Конспект занятий Традиции русского народадля среднего возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Традиции и быт русского народа


Цели: знакомство детей с обычаями и традициями русского народа, закрепление сведений детей об устройстве и назначении печи.

Задачи: вырабатывать умения использования в речи знаний русского фольклора: считалок, пословиц, сказок, дразнилок. Развивать связную речь, смекалку, творческие способности, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать интерес к русской бытовой культуре, национальным традициям и обычаям.

Оформление: зал оформлен в виде горницы с печью. Рисунки и поделки детей.

Предварительная работа: чтение и обсуждение русских народных сказок: «Колобок», «Царевна - лягушка», «Сивка - бурка», «Заюшкина избушка», «По щучьему велению», «Гуси - лебеди». Рассматривание русской печи на слайдах и картинках. Объяснение и показ картинок и слайдов, что такое ухват, чугунок, кочерга. Посещение тематических выставок краеведческого музея. Изготовление и лепка кукол, рисование русской печи, избы и кухонной утвари.

Ход мероприятия

Воспитатель приглашает детей в зал. Звучит русская народная песня «Светит месяц» в записи.

Здравствуйте, добры молодцы, здравствуйте, красны девицы, здравствуйте, люди честные, гости наши дорогие! Милости прошу! Дети, вы заметили, какими словами я вас встретила? (Здравствуйте). Каждый день говорят люди друг другу это слово. Что оно означает, как вы думаете? Здравствуйте от слова здравие - здоровье значит, т.е. мы желаем человеку здоровья, не болеть. Это пожелание доброе и поэтому произносить его надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься. А еще, какие слова я вам сказала. «Милости прошу». Что эти слова означают? Как вы их понимаете? Милость от слова милый, т.е. я прошу вас быть милыми. Милый человек, какой он? Добрый, ласковый, заботливый, внимательный. Вот об этом вас и просит хозяйка: будьте добрыми и ласковыми, внимательными и заботливыми по отношению друг к другу, бережными ко всему, что вас окружает.

Вот такие наши русские приветствия. Это не просто слова, а пожелания доброты и здоровья. Поэтому и говорят: «Русский народ доброжелательный».

Вот такой доброжелательный народ и избу эту срубил, т.е. построил. Ясно, что одному человеку это большое дело не по плечу, не под силу. Традиция помогать друг другу называлась - помочь. И пословицы народ сложил: «Одному хорошо, а вместе - лучше!» А какие вы пословицы и поговорки о помощи и дружбе знаете?

Избу, которую строили дружно, с добротой и жилось в ней хорошо. А комнату в избе называли - горница. Посреди горницы стояла - печь, о ней говорили: «печь всему голова». Голова - значит самая главная. Давайте подумаем, почему самая главная? Где пищу приготовить? - В печи! Чем избу обогреть? - Печкой! Она и накормит, и обогреет. А бывало и так, нагуляются дети, на горке накатаются, в снежки наиграются, придут домой замерзшие и промокшие. Где сушить валенки, да одежду? В печи. А что еще можно сушить в печи? (грибы, ягоды, травы.) слайд.

А еще, дети, печь и лечит! Если дети пришли замерзшие, да промокшие, что с ними может случиться? Они могут заболеть. Уложат тогда ребенка на печь. Она его лучше всякого горчичника прогреет! И болезнь пройдет. А еще печь не только обогревала, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка и хозяин усаживались у печи, когда детки малые уже спали и занимались каждый своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плел лапти или корзину из прутьев. Вот вам и ответ: почему печь всему голова. Она и накормит, и обогреет, и вылечит, и свет даст.

А что нужно было сделать, чтобы в доме было тепло?

Дети: печь затопить.

А чем печь топили?

Дети: дровами и огнем поджигали.

Давайте посмотрим, кто из наших молодцев быстрее наносит дрова для печи.

Игра «Принеси дрова»

Воспитатель. Выберем 2-х молодцев, которые будут соревноваться, кто быстрее натаскает дров для нашей печки русской считалочкой.

1-ый ребенок:

Раз, два, три, четыре,

5, 6, 7, 8.

Ходит бабка с длинным носом,

А за нею дед

Сколько деду лет?

Говори поскорей,

Не задерживай людей!

2-ой ребенок:

Гномик золото искал

И колпак свой потерял.

Сел, заплакал, - как же быть?

Выходи! Тебе водить!

Молодцы! Хорошо ребята справились с заданием. Есть еще желающие? Выбираем 2-х игроков считалочкой.

3-ий ребенок:

Шел котик по лавочке,

Раздавал всем булавочки.

Шел по скамеечке -

Раздавал всем копеечки.

Кому 10, кому 5,

Выходи, тебе искать.

4-ый ребенок:

Катится яблочко

С крутой горы

Кто поднимет -

Тот уйди!

Повторение игры «Принеси дрова».

Воспитатель: Вот дрова наносили, печь растопили. А чтобы пироги печь, да блины, нужно жар углей разгрести. А чем разгребали жар?

Дети: кочергой (слайд).

Дети показывают, как ею пользоваться.

А в какой посуде кашу, да щи варили?

Дети: в кастрюле.

А называлась та посуда - чугунок

В нем каша или любая другая еда была необычайно вкусной, да ароматной, а щи наваристые. Из печи горячий чугунок доставали ухватом (слайд). Особенно вкусными всегда получались блины. Давайте споем песню о блинах. Песня.

Дети, а вы знаете, что огонь в печи берегли, не давая ему потухнуть, ночью его сохраняли в виде углей, а утром подкладывали дрова и так в течение всего дня поддерживали огонь.

А если случалось переезжать в другую избу, то угли из печи забирали с собой в новую печь.

А сейчас мы с вами вспомним сказки, где бы присутствовала печь. Назовите мне эти сказки.

«Гуси - лебеди», «По щучьему велению», «Царевна-лягушка», «Колобок», «Сивка-бурка», «Заюшкина избушка».

Кто из сказочных героев мог спать и ехать на печи?

Дети: Емеля.

Давайте поиграем в старинную детскую игру: «Емеля».

Игра «Емеля»

Выбирается по считалочке Емеля.

5-ый ребенок:

Сива - ива

Дуба - клен.

Шуга - юга.

Вышел вон!

Емелю выбрали. Он садится на «печь» и «засыпает» под хоровод, который дети водят вокруг «печи». Хоровод «Колыбельная». Дети в конце хоровода поют дразнилки:

Теля - меля, ты Емеля, теля - меля - третий бас.

Теля - меля ты Емеля, догони-ка, теля, нас

Дети убегают, потом выбирают другого Емелю.

Игра проводится дважды.

А знает ли, ребята, кто из вас, чем занимались дети длинными, зимними вечерами? Раньше ни компьютеров, ни телевизоров ведь не было, да и книги-то с карандашами, да красками не у всех были, игрушки совсем не такие, как сейчас у вас, были. А ведь и не скучали детки совсем. С удовольствием слушали рассказы, да сказки своих бабушек и дедушек, пели частушки, сами делали игрушки, играли на ложках, сидя у теплой печи.

Сценка - частушки и игра на ложках.

6-ой ребенок.

Ох, выйду плясать

Ножками задрыгаю -

Печь, кастрюли и ухват

По полу запрыгают.

7-ой ребенок.

Как у нашего Егора

Пузо стало, как пригорок -

Целый день он на печи

Уплетает калачи.

8-ой.

Эх, раз, полтора

Бежит печка со двора

А за нею чашки

От грязнули Машки.

Воспитатель: На Руси девочки уже с 6 лет пряли пряжу, а из ткани делали кукол. Это были не просто куклы, а куклы - обереги. Они разные, но каждая из них давала дому и семье достаток, здоровье, счастье, радость и самое главное доброту. Она оберегала дом, а люди берегли ее и передавали из поколения в поколение своим детям

А еще делали игрушки из глины, как из пластилина, а потом фигурки обжигали в печке, чтобы они были крепкими, разукрашивали их ярко и играли ими.

Ребятки, давайте, играя, подведем итог, почему печь самая важная была в любой русской семье? Игра называется «Дополни предложение». Я начинаю предложение, а вы его продолжите.

Игра «Дополни предложение»

Русская печь нужна для… приготовления пищи, обогрева, освещения, сна, лечения.

Чтобы разжечь огонь в печи, нужны…. дрова, огонь.

Чтобы зимней, холодной ночью было тепло ложились спать …. на печку.

Как говорили в старину о печи «Печь всему …. голова».

Молодцы! И по русской традиции - любое доброе и полезное дело, заканчивается (хором дети) - чаепитием.

9-ый ребенок: Мы вас чаем напоим, блинами да пирогами накормим, но сначала танец наш удалой вам покажем!

Танец «Яблочко».

На этой веселой ноте мы заканчиваем наше занятие. Спасибо всем за внимание.

Используемая литература:

1. Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности «Традиции русского народа», Тришина Юлия Юрьевна, воспитатель, МБУ детский сад №153 «Олеся», г. Тольятти;

2. Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности «Традиции русского народа», Аввакумова Ирина Николаевна, старший воспитатель, МДОУ «Детский сад №102» г. Саратов;

3. Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности «Традиции русского народа», Егорова Людмила Михайловна, учитель начальных классов, Комсомольская основная общеобразовательная школа, с. Комсомольск;

4. Традиции и быт русского народа. Энциклопедия "Все обо всем", 2005 г.


6



© 2010-2022