Проект Грамотей. Подготовка дошкольников к обучению грамоте

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОЕКТ « ГРАМОТЕЙ»

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения им грамоты и чтения. Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников умения ориентироваться в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т. е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различной роли звука, основных качественных его характеристик.

К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слогов, слов. Это обеспечивает высокую эффективность речевого развития, успешность последующего изучения родного языка и происходит практическое овладение ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте.

Особое место обучению грамоте отведено в коррекционно-развивающем процессе. Дети, страдающие недоразвитием речи, входят в группу риска по дисграфии и дислексии (нарушение письма и чтения). При обучении грамоте эти дети испытывают определенные трудности, например, в усвоении слияния «согласный и гласный», йотированных гласных, в различении звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости.

С целью эффективности коррекционной работы был разработан проект «Грамотей». Проект направлен на развитие фонематический стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Проект разработан с учетом «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития детей» Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной; методических пособий Т. А. Ткаченко «Фонематическое восприятие: формирование и развитие», «Звуковой анализ и синтез: формирование навыков».

Проект построен на ведущих принципах:

Принцип системного подхода;

Онтогенетический принцип;

Принцип особого подбора речевого материала.

Цель проекта: развитие у детей познавательного интереса к обучению грамоте.

Задачи проекта:

  • Закрепление у дошкольников понятий «звук» и «буква»;

  • Формирование системы четко различаемых, противопоставленных звуков;

  • Формирование фонематического восприятия;

  • Формирование навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

  • Развитие воображения, мышления.

Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели и дети старшего дошкольного возраста, родители.

Ресурсное обеспечение проекта:

Оборудование логопедического кабинета;

Дидактический материал для проведения коррекционных занятий;

Схемы и фишки для выполнения звукового анализа слов;

Наглядный материал;

Предполагаемый результат проекта:

Высокий уровень сформированности у дошкольников стойкого интереса к родному языку;

Сформированность навыков звукового анализа и синтеза;

Повышение познавательной активности детей.

Заинтересованность родителей в участии по реализации проекта.

Реализация проекта.

В предложенном проекте предусмотрены специальные задания, упражнения и игры для развития фонематического слуха, формирования фонематического восприятия и элементарных навыков звукового анализа.

Содержание практических заданий предполагает развитие у ребенка с речевыми нарушениями следующих умений:

  • Воспринимать изучаемую фонему;

  • Узнавать, сравнивать длинные и короткие по звучанию слова;

  • Определять место изучаемого звука в слове;

  • Интонировать звук в собственной речи;

  • Удерживать ритмический рисунок слова;

  • Исключать слова, которые не содержат изучаемой фонемы;

  • Дифференцировать слова с оппозиционными (по твердости-мягкости, глухости-звонкости) фонемами;

  • Моделировать слова и предложения с помощью условных обозначений.

Примеры заданий и упражнений на развитие фонематического слуха:

1. «Назови по порядку».

Дети должны запомнить и повторить названный звуковой ряд в том же порядке.

2. «Что добавилось?»

Произносится звуковой ряд, затем добавляется один или пара звуков.

3. «Что исчезло?»

Произносится звуковой ряд: А-У-О-И, затем А-У-И. Что исчезло? В какой позиции? В середине…и т. д.

4. «Назови первый (последний, второй) звук»

Произносится звуковой ряд, а ребенок называет заданный звук.

5. «Живые звуки»

Вызванные дети запоминают по одному звуку. Педагог произносит звуковой ряд, после чего каждый из детей занимает место в соответствии с позицией звука в услышанном ряду.

6. «Назови»

Выполняя задание, ребенок произносит слово, начинающееся на заданный звук.

7. «Найди одинаковый звук»

Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук. Например, сова, косы, нос - С.

8. «Выбери правильно»

Среди 4-5 картинок ребенок находит те, в названиях которых есть заданный звук.

9. «Звук в конце (середине, начале)»

Отбираются картинки с определенной позицией звука в слове.

10. «Где звук?»

В ряд поставлены три стульчика (начало, середина, конец). Взрослый называет звук и произносит слова, содержащие этот звук. Ребенок садится на стул, совпадающий с позицией звука в слове.

11. «Кто больше?»

Ребенок может:

- подобрать слова с заданным звуком по сюжетной картинке;

- назвать окружающие предметы с тем же звуком;

- вспомнить названия любых предметов или картинок с этим звуком.

12. «Раздели на три»

В зависимости от позиции звука в названии картинки разделяются на три стопки.

13. «Замени звук»

Например, предлагается слово почка. Ребенок заменяет глухой звук на звонкий и произносит получившееся слово: бочка.

Работа по развитию звукового анализа слов проходит в такой последовательности - от лёгких заданий к более трудным:

  1. Выделение ударного, затем безударного гласного в начале слова (утка, ослик; арбуз, изба).

  2. Выделение согласного звука в обратных слогах и в конце слов (ап, ох; суп, кот, мак).

  3. Полный звуковой анализ обратного слога (УМ - У, М).

  4. Выделение согласного в прямом слоге и в начале слова (му, сок).

  5. Выделение гласного звука в середине односложных слов (лук).

  6. Прлный анализ прямых слогов и односложных слов (НО - Н, О; МАК - М, А, К).

  7. Выделение гласного звука в конце двусложного слова (рука).

  8. Деление слов на слоги (ла-па, ка-ша).

  9. Полный звуковой анализ двусложных слов (ЗУБЫ - З, У, Б, Ы).

  10. Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слов (стол, брат; зонт, волк).

  11. Слова со стечением двух согласных, относящихся к разным слогам, деление таких слов на слоги (кош-ка, сум-ка, вес-на).

Далее формирование звукослогового анализа проводится за счет усложнения ритмико-слоговой структуры слова:

А) трехсложные слова с открытыми слогами (ма-ши-на, ра-бо-та).

Б) трехсложные слова с одним закрытым слогом в конце слова (мо-ло-ток).

В) трехсложные слова различного слогового состава (ва-лен-ки, вер-туш-ка).

Г) четырехсложные слова (че-ре-па-ха).

Примеры заданий и упражнений на развитие звукослогового анализа:

1. «Назови начало»

Узнавание и выделение гласного (согласного) в начале слова.

2. «Назови конец»

Выделение согласного звука в конце слова.

3. «Перечисли звуки»

Полный звуковой анализ слога, слова.

4. «Соедини вместе»

Синтез обратных слогов. Например, О, П - ОП.

5. «Чем похожи слова?»

Мак, рак, сок - в конце звук К; сани, сом, сук - в начале звук С.

6. «Синий - красный - зеленый»

Взрослый называет звук, а ребенок показывает фишку, обозначающую этот звук (гласный - красный, мягкий согласный - зеленый, твердый согласный - синий цвет).

7. «Найди красный домик»

Дети получают схемы: из двух и трех клеток и красные фишки. Взрослый называет слова типа ам, му, сок, а ребенок закрывает красной фишкой на схеме определенную клетку - гласный звук.

8. «Найди синий (зеленый домик)»

Дети закрывают место заданного звука соответствующей фишкой (лес, дым).

9. «Послушай и посчитай»

Произносятся слова, а дети делят их на слоги.

10. «Назови слоги по порядку»

Педагог показывает картинку, а дети называют слоги, из которых состоит слово.

11. «Отстучи правильно»

Ребенок стучит или хлопает столько раз, сколько слогов в заданном слове.

12. «Слушай внимательно»

Ребенок отбирает картинку, в названии которой столько слогов, сколько раз простучал водящий.

13. «Что можно петь?»

Взрослый называет слова из одного-двух слогов, а дети называют гласные звуки (суп - У, руки - У, И).

14. «Что нельзя петь?»

Ребенок называет согласные (кот - К, Т).

15. «Придумай правильно»

Взрослый показывает фишки слога или слова, дети придумывают слоги и слова.

16. «Кто придумает конец слова»

Дается первый слог, дети заканчивают слово по-разному (Ра - рама, радость).

17. «Добавь начало»

Взрослый произносит последний слог, а дети называют начало слова (сы - часы)

18. «Выбери картинку по схеме»

Ребенок получает карточку со слоговым составом. Какое слово подходит?

19. «Пирамида»

Дети расставляют картинки сверху вниз, строя пирамидку:

- с постепенным увеличением количества слогов в их названиях;

- с увеличением количества звуков.

20. «Придумай сам»

Дети называют любые слова с заданным количеством слогов.

21. «Дрожит - не дрожит»

Знакомство детей со звонкими и глухими согласными. Ребенок прикладывает руки к гортани и произносит отдельные звуки: С, З, К, Т, Д…Делается вывод: когда в горле что-то дрожит, мы слышим голос - звонкий звук; если не дрожит, то шипение - глухой звук.

22. «Что без голоса?»

В названных словах дети выбирают глухие согласные. Например, СУП - С, П.

23. «Колокольчик»

Среди картинок и игрушек ребенок выбирает те, в названии которых есть звонкие согласные.

24. «Зеленый домик»

Знакомство детей с мягким согласным звуком, обозначаемым зеленой фишкой (мягкий как травка). Мягкость объясняется путем противопоставления. Л - ЛЬ, Т - ТЬ; лук - люк, лев, лом…

25. «Мягкий и твердый»

Взрослый произносит слова с мягкими и твердыми согласными; по заданию дети отмечают их в определенной позиции, показывая зеленую фишку - символ мягкости или синюю - символ твердости (твердый как лед).

26. «Возьми, что надо»

На столе - картинки. Ребенок отбирает из них те, в названии которых есть заданный звук: мягкий или твердый, звонкий или глухой, гласный звук в определенной позиции (в начале, середине, конце слова).

27. «Соседи»

Взрослый объясняет, что «соседи» - это рядом стоящие согласные (стол, крот).

Картинки, в названии которых есть «соседи» в начале слова, ребенок ставит в начало ряда; если же в конце слова - в конец ряда. Например, двор, трава; зонт, лист, торт.

28. «Добавим звуки»

- Что получится, если к началу слова рот добавим К? (Крот)

- Чем различаются слова рот - крот по смыслу? (рот - часть тела, крот - животное).

- Чем различаются слова по звуковому составу? (В слове крот есть «соседи» - КР, в нем четыре звука, а в слове рот - три).

Другие слова: мех - смех, раны - краны, кот - скот, рак - брак; шар - шарф, вол - волк, спор - спорт…

29. «Звук потерялся»

Взрослый называет картинки, намеренно пропуская звук при стечении согласных: зот - зонт, тиг - тигр, бат - брат… Ребенок добавляет пропущенный звук.

30. «Определи слово»

Ребенок получает карточку. На ней три рисунка, названия которых не одинаковы по звуковому составу; внизу - схема одного из этих слов. Нужно определить, к какой картинке относится эта схема. Например, шкаф, волк, хлеб; схема: синяя, синяя, красная, синяя фишки.

31. «Напиши сам»

Ребенок «пишет» (выполняет звуковой анализ) названия картинок, пользуясь фишками.

32. «Слово рассыпалось»

Произносятся три звука, например, К, С, О. Дети составляют слово: СОК.

33. «Что получится?»

Что получится, если в слове СОК С заменить на Б (бок), Т (ток).

34. «Поменяем начало и конец»

Строится живая схема: трое детей запоминают «свои» звуки - К, О, Т; затем К и Т меняются местами, дети «читают»: КОТ - ТОК. Нос - сон, лес - сел, бук - куб, мол - лом, тик - кит, сор - рос, дар - рад, топ - пот, гул - луг, вес - сев.

35. «Где спрятался слог?»

Отобрать картинки со слогом РО: роза, горы, ворона, рыба, журавли, пироги, таракан, корова, дорога…и т. д.

36. «Волшебная цепочка»

Конечный звук первого слова становится началом последующего: кот - туфли - иголка - апельсин…

37. «Переставь слоги»

Насос - сосна, кабан - банка, камыш - мышка, жало - ложа, рано - нора, жилы - лыжи, навес - весна, качай - чайка, наши - шина, рады - дыра…

В результате работы по реализации проекта «Грамотей» у дошкольников быстрее и легче формируются понятия «звук», «слог»; формируются навыки звукового анализа. Данный проект помогает детям обрести навыки исследовательской деятельности, вовлекает в творческий процесс.

Проект помогает педагогам реализовать многие задачи по обучению грамоте дошкольников.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный. Июль - август.

Задачи:

  • Сформировать информационный банк данных о детях.

  • Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития.

  • Создание базы дидактических материалов.

На этом этапе необходимо провести анкетирование родителей, подобрать и отобрать логопедический и дидактический материал, разработать планирование работы в соответствии с психическими и возрастными особенностями старших дошкольников.

2 этап. Основной. Сентябрь - май.

Задачи:

  • Проведение работы с детьми.

  • Продолжать пополнять базу дидактических материалов.

  • Оказание консультативной помощи педагогам, родителям воспитанников.

Данный этап предполагает проведение непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками согласно планированию логопедической работы.

3 этап. Контрольно-диагностический. Май.

Задачи:

  • Определить эффективность проделанной работы.

  • Разработать рекомендации для педагогов и родителей детей по дальнейшему формированию навыков звукового анализа.

Данный этап предполагает подведение итогов работы, их осмысление и разработка на их основе рекомендаций по внедрению данных форм работы.



Содержание работы с родителями

Анкетирование родителей «Речевое развитие ребенка»

Родительское собрание «Подготовка дошкольников к обучению грамоте»

Наглядная информация в родительском уголке «Научитесь слышать звуки»

Консультации.

Домашние задания - использование игр и упражнений в домашних условиях.

Открытое мероприятие для родителей - итоговое занятие.









Планирование работы по реализации проекта «Грамотей»


Этап. Срок.

Формы и методы работы

Содержание работы

Результат


1. Подготовитель-ный этап

Июль - Август

Анкетирование родителей.

Сбор данных детей.

Сбор дидактического материала.

Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Подбор дидактического материала по формированию фонематических процессов.

Анкета для родителей.

Картотека игр и упражнений.

2. Основной этап

Сентябрь


Октябрь


Ноябрь


Декабрь


Январь


Февраль

Март



Апрель


Май

Логопедическая диагностика.

Родительское собрание «Подготовка дошкольников к обучению грамоте».

Реализация проекта.

Консультация для воспитателей «Этапы работы в подготовке дошкольников к обучению грамоте».

Реализация проекта.

Наглядная информация для родителей «Научитесь слышать звуки».

Реализация проекта.

Реализация проекта.


Мастер - класс

«Подготовка дошкольников к обучению грамоте»

Реализация проекта.

Реализация проекта.

Консультация для воспитателей средней и младшей групп «Игры и упражнения для развития фонематического слуха».

Реализация проекта.

Реализация проекта.


Итоговая НОД.


Проведение логопедического обследования.

Анализ анкетирования, просвещение родителей по обучению грамоте.

НОД

Рекомендации по реализации проекта с практической частью.

НОД

Сообщение о применении речевых игр и упражнений.

НОД

Пополнение базы дидактического и логопедического материала.

НОД

Проведение НОД для воспитателей дошкольных групп.

НОД

НОД

Обучение упражнениям для развития фонематического слуха.

НОД

Пополнение базы дидактического и логопедического материала.

НОД

Демонстрация речевых умений и навыков в рамках проекта.

Справка по результатам диагностики.

Отзывы родителей.


Протокол проведения консультации, отзывы педагогов.

Памятка в родительском уголке «Научитесь слышать звуки».

Картотека игр и упражнений.

Протокол проведения мастер-класса. Отзывы педагогов.


Протокол проведения консультации

Отзывы педагогов.


Картотека игр и упражнений.


Отзывы педагогов и родителей.

3. Контрольно-диагностический этап. Май

Диагностика.

Выявление уровня речевого развития детей.

Анализ результатов работы по реализации проекта.

Логопедическая диагностика.

Аналитическая справка.

9

© 2010-2022