки! (воспитатель произносит слова: раз, два, три в группу нашу нас веди!)











Самоанализ НОД на тему «Гласные и согласные звуки»

Основная цель: закрепление понятий «звук», «буква», «слово», «предложение», навыка чтения слов, звукового анализа, слогового анализа.

При планировании НОД учитывала у воспитанников уже сформированные необходимые знания в умение выполнять звукобуквенный анализ, соотносить слова с соответствующими схемами, высказываться и делать простейшие выводы.

Планируя НОД, ставились следующие задачи:

Обучающие задачи:

Образовательная область «Коммуникация». Активизировать и обогащать предметный, глагольный словарь, словарь признаков; упражнять в чтении слов, составлении предложений с заданными словами.

Образовательная область «Познание». Закрепить умение определять местоположения звука в слове; упражнять в звуковом анализе слов; закрепить знания о различии гласных и согласных звуков; закрепить понятие, что такое предложение; составлять предложения с помощью схемы; формировать целостность картины мира, расширять кругозор. (Игра «Вопросы и ответы», «Найди схему», «Отгадай слово», «Слоговая гусеница»).

Развивающие задачи:

Образовательная область «Коммуникация». Развивать построение высказывания, помогать детям, более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предложения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Образовательная область «Познание». Развивать познавательный интерес, сенсомоторику, память, мышление, воображение, зрительное внимание, координацию движений.

( «Умные ручки», «Вопросы и ответы», «Составь предложение»).

Образовательная область « Физ. культура»: развивать координацию движений.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к обучению грамоте, учебно-коллективные навыки взаимодействия со сверстниками, аккуратность, усидчивость, доброжелательное отношение к окружающим.

При составлении занятия учитывала возрастные, речевые особенности детей (дети 6-7 лет с ОНР II-III уровня, ст.дизартрией). Задания подбирала в соответствии с интересами, темпераментом и развития детей. К каждому подходила как к субъекту, уважая его личность. Особое внимание на НОД было направлено на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, слухового и тактильного восприятия. Этому способствовали все задания НОД.

На НОД была выбрана следующая структура:

-Организационный момент.

- Мотивация.

-Применение знаний, умений, навыков детей.

-Рефлексия (итог)

Для реализации цели использовались следующие методы и приёмы: создание игровой ситуации, беседа, дидактические игры, самостоятельная работа, словесно-ответное общение, схематические карточки, технические средства обучения. Мотивацией на непосредственно образовательную деятельность послужило - введение детей в проблемную ситуацию (помочь королеве знаний), что позволило заинтересовать и сконцентрировать внимание детей на постановке этой проблемы и совместном её решении. Дидактические игры «Умные ручки», «Вопросы и ответы», «Найди схему», «Отгадай слово», «Слоговая гусеница» были направлены на закрепление понятий «звук», «буква», «слово», «предложение», навыка чтения слов, звукового анализа, слогового анализа,

на развитие фонематического восприятия, словесно - логического мышления, слухового внимания, памяти, воображения, тонкой и общей моторики, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, любви к русскому языку, умение работать в микрогруппах. Использование перечисленных приёмов создало условие, позволяющее каждому ребёнку быть активным, самостоятельным. В процессе НОД поддерживалась двигательная активность детей, смена динамических поз (стоя, сидя за столами, передвижение по группе), включая физ. минутку. Введение сказочного персонажа позволило вызывать у детей положительные эмоции, удивление, радость.

Считаю, что поставленные задачи были реализованы в полном объёме, дети справились т.к. дети принимали активное, заинтересованное участие в образовательном процессе, планировали свои действия, направленные на достижение конкретной цели, работали по правилу и по образцу, слушали взрослого и выполняли его инструкции.



© 2010-2022