- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект занятий Традиции русского народадля среднего возраста
Конспект занятий Традиции русского народадля среднего возраста
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Петрова Т.П. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Традиции и быт русского народа
Цели: знакомство детей с обычаями и традициями русского народа, закрепление сведений детей об устройстве и назначении печи.
Задачи: вырабатывать умения использования в речи знаний русского фольклора: считалок, пословиц, сказок, дразнилок. Развивать связную речь, смекалку, творческие способности, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать интерес к русской бытовой культуре, национальным традициям и обычаям.
Оформление: зал оформлен в виде горницы с печью. Рисунки и поделки детей.
Предварительная работа: чтение и обсуждение русских народных сказок: «Колобок», «Царевна - лягушка», «Сивка - бурка», «Заюшкина избушка», «По щучьему велению», «Гуси - лебеди». Рассматривание русской печи на слайдах и картинках. Объяснение и показ картинок и слайдов, что такое ухват, чугунок, кочерга. Посещение тематических выставок краеведческого музея. Изготовление и лепка кукол, рисование русской печи, избы и кухонной утвари.
Ход мероприятия
Воспитатель приглашает детей в зал. Звучит русская народная песня «Светит месяц» в записи.
Здравствуйте, добры молодцы, здравствуйте, красны девицы, здравствуйте, люди честные, гости наши дорогие! Милости прошу! Дети, вы заметили, какими словами я вас встретила? (Здравствуйте). Каждый день говорят люди друг другу это слово. Что оно означает, как вы думаете? Здравствуйте от слова здравие - здоровье значит, т.е. мы желаем человеку здоровья, не болеть. Это пожелание доброе и поэтому произносить его надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься. А еще, какие слова я вам сказала. «Милости прошу». Что эти слова означают? Как вы их понимаете? Милость от слова милый, т.е. я прошу вас быть милыми. Милый человек, какой он? Добрый, ласковый, заботливый, внимательный. Вот об этом вас и просит хозяйка: будьте добрыми и ласковыми, внимательными и заботливыми по отношению друг к другу, бережными ко всему, что вас окружает.
Вот такие наши русские приветствия. Это не просто слова, а пожелания доброты и здоровья. Поэтому и говорят: «Русский народ доброжелательный».
Вот такой доброжелательный народ и избу эту срубил, т.е. построил. Ясно, что одному человеку это большое дело не по плечу, не под силу. Традиция помогать друг другу называлась - помочь. И пословицы народ сложил: «Одному хорошо, а вместе - лучше!» А какие вы пословицы и поговорки о помощи и дружбе знаете?
Избу, которую строили дружно, с добротой и жилось в ней хорошо. А комнату в избе называли - горница. Посреди горницы стояла - печь, о ней говорили: «печь всему голова». Голова - значит самая главная. Давайте подумаем, почему самая главная? Где пищу приготовить? - В печи! Чем избу обогреть? - Печкой! Она и накормит, и обогреет. А бывало и так, нагуляются дети, на горке накатаются, в снежки наиграются, придут домой замерзшие и промокшие. Где сушить валенки, да одежду? В печи. А что еще можно сушить в печи? (грибы, ягоды, травы.) слайд.
А еще, дети, печь и лечит! Если дети пришли замерзшие, да промокшие, что с ними может случиться? Они могут заболеть. Уложат тогда ребенка на печь. Она его лучше всякого горчичника прогреет! И болезнь пройдет. А еще печь не только обогревала, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка и хозяин усаживались у печи, когда детки малые уже спали и занимались каждый своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плел лапти или корзину из прутьев. Вот вам и ответ: почему печь всему голова. Она и накормит, и обогреет, и вылечит, и свет даст.
А что нужно было сделать, чтобы в доме было тепло?
Дети: печь затопить.
А чем печь топили?
Дети: дровами и огнем поджигали.
Давайте посмотрим, кто из наших молодцев быстрее наносит дрова для печи.
Игра «Принеси дрова»
Воспитатель. Выберем 2-х молодцев, которые будут соревноваться, кто быстрее натаскает дров для нашей печки русской считалочкой.
1-ый ребенок:
Раз, два, три, четыре,
5, 6, 7, 8.
Ходит бабка с длинным носом,
А за нею дед
Сколько деду лет?
Говори поскорей,
Не задерживай людей!
2-ой ребенок:
Гномик золото искал
И колпак свой потерял.
Сел, заплакал, - как же быть?
Выходи! Тебе водить!
Молодцы! Хорошо ребята справились с заданием. Есть еще желающие? Выбираем 2-х игроков считалочкой.
3-ий ребенок:
Шел котик по лавочке,
Раздавал всем булавочки.
Шел по скамеечке -
Раздавал всем копеечки.
Кому 10, кому 5,
Выходи, тебе искать.
4-ый ребенок:
Катится яблочко
С крутой горы
Кто поднимет -
Тот уйди!
Повторение игры «Принеси дрова».
Воспитатель: Вот дрова наносили, печь растопили. А чтобы пироги печь, да блины, нужно жар углей разгрести. А чем разгребали жар?
Дети: кочергой (слайд).
Дети показывают, как ею пользоваться.
А в какой посуде кашу, да щи варили?
Дети: в кастрюле.
А называлась та посуда - чугунок
В нем каша или любая другая еда была необычайно вкусной, да ароматной, а щи наваристые. Из печи горячий чугунок доставали ухватом (слайд). Особенно вкусными всегда получались блины. Давайте споем песню о блинах. Песня.
Дети, а вы знаете, что огонь в печи берегли, не давая ему потухнуть, ночью его сохраняли в виде углей, а утром подкладывали дрова и так в течение всего дня поддерживали огонь.
А если случалось переезжать в другую избу, то угли из печи забирали с собой в новую печь.
А сейчас мы с вами вспомним сказки, где бы присутствовала печь. Назовите мне эти сказки.
«Гуси - лебеди», «По щучьему велению», «Царевна-лягушка», «Колобок», «Сивка-бурка», «Заюшкина избушка».
Кто из сказочных героев мог спать и ехать на печи?
Дети: Емеля.
Давайте поиграем в старинную детскую игру: «Емеля».
Игра «Емеля»
Выбирается по считалочке Емеля.
5-ый ребенок:
Сива - ива
Дуба - клен.
Шуга - юга.
Вышел вон!
Емелю выбрали. Он садится на «печь» и «засыпает» под хоровод, который дети водят вокруг «печи». Хоровод «Колыбельная». Дети в конце хоровода поют дразнилки:
Теля - меля, ты Емеля, теля - меля - третий бас.
Теля - меля ты Емеля, догони-ка, теля, нас
Дети убегают, потом выбирают другого Емелю.
Игра проводится дважды.
А знает ли, ребята, кто из вас, чем занимались дети длинными, зимними вечерами? Раньше ни компьютеров, ни телевизоров ведь не было, да и книги-то с карандашами, да красками не у всех были, игрушки совсем не такие, как сейчас у вас, были. А ведь и не скучали детки совсем. С удовольствием слушали рассказы, да сказки своих бабушек и дедушек, пели частушки, сами делали игрушки, играли на ложках, сидя у теплой печи.
Сценка - частушки и игра на ложках.
6-ой ребенок.
Ох, выйду плясать
Ножками задрыгаю -
Печь, кастрюли и ухват
По полу запрыгают.
7-ой ребенок.
Как у нашего Егора
Пузо стало, как пригорок -
Целый день он на печи
Уплетает калачи.
8-ой.
Эх, раз, полтора
Бежит печка со двора
А за нею чашки
От грязнули Машки.
Воспитатель: На Руси девочки уже с 6 лет пряли пряжу, а из ткани делали кукол. Это были не просто куклы, а куклы - обереги. Они разные, но каждая из них давала дому и семье достаток, здоровье, счастье, радость и самое главное доброту. Она оберегала дом, а люди берегли ее и передавали из поколения в поколение своим детям
А еще делали игрушки из глины, как из пластилина, а потом фигурки обжигали в печке, чтобы они были крепкими, разукрашивали их ярко и играли ими.
Ребятки, давайте, играя, подведем итог, почему печь самая важная была в любой русской семье? Игра называется «Дополни предложение». Я начинаю предложение, а вы его продолжите.
Игра «Дополни предложение»
Русская печь нужна для… приготовления пищи, обогрева, освещения, сна, лечения.
Чтобы разжечь огонь в печи, нужны…. дрова, огонь.
Чтобы зимней, холодной ночью было тепло ложились спать …. на печку.
Как говорили в старину о печи «Печь всему …. голова».
Молодцы! И по русской традиции - любое доброе и полезное дело, заканчивается (хором дети) - чаепитием.
9-ый ребенок: Мы вас чаем напоим, блинами да пирогами накормим, но сначала танец наш удалой вам покажем!
Танец «Яблочко».
На этой веселой ноте мы заканчиваем наше занятие. Спасибо всем за внимание.
Используемая литература:
1. Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности «Традиции русского народа», Тришина Юлия Юрьевна, воспитатель, МБУ детский сад №153 «Олеся», г. Тольятти;
2. Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности «Традиции русского народа», Аввакумова Ирина Николаевна, старший воспитатель, МДОУ «Детский сад №102» г. Саратов;
3. Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности «Традиции русского народа», Егорова Людмила Михайловна, учитель начальных классов, Комсомольская основная общеобразовательная школа, с. Комсомольск;
4. Традиции и быт русского народа. Энциклопедия "Все обо всем", 2005 г.
6