Кружок «Юные экспериментаторы». Планирование работы по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа направлена на развитие поисково -познавательной деятельности детей и предполагает решение следующих задач:
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Перспективный план работы мини - лаборатории по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Месяц

Тема

Цели и задачи

Интеграция обр.областей

Планируемые результаты

Сентябрь

Путешествие с капелькой

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная ,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.

Коммуникация: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существи-тельным,находить слова противо-положные по значе-нию.

Познание: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Дети называют свойства воды, его значение, находят слова противоположные по значению.

Вода прозрачная, но может менять цвет.

Определять свойства воды.

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных.

Познание: формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования .

Делают выводы: почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители.

Значение воды в жизни растений.

Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.

Познание: расширять знания о состоянии растений осенью.

Коммуникация: способствовать формированию диалогической речи у детей.

С интересом относятся к исследованиям и к проведению опытов.

Магнит.

Выяснить способность притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов).

Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность.

Коммуникация: активизация словаря.

Проявляют любознательность и интерес к

исследователь-ской деятель-ности.

Октябрь.

Ветер.

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Познание: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Коммуникация: активизировать словарь: ветер, ветерок,ветрище.

Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; исполь-зовать в своей речи прилага-тельные, согла-совывать их с именами сущест-вительным.

Воздух - неведимка.

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизи-ровать речь и обогащать словарь детей.

Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.)

Познание: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память, познавательную активность.

Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспе-риментов.

Летающие семена.

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.

Коммуникация: формировать у детей умение слушать художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы. Познание: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Знают приметы осени, проявляют интерес к окру-жающей нас при-роде, в ходе игры называют семена растений.

Действие магнита на предмет.

Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность.

Коммуникация: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения.

Владеют навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов.

Ноябрь.

Песок.

Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

Познание: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Коммуникация: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы.

Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспери-ментирования, согласовывают прилагательные с существительны-ми, делают логи-ческие заклю-чения.

Опыты с песком.

Сравнение: песок сухой, песок мокрый.

Познание: закрепить знания детей о свойствах песка. Коммуникация: активизация словаря.

Социализация: игры с песком.

Называют свойства песка.

Рисунок из песка на бумаге. Рисунки на песке.

Закрепить знания о свойствах песка.

Познание: закрепить знания детей о свойствах песка.

Художественное творчество: учить рисовать на песке . песком на бумаге.

Проявляют любознательность и интерес к

исследователь-ской деятель-ности.

Песок. глина.

Учить выделять свойства песка и глины ( сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду.

Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины. Коммуникация: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь.

Называют свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы.

Декабрь.

Свойства снега.

Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. В талой воде -мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.

Познание: развивать познавательные интересы через опытно -экспериментальную деятельность. Коммуникация:учить рассуждать.

Умеют делать выводы и заключения.

Снег и лёд.

Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

Познание: путем практического исследования побуждать детей делать выводы. Развивать память, мышление, внимание, воображение.

Коммуникация: рассказывать о свойствах воды.

Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения.

Вода, лёд, снег.

Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

Познание: формировать интерес к познавательно - исследовательской деятельности.

Коммуникация :обога-щать словарь детей.

Проявляют интерес к познавательно исследователь-ской деятель-ности. Называют свойства льда, снега и воды.

Мы-волшеб-ники.

Получать оттенки разного цвета путём смешивания красок.

Художественное творчество: форми-ровать интерес к эстетической стороне окружающей действи-тельности.

Коммуникация:учить рассуждать .

Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.

Январь.

Состояние воды.

Познакомить со способом получения тёплой воды. Учить аккуратности при работе с водой .

Познание: учить видеть детей разное состояние воды (тёплое, холодное). Учить делать умозаключения. Коммуникация: расширять словарь за счёт прилагательных, обозначающих свойства воды .

Умеют называть состояние воды, используя в речи имена прилагательные, согласовывая их с именами существительны-ми.

Растение тянется к свету.

Показать детям, что для роста растениям необходим свет.

Познание : дать понятие о том, что растения - живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды.

Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных - названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету.

«Растениям - тёплую водичку».

Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.

Познание : сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.

Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей.

Умеют ухаживать за растениями.

Расти,росток

Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

Познание: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях.

Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов .

Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений.

Февраль.

Мы-фокусники.

Закрепить знания детей о магнитах (Притягивание и отталкивание магнитов).

Познание : сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности.

Социализация: игра.

Знают о свойствах магнита.

Пузыри в воде.

Закрепить знания о свойствах воздуха и воды.

Познание : сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.

Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей.

Социализация : игра.

Знают о свойствах воды и воздуха.

Чудо - глина.

Закрепить знания детей о свойствах глины.

Познание : развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Художественное творчество: лепка из глины.

Знают о свойствах глины.

Опыты

«Веточки-красавицы».

Наблюдать за появлением листочков на ветках берёзы, тополя, сирени, поставленных в воду, учить сравнивать, видеть различия.

Познание : формировать интерес к миру растений.

Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов .

Умеют проводить наблюдения.

Март.

Почему растаяла Снегурочка?

Расширять представления детей о свойствах воды, снега, льда. Учить устанавливать элементарные причинно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду, на морозе замерзает и превращается в лёд.

Познание :форми-ровать умение делать выводы и заключения в ходе экспери-ментирования.

Коммуникация: учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении.

Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов. Выражают свои мысли и делают выводы.

Как поймать воздух.

Расширять знания о воздухе.

Познание : развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Социализация:игра «Ловцы воздуха».

Имеют представления о свойствах воздуха.

Надуваем воздушные шары.

Закрепить знания детей о свойствах воздуха.

Познание: формировать интерес к познавательно - исследовательской деятельности.

Коммуникация :обога-щать словарь детей .

Знают о свойствах воздуха.

Раствори-мость веществ в воде.

Закрепить знания детей о свойствах воды.

Познание : развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов .

Знают о свойствах воды.

Апрель

Комнатные растения.

Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений ( черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

Познание : развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе.

Коммуникация: расширять словарь за счет имён существи-тельных (растение, корень, стебель, листья, цветы).

Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней.

Что поведал корень.

Помочь выявить потребность растения в рыхлении почвы.

Познание : продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухода за ними.

Коммуникация: расширять словарь за счёт глаголов: сажать, поливать, ухаживать.

Называют комнатные растения. Умеют ухаживать за растениями.

Почва ( пе-сок, глина камни).

Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.

Познание : знакомить детей с предметами неживой природы.

Коммуникация: расширять словарный запас за счёт называния свойств песка, глины и камней.

Проявляют интерес к познанию окру-жающей нас природе.

«Солнечные зайчики».

Формировать представления о свойствах солнечных лучей.

Познание : показать, что отражение возникает на гладких блестящих поверх-ностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Коммуникация: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно.

Могут описывать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.

Май.

Надуваем мыльные пузыри.

Расширять представления детей о свойствах воды и воздуха.

Познание : развивать любознательность, познавательные способности.

Социализация: игра.

Знают о свойствах воды и воздуха.

Игры с песком и водой.

Закрепить представления детей о свойствах воды и песка.

Познание : развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Социализация: игра.

Знают о свойствах воды и песка.

Поймать солнечного зайчика.

Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет.

Познание : называть свойства солнечных лучей.

Коммуникация: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений.

Социализация: игра.

Называют свойства солнечных лучей.

Растения вокруг нас.

Знакомить с разнообразием растений, их роли в жизни человека.

Познание : формировать интерес к миру растений.

Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных - названиями комнатных растений.

Называют комнатные растения.Знают способы ухода за ними.Понимают, что значат растения для человека.

Список литературы:

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

2. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. - М: Мозаика - синтез.2006г.

3. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. - «учитель», 2011г.

4. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г

5. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации - издательство Арки 2005г.

6.Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2001.



© 2010-2022