Конспект ООД Помощники бабушки Федоры (подготовительная к школе группа)

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 51 «Росточек».















Конспект организованной образовательной деятельности.

Образовательная область «Социально - коммуникативная».

Тема ООД «Помощники бабушки Федоры».

Старший дошкольный возраст.

























Козачинская Наталья Михайловна - воспитатель высшей квалификационной категории.



  1. МБДОУ № 51 «Росточек»

  2. Муниципальная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 51.

  1. Тема ООД по социально - коммуникативному развитию «Помощники бабушки Федоры».

  2. Старшая группа.

  3. Козачинская Наталья Михайловна - воспитатель высшей квалифицированной категории.

  1. Цель: Расширять и формировать представление о правилах столового этикета.

Программные задачи:

Воспитательные:

Воспитывать желание помочь нуждающимся в помощи, чувства коллективизма.

Образовательные:

Формировать у детей навыки правильного поведения за столом. Расширять знания о разнообразии посуды, умение классифицировать её на группы (кухонная, столовая и чайная).

Развивать мышление и память при отгадывании загадок для кроссворда.

Закрепить у детей понятие «столовый этикет».

Развивающие:

Развивать логическое мышление и умение находить правильный выход из проблемной ситуации.

Активизировать в речи словарный запас детей.

Развивать умения, используя схематические изображения сервировки стола к чаю и способы складывания бумажных салфеток, выполнять эти действия на практике .

7. Материалы и оборудование: костюм бабушки Федоры, стол со скатертью, ширма, конверт с «письмом от посуды», картинки с чайной, столовой и кухонной посудой, обратная сторона которых имеет цвет (чайная - красный, столовая -жёлтый, кухонная - синий), на стульях у детей такие же цветовые метки( красные, жёлтые и синие кружки), кроссворд на доске, «волшебная коробка» с отгадками к кроссворду (ложка, чайник, нож, вилка, тарелка - игрушки), схема последовательности сервировки стола к чаю и способы складывания бумажных салфеток для стола, фартуки на каждого ребёнка, косынки для девочек, шапочки для мальчиков, , бумажные салфетки по количеству детей, посуда для сервировки на каждого ребёнка (чашка, мелкая тарелка, чайная ложечка, салфетка ), посуда для стола с угощением (заварочный чайник, сахарница с сахарным песком, конфетница с конфетами, сухарница с сухариками и печеньем), проектор, экран, компьютер для презентации.

8. Изменения в развивающей среде:

Насыщенность - образовательный процесс оснащён техническими средствами (использование ИКТ), разнообразие материала : дидактический ( посуда, картинки с посудой), наглядный ( алгоритм сервировки стола, кроссворд ). Детям была дана возможность само выразиться во время сервировки стола к чаю и экспериментировать во время складывания салфеток по схематичным изображениям.

Транформируемость- игровая зона изменилась в зависимости от образовательной ситуации ( поставлен стол со скатертью , ширма, приготовлена посуда).Свободно изменялось рабочее пространство за счёт разного расположения детей (дети сидели полукругом на стульчиках, работали за столами, двигались на ковре во время физкультминутки). В рабочей зоне находилась двухсторонняя доска, которая являлась стендом для схем, иллюстраций и кроссворда.

Полифункциональность - в образовательной деятельности использовалась ширма, которая отделяла дом бабушки Федоры от столов, вносилась «волшебная» коробка с посудой, которая побуждала активное воображение детей и выставлялась двухсторонняя магнитная доска.

Для создания вариативности предметной среды использовались сюрпризный момент (воспитатель в костюме бабушки Федоры), использование вспомогательных игрушек ( игрушечная посуда в «волшебной коробке») и сменяемость материалов (посуда, «письмо от посуды», «волшебная коробка», схемы, кроссворд) . Наличие картинок с различной посудой, стульчиков с разноцветными метками, фартуков с шапочками и косынками, варианты складывания салфеток - обеспечило свободный выбор детей.

Доступность - все материалы, используемые в ООД доступны детям, находятся перед ними на столах или на магнитной двухсторонней доске, что обеспечивает все основные виды детской активности.

Безопасность - во время ООД старались приблизить интерьер группы к домашней обстановке, все соответствующие элементы, используемые предметы, игрушки, материалы надёжные и безопасные для применения.

9. Взаимосвязь с другими видами деятельности: сервировка стола к еде, работа дежурных по столовой, сюжетно-ролевые игры.

10. Способ использования игровых технологий: обращение к литературному игровому персонажу- бабушке Федоре, использование игровых методик и приёмов обучения, игр - соревнований, работа детей в группах, презентация по теме - использование ИКТ.

11. Взаимодействие с семьями воспитанников: пошив фартуков и шапочек с косынками на каждого ребёнка, папка-передвижка для родительского уголка «Этикет с малых лет», памятка «Правила поведения за столом», родительское собрание «Этикет для дошкольников», развлечение с родителями «Праздник чая».

12. Предварительная работа: ежедневное дежурство детей, рассматривания алгоритма сервировки стола к завтраку, обеду, чаепитию, лепка посуды, рисования «Я сервирую стол» , настольная игра «Правила этикета», сюжетно-ролевая игра в «Дом», «Семья» и «Кафе», чтение художественной литературы, создавались специальные ситуации «К нам гости пришли», «А у нас праздник», дидактические игры «Что сначала, что потом», «Что перепутали», «Разложи по силуэту».

13. Ход ООД:

Этапы деятельности.

Содержание деятельности.

Время.

Процесс вовлечения в деятельность.

Дети сидят на стульчиках, входит бабушка Федора и плачет.

Ф. Ой вы бедные , сиротки мои, утюги и сковородки мои.

Вы подите-ка немытые домой.

Я водою вас умою ключевой.

Я очищу вас песочком , обварю вас кипяточком .

И вы будете опять словно солнышко сиять.

Ф. Ой горе мне, горе. Куда это я попала?

Д. В детский сад.

Ф. Здравствуйте, ребятки. А вы знаете, кто я такая?

Д. Ты бабушка Федора.

2 мин.

Процесс целеполагания.

Ф.Да, правильно вы говорите., я Федора Егоровна. Ребята у меня беда приключилась. Убежала от меня вся посуда. И думаете почему?

Д. Ты не мыла посуду, она обиделась и убежала.

Ф. Опять ваша правда. Ребята, а вы знаете, что ко мне должны прийти гости на чай , а из чего я их буду угощать, посуды то нет? Ой , горе мне, горе! Вы мне посоветуйте, что же мне делать?

Дети придумывают разные варианты помощи Федоре: попросить у посуды прощения, догнать её, купить новую посуду, попросить у соседей.

2 мин.

Процесс проектирования, планирования деятельности.

Ф. Да много вы мне посоветовали, но я привыкла к своей родненькой посуде, мне бы её вернуть. ( плачет и стряхивает со стола конверт - «письмо посуды»).

Ой, что это такое? (распечатывает, а там записка от посуды)

«Дорогая наша хозяюшка! Мы знаем, что ты очень добрая и надеемся, что ты сможешь нас вернуть, если выполнишь наши задания и вспомнишь о столовом этикете, который поможет тебе встретить гостей.»

Ф. Трудно мне будет её вернуть. Надеюсь только на вас, дорогие ребята. Посоветуйте, что же мне делать?

Д. Выполнять задания посуды и тогда она вернётся.

2 мин.

Процесс осуществления деятельности.

Ф Так вот первое задание: на цветных карточках изображена чайная, столовая и кухонная посуда, её нам надо разложить по группам , да ещё объяснить, для чего она нужна? Как же нам справиться с этим заданием?

Д. Надо всем детям и взять по одной картинке и разделиться на три группы.

Ф. Точно, ребятки. Но у вас на стульчиках подсказки - какого цвета кружок на стуле - такую картинку вы возьмёте и объединитесь в группы.( дети берут по одной картинке и встают в три группы по цветовым меткам).

Ф. (подходит к каждой группе и слушает объяснения ребят - почему посуда называется чайной, столовой и кухонной)

Игра «Разложи посуду».

Ф. А теперь второе задание: надо будет отгадать загадки, отгадки которых зашифрованы в кроссворде и лежат вот в этой красивой волшебной коробке. Из неё мы и будем доставать посуду, которая играет с нами в «прятки» (дети отгадывают загадки и появляется убежавшая посуда поочерёдно из цветной коробки).Ответы воспитатель записывает в кроссворде.

По вертикали:

1. Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).

2. Помогает нам готовить

Утром кофе или чай

Ты узнал тот кипятильник,

Ну-ка быстро отвечай. (Чайник).

По горизонтали:

1. Им можно хлебушек порезать.

И колбасу на бутерброд.
И маслом булочку помазать.

Хорош для многих он работ. (нож).

2. Младшая сестра граблей,

Четыре зуба есть у ней.

Но на кухне жизнь её

И дело знает лишь своё. (вилка).

3. На ней котлета и гарнир

Живут все в дружбе крепкой

И называется она столовою….(тарелкой).

Ф. Вот как я рада , что вернулась ко мне посуда

Теперь я не буду, уж не буду я посуду обижать ,

Буду, буду я посуду и любить и уважать.

Ф. Ребята, было написано в письме, какое то мудреное слово «Столовый этикет» . А вы знаете, что оно обозначает?

Д. Это правила поведения за столом, умение правильно кушать, пользоваться столовыми приборами.

Ф. Да, эти правила я подзабыла, ведь старая стала. Хотя, подождите, вроде бы я чего-то помню. Точно-точно помню и даже выполняю. Хотите проверить?

Предлагаю вам весёлую игру «И я тоже». Я вам буду говорить, что умею делать, а вы, если со мной согласны, говорите «и я то же».

1. Я за столом всем говорю «Приятного аппетита».

2.Я после обеда говорю «Благодарю».

3.Я всегда во время еды разговариваю с полным ртом.

4. Я люблю бросать хлеб со стола.

5. Я держу ложку в левой руке.

6. Я вытираю рот рукавом.

7. Я люблю облокачиваться на стол.

8. Я беру нож правой рукой .

9.Я люблю проливать на стол и размазывать еду по столу.

10. Я жую всегда с закрытым ртом и не чавкаю.

Ф. Ребята, а в «волшебной коробке» на дне что-то лежит ( достаёт диск с надписью «Столовый этикет»). Это посуда хочет, чтобы я ничего не забыла, а правила столового этикета повторила.

Просмотр презентации «Столовый этикет», где дети объясняют иллюстрации с нарушением правил поведения за столом.

Ф. Чтобы мы с вами ничего не забыли, предлагаю игру «Закончи фразу».

* Ты всегда перед едой, руки (чисто с мылом мой).

* Если сели вы за стол- не стучи (рукой об стол).

*Ты ногами не болтай и соседей не (толкай).

* Аккуратен будь везде, а особенно (в еде).

* Вежливым ты должен быть и (спасибо говорить).

* Локти на стол ( не ставим).

* Если во рту пища (не разговариваем).

*Не забудь салфеткой ( губы вытирать).

Ф. Да, правила поведения за столом во время принятия пищи вы очень хорошо знаете. А сервировать стол умеете? Ведь у меня сегодня будут гости и мне их надо встретить как полагается. Я знаю, что вы всё можете.

Физминутка «Это мы можем».

Кто, скажите сможет , дети,

Повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму,

Вправо - влево разведу,

И, как птица полечу,

Головою поверчу,

А потом присяду, встану

И нисколько не устану.

Я попрыгаю немного

И пешком пойду в дорогу.

Если надо - побегу.

Ф. Раз вы всё можете, то я вас проверю. Вот у меня схема последовательности сервировки стола к чаю. (схема прикрепляется к магнитной доске)

Упражнение «Что сначала, что потом». Ф.Расскажите, что за чем надо накрывать на стол. ( дети по желанию рассказывают последовательность накрытия посуды к чаю).

Ф. Ребята, а у вас в детском саду кто накрывает на стол?

Д. Дежурные.

Ф. А что делают дежурные по столовой?

Д. Ставят на стол посуду, складывают салфетки, рассказывают меню.

Ф. Как здорово! И вы всё это можете? Научите меня складывать салфетки и накрывать на стол правильно.

Вас ждут фартучки, шапочки и косынки, а на столах салфетки и посуда. Кто быстрее и правильнее выполнит задание?

Игра - соревнование «Я- дежурный». Практическая часть: дети сервируют 3 стола к чаю и складывают себе салфетку удобным для себя способом, используя схемы складывания салфеток, проверяют работу по схеме на доске.

Ф. Вы сумели, всё успели

Аккуратно сделать.

Прежде чем на стол поставить

Чашки и тарелки,

Не забыли постелить чистые салфетки.

Чашки, ложки лежат в ряд

Стол накрыт для всех ребят.

Ф. Ребята, какие красивые столы у нас получились. А кто догадался, для чего стоит на столе вот эта посуда? ( обращает внимание на сахарницу, конфетницу сухарницу заварочный чайник).

Игра «Назови посуду» ( дети объясняют назначение ).

Ф. Спасибо вам , мои хорошие. Вы мне помогли вернуть посуду и научили столовому этикету. Я надеюсь, что и вы сами многое запомнили.

27 мин



4 мин.







4 мин.

























2 мин.











5 мин.

2 мин.











2 мин.









2 мин.









4 мин.









2 мин.




Процесс рефлексии.

Ф. Ну а теперь таких хороших ребят мне хочется пригласить на чай. Проходите, рассаживайтесь поудобнее и угощайтесь. Приятного вам аппетита!

Гостей сегодня мы встречаем

Душистым ароматным чаем.

От всех невзгод, от всех болезней,

Что может быть ещё полезней.

Наш гость , сегодня не скучай

Будем пить душистый чай.

Вам понравилось у меня в гостях? А что вам больше понравилось? Какие трудности вы испытали? Какие правила «Столового этикета» вы запомнили?

Чаепитие взрослых и детей.

3 мин.

Краткая аннотация ООД «Поможем бабушке Федоре».

Поведение человека во время приёма пищи регулируется правилами столового этикета, поэтому для успешного овладения детьми ролью культурного человека за столом мы организовали обучение этим правилам.

В дошкольном учреждении обучение детей правилам поведения за столом происходит как на специальных занятиях, так и ежедневно во время приёма пищи. Они знакомятся с разными видами посуды (кухонной, столовой, чайной) и столовых приборов, усваивают правила пользования ими.

Конечно, эту работу можно проводить и непосредственно во время приёма пищи. Но мы твёрдо убеждены: знакомство с правилами должно происходить в непосредственно образовательной деятельности. Во время приёма пищи физиологические потребности ребёнка преобладают над всеми остальными, и ему совершенно не хочется слушать и запоминать правила. Поэтому первостепенную роль мы отводим специально организованным занятиям. Примером такого занятия стала ООД «Поможем бабушке Федоре», где ребята не только вспомнили о правилах столового этикета, но закрепили названия и назначения чайной посуды, на практике каждый ребёнок сервировал стол к чаю, складывал салфетки.

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста и проходил в рамках тематической недели «Гостей встречаем - правила столового этикета соблюдаем». Целью ООД стало - расширение и формирование представлений о правилах столового этикета, которую можно было осуществить через специально организованную проблемную ситуацию - бабушка Федора осталась без посуды, которую надо было выручить из беды. В процессе ООД дети самостоятельно делились на подгруппы, работали индивидуально, предлагали пути решения проблемы главного героя. Результатом этой деятельности стала самостоятельная сервировка стола к чаю и чаепитие с бабушкой Федорой.

Во время НОД использовались следующие приёмы и методы:

  • Оказание помощи герою в трудной ситуации.

  • Словесные игры и упражнения.

  • Игровые приёмы -дидактические игры, упражнения, игры - соревнования.

  • Наглядные приёмы - иллюстрации, схемы, презентация, картинки.

  • Художественное слово - стихи и загадки о посуде, чтение стихов.

  • Практические действия - сервировка по схеме, складывание салфеток.

В этой непосредственно-образовательной деятельности переплетаются все образовательные области:

  • Физическое развитие (физкультурная минутка «Это мы можем»),

  • Социально-коммуникативное развитие (правила поведения за столом, нахождение выхода из проблемных ситуаций).

  • Познавательное развитие (закрепление разнообразных видов посуды, умение работать с алгоритмами и схемами, сервировка стола к чаю).

  • Речевое развитие (работа над словарём - название посуды, её назначение, отгадывание загадок, чтение стихов).

  • Художественно-эстетическое развитие (сервировка стола к чаю, складывание салфеток - ручной труд).

Сегодня нас, конечно же, больше всего интересует вопрос: как помочь детям преобрести уверенность и способность достойно вести себя в разнообразных ситуациях приема пищи и при этом почувствовать поддержку родителей, увидеть желание детей следовать правилам, да и самим получать радость от успехов в этой работе.



Используемая литература и ссылки на использование Интернет-ресурсов:

Для создания презентации «Столовый этикет».

  • s003.radikal.ru/i203/1007/54/86836482da0b.jpg - фон

  • allday.ru/uploads/posts/2009-06/1244551525_858dc82df3fc-kopiya.jpg - курица

  • allday.ru/uploads/posts/2009-09/1251833012_492d51d9bcc8-kopiya.jpg - столовые приборы

  • allday.ru/uploads/posts/2009-05/thumbs/1241122506_8685c.jpg - салат

  • schools-wikipedia.org/images/39/3957.jpg - суп

  • img-fotki.yandex.ru/get/6/boooro.6/0_43b1_95bb8668_XL - десерт

  • s48.radikal.ru/i119/0809/f2/942b87b5ed1b.png - книга

  • skyclipart.ru/clipart/child/17433-sbornik-risovannyx-detishek.html - дети

  • yarndex.ru| images -картинки, как нельзя вести себя за столом

  • yarndex.ru| images - картинки для складывания салфеток и схемы сервировки стола

  • Иллюстрации к дидактической игре «Школа хороших манер».

  • К. Т. Дунцова, Л. Г. Станкович «Этикет за столом».

  • Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина «Весёлый зтикет».












1 Л









П

О



2.Ч





1.Н

О

Ж



А






С

К



Й






У

А



Н






Д



2.В

И

Л

К

А


3.Т

А

Р

Е

Л

К

А






© 2010-2022