- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Кружковая работа на тему Русское народное творчество в воспитании детей подготовительной группы
Кружковая работа на тему Русское народное творчество в воспитании детей подготовительной группы
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Булатова Ю.В. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Кружковая работа на тему: «Русское народное творчество в воспитании детей подготовительной группы»
Воспитатель: Булатова Ю.В.
Патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
В подготовительной группе (6-7 лет) планирование предполагает:
-
Создание доброжелательной свободной атмосферы на занятиях, позитивного микроклимата.
-
Формирование активной гражданской позиции, понимания собственной принадлежности к русскому народу, причастности к возрождению и продолжению русских обычаев и традиций; понимания бережного отношения ко всему, что делает нас русскими: гостеприимству, благотворительности, доброжелательности, искренности.
-
Знакомство с различными видами и жанрами фольклора.
-
Воспитание уважения к труду народных умельцев, понимания смысла традиционных образов, узоров, орнаментов, их связи с обычаями и традициями русского народа.
-
Интеграцию работы на основе поэтического и музыкального народного творчества, декоративно-прикладного искусства.
-
Активное включение детей в различные виды деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную.
-
Индивидуальный подход, учет индивидуальных предпочтений, интересов, развитие индивидуальных способностей детей.
-
Систематичность и последовательность, непрерывность в работе в течение всего учебного года.
-
Повторение учебного материала и его постепенное усложнение
-
Обогащенное развитие детей в активной совместной с педагогом творческой деятельности.
-
Использование произведений народного творчества в самостоятельной деятельности детей.
И конечно важными задачами являются:
-
Развитие познавательных интересов и любознательности
-
Формирование представлений о жизни своих предков, о народной культуре.
-
О традициях и обычаях.
-
Формирование осознания причастности к своему народу.
-
Формирование активной гражданской позиции.
Именно в детстве зарождается любовь к Родине. Она начинается в семье и выражается отношением к самым близким людям. Любовь к родным людям, родным местам, Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, что вызывает в его душе отклик. От того, что видит и слышит ребенок в детстве, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему миру. Поэтому так важно, чтобы система воспитательно-образовательной работы предусматривала формирование у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины.
Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель данного кружка состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.
Чтобы успешно проводить занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры, необходимо вложить в эту работу свое сердце, суметь передать свое видение, свою любовь, подобрать слова, которые бы тронули каждого ребенка, нашли отклик в его душе.
На основании вышеизложенного, будет уместна цитата К. Ушинского: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах».
Тематическое планирование
Подготовительная группа
Месяц
Неделя
Тема занятия
Содержание
Сентябрь
1 неделя
«Что летом родится, - зимой пригодится»
Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок и песенок о лете.
2 неделя
«Осень - сноп последний косим»
Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка - осень»
3 неделя
«Хлеб - всему голова»
Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использование.
4 неделя
«К худой голове своего ума не приставишь»
Беседа об уме и о глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля».
Октябрь
1 неделя
«Град на усть Оки»
Рассказ об истории Нижнего Новгорода. Прослушивание русских народных песен.
2 неделя
«Октябрь - грязик - ни колеса, ни полоза не любит»
Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.
3 неделя
«Злое истребление»
Рассказ о монголо - татарском нашествии и предания о граде Китеже. Знакомство со старинным оружием.
4 неделя
«Камень - град»
Знакомство с легендами о строительстве Нижегородского кремля - пограничной крепости Московского государства.
Ноябрь
1 неделя
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
Просмотр видео о Нижегородском кремле.
2 неделя
Синичкин день
Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.
3 неделя
«Где живет перо Жар - птицы?»
Знакомство детей с хохломской росписью.
4 неделя
«Чудо - чудное, диво - дивное - Золотая Хохлома»
Рассказ о традициях хохломской росписи («кудрина», «травка» и т.д.).
Декабрь
1 неделя
«Зима не лето, - в шубу одето»
Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение русской народной песенки «Как на тоненький ледок».
2 неделя
«Светит, да не греет»
Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра.
3 неделя
«Пришел мороз - береги ухо и нос»
Знакомство со сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Повторение песенки «Как на тоненький ледок».
4 неделя
Снегурочка - внучка Деда Мороза
Знакомство со сказкой «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н. А. Римского - Корсакова «Снегурочка».
Январь
1 неделя
«Пришла Коляда накануне Рождества »
Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок.
2 неделя
«Зимние узоры»
Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.
3 неделя
«Гжель прекрасная»
Знакомство с гжельским художественным промыслом.
4 неделя
«Гжель прекрасная»
Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров.
Февраль
1 неделя
«Дело мастера боится»
Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве.
2 неделя
«Живет в народе песня»
Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранешенько».
3 неделя
«На героя и слава бежит»
Беседа о русских богатырях.
4 неделя
«Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»
Беседа о Масленице. Пение песен, частушек.
Март
1неделя
«Сердце матери лучше солнца греет»
Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.
2 неделя
Русская матрешка
Рассказ о матрешке. Разучивание частушек.
3 неделя
Поэзия народного костюма
Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен.
4 неделя
«Грач на горе - весна на дворе»
Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне.
Апрель
1 неделя
«Шутку шутить - людей насмешить»
Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница».
2 неделя
Наши земляки
Рассказ о М. Горьком. Сказка М. Горького «Про Иванушку - дурачка».
3 неделя
Красная горка
Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».
4 неделя
«Путешествие на златогривой чудо - тройке»
Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно - прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку.
Май
1 неделя
«Человек без Родины, что соловей без песни»
Заключительная беседа о прошлом родного края и героях - земляках. Просмотр видео.
2 неделя
Литературная викторина
Литературная викторина. Игра - драматизация.
3 неделя
«Край родной, навек любимый»
Экскурсия вокруг детского сада. Русские подвижные игры на открытом воздухе.
4 неделя
Прощание с «избой»
Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Коллективное изготовление панно из лоскутков.