• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Проект на 2014-2015 учебный год по теме: «Педагогические условия в формировании нравственных представлений детей дошкольного возраста посредством сказок

Проект на 2014-2015 учебный год по теме: «Педагогические условия в формировании нравственных представлений детей дошкольного возраста посредством сказок

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект на 2014-2015 учебный год

по теме: «Педагогические условия в формировании нравственных представлений детей дошкольного возраста посредством сказок.

Воспитатель: Нагаева Гульшат Ринатовна

Вид проекта: долгосрочный (1сентября - 1 июня), познавательный, творческий, групповой.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители детей.

Цель проекта : Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

Задачи:

1. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.

2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

5. Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных представлений детей на примере героев русских народных сказок.

6. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Актуальность: выбранной мною темы вижу в следующем. В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.

Сказка является одним из самых доступных средств нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

Предполагаемый результат:

- Если целенаправленно и систематически воздействовать на нравственные чувства ребенка-дошкольника через сказку, то повысится нравственные представления дошкольников.

-​ Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.

- Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.

-​ Знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

- Ответственность за свои дела и поступки.

Подготовительный этап:

  1. Подбор и изучение методической литературы;

  2. Подбор игр дидактических

  3. Подбор библиотеки в книжный уголок

  4. Изготовлен наглядно-дидактические пособия, иллюстрации; изготовлены и обновлены разные виды театра.

  5. Был оформлен уголок по русским народным сказкам

  6. Составила перспективный план

Основной этап проведения проекта осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы: групповые и индивидуальные занятия, вечера сказок, дидактические игры («Отгадай мою сказку», «Откуда Я» (описание героев сказки)), выставки рисунков и поделок сказочных героев.

В работе нами используется наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, просмотр сказок в мультимедийном варианте либо прослушивание записи); словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям, сочинение сказок); игровые формы (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Речевые и музыкальные игры, песни, танцы находят отклик в душе каждого ребенка.

На первом этапе для выявления уровня сформированности нравственных представлений мы провели диагностику по методике, предложенной Г.А. Урунтаевой в книге «Диагностическое обследование детей». ( 64. 25 ). И, конечно же, мы опирались в процессе диагностирования на наблюдения за детьми в повседневной жизни.

Наиболее приемлемыми методами воспитания детей в семье преобладают - чтение сказок, беседа, разговор, объяснения, иногда запрет.

Ответы родителей на поставленные вопросы показывают, что необходимость формирования чуткости, отзывчивости, честности осознаются, однако родители не всегда обращают внимание на формирование нравственных представлений у ребенка, мало используется произведения для воспитания чуткости, отзывчивости, честности.

Я разработала перспективный план работы по формированию нравственных представлений дошкольников

Дата

Мероприятия

Цель

Методы

сентябрь

Сказка Л.П.Стрелкова

«Знакомство»

«Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки»

Развитие заботливого отношения к взрослым; внимательность

Чтение.

Беседа.

Вопросы-ответы.

Консультации

для родителей.

октябрь

Видео просмотр славянской сказки «12 месяцев»

Воспитывать нравственные чувства доброты, ответственности за свои поступки

Просмотр сказки.

Беседа.

Вопросы- ответы.

«Придумай окончание сказки».

ноябрь

Чтение были Л.Толстого «Лгун», «Чашка».

«Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь».

«Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят».

Воспитание нравственной жизненной позиции

Чтение.

Игра «Выбери подарок».

Работа с пословицами.

декабрь

Прослушивание на записи сказку «Морозко»

Инсценировка отрывка сказки «Морозко»

Воспитание вежливого, добродушного отношения к людям, ответственности за свои поступки; воспитание нравственного поведения в театре и жизни, доброжелательного отношения к сверстникам, любовь к сказкам.

Слушание сказки.

Беседа.

«Придумай конец сказки».

«Играем в театр»

январь

«Любимый герой сказки прочитанной родителями»

Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средство воспитания дошкольников, как залог их жизненной судьбы

Беседа.

Выставка рисунков.

Консультация.

февраль

Рассказывание сказки «Цветик-семицветик» В.Катаева.

Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик»

Воспитывать любовь к героям произведения, способствовать воспитанию нравственных качеств детей, вызвать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь.

Рассказывание сказки.

Беседа.

Игра»Что такое хорошо и что такое плохо».

Игра «Загадай одно желание».

Игра «Волшебные слова».

Просмотр мультфильма

март

Анкетирование родителей

«Бабушкин пирог»

Выяснить читают родители детям художественную литературу

Анкетирование.

Вопрос-ответ.

Конкурс среди родителей

апрель

Праздник «Любимая сказка» (совместно с родителями)





«Колобок на новый лад»

Помочь детям и родителям вспомнить сказки, воспитывать дружбу, радость; любовь к сказкам

Игра «Отгадай загадки».

Игра «Сказочные вопросы».

«Продолжи строчку». (задание родителям)

Игра « Музыкальная».

Игра «Продолжи строчку».

Подведение итогов.

Инсценирование сказки

май

Мониторинг, подведение итогов

Выявления уровня сформированности нравственных представлений

Мониторинг качества формирования нравст. представлений дошкольников;

наблюдение

Заключительный этап

Подобрала диагностический материал для выявления уровня сформированности нравственных представлений, провела диагностику по методике, предложенной Г.А. Урунтаевой в книге «Диагностическое обследование детей». ( 64. 25 ). И, конечно же опиралась в процессе диагностирования на наблюдения за детьми в повседневной жизни.

По проделанной работе можно сделать вывод о том, что, формы и методы, применяемые в процессе нравственного развития дошкольников, очень эффективны в формировании нравственных представлений с применением сказок у старших дошкольников.

Результат:

- Дети научились понимать смысл сказок

- Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

- Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,

- Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;

- Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

Вывод:

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий.

Из всего этого следует: нравственное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Литература:

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» по редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

2. А.С. Давыдов «Лучшая книга сказок» - М: 2003г.

3. «Большая книга пословиц и поговорок, потешек и загадок» - «Ленинградское издательство», 2003г.

4.Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой». - М.: 2000

5. С.В. Шамаева «Апология сказки».- М: 2000г.

6. В.В. Гербова «книга для чтения в детском саду и дома» - М: 2005г.

7. И.Г. Дмитриева, Е.А. Требухина «Целостный подход к духовно -нравственному воспитанию дошкольника». - М: 2005г.

8. О.А. Садилова «Волшебные сказки. Духовно - нравственное воспитание детей и подростков» - М: 2005г.



© 2010-2022