- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Кружок «Юные экспериментаторы». Планирование работы по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников
Кружок «Юные экспериментаторы». Планирование работы по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рябова Н.А. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Работа направлена на развитие поисково -познавательной деятельности детей и предполагает решение следующих задач:
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Перспективный план работы мини - лаборатории по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Месяц
Тема
Цели и задачи
Интеграция обр.областей
Планируемые результаты
Сентябрь
Путешествие с капелькой
Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная ,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.
Коммуникация: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существи-тельным,находить слова противо-положные по значе-нию.
Познание: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.
Дети называют свойства воды, его значение, находят слова противоположные по значению.
Вода прозрачная, но может менять цвет.
Определять свойства воды.
Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных.
Познание: формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования .
Делают выводы: почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители.
Значение воды в жизни растений.
Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.
Познание: расширять знания о состоянии растений осенью.
Коммуникация: способствовать формированию диалогической речи у детей.
С интересом относятся к исследованиям и к проведению опытов.
Магнит.
Выяснить способность притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов).
Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность.
Коммуникация: активизация словаря.
Проявляют любознательность и интерес к
исследователь-ской деятель-ности.
Октябрь.
Ветер.
Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.
Познание: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Коммуникация: активизировать словарь: ветер, ветерок,ветрище.
Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; исполь-зовать в своей речи прилага-тельные, согла-совывать их с именами сущест-вительным.
Воздух - неведимка.
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизи-ровать речь и обогащать словарь детей.
Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.)
Познание: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память, познавательную активность.
Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспе-риментов.
Летающие семена.
Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.
Коммуникация: формировать у детей умение слушать художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы. Познание: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы.
Знают приметы осени, проявляют интерес к окру-жающей нас при-роде, в ходе игры называют семена растений.
Действие магнита на предмет.
Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.
Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность.
Коммуникация: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения.
Владеют навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов.
Ноябрь.
Песок.
Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.
Познание: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Коммуникация: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы.
Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспери-ментирования, согласовывают прилагательные с существительны-ми, делают логи-ческие заклю-чения.
Опыты с песком.
Сравнение: песок сухой, песок мокрый.
Познание: закрепить знания детей о свойствах песка. Коммуникация: активизация словаря.
Социализация: игры с песком.
Называют свойства песка.
Рисунок из песка на бумаге. Рисунки на песке.
Закрепить знания о свойствах песка.
Познание: закрепить знания детей о свойствах песка.
Художественное творчество: учить рисовать на песке . песком на бумаге.
Проявляют любознательность и интерес к
исследователь-ской деятель-ности.
Песок. глина.
Учить выделять свойства песка и глины ( сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду.
Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины. Коммуникация: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь.
Называют свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы.
Декабрь.
Свойства снега.
Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. В талой воде -мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.
Познание: развивать познавательные интересы через опытно -экспериментальную деятельность. Коммуникация:учить рассуждать.
Умеют делать выводы и заключения.
Снег и лёд.
Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.
Познание: путем практического исследования побуждать детей делать выводы. Развивать память, мышление, внимание, воображение.
Коммуникация: рассказывать о свойствах воды.
Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения.
Вода, лёд, снег.
Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.
Познание: формировать интерес к познавательно - исследовательской деятельности.
Коммуникация :обога-щать словарь детей.
Проявляют интерес к познавательно исследователь-ской деятель-ности. Называют свойства льда, снега и воды.
Мы-волшеб-ники.
Получать оттенки разного цвета путём смешивания красок.
Художественное творчество: форми-ровать интерес к эстетической стороне окружающей действи-тельности.
Коммуникация:учить рассуждать .
Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.
Январь.
Состояние воды.
Познакомить со способом получения тёплой воды. Учить аккуратности при работе с водой .
Познание: учить видеть детей разное состояние воды (тёплое, холодное). Учить делать умозаключения. Коммуникация: расширять словарь за счёт прилагательных, обозначающих свойства воды .
Умеют называть состояние воды, используя в речи имена прилагательные, согласовывая их с именами существительны-ми.
Растение тянется к свету.
Показать детям, что для роста растениям необходим свет.
Познание : дать понятие о том, что растения - живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды.
Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных - названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету.
«Растениям - тёплую водичку».
Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.
Познание : сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.
Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей.
Умеют ухаживать за растениями.
Расти,росток
Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).
Познание: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях.
Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов .
Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений.
Февраль.
Мы-фокусники.
Закрепить знания детей о магнитах (Притягивание и отталкивание магнитов).
Познание : сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности.
Социализация: игра.
Знают о свойствах магнита.
Пузыри в воде.
Закрепить знания о свойствах воздуха и воды.
Познание : сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.
Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей.
Социализация : игра.
Знают о свойствах воды и воздуха.
Чудо - глина.
Закрепить знания детей о свойствах глины.
Познание : развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Художественное творчество: лепка из глины.
Знают о свойствах глины.
Опыты
«Веточки-красавицы».
Наблюдать за появлением листочков на ветках берёзы, тополя, сирени, поставленных в воду, учить сравнивать, видеть различия.
Познание : формировать интерес к миру растений.
Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов .
Умеют проводить наблюдения.
Март.
Почему растаяла Снегурочка?
Расширять представления детей о свойствах воды, снега, льда. Учить устанавливать элементарные причинно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду, на морозе замерзает и превращается в лёд.
Познание :форми-ровать умение делать выводы и заключения в ходе экспери-ментирования.
Коммуникация: учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении.
Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов. Выражают свои мысли и делают выводы.
Как поймать воздух.
Расширять знания о воздухе.
Познание : развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Социализация:игра «Ловцы воздуха».
Имеют представления о свойствах воздуха.
Надуваем воздушные шары.
Закрепить знания детей о свойствах воздуха.
Познание: формировать интерес к познавательно - исследовательской деятельности.
Коммуникация :обога-щать словарь детей .
Знают о свойствах воздуха.
Раствори-мость веществ в воде.
Закрепить знания детей о свойствах воды.
Познание : развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов .
Знают о свойствах воды.
Апрель
Комнатные растения.
Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений ( черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.
Познание : развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе.
Коммуникация: расширять словарь за счет имён существи-тельных (растение, корень, стебель, листья, цветы).
Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней.
Что поведал корень.
Помочь выявить потребность растения в рыхлении почвы.
Познание : продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухода за ними.
Коммуникация: расширять словарь за счёт глаголов: сажать, поливать, ухаживать.
Называют комнатные растения. Умеют ухаживать за растениями.
Почва ( пе-сок, глина камни).
Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.
Познание : знакомить детей с предметами неживой природы.
Коммуникация: расширять словарный запас за счёт называния свойств песка, глины и камней.
Проявляют интерес к познанию окру-жающей нас природе.
«Солнечные зайчики».
Формировать представления о свойствах солнечных лучей.
Познание : показать, что отражение возникает на гладких блестящих поверх-ностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
Коммуникация: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно.
Могут описывать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.
Май.
Надуваем мыльные пузыри.
Расширять представления детей о свойствах воды и воздуха.
Познание : развивать любознательность, познавательные способности.
Социализация: игра.
Знают о свойствах воды и воздуха.
Игры с песком и водой.
Закрепить представления детей о свойствах воды и песка.
Познание : развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Социализация: игра.
Знают о свойствах воды и песка.
Поймать солнечного зайчика.
Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет.
Познание : называть свойства солнечных лучей.
Коммуникация: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений.
Социализация: игра.
Называют свойства солнечных лучей.
Растения вокруг нас.
Знакомить с разнообразием растений, их роли в жизни человека.
Познание : формировать интерес к миру растений.
Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных - названиями комнатных растений.
Называют комнатные растения.Знают способы ухода за ними.Понимают, что значат растения для человека.
Список литературы:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
2. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. - М: Мозаика - синтез.2006г.
3. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. - «учитель», 2011г.
4. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г
5. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации - издательство Арки 2005г.
6.Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2001.