Статья Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе малокомплектного детского сада

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК 373.24

И.Ф. Баркова

(студентка группы 5-ИД-12 ОЗО, направление «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование», Институт детства, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск)

Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе малокомплектного детского сада

В статье обосновывается актуальность решения проблемы организации образовательного процесса в малокомплектных детских садах с одной или двумя разновозрастными группами. Характеризуются некоторые особенности организации образовательной деятельности в таких группах в условиях реализации ФГОС ДО.

Малокомплектный детский сад, разновозрастная группа детей дошкольного возраста, организация образовательного процесса.


Система дошкольного образования в России претерпевает существенные изменения. Среди этих изменений отмечаются как позитивные тенденции, так и сложные проблемы, требующие решения. Одной из таких проблем следует назвать проблему организации образовательного процесса в малокомплектных дошкольных образовательных учрежденях (ДОУ) в сельской местности. Сельский малокомплектный детский сад имеет свою специфику по сравнению с ДОУ больших мегаполисов. Чаще всего - это единственное дошкольное учреждение, которое оказывает населению качественные услуги по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста и чаще всего все дети составляют одну разновозрастную группу.

Организация образовательного процесса в малокомплектных детских садах коренным образом отличается от организации в обычных многогрупповых детских садах. Дети в группе такого детского сада имеют большой возрастной диапазон - от 1,5 до 7 лет. У детей разный уровень развития навыков самообслуживания, разная потребность во сне и видах деятельности, различная степень восприимчивости к инфекционным заболеваниям. Создание благоприятной среды для каждого ребенка требует от воспитателя специального планирования содержания всех режимных моментов и образовательной деятельности.

Проблема организации образовательного процесса в разновозрастных группах освещалась в работах многих педагогов-практиков и ученых. Так как долгое время образование детей осуществлялось в форме предметных занятий, то и организация образовательного процесса в этих работа чаще всего рассматривалась как организация занятий с детьми разновозрастной группы. В соответствии же с требованиями Федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), образовательная деятельность должна осуществляться в течение всего времени пребывания ребенка в образовательной организации. Кроме того введение ФГОС ДО предусматривает отказ от предметного обучения в детском саду. Образовательный процесс теперь организуется не по учебным предметам, а по крупным интегрированным образовательным областям. Воспитатель обязан обеспечить условия воспитания, обучения и развития детей в процессе всех видов детской деятельности, соответствующих возрасту детей.

Организация обучения и воспитания в разновозрастных группах всегда имела определенную сложность. Однако сейчас от педагогов требуется еще больше знания специфики работы с разными возрастными группами, умения соотносить программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, обеспечивая разные условия для детей разного возраста в одно и то же время в одном и том же месте. Для детей же проживание времени пребывания в детском саду в разновозрастной группе является благом, так как в определенном смысле моделирует многодетную семью. Правильная организация образовательного процесса в разновозрастной группе открывает перед детьми широкие возможности для общения детей разного возраста, для их более быстрой и эффективной социализации.

Образовательная работа в малокомплектном детском саду осуществляется педагогом в процессе всех режимных моментов, в самостоятельной и совместной деятельности детей, в процессе непосредственной образовательной деятельности. Мы стараемся организовать познавательную деятельность всех детей. Для этого в групповой комнате создана предметно - развивающая среда, где ребенок любого возраста может найти себе дело по душе. Мы стараемся создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания. Дети старшего возраста берут шефство над младшими. Им нравится ухаживать за ними, играть с ними. Мы учим детей не ссориться, работать коллективно. Дети с увлечением выполняют поручения, старшие без напоминания помогают младшим. В свободные минуты старшие дети любят рассказывать малышам сказки - развивают разговорную речь. Дети младшего возраста тянутся к старшим, участвуют в их играх.

Научный руководитель - канд. пед. наук, доцент -

С. Е. Царева

© 2010-2022