Обобщение педагогического опыта Формирование навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Формирование навыков сотрудничества со сверстниками

у детей дошкольного возраста»


В.П.Смирнова,

старший воспитатель МДОУ д/с № 14 «Родничок»


Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться и кем себя ощущать.

Поэтому, в настоящее время социализации уделяется особое внимание. В соответствии с ФГОС на этапе завершения дошкольного образования воспитанники детского сада должны научиться активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Мы решили проанализировать ситуацию по данному вопросу в нашем детском саду. Диагностика показала, что воспитанники имеют средний уровень развития коммуникативной деятельности. Сотрудничество и взаимодействие носит ситуативный и импульсивно‐непосредственный характер, то есть дети замечают действия партнера только в каждой конкретной ситуации. Дети не способны предугадывать действия партнера, и вырабатывать общий способ решения задачи. В некоторых ситуациях проявляют недостаточно терпения при слушании партнера, не вполне адекватно понимают его экспрессию и затрудняются договориться с ним. В результате возникают конфликты, которые самостоятельно воспитанники решить не могут.

Поэтому, педагогический коллектив принял решение изучить педагогическую и психологическую литературу по данному вопросу. Анализ литературы по развитию у детей навыков эффективного взаимодействия показал, что данная задача решается разрознено, либо психологом, занимающимся с отдельной наиболее проблемной группой детей, либо воспитателем, использующим в своей работе игры и упражнения на формирование межличностных отношений дошкольников. В действительности, мы считаем, решение задачи по формированию навыков сотрудничества должна решаться в комплексе, совместными усилиями.

Для построения системы работы педагогический коллектив изучил методические подходы Е. М. Фадеевой. Авторская концепция, которой заключается в том, что прежде чем устанавливать деловые взаимоотношения со сверстниками, ребенку необходимо освоить способы взаимодействия с другими людьми.

Для изучения методических подходов Е.М.Фадеевой в детском саду прошли педагогический совет, мастер - классы, методический и психологический семинары, смотр - конкурс.

В соответствии с этими подходами была разработана дорожная карта инновационной деятельности, ориентированной на формирование у дошкольников умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Работу по обозначенной задаче, мы построили по следующим направлениям:

  1. Работа воспитателей по формированию опыта совместной деятельности.

  2. Профилактическая работа психолога с детьми по личностному развитию старших дошкольников.

  3. Организация развивающей предметно - пространственной среды с использованием разнообразных наглядных форм, которые позволяют развивать потребность в достижениях, в самоутверждении и самовыражении.

Остановимся подробнее на каждом направлении.

Работа воспитателей по формированию опыта совместной деятельности.

1.Для возникновения и развития отношений сотрудничества у детей 3 - 7 лет необходима специальная организация занятий, на которых дети приобретают опыт взаимодействия. В непосредственно образовательной деятельности воспитатели обучают воспитанников навыкам взаимодействия, используя технологию сотрудничества.

Основными принципами технологии сотрудничества являются:

1. Обучение носит развивающий характер, воспитатель не даёт готовых образцов действия и определений, а стимулирует и направляет детский поиск на решение поставленной проблемы.
2. Технология сотрудничества используется на знакомом программном материале, когда дети знакомы со способами решения поставленных задач.
3. Эффективным толчком является проблемная ситуация, побуждающая к поиску не только решения задачи, но способов эффективного сотрудничества.
4. Поиск решения проблемы происходит при помощи вопросов и ответов педагога и детей, выделяется цель, способы и действия решения задачи, а затем после её достижения подводится итог, т.е. проводится рефлексия.
5. Чтобы облегчить формирование самоконтроля детям вводятся специальные средства регуляции и саморегуляции нормативного поведения.

На младшей группе педагог обучает детей способам установления контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления цели в продуктивных видах деятельности: аппликации, конструировании, лепке в совместно - индивидуальной деятельности.

На средней группе педагог обучает детей способам распределения действий, планированию отдельных действий, способам разрешения конфликтов, развитие навыков контроля в продуктивных видах деятельности: аппликации, конструировании, лепке, рисовании, в совместно - последовательной деятельности, организуя детей в микрогруппы по 2-3 человека.

На старшей группе педагог обучает детей способам объединения с партнерами, распределения ролей, действий, ведения спора, выхода из конфликтных ситуаций; планированию предстоящей деятельности; развитие контроля, самоконтроля, самооценки, воспитание ответственности за коллективный результат.

Он проводит работу не только в продуктивной, но и других видах деятельности: познавательной, физической. Для этого организует совместно - взаимодействующую деятельность в микрогруппах по 3-4 человека.

На подготовительной группе педагог обучает детей самостоятельно использовать способы сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности, включая задания во все виды занятий при изучении новой темы, «открытии» нового знания, способа деятельности и организуя микрогруппы, состоящие из 4 - 6 человек по выбору детей.

2. Обучение навыкам сотрудничества осуществляется в детском саду не только во время непосредственно образовательной деятельности воспитанников, но и в течение всего дня. Для этого в образовательном процессе дошкольных групп широко используются такие методические приемы обучения сотрудничеству, как:

  • демонстрация «положительных» и «отрицательных» способов взаимодействия с игровым персонажем, другим взрослым, ребенком и последующее их обсуждение;

  • переключение внимания ребенка со взрослого на сверстника;

  • создание ситуации недостатка материала;

  • создание ситуации выбора: задания, способа выполнения, материала, партнера;

  • выработка правил взаимодействия и фиксация их с помощью условных обозначений.

В образовательный процесс включаются:

- творческие задания, предполагающие высокую степень самостоятельности детей, способность применять ранее полученные знания и умения для решения нестандартных ситуаций;

- нетрадиционные формы организации совместной деятельности ( конкурсы, викторины, интеллектуальные игры);

- организация детей в парах, тройках, малых группах;

- для организации совместной деятельности следует использовать такие задания, которые имеют наглядный конечный результат совместных действий.

3.Кроме того, в течение дня воспитатели планируют дидактические игры со сверстниками. Они способствуют выработке уверенности в себе и внимательного отношения к окружающим. С помощью этих игр дети учатся: устанавливать доверительный контакт друг с другом; чувствовать состояние и настроение окружающих; использовать мимику и пантомимику в общении; быть наблюдательными; внимательно относиться друг к другу; прислушиваться к мнению партнера; оказывать взаимопомощь; понимать интонацию других.

При организации дидактических игр существует определенная последовательность. В младшей группе проводятся игры на развитие интереса к партнеру по общению, в средней группе - игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог, в старшей группе - игры на развитие навыков взаимодействия в группе, в подготовительной группе - игры на сплочение детского коллектива.

Профилактическая работа психолога с детьми по личностному развитию старших дошкольников.

Профилактическая работа с детьми по личностному развитию, направлена на развитие произвольного поведения, коммуникативных навыков, развитие рефлексии.

С этой целью используются: упражнения на совместное взаимодействие (в парах, тройках, малых группах) с элементами сказкотерапии, индивидуальные упражнения, ролевые игры, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций.

Систематически организованная работа позволяет сформировать у детей следующие умения:

  • Понимать эмоциональное состояние взрослого, сверстника;

  • Получать необходимую информацию в общении;

  • Выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению;

  • Вести простой диалог;

  • Спокойно отстаивать своё мнение;

  • Принимать и оказывать помощь;

  • Не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях

Сказкотерапевтические упражнения используются 1 раз в неделю по 25-30 минут с группой детей старшего дошкольного возраста в количестве девяти человек. Эффект достигается через рассказывание сказки и ее инсценирование, где развиваются навыки сотрудничества межу детьми. Например, при использовании приема «Переписывание и перевирание сказки на новый лад» детям предлагается по желанию поделиться на группы и придумать окончание сказки. Дети должны прислушаться друг к другу и из предложенных вариантов развития сюжета выработать одну единую сюжетную линию. Наши дети по мотивам сказки «Гадкий утенок» сочинили новую сказку, в которой жители птичьего двора стали добрыми друзьями утенка.

При инсценировании сказки распределяются роли, причем не только одушевленных персонажей, но и такие как, березка, клубочек и т.д. Таким образом, все персонажи, не безликие дополнения к герою, а равноценные участники действия. Наши воспитанники быстро и органично включаются в этот сложный процесс, что позволяет им научиться смотреть на ситуацию глазами другого и ставить себя на его место. Постепенно вырабатывается умение слышать других детей, понимать причины их поступков.

Для того чтобы научить детей договариваться друг с другом, согласовывать свои действия, психолог организует игры по типу «Зеркало». Детям предлагается разделиться на пары и распределить роли. Один ребёнок выполняет движения, а второй, изображая зеркальное отражение, копирует его действия. Выкладывание частей лица на овале таким образом, чтобы изобразить определённое эмоциональное состояние - грусть, радость или удивление, собирание разрезных картинок с изображением эмоций в группах по два-три человека позволяют не только развить у детей умение договориться между собой, но и умение определять эмоциональные состояния. В процессе коллективного обсуждения дети выявляют причины возникновения тех или иных эмоциональных состояний, какое поведение или поступки приводят к их возникновению. Детям даётся возможность проиграть конкретные ситуации для их решения. Таким образом, дети учатся слушать собеседников, совместными усилиями делать выводы, находить пути решения ситуаций морального выбора.

Важной составляющей каждого упражнения является рефлексия, через которую идет осмысление своих действий, чувств, поведения, результата совместной работы.

Особенности проведения рефлексии:

  • вопросы адресуются каждому ребёнку, при этом остальных детей ориентируют на внимательное выслушивание друг друга;

  • вопросы, адресованные детям, фиксируют их актуальный опыт, полученный в результате выполнения конкретного задания;

  • первыми высказываются дети, которые успешно справились с заданием.

Грамотно организованная работа по развитию рефлексии, значительно повышает эффективность деятельности по развитию навыков сотрудничества, так как выводит ребёнка на осознанный уровень, позволяет ему самостоятельно регулировать собственное поведение.

Организация развивающей предметно - пространственной среды с использованием разнообразных наглядных форм

Для формирования навыков сотрудничества на дошкольных группах используются такие наглядные формы работы, как «Доску желания», копилки добрых дел.

Чтобы педагоги осуществляли детские мечты, а малыши смогли бы заявить о своем желании предлагаю вашему вниманию «Доску желания». Они могут быть разными (книга желаний, цветок желаний, дерево мечты). Но все они представляют собой макет планирования деятельности детей на неделю.

В начале недели педагоги с детьми выбирают, чем бы они хотели заниматься, в какие игры играть. Утром в понедельник, совместно с педагогом дети распределяют, в какой день и в какое время они будут реализовывать данные желания с учетом сетки занятий, режимных процессов.

С помощью «Доски желаний» педагоги:

- создают эмоциональный настрой детей на всю неделю;

- развивают умение договариваться между собой при распределении ролей и обязанностей;

- учат делать выбор и планировать свою деятельность, отстаивать свою точку зрения;

- развивают эмпатию ( умения принимать чувство другого человека).

Другая форма работы - копилка добрых дел. Мы попросили каждую семью изготовить коробочку для своего ребенка, украсить ее. В эту коробочку мы складываем наши добрые дела. Например, на осеннем листочке написано « Сава К. помог собрать игрушки Пете Б.» Это и есть доброе дело. Этот листочек мы убираем в коробочку ребенка. Дети очень стараются - кто - то поднимет игрушку, другой подаст стул и т.д., т.к. они уже знают, что за доброе дело к ним в коробочку прилетит листочек. Зимой можно вкладывать в коробочки - снежинки, летом - цветочки.

Всю неделю мы стараемся делать добрые дела и складываем их в коробочку добрых дел. В конце недели подводим итоги. У кого больше листочков, тот попадает на «Дерево добра». Фотография ребенка вывешивается на всеобщее обозрение.

Все это помогает повысить уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитать такие нравственные качества, как взаимовыручку, доброту, отзывчивость.

Данные формы являются интерактивными и предполагают высокую степень активности самих детей и позволяют осуществить решение задач, напрямую влияющих на развитие коммуникативного компонента личности, а именно:

- стимулирование мотивации детей к достижениям в разных видах деятельности, формирование мотивации на успех;

- повышение самооценки. Это особенно актуально для тревожных, сомневающихся, неуверенных в себе детей;

-развитие самостоятельности: визуальная форма фиксации успехов, достижений, их детализация позволяет детям, увидеть зону не только актуального развития, но и выстроить свое поведение в зоне ближайшего развития;

- создание и развитие здоровой конкуренции между детьми. Ежедневная наглядная фиксация успехов одних детей, может стимулировать у других детей возникновение потребности в достижениях.

- формирование умения адекватно оценивать свои реальные возможности. Осознанное отношение к результатам своей деятельности.

Учет интересов ребенка помогает не только привить желание выполнять деятельность, но и учит прислушиваться к мнению и желанию других детей. А значит, ребенок сможет не только реализовывать себя и свои желания, но и научится взаимодействовать с другими членами общества.

В перспективе на будущее мы планируем продолжить поиск новых методов формирования навыков сотрудничества у дошкольников.


© 2010-2022