Проект на тему По сказам П. П. Бажова

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект

«Мудрые сказы

П .П. Бажова»

Проект на тему По сказам П.П. Бажова



Разработчик: Лямина Светлана Сергеевна

Воспитатель МДОУ детский сад «Чебурашка»

2015 год.

Актуальность реализации проекта

Воспитание патриотических чувств - задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю.

Уральский край - богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Урал - «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.

Действительно уральцы очень любят свою природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А ведь образы ,созданные Павлом Бажовым, имеют непосредственное отношение к национальной самоидентификации. По меткому выражению историка и профессора языкознания Майи Никулиной « природа языка, переданная в уральских сказах Павла Бажова-это язык русской Одиссеи. А сам Бажов - по теперешним меркам, самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий».

М. П. Никулина, историк: «Бажовские корни искать следует не в рабочем уральском фольклоре, а в пространстве более обширном и отдалённом - в древних мифах, которые откровенно настаивают на том, что Урал - земля отмеченная, занимающая особое место на планете».

Да, славится наш край своими писателями, да сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях. Сама уральская земля рождала легенды и сказки. П. П. Бажов учился видеть и понимать богатство и красоту горного Урала. Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит язык народных приданий и народную мудрость. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы - об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.

Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Читая его произведения, мы окунаемся в мир необычный и удивительный. Знакомство с творчеством наших писателей - это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае.

Проблема: дети не имеют достаточных знаний о культуре и традициях уральского народа и творчестве уральского писателя П. П. Бажова.

Причины возникновения проблемы:

1. Образовательной программой предусмотрено включение регионального компонента, но содержание раздела «Художественная литература» не позволяет в рамках непосредственной образовательной деятельности полноценно знакомить с произведениями уральского сказителя.

2. Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.

3. Возникает информационное голодание в области пропаганды и в области историко-культурного наследия, традиций родного края.

Цель проекта: углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П .Бажова.

Задачи:

  • формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа;

  • познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;

  • создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала»

  • развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;

  • формировать чувство гордости за свой родной край;

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Вид проекта: семейный, групповой.

Сроки реализации проекта: февраль, март.

Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители, муз. работник

Ожидаемый результат:

-обогатились знания детей в области творчества уральского писателя; имеют представления о жизни людей на Урале;

-активно вступает во взаимодействие с воспитателем и сверстниками в различных видах деятельности;

-высказывает свое мнение, пересказывает эпизоды произведений; обогатился словарный запас;

-проявляет творческую индивидуальность и самостоятельность в продуктивной деятельности;

-родители - активные участники реализации проекта.

Реализация проекта

1 Этап. Подготовительный.

-Познакомить с темой проекта детей и родителей;

-Провести консультацию для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников через произведения П. П. Бажова»

-Оформить выставку книг по творчеству писателя;
- Подобрать пословицы, поговорки о родном крае и о труде.

2Этап. Основной.

Познавательно - исследовательская деятельность:

-Провести беседы с детьми: «Как жили люди на Урале», «Правда или вымысел?».

-Рассматривание иллюстраций к сказам П.П. Бажова.

-Презентация «Богатство Урала».

Коммуникативная деятельность:

-Чтение сказов П.П. Бажова, пересказ эпизодов.

-Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде, о Родине.

-Рассказывание стихотворений о родном крае.

Продуктивная деятельность:

-«Ящерица». Нетрадиционные техники рисования(иллюстрации к сказу «Хозяйка Медной горы»);
-Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце». Нетрадиционные техники аппликации(коллективная работа).

-Изготовление каменного цветка (пластилин, камешки, кедровые орешки).

Музыкально- художественная деятельность:

Разучивание на музыкальном занятии :

- хоровод «Уральский»;

- песня «Край родной».

3 Этап. Заключительный.

-Открытое мероприятие «Богатство Урала»;

-Выставка детского творчества по сказам Бажова;

-Итоговое занятие « Добрый сказочник П. П. Бажов»

-Оформление книги « Мудрые сказы П.П. Бажова»

(детские рисунки по сказам, выполненные совместно с родителями)

Вывод.

В дошкольном возрасте начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Детский возраст - возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности - глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

Адресная направленность: Представленный педагогический опыт в области исследуемой темы может быть использован специалистами дошкольного профиля в решении конкретных воспитательно - образовательных задач.













Детские творческие работы в рамках проекта.

Совместное художественное творчество по сказам Бажова



Проект на тему По сказам П.П. Бажова





Поделки к сказке «Серебряное копытце»

Проект на тему По сказам П.П. Бажова













Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце»

(совместное творчество)

Проект на тему По сказам П.П. Бажова



















Пословицы и поговорки о Родине.

  • На чужой стороне Родина милей вдвойне.

  • Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

  • Береги землю родимую, как мать любимую.

  • Кто за Родину горой, тот и герой.

  • В каком народе живёшь, того обычая держись.

  • Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.

  • Народная дружба и братство - дороже всякого богатства.

Проект на тему По сказам П.П. Бажова

Пословицы и поговорки о труде.

  • Без труда и отдых не сладок.

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

  • Всякое уменье трудом дается.

  • Где хотенье, там и уменье.

  • Дела словами не заменишь.

  • Делу - время, потехе - час.

  • Каков мастер, такова и работа.

  • Кончил дело - гуляй смело.

  • Копнешь, так и найдешь.

  • Маленькое дело лучше большого безделья.

Проект на тему По сказам П.П. Бажова



Конспект итогового занятия

по творчеству П. П. Бажова

«Добрый сказочник П. П. Бажов»



Возраст детей: 5-6 лет.

Форма организации: сказочная гостиная.

Форма совместной деятельности: групповая.

Задачи:

1.Закреплять знания детей о творчестве уральского сказочника П. П. Бажова;

2. Развивать у детей речевую активность, активизировать словарь;

3. Совершенствовать умения выразительно рассказывать стихотворения, отвечать на вопросы полным ответом;

4. Формировать навыки совместной деятельности, вызвать эмоциональный отклик;

5. Воспитывать у детей нравственные ценности через произведения П. П. Бажова.

Ход занятия.

В группе оформлены выставки: книжная( со сказами писателя), творческая(с детскими рисунками и поделками по сказам).

(1 слайд- тема занятия)

- Ребята, сегодня тема нашего занятия «Добрый сказочник Павел Петрович Бажов». Мы постараемся с вами вспомнить все то, что говорили и читали об этом замечательном человеке , о его волшебных и поучительных сказах. Все мы с вами знаем, что Павел Петрович родился на Урале.

(2-3 слайды- фото Урала)

-Сейчас давайте послушаем стихотворения о земле писателя.(Дети рассказывают стихотворения)

1.То приветлива, то сурова

Сходит с каменных гор заря.

Ты прекрасна, земля Бажова,

Трудовая Урал-земля!

2.Прорастают цветы сквозь скалы,

Полыхает огнём гора:

Это новые пишут сказы

Рудознатцы и мастера.

3.Над Уральским хребтом рассветы

Рукотворным горят огнём,

Отшлифованы самоцветы

Жизнью, радостью и трудом.

4.И становится делом слово,

В каждом камне - цветы цветут...

Продолжается сказ Бажова,

Продолжаются Жизнь и Труд!

(4 слайд- заставка)

  • Девочки танцуют хороводный танец с платочками (под русскую народную песню « Ходила младешенька по борочку»(-)

- Творчество Павла Бажова неразрывно связано с жизнью горнозаводского Урала. Неисчерпаемы богатства здешних недр, неповторимо своеобразна красота этого края с его лесистыми горами, глубокими прозрачными озёрами. Есть одна легенда об Урале:

Говорят, будто Бог, когда землю создавал, решил людям добро сделать. Взял золота, меди, камней самоцветных... да по всей земле и рассыпал. Где, конечно, погуще, где вовсе редко. Однако везде хоть сколько-нибудь, да попало. Глядит, а золота, самоцветов и прочего ещё целая горсть осталась. Подумал Господь, да и высыпал их между Европой и Азией. Так будто бы Уральские горы и получились. Кто на Урале бывал, тот знает: леса стоят - изумруд да малахит, озёра - горным хрусталём переливаются, рябинушка по осени рубином горит. И люди, которые здесь живут, - чисто камень-самоцвет: трудолюбивые, мастеровые... Именно таких мы и встречаем в «Уральских сказах» П.П. Бажова.

(5 слайд)

-А кто, ребята, помнит, в каком городе родился писатель?(В Сысерти)

(6 слайд)Воспитатель читает стихотворение , написанное на слайде.

(7 слайд)

-Давайте еще раз заглянем в комнату писателя.

-Я вам напомню, что писательский талант открылся у Бажова, когда ему было уже почти 60 лет. В 1939 году была опубликована первая книга «Сказы старого Урала» - «Малахитовая шкатулка» (Воспитатель показывает книгу). Павел Бажов говорил, что в основе его сказов -«быль с элементами сказочного».

-Ребята, а кто помнит, чем отличается сказ от сказки?( Сказка - это вымысел, а сказ - это описание реальных событий, но с элементами фантастики.)

-Правильно! Сказы Бажова причудливы, захватывающе чудесны. Герои сказов - крепостные люди, уральские рабочие: рудокопы, мастера-камнерезы, гранильщики. Они трудолюбивы и талантливы.

(8 слайд)

-Сейчас я предлагаю ответить на загадки из малахитовой шкатулки, а заодно проверить, какие сказы вы запомнили. Готовы?

(9 слайд)

-О ком идет речь?

Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка.

(10 слайд- заставка)

  • Проводится игра «Шел козел по лесу».

( 11 слайд)

- Из каких сказов эти строки?

«Да ведь эта сама Хозяйка. Её одёжа - то. Из шёлкового малахиту платье»

(12 слайд)

«Танюшка побегала много - мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги повесила…»

  • Проводится игра «Собери каменья»

(13 слайд)

«Глядит, - а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок - и разнесёт старушонку.»

(14 слайд)

-В кого превращалась Хозяйка Медной горы?

(15 слайд)

-Из какого камня Данилушка сделал каменный цветок? Молодцы, ребята, со всеми загадками справились. Сейчас давайте пройдем к выставке , еще раз полюбуемся вашими рисунками и поделками к сказам .(Дети проходят к выставке. Воспитатель спрашивает детей , к каким сказам выполнены их работы.

Итог занятия.

(16 слайд-фото писателя)

-Эти сказы принесли их автору заслуженную славу. В Москве есть улицы, названные имени Павла Бажова и Малахитовая. По сказам Бажова снято несколько мультфильмов, есть пьеса «Серебряное копытце», опера Кирилла Молчанова «Каменный цветок», балет Сергея Прокофьева «Сказ о каменном цветке».

(17 слайд)

-В память о писателе в областном городе Екатеринбурге есть памятник и дом- музей.

-Ребята, чему учат нас сказы П. П. Бажова? ( Высказывания детей) На этом мы закончим наше занятие. Все сегодня молодцы!
























Сценарий мероприятия «Богатство Урала»

Задачи:

  1. Систематизировать и закреплять знания детей о богатстве родного края;

  2. Развивать у детей речевую и двигательную активность; активизировать словарь;

  3. Формировать у детей навыки совместной деятельности, обеспечить эмоциональный комфорт.

  4. Совершенствовать навыки простейших вербальных и невербальных способов передачи настроения (жестами, интонацией, имитационными движениями );

  5. Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, культуру поведения в обществе, уважительное отношение к Родине.

Средства:

Мультимедийные: презентация «Моя Родина-Россия»;

Литературные: стихотворения о России, Качканаре;

Музыкальные: аудиозапись песен «Гори, гори ясно» , «Моя Россия», «Родина наша».

Оборудование: экран, проектор, карта России; 2 шкатулки, украшенные под малахит; «камешки»; конфеты; самодельная гора; гирлянда с огоньками; 3 елочки.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, музыкально-художественная.

Ход мероприятия

Вед. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине-месте, где мы с вами живем.(1 слайд. На экране появляется фото России)

Ребенок.

Родина наша- это страна, очень и очень большая она,

Родина наша- это наш дом, где мы все вместе дружно живем

(Исполняется песня « Родина наша»)

Вед. Ребята, давайте хором скажем, как называется наша Родина.(Россия) Давайте послушаем красивые стихотворения о России.

(2 слайд. Природа России)

1.Россия…Как из песни слово,

Березок юная листва.

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

2.Люблю тебя ,моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий. Как ручей.

3.Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называют

Одним широким словом «Русь».

4.Нет на свете Родины красивей

Боевой страны богатырей

Вот она по имени Россия

От морей простерлась до морей!(показать на слайде)

(Исполняется танец под песню «Моя Россия»)

Вед. Ребята. а давайте покажем Россию на карте. (ищет карту) Ой, а где же она? Она ведь здесь была. Ничего не понимаю.

Кикимора.(заходит с картой )

Так-так-так, интересненько!

Очень даже интересненько!(рассматривает карту)

Вед. Здравствуйте, уважаемая! Вы кто?

Кикимора. Здрасьте, здрасьте! Я- кикимора. Ну а мне можете не представляться, некогда мне с вами возиться. Я , вон, с картинкой никак разобраться не могу.

Вед. Кикимора. А это не картинка, это похоже наша карта, которую мы с ребятами потеряли.

Кикимора. Карта? А вы что, клад где-то зарыли? Ну и где же, быстро показывайте!

Вед. Да нет же, Кикимора. Мы с ребятами хотели показать на карте где находится Россия.

Кикимора. А! Ну-ну, давайте показывайте.

Вед. Кто, ребята, хочет показать?

Кикимора. Ого! Какая она огромная ваша Россия! Да она еще и вся разноцветная.

Вед. Да, Кикимора, Россия на карте изображена разными цветами. В России много лесов, рек, озер…

Кикимора. (перебивает) И Кикимор тьма тьмущая! Лес и болото- мой дом родной. Только я не из России, я на Урале живу. Слыхали про такой?

Вед. Эх, Кикимора! У нас даже все ребята знают, что Урал- это частичка России. Сейчас они тебе покажут где он находится.(ребенок показывает на карте Урал и рассказывает стихотворение)

(3 слайд . Фото Урала)

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки, сосны босые

Сбегают с заснеженных скал.

По красоте твоей и силе

Мне не с чем Урал сравнить.

Иной здесь кажется Россия:

Суровой, строже, может быть.

Вед.

Найдешь ли прекрасней Уральского края!

Здесь горные речки в ущельях играют,

Здесь горы в лохматых зеленых уборах,

Здесь клады глубоко в горах и озерах…

Кикимора. Ну и какие же клады скрыты в Уральской земле?

Вед. Давайте, ребята, хором расскажем о богатствах Урала.(дети хором рассказывают стихотворение)

В моей земле богатства скрыты:

Она и золото хранит,

И рядом с медью - малахиты

Железо, мрамор и гранит.

Кикимора. А я тоже, между прочим, очень богата! У меня есть шкатулочка, мне ее сама Хозяйка Медной горы подарила. Слыхали про такую? А, вам наверно сказки Бажова читали? Ну и из какого камня сделана эта шкатулочка?

Вед . Ребята, давайте позовем в гости Хозяйку Медной горы.(дети хлопают)

Хозяйка Медной горы.(входит под музыку)

-Здравствуйте, дорогие ребята, гости. Я дочь железного змея Великого Полоза. Мой отец стережет недра этих гор, таящих в себе огромные богатства. Иногда я помогаю людям разные богатства отыскивать, показывать не показываю, а на след навожу.(Берет шкатулку и показывает камешки)В моей шкатулке каменья разные, они особенные- в каждом таится загадка для вас. Вы готовы отгадать мои загадки? (Да!) Хорошо! Если вы со всеми загадками справитесь, то гора засверкает своими драгоценными камнями.

1 загадка( 4 слайд. Деревья)

-Листья каких деревьев вы видите на экране? Все ли эти деревья растут на Урале?

2 загадка( 5 слайд. Животные)

-Назовите только тех животных, которые обитают в лесах Урала.

3 загадка.( 6 слайд. Качканар)

-Урал- большой край, здесь много областей и городов. А в какой области и каком городе вы живете?

-Как называют жителей вашего города?

-Как называется главная улица вашего города?(7 слайд. Улица Свердлова)

-В каком микрорайоне находится ваш детский сад?(8 слайд. 8 микрорайон)

-Назовите самое большое предприятие вашего города.(9 слайд. ГОК)

-Назовите уголки вашего города, которые изображены.(10 сайд.)

-Какой водоем есть в вашем городе?(11 слайд. Пруд)

(Кикимора проводит игру «Переплыть водоем»)

4 загадка.

-На каком водоеме растет ягода- клюква?

-Назовите правильно ягоды земли Уральской.(12 слайд. Ягоды)

Кикимора. Хозяюшка, у тебя в шкатулочке последний камешек остался. Можно я ребятам задам вопрос?

-А скажите-ка мне, ребятки, и откуда это вы все знаете? Книжек много читаете? Или передачи умные-разумные смотрите?

Вед. Ну об этом, Кикимора, нам с ребятами придется долго рассказывать. Давайте лучше все вместе посмотрим , как ребята изучают родной край.

(Просмотр презентации «Моя Родина- Россия» с 13 по 20 слайды)

Вед. Уважаемые, гости! Ребята хотят исполнить для вас танец «Гори, гори ясно».

По окончании танца загорается огоньками гора.

Кикимора. Ого! Красота-то какая! Никак ребята на все загадки ответили верно?

(21 слайд)

Хозяйка Медной горы. Да, Кикимора, ребята просто молодцы! И я не могу их не наградить. А ну, неси скорей еще одну шкатулку с каменьями. Я хочу вознаградить таких любознательных детишек.

(Кикимора приносит шкатулку. Хозяйка Медной горы раздает детям «камешки»)

Хозяйка Медной горы. Эти камешки не простые, они с сюрпризом.(В фольгу завернуты конфетки)

-Мне очень жаль, но нам прощаться пора.

Я встречу с вами не забуду никогда!

Кикимора. Пока! Пока! Наши маленькие друзья!

Вед .Ребята, давайте попрощаемся с гостями.(Дети машут вслед, говорят «до свидания!»)







© 2010-2022