Художественно-эстетическое развитие ОД Рисование Тема: «Зимнее дерево»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №17 «Уралочка» с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников г. Орска»

Художественно-эстетическое развитие ОД Рисование

Тема: «Зимнее дерево»



Художественно-эстетическое развитие ОД Рисование Тема: «Зимнее дерево»

Подготовил: воспитатель подготовительной к школе группы Пивоварова Н.И.



1.Пояснительная записка (актуальность темы): Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика изобразительной деятельности дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Изобразительная деятельность несет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств ребенка, ее психических и эстетических возможностей.

Очень сложно в наше время - инноваций, прогресса и доминирования техники - действительно заинтересовать ребенка творчеством, а ведь одним из основных видов деятельности детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение ,во всех возрастных группах является рисование. И для того, чтобы вызвать интерес к этому виду занятий и способствовать развитию творческого потенциала у ребенка, рекомендуется использовать нетрадиционные методы рисования.

2.Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

  1. Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1.1

Доминирующая образовательная область

Художественно-эстетическое развитие

1.2

Вид деятельности детей

коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная


  1. Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

"Зимнее дерево"

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Практические: активизация прошлого опыта, а именно: наблюдение на прогулках; рассматривание и беседа по картинам И. Шишкина «Зима», И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца», иллюстраций о зиме, деревьях.

Наглядные: Репродукции картин: И. Шишкин «Зима», И. Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца»; плакат «Зимний лес»; иллюстрации лиственных деревьев;

Словесные: ввести новые слова в речь детей: «кляксография», «оттиск»; активизировать в речи слова: пейзаж, ствол, ветки, крона; красочные сравнения, выражения; закрепить слова пальчиковой гимнастики.

3.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное

4.

Возрастная группа:

Подготовительная группа

5.

Цель:

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования дерева - кляксографией с трубочкой. Расширить знания детей о деревьях.

6.

Задачи:

6.1

1. Формировать у детей умение рисовать нетрадиционной техникой: зимнее дерево - кляксографией с трубочкой; снег - оттиском мятой бумаги; снег на деревьях - тычком жёсткой полусухой кистью или ватной палочкой.

6.2

2. Закрепить знания детей о хвойных и лиственных деревьях, развивать речь детей, умение составлять связный рассказ по картине.

6.3

3. Передавать в рисунке части дерева, развивать дыхательный аппарат, фантазию, творчество детей, чувство композиции и колорита

6.4

4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к деревьям.

7.

Планируемые результаты:

7.1

Сформированы представления о том, что такое кляксография, какой это увлекательный и необычный вид рисования.

7.2

Способность в свободной деятельности самостоятельно изобразить подобный продукт.

7.3

Сформирована потребность в преображении пространства группы - оформление выставки зимнего леса, постепенная подготовка группы к Новому году

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Репродукции картин: И. Шишкин «Зима», И. Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца»; плакат «Зимний лес»; иллюстрации лиственных деревьев; трубочки для сока, ватные палочки, кисти (жёсткая и тонкая), мятая бумага, салфетки, тряпочки, жидкая гуашь (чёрная, коричневая, белая, серая), густая гуашь (розовая, белая, голубая); палитра; аудио установка с записью спокойной музыки для рисования, и звуки природы - ветер, шум леса, вьюга.

9

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Наблюдение на прогулках; рассматривание и беседа по картинам И. Шишкина «Зима», И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца», иллюстраций о зиме, деревьях; разучивание стихотворений про зимний лес



Конспект занятия (образовательной деятельности)


I.

Вводная часть



1.1


Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Утром, во время приема детей, на стенах выставлены картинки с изображением больших деревьев, подготовленных заранее воспитателем. Их можно украсить ватой, блестками, мишурой, пенопластом. Дети словно попадают в зимний лес. Перед завтраком воспитатель дает установку, что сейчас нам нужно хорошенько подкрепиться, потому что после еды, мы с вами отправимся в сказочный лес!



1.2

Мотивация деятельности детей

Выход на деятельность осуществляется с релаксационного момента: 1) Воспитатель: Дети, мы сегодня отправимся в необычное путешествие, в сказочное место, где живут деревья. Как называется это место? (лес). Лес для деревьев - дом родной.

Релаксация:

Представьте, что вы деревья - дубы. Ноги крепко уприте в пол, руки сожмите в кулаки, вы серьёзные. Дуб крепкий, могучий. Дует сильный ветер, но вас с места не может сдвинуть. А теперь вы - берёзы. Берёзка тонкая и стройная. Расслабьтесь, поднимите руки вверх. Дует ветер, и берёзка качается из стороны в сторону. Улыбнитесь друг другу, у всех хорошее настроение.

Отправляемся в путешествие («паровозик»- под музыку).

3 мин

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Выяснить, что же нас ждет в зимнем лесу, как изменились осенние деревья в снежной шубке.


2 мин

II.

Основная часть:



2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

В-ль: Вот мы и приехали в зимний лес. Какие деревья вы видите в лесу? (ель, сосна). Как их можно назвать одним словом? (хвойные). Каких деревьев не хватает? (лиственных). А как называется лес, где растут хвойные и лиственные деревья? (смешанный). Что можно сделать, чтобы в лесу были и лиственные деревья? (нарисовать их).

Игра «Расскажи и покажи» (части дерева)

Дети: Ноги - это корни дерева, туловище - ствол, руки - большие ветки, пальцы - маленькие. А что на ветках? (листья). Что они образуют? (крону)

В-ль: Какие лиственные деревья вы знаете? (дуб, берёза, клён и т.д.).

2) Рассматривание деревьев (картинки)

Ребёнок: Это дуб. Ствол у дуба толстый тёмного цвета, крона раскидистая, ветвистая. Дуб крепкий, могучий.

В ль: И. Токмакова написала про дуб прекрасное стихотворение.

Р-к:

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться.

Ведь до поздней осени

Он стоит зелёный,

Значит дуб выносливый,

Значит закалённый.

- В- ль: Какие поговорки знаете о дубе? («Крепкий как дуб», «Мудрый как старый дуб»).

Загадка: «Стоит Алёна - платок зелёный,

Тонкий стан, белый сарафан».

Р-к: Ствол у берёзы тонкий, стройный, белый с чёрными пятнами; крона ветвистая, но не широкая, веточки тонкие, опущены вниз. Её называют русская красавица, белоствольная. Чёрные пятна - это рот берёзы, через который она дышит. Из коры плетут лапти, делают берестяную посуду.

Р-к: У рябины тонкий ствол, крона похожа на шар. В народе рябину называют девица-красавица с красными бусами, она оберегает от бед. Из древесины делают музыкальные инструменты, окрашивают ткани: кора - в красный цвет, ветки - в чёрный, листья - в коричневый.

Р-к: Тополь стройный, высокий, ствол серо-зелёного цвета. Из древесины тополя делают бумагу, из почек - кремы, духи, одеколоны. В народе говорят: «Если с тополя лист не весь опадёт, то будет морозная зима».

В-ль: А какие деревья зимой? (Деревья стоят голые, тёмные, кажутся замёрзшими).


10 мин





2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Многие художники очень любят рисовать природу. Как называются такие картины? (пейзажи).

Рассмотрим, как художники в своих картинах изображали зимние деревья.

-(Звучит музыка «Вьюга»)

(Выставляется картина И.Шишкина «Зима»)

-Кто написал эту картину? Как называется? Какое стихотворение подходит к этому пейзажу?

Р-к:

Намело, навьюжело,

Все деревья в кружеве:

Снег на соснах, на кустах,

В белых шубках ели.

И запутались в ветвях

Буйные метели.

Р-к: На картине «Зима» нарисован уголок зимнего леса. Мы видим тёмные сосны и ели. Всё покрыто снежным одеялом. Снег лежит на земле, на поваленных деревьях, на старых елях и на молоденьких ёлочках. Снег белый, пушистый, в некоторых местах голубой. Сквозь деревья видно светлое, чистое небо. Воздух в лесу чистый, холодный. Стоит тишина. И лес кажется заколдованный.

-Какие краски использовал художник, чтобы нарисовать стволы деревьев? (тёмные, серые, чёрные). А снег? (белые, голубые)

В-ль:

Заготовила зима

Краски все для всех сама.

Полю - лучшие белила,

Зорям - алые чернила,

Всем деревьям чистые

Блёстки серебристые.

-Как называются блёстки серебристые? (иней).

(Выставляется картина И. Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца»)

-Назовите художника и картину.

Р-к: Художник нарисовал зимний берёзовый лес. Белоствольные молодые берёзки накрыты пушистым инеем. В лучах восходящего солнца иней кажется розовым. На земле лежит снег. Он тоже переливается всеми цветами радуги. Небо чистое, ясное, высокое, нежно-голубое. Это морозный день. От восходящего солнца по небу разливается золотой свет.

Р-к: (читает стихотворение С. Есенин «Белая берёза»)

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

-Какие тона преобладают в картине? (светлые: белый, голубой, золотистый, розовый, сиреневый цвета).

На прогулке мы наблюдали за тем, что снег не бывает чисто белым. Его цвет зависит от освещения: утром - серебристый, голубые тени на снегу; днём - от солнца золотистый, искрящийся; вечером - розовый от заходящего солнца; а ночью - синий.

4) Рассматривание образца «Зимнее дерево»

Что видим на переднем плане, в центре, вверху?

-С чего начнём рисовать? Где ствол толще? Каким цветом? Что ещё есть у дерева?

Показ воспитателя.

Продуктивная деятельность:

-Нарисуем дерево необычным способом: кляксографией с трубочкой. Наливаем ложечкой гуашь, с помощью трубочки дуем вверх - это ствол; повернув лист раздуваем капельки краски влево и вправо, не касаясь кончиком трубочки бумаги и краски. И у нас на глазах вырастают ветки у дерева.

Снег рисуем оттиском мятой бумагой внизу. На ветках рисуем иней или снег жёсткой кистью или ватной палочкой тычком. Дорисовать кору дерева можно тонкой кистью.

Пальчиковая гимнастика (физкультминутка0

У дерева ствол, (руки скрещиваем)

На стволе много веток, (сжимаем и разжимаем пальцы)

А иней на ветках (шевелим пальцами)

Белого цвета. (дуем на пальцы, сдуваем иней)

Здравствуй лес, дремучий лес, (стучим пальцами двух рук)

Полный сказок и чудес. (показываем руки)



Самостоятельная работа детей под музыку.

Рефлексия (Анализ детских работ. 2-3 ребёнка)

В-ль: У вас получились прекрасные зимние деревья. Покрытые снежными кружевами деревья как будто оцепенели в зимнем сне. Вьюга посеребрила пышные причёски стройных берёз, рябин, клёнов, тополей. На макушке у могучих дубов - пышная снежная шапка. Сверкает снег всеми цветами радуги. Хорош лес в зимнем уборе!

Р-к:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

В-ль: Как же надо относиться к деревьям?

Р-к:

Берегите же деревья эти

И кусты старайтесь не ломать,

Чтобы все - и взрослые, и дети -

В их тени могли бы отдыхать!

Пускай они в лесу растут -

Добро и красоту несут.

15 мин





















3 мин

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Рассматривание готовых рисунков сверстников, обмен впечатлениями о проделанной работе


III.

Заключительная часть



3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Чему мы должны были научиться? Удалось ли нам добиться цели? Что мы для этого сделали? Что нам помогло? Что у нас не получилось? Почему? Как это исправить?

2 мин.

IV.

Дальнейшая разработка темы


4.1


Итогом проведенной непосредственной образовательной деятельности должен стать готовый продукт в виде творческой работы «Зимнее дерево», которая в дальнейшем оформляется в виде выставки или коллективной работы в приемной с добавлением элементов аппликации, птичек, снежинок и т.д.


6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники)

  2. Нищева Н.В. «Четыре времени года» (Развитие эмоционального мира и речи старших дошкольников при рассматривании произведений пейзажной живописи)

  3. Подборка художественной литературы: «Деревья» (стихи, рассказы «Как ходят деревья»), «Времена года» (стихи), К.Д. Ушинский «Четыре желания», программа «Радуга» («Сказки о деревьях» средняя группа) и т.д.

Приложение

картина И.Шишкина «Зима»

Художественно-эстетическое развитие ОД Рисование Тема: «Зимнее дерево»

картина И. Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца»

Художественно-эстетическое развитие ОД Рисование Тема: «Зимнее дерево»

© 2010-2022