Годовое планирование в дошкольных организациях

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Годовое планирование

как средство повышения качества деятельности дошкольных организаций

В дошкольных организациях накоплен богатый опыт по управлению учебно-воспитательным процессом. В связи с реализацией государственной программы «Балбобек» сеть пополнилась частными детскими садами, на смену опытным руководителям и педагогам приходят молодые специалисты, поэтому возникают определенные трудности при составлении годового плана.

В этой связи возникает вопрос: «Что такое годовой план? Нужен ли годовой план педагогическому коллективу при наличии программы развития?».

План - краткий, логически построенный перечень вопросов, раскрывающий содержание изучаемого материала. В нём нет конкретного изложения материала, но есть его структура, определяющая содержание. Чтобы составить план, надо выделить из прочитанного главные мысли, установить соотношения, связи между ними, чётко и кратко сформулировать их.

Годовой план - это рабочий документ, который может корректироваться и является обязательным нормативным документом ДО и он безусловно нужен, т.к. составляется с учетом вида дошкольной организации и профессионального уровня педагогических кадров. Приступая к составлению годового плана, необходимо руководствоваться тем, что этот план будет выполняться всем педагогическим коллективом. От того, каково понимание каждым сотрудником его роли в реализации плана, будет зависеть фактическое выполнение плана в целом. Если рассматривать планирование не только как оформление документа на бумажном носителе, но и как форму организации деятельности, то можно говорить о том, что плановость - это основной принцип эффективности управления ДО.

В настоящее время к ДО предъявляются определенные требования:

- выполнение государственного заказа-задания;

- совершенствование качества различных услуг, в том числе и образовательных;

- взаимодействие с различными организациями и структурами для достижения поставленных целей и задач.

Определение основных мероприятий, видов деятельности, конкретных исполнителей и сроков исполнения - это и есть сущность планирования. Оптимальность содержания годового плана является важным принципом эффективного планирования.

Содержание - он должен содержать 7 основных разделов с указанием общей цели раздела.

1 раздел - Вводная часть;

2 раздел - Повышение профессионального, теоритического, методического уровня деловой квалификации;

3 раздел - Педагогические советы;

4 раздел - Охрана жизни и укрепления здоровья детей;

5 раздел - Контроль и руководство ВОП;

6 раздел - Общественное и семейное воспитание;

7 раздел - Укрепление материальной-технической базы.

При любой форме плана вводной его частью обязательно должен быть «Анализ работы за прошедший учебный год». Необходимо обратить внимание на важность данного раздела, т.к. только глубокий и всесторонний анализ может быть хорошей основой для определения годовых задач и последующего планирования. Анализ итогов работы ДО за прошедший год является непременным условием эффективности работы руководителя и всего педагогического коллектива. Существует 3 варианта анализа работы:

Фундаментальный, который строится на основе соответствия законам РК, программам и другим нормативно - правовым актам РК в области образования, регламентирующим деятельность организации образования.

Оперативный - строится на заполнении таблиц.

Творческий - подразумевает разработку руководством и коллективом ДО собственную модель анализа работы за год, которая включает в себя:

- экран результативности работы педагогического коллектива(график сравнения с прошлым годом);

- экран родительской удовлетворенности;

- показатели педагогического роста педагогов;

- анализ заболеваемости воспитанников;

- экран результативности в работе с детьми по образовательным областям.

Опираясь на результаты работы за прошедший год, определяются задачи деятельности на новый учебный год. Рекомендуется планировать не менее двух годовых задач.

Традиционно формулировка годовых задач начинается с глагола, например: совершенствовать, формировать, создавать и т.д. Необходимо учитывать то, чтобы задача была конкретной и реально выполнимой.

После проделанной работы необходимо определиться с выбором формы написания годового плана.

Форма написания годового плана может быть различной:

календарной (разбитой по месяцам),

цикличной (содержит определенную цикличность форм работы),

текстовой (текстовое описание содержания),

табличным (табличная форма написания),

блочно - схематичным (разбит на определенные блоки работы).

А теперь вернемся к разделам годового плана, как уже было сказано их должно быть 7:

«Вводная часть»

Цель: отразить качественную и количественную характеристики коллектива, контингента воспитанников с учетом возрастных групп, дополнительные сведения и информация о ДО, определить уровень работы коллектива по всем направлениям за прошедший год.

«Повышение профессионального, теоритического, методического уровня деловой квалификации»

Цель: повысить правовую грамотность, теоритический и практический уровень педагогического коллектива с целью качественного выполнения задач, совершенствования учебно-воспитательного процесса.

«Педагогические советы»

Цель: способствовать улучшению воспитательно-образовательного процесса по усвоению программных задач, соблюдение установленных ГОСО правил организации педагогического процесса.

«Охрана жизни и укрепления здоровья детей»

Цель: систематизировать работу по охране жизни и укреплению здоровья детей, совершенствовать физическое развитие детей, медико-педагогический контроль, укрепить работу по предупреждению детских инфекционных заболеваний, пищевых отравлений, детского дорожно-транспортного травматизма, обеспечить своевременность проведения инструктажей по охране жизни детей, мероприятий по ЧС.

«Контроль и руководство ВОП»

Цель: обеспечение контрольно-диагностической функции в управлении ДО, организация воспитательно-образовательного процесса с детьми.

«Общественное и семейное воспитание»

Цель: повысить педагогическую культуру родителей. Установление более тесного контакта с семьями воспитанников, создание условий для «открытого» взаимодействия детского сада и семьи.

«Укрепление материально-технической базы»

Цель: улучшить и создать условия для обучения и воспитания детей.

И в заключении хочу добавить, что годовой план - это живой рабочий документ, который может подвергаться исправлению, корректировке в ходе работы над его выполнением. Иногда с течением времени на первый план выступает вид работы, который не был ранее запланирован. Надо смело вносить изменения и дополнения, не бояться отступить от ранее запланированных мероприятий. Нужно только уметь доказать, объяснить (прежде всего себе), почему произошли изменения. Изменения и дополнения к годовому плану оформляются в качестве приложения.



© 2010-2022