- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Дифференциация. Звуки [Р] -[Л]
Дифференциация. Звуки [Р] -[Л]
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Горбатенко М.Н. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Звуки Р-Л (этап дифференциации)
Цели:
Коррекционно-образовательные:
-
Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков Р-Л;
-
Формировать номинативный и адекватный словарь;
Коррекционно-развивающие:
-
Учить детей дифференцировать звуки Р-Л в логах, словах, предложениях;
-
Развивать внимание и память;
-
Развивать дыхание и голос;
-
Развивать фонетический и фонематический слух;
Коррекционно-воспитательная:
-
Воспитание у детей аккуратности.
Оборудование: сюжетная картинка «дом», предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки Р, Л.
Ход занятия
-
Организационный момент. Подобрать родственные слова к слову дом (домик, домашний, домоводство, домосед т.д.).
-
Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса.
-
Общее расслабление.
-
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом.
Штангу с пола поднимаем….
Крепко держим…
И бросаем наши мышцы не устали
И еще послушней стали!
-
-
Развитие общей моторики.
-
Моляры пришли втроем
Обновили старый дом:
Был облезлый, скучный, голый-
Стал нарядный и веселый.
-
-
Развитие мелкой моторики.
-
Есть у Егора чудесные вещи:
Рубанок, аила, молоток и клещи.
Есть у него топор с долотом…
Может Егорка построить дом.
-
-
Развитие артикуляционной моторики.
-
Для челюсти: движение челюсти вправо-влево, резко опустить челюсть вниз;
Для губ: «улыбочка»-«рупор»;
Для языка: язык «лопаточкой», «чашечкой», поднимаем к альвеолам и заводим моторчик. Трррр.
-
-
Акустико-артикуляционный образ звука Р, Л.
-
Посмотреть в зеркало, как работают губы, язык при правильном произношении звука Л. Губы улыбаются, старательно удерживают улыбку; кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочку за верхними зубами. Звук [Л]-согласный, твердый, звонкий.
При звуке [Р] кончик языка поднимается к бугоркам и дрожит. Эта сильная воздушная струя заставляет вибрировать его. Средняя часть языка - спинка - опускается. Послушай свое горлышко! Оно вибрирует, звенит. Звук [Р] - согласный, твердый, звонкий.
-
-
Развитие фонематического слуха.
-
На звук [Р] - хлопаем, на звук Л-топаем.
-
-
Дифференциация звуков Р-Л в слогах, словах, в предложениях и текстах.
-
-воспроизведение слоговых рядов: Ра-ра-ла, ла-ла-ра, ра-ла-ра, ла-ра-ла.
-игра «Наоборот». Замени Л на Р, и Р и Л.
Лак-рак розы-лозы
Лов-ров ложь-рожь
Ложки-рожки жил-жир
Полы-поры пир-пил
-деление слов на слоги: нанизать на стержень столько черных колец, сколько слогов в слове. Выделить ударный слог. Какой он по счету в слове? Кольцо, которое обозначает ударный слог, заменит на красное.
-звуковой анализ слов рожки, ложки с соответствием графической схемы.
-игра «Слова заблудились».
На столе лежали … рожки.
У оленя выросли …ложки.
-анализ предложения с составлением графической схемы.
-
-
Физкультминутка. Игра «Аист». Выполнение действий по тексту.
-
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
-Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова правою ногой,
Снова левую ногой,
После правою ногой,
После левую ногой,
Вот тогда придешь домой.
-
-
Упражнение по развитию лексико-грамматической стороны речи.
-
-рассматривание сюжетной картины «Дом». Назвать комнаты в доме: гостиная, спальня, прохожая ванная комната, туалетная комната, кухня, столовая. Объяснить, для чего нужна каждая из этих комнат.
-игра «Назови мебель». В кухне стоит буфет-это кухонная мебель. В гостиной -диван и кресло. Это мебель для гостиной и т.д.
-
-
Итог занятия.
-
Какие звуки мы сегодня учились различать. Дайте характеристику этим звукам. Назовите комнаты в доме.