- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Планирование кружковой работы на темуПриобщение детей к истокам русской народной культуры во второй младшей группе
Планирование кружковой работы на темуПриобщение детей к истокам русской народной культуры во второй младшей группе
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Булатова Ю.В. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Планирование кружковой работы на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» для детей второй младшей группы
Патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свой собственные.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Во второй младшей группе (3-4 года) планирование предполагает:
-
Создание доброжелательной свободной атмосферы на занятиях, позитивного микроклимата.
-
Знакомство с различными видами и жанрами фольклора.
-
Воспитание уважения к труду народных умельцев.
-
Активное включение детей в различные виды деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную.
-
Индивидуальный подход, учет индивидуальных предпочтений, интересов, развитие индивидуальных способностей детей.
-
Систематичность и последовательность, непрерывность в работе в течении всего учебного года.
-
Повторение учебного материала и его постепенное усложнение.
-
Использование произведений народного творчества в самостоятельной деятельности детей.
-
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.
-
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого народа.
И конечно, важными задачами в приобщении детей к истокам русской народной культуры являются:
-
Развитие познавательных интересов и любознательности.
-
Формирование представлений о жизни своих предков, о народной культуре.
-
О традициях и обычаях.
-
Формирование осознания причастности к своему народу.
-
Формирование активной гражданской позиции.
Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель данного кружка состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.
Чтобы успешно проводить занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры, необходимо вложить в эту работу свое сердце , суметь передать свое видение, свою любовь, подобрать слова, которые бы тронули каждого ребенка, нашли отклик в его душе.
На основании вышеизложенного, будет уместна цитата К. Ушинского: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах».
Тематический годовой план занятий
Вторая младшая группа
Месяц
Неделя
Тема занятия
Содержание
Сентябрь
1 неделя
«Милости просим, гости дорогие»
Первое посещение детьми «избы». Знакомство с ее хозяйкой
2 неделя
«Ходит сон близ окон»
Знакомство с колыбелькой(люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями.
3 неделя
«Во саду ли, в огороде»
Знакомство с огородом детского сада
4 неделя
«Репка»
Знакомство со сказкой «Репка»
Октябрь
1 неделя
«Чудесный сундучок»
Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах
2 неделя
«Как у нашего кота»
Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота»
3 неделя
«Котик, котик поиграй»
Повторение потешки «Как у нашего кота». Дидактическое упражнение «Похвали котика». Игра с котенком в катушку на ниточке
4 неделя
«Девочка и лиса»
Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса». Игра «Кто позвал?» (угадывание по голосу)
Ноябрь
1 неделя
«Водичка, водичка, умой мое личико»
Знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки «Водичка, водичка, умой мое личико»
2 неделя
«С гуся вода, а с Ванечки худоба»
Повторение потешки «Водичка, водичка, умой мое личико»
3 неделя
«Идет коза рогатая»
Знакомство с новым обитателем «избы» - козой Машкой. Разучивание потешки «Идет коза рогатая»
4 неделя
«Волк и семеро козлят»
Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят»
Декабрь
1 неделя
«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»
Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой
2 неделя
«Колобок»
Знакомство со сказкой «Колобок»
3 неделя
«Уж ты, зимушка-зима»
Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»
4 неделя
«Сундучок Деда Мороза»
Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде
Январь
1 неделя
«Пришла коляда - отворяй ворота»
Знакомство детей с Рождеством
2 неделя
«Фока воду кипятит и как зеркало блестит»
Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»
3 неделя
«Гость на гость - хозяйке радость»
Знакомство детей с медведем Мишуткой. Лепка посуды
4 неделя
«Три медведя»
Знакомство со сказкой Л.Н. Толстого «Три медведя»
Февраль
1 неделя
«Маша и медведь»
Знакомство со сказкой «Маша и медведь»
2 неделя
Хозяйкины помощники
Знакомство детей с предметами обихода - коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской
3 неделя
«Половичку курочка веничком метет»
Разучивание потешки «Наша - то хозяюшка сметливая была»
4 неделя
«Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая»
Знакомство детей с Масленицей
Март
1 неделя
«Нет милее дружка, чем родимая матушка»
Этическая беседа «Моя любимая мама»
2 неделя
«Приди, весна, с радостью»
Разучивание заклички «Весна, весна красная!»
3 неделя
«Петушок - золотой гребешок»
Знакомство детей с новым персонажем - Петушком. Разучивание потешки о петушке
4 неделя
«Заюшкина избушка»
Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка»
Апрель
1 неделя
«Трень - брень, гусельки»
Знакомство с русским народным инструментом - гуслями
2 неделя
«Кот, лиса и петух»
Знакомство со сказкой «Кот, лиса и петух»
3 неделя
«Петушок с семьей»
Знакомство с семьей петушка. Знакомство с рассказом К.Д. Ушинского «Петушок с семьей»
4 неделя
«Курочка - Ряба»
Знакомство со сказкой «Курочка Ряба»
Май
1 неделя
«Здравствуй, солнышко - колоколнышко!»
Разучивание потешки про солнышко
2 неделя
«Сорока - белобока кашу варила»
Знакомство с предметом обихода - глиняным горшком
3 неделя
«Кто в тереме живет?»
Знакомство со сказкой «Теремок»
4 неделя
Прощание с «избой»
Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с хозяйкой до осени