Составление рассказа по опорным картинкам по теме Зима

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие для второй младшей группы.

Тема: Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам.

Цели: - обучение составлению короткого рассказа по опорным словам и картинкам; распространению предложений определениями; - обогащение и активизация словаря по теме: «Зима»; - развитие ассоциативного мышления, подбор признаков к предмету; - воспитание интереса, любви к родному языку.

Оборудование: фотографии зимнего пейзажа, оформленные в фотовыставку; предметные картинки: дерево, дома, тучи, сугроб, замерзшая река, мальчик на лыжах, девочка на санках, на коньках; сюжетная картинка «Зимние забавы»; сюжетные картинки для составления предложений; бумажные снежинки для каждого ребёнка; магнитная доска.

Музыкальное сопровождение: П. Чайковский 1-я симфония часть 2 «Зимние грезы».

Ход занятия: I. Организационный момент.

- Ребята, мне кажется, что наша группа сегодня выглядит как-то необычно. Вам так не показалось? (Ответы детей.) Сегодня в нашей группе открылась фотовыставка. Я приглашаю вас посетить эту выставку.

II. Введение в тему занятия.

Рассматривание фотовыставки. Звучит произведение П. Чайковского «Зимние грезы».

- И вот зима, белым - бело,

Вокруг сугробы намело,

Как будто белым мехом,

Земля одета снегом.

И иней на березках,

Как праздничные блестки…

- Какое время года запечатлено на фотографиях?

- Как вы догадались, что эта зима?

- Какие еще приметы зимы вы видите на фотографиях выставки?

(Воспитатель обобщает ответы детей: зимою земля покрыта снегом, реки льдом, зимою холода.)

- Какое название вы бы дали нашей фотовыставке?

- Как вы думаете, была бы интересна наша выставка ребятам из других групп? Родителям?

- А что можно добавить к нашей фотовыставке, чтобы она стала более интересной? (Ответы детей, при необходимости оказание помощи детям.)

- На нашей выставке будет работать экскурсовод. Кто знает, кто такой экскурсовод? Экскурсовод добавит к фотопортрету зимы ее словесный портрет, и выставка станет ярче, интересней. А как это сделать я вас научу. Но сначала я предлагаю поиграть пальчиками, чтобы согреть их.

Пальчиковая игра.

Да-да-да - сжимание и разжимание пальцев.

Зимою холода - потирание ладошек друг о друга.

Да-да-да - сжимание и разжимание пальцев.

Превратилась в лед вода - ритмичное соединение подушечек пальцев.

Ды-ды-ды - сжимание и разжимание пальцев.

В инеи кусты - перекрещивание ладоней с широко расставленными пальцами

Ды-ды-ды - сжимание и разжимание пальцев.

Метели замели - круговые вращения больших пальцев обеих рук.

Ди-ди-ди - сжимание и разжимание пальцев.

Метели замели - круговые вращения указательных пальцев рук.

Ди-ди-ди - сжимание и разжимание пальцев.

Метели замели - круговые вращения рук, согнутых в локтях.

III. Основная часть.

1. Словарная работа. (Актуализация и развитие лексики.)

- Сегодня мы с вами будем говорить о зиме.

a) Беседа о зиме.

- Какая зимой погода? (Холодная.)

- Да, зимой холодно, зима холодная.

- Что выпадает зимой? (снег.)

- Если зимой много снега, то зима какая? (Снежная.)

- Если зимой сильный мороз, то зима какая? (Морозная.)

- Если часто метет метель, то зима какая? (Метельная.)

- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (Вьюжная.)

- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то зима какая? (Студеная.)

б) Игра «Волшебная палочка».

- 1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы играть.

Нужно всем нам в круг вставать.

(Дети по кругу передают «волшебную палочку», называя по одному признаку зимы).

2. Составление предложений по опорным словам и картинкам.

а) - Сейчас мы будем составлять предложения о зиме. Но они должны быть разными, непохожими друг на друга. Вот послушайте, какое я составила предложение (на магнитную доску прикрепляются заснеженные дома, деревья).

- Наступила студеная, суровая зима.

- Теперь вы придумайте свои предложения. (Работа детей.)

- Мы сказали, что зимой выпадает снег.

Снежинки пуховые

Веселые, живые,

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном,

И землю укрываете

Хрустальным серебром.

(Первый раз, проговаривая текст стихотворения, раздаю снежинки каждому ребенку; второй раз проговариваю текст, а дети показывают мягкими движениями рук, как падает снег; на последнюю строчку стихотворения кладут снежинки на пол.)

- Выпал снег. Давайте полюбуемся им. (Вносится емкость со снегом.)

б) Рассматривание снега.

- Снег, какой? (Белый, блестящий.) Посмотрели, а теперь потрогайте его. Какой снег на ощупь? (Холодный, легкий, мокрый, липкий или пушистый.)

- Если снег блестит, искрится на солнце, то он какой? (Блестящий, искрящийся.)

- Какой выпадает снег? (Дети составляют распространенные предложения: Выпал белый, пушистый снег.)

в) Динамическое упражнение.

Холод - стужа, потирают ладошки, стучат ими по бедрам.

Холод - стужа, снег колючий

Кружит, кружит … кружатся, разведя руки в стороны.

В сугроб снежинки соберем

И дальше мы играть начнем.

г) Выпало много снега, и появились что? (Сугробы.)

(На магнитную доску прикрепляю изображения сугроб.)

- Какие бывают сугробы? (Белые, большие, огромные, высокие, громадные, мохнатые, пушистые, мягкие.)

- Составьте предложения: Какие появились сугробы? (Появились высокие, большие сугробы.)

д) - Что происходит зимой с реками и озерами? (Ответы детей.)

- Верхний слой воды превращается в лед. Вот такой. (Вносится емкость со льдом.)

- Лед, какой? Посмотрите, потрогайте.

(Холодный, прозрачный, скользкий, твердый, блестящий, толстый, хрупкий, гладкий, прочный.)

(На магнитную доску прикрепляю соответствующую картинку.)

- Составьте предложение: Каким льдом покрываются реки и озера зимой?

- По какому льду хорошо кататься на коньках? (По гладкому, скользкому.)

- А какие еще зимние забавы вам нравятся?

е) «Зимние забавы». Дети их называют, по мере отгадывания дети прикрепляют картинки на магнитную доску.

ж) Составление предложений по опорным предметным картинкам.

Мальчик - снеговик.

Девочка - санки.

Девочка - коньки.

Мальчик - лыжи.

Преобразование 4 предложений в одно с однородными членами.

- Что делают дети?

(Дети лепят снеговика, катаются на санках, на лыжах, коньках).

III. Составление предложений по картинкам и объединение их в рассказ.

Детям предлагается составить предложение по своей картинке, а затем более сильный ребенок рассказывает рассказ целиком.

- Давайте посмотрим, похож ли наш словесный портрет на фотопортрет зимы. Интересен ли будет рассказ экскурсовода?

IV. Итог занятия.

- Дети, о чём мы с вами говорили на занятии? О чём вспомнили или что нового узнали? Сегодня все хорошо отвечали, молодцы. Занятие окончено.



© 2010-2022