Программа по здоровьесбережению Здоровый малыш

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

27

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Слудская основная общеобразовательная школа»






ПРОГРАММА

по здоровьесбережению

«Программа по здоровьесбережению Здоровый малышЗдоровый малыш!»

Автор программы: воспитатель

дошкольной группы МБОУ «Слудская ООШ»-

Белых Анастасия Николаевна.








с. Слудка, 2014г.

Содержание


Паспорт программы……………………………………………………………………………………………………………….. 3

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...……………………………………………… 6

  1. Основные принципы реализации программы…………………………………………………………………………….. 9

  2. Анализ здоровья и физического развития воспитанников дошкольной группы………………………………………11

  3. Оценка результативности системы и содержания оздоровительной работы дошкольной группы:

    1. Консультативно-информационное образование детей, персонала, родителей………………………………..13

    2. Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ дошкольной группы……………………………………………..... 16

    3. Организация полноценного питания……………………………………………………………………………… 17

    4. Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы………………………………………………… 17

  4. Заключение …………………………………………………………………………………………….………………….. 19

Список литературы…………………………………………………………………………………………………………20

Нормативно правовая база ПРОГРАММЫ……………………………………………………………………………….21

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ:

Наименование программы

Программа «Здоровый малыш!» на 2014-2016 гг.

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения

Педагогический совет №4 от 29.04. 2014г.

Педагогический совет № 1 от 29.08.2014г.

Основание для разработки Программы

Высокая заболеваемость детей дошкольной группы. Повышение заинтересованности родителей в организации сотрудничества с МБОУ в проведении физкультурно-оздоровительной работы и профилактических мероприятий по формированию привычки к ЗОЖ.

Цель программы

Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки к ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.

Основные задачи программы, целевые ориентиры

1. Повышение показателей здоровья воспитанников на 5% и более, за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья детей: осознанного отношения к своему здоровью, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах.

2. Воспитание у всех участников образовательного процесса потребности в ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.

3. Разработка системы педагогического контроля за организацией образовательного процесса на его соответствие требованиям здоровьесбережения .

Исполнители Программы

Старший воспитатель, воспитатели, воспитанники дошкольной группы и их родители.

Важнейшие целевые индикаторы Программы

1. Выполнение режима дня с включением в него здоровьесберегающих технологий.

2. Показатели заболеваемости (снижение количества дней пропущенных ребенком по болезни; средней продолжительности болезни одним ребенком при простудных заболеваниях).

3. Активное участие всех участников образовательного процесса в совместной деятельности по здоровьесбережению.

4. Рабочие материалы по контролю: диагностические карты, опросники, анкеты, циклограммы

Сроки и этапы реализации Программы

Программа рассчитана на 2014-2016гг.

1-й этап - аналитический, апрель-май 2014г., анализ состояния заболеваемости детей и организации оздоровительной работы за 2012-2014гг

2-й этап - разработка проекта программы - май- ноябрь 2014г.

3-й этап - внедрение программы- 2014-2016гг

4-й этап - итоговый - диагностический - апрель-май 2016г.

Ожидаемые конечные результаты

1.Рост профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов и родителей в сохранении и укреплении здоровья детей.

2. Стимулирование внимания дошкольников к вопросам здорового образа жизни, двигательной активности и правильного питания в условиях семьи.

3. Сформированная система контроля выполнения задач программы «ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ!».

4. Снижение заболеваемости у воспитанников и сотрудников дошкольной группы.

5. Уменьшение количества дней, пропущенных по болезни одним ребенком до 3-х дней:

Управление программой и осуществление контроля за ее реализацией

Старший воспитатель дошкольной группы МБОУ «Слудская ООШ»

ВВЕДЕНИЕ:

"Физическое воспитание есть огромный, но таинственный космос,
через постижение которого можно приблизиться к Истине и Счастью".
Н. Ефименко

Одним из приоритетных направлений государственного национального проекта «Образование» является улучшение качества образования, состояния здоровья детей и профилактика их заболеваний.

Дети проводят в дошкольном учреждении, значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у ребенка появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность в более старшем возрасте. (Из Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Д.А.Медведева) [11]

Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, физкультурные занятия, в том числе спортивные досуги, праздники и развлечения, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья дошколят. В 2011 -2012 учебном году вводится новый норматив занятий физической культурой - не менее трёх занятий в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей.[15]

Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных здоровьесберегающих программ, которые разовьют у ребенка интерес к сохранению собственного здоровья. Система образования в обществе на современном этапе ее развития выполняет не только образовательную функцию, но и все больше становится институтом здоровья человека. В современных условиях развития общества проблема сохранения здоровья детей является самой актуальной. Особенно остро этот вопрос стоит в дошкольных учреждениях, где вся практическая работа, направлена на сохранение и укрепление здоровья детей.

Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Поэтому считается, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня и деятельность не одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.[1]

Разработка педагогическим коллективом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Слудская основная общеобразовательная школа» этой программы, привела коллектив дошкольной группы к переосмыслению работы с дошкольниками и родителями в вопросах отношения к здоровью ребенка, необходимости актуализации внимания воспитателей в вооружении родителей основами психолого-педагогических знаний и их валеологическом просвещении. Роль педагога дошкольной группы состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Программа предоставляет педагогам возможность самостоятельного отбора методик, содержания обучения и воспитания дошкольников, позволяет сочетать в работе как традиционные программы и методики, так и инновационные, способствующие укреплению и сохранению здоровья детей, педагогов и родителей.

Особого внимания заслуживает вопрос о влиянии регионального фактора на физическое состояние детей, проживающих в с. Слудка Сыктывдинского района . Природно - климатические условия в сочетании с экологическим неблагополучием (наличие предприятий с вредным производством в г. Сыктывкаре Эжвинского района, что находится в 50 км от с. Слудки), предъявляют к организму ребенка высокие требования в процессе учебы, труда и отдыха, поэтому значительное количество детей дошкольного возраста имеет различные функциональные отклонения в состоянии здоровья. Программа «Здоровый малыш!» направлена на решение вопросов оздоровления детей в комплексе: с участием всех участников образовательного процесса, с учетом условий нашего села и района.

Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний опре­деляется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицатель­ным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.

На сегодняшний день в дошкольной группе практически здоровые дети составляют менее 7%.

Цель программы: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки к ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.

Задачи:

1. Повышение показателей здоровья воспитанников на 5% и более, за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья детей: осознанного отношения к своему здоровью, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах.

2. Воспитание у всех участников образовательного процесса потребности в ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.

3. Разработка системы педагогического контроля за организацией образовательного процесса на его соответствие требованиям здоровьесбережения .



  1. Основные принципы реализации программы

1. Принцип научности - использование научно - обоснованных и апробированных программ технологий и методик.

2. Принцип доступности - использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.

3. Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

4. Принцип систематичности - реализация лечебно- оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.

5. Принцип адресности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья воспитанников.

Основные участники реализации программы:

  • Воспитанники дошкольной группы.

  • Педагогический коллектив.

  • Родители (законные представители) детей посещающих дошкольную группу.

Основные направления программы

1. Консультативно-информационное образование детей, персонала, родителей: раскрываются новые подходы учреждения в организации физкультурно-оздоровительной работы, система работы специалистов, стратегический план улучшения здоровья детей );

2. Здоровьесберегающая инфраструктура МБОУ (кадры, спортивный зал, спортивная площадка);

3. Организация рационального питания;

4. Комплексная физкультурно-оздоровительная работа: раскрываются виды и типы НОД, проводимых в ОУ, формы организации закаливания дошкольников, способы повышения двигательного режима детей в течение дня, профилактические мероприятия в период повышения ОРВИ и гриппа. Работа по организации и формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.

  1. Анализ здоровья и физического развития воспитанников дошкольной группы

Анализ сведений о здоровье воспитанников за период с декабря 2012 по декабрь 2014г. показал неуклонный рост процента заболеваемости детей и рост дней, пропущенных по болезни одним ребенком дошкольного возраста. При этом распределение детей по группам здоровья с 2012г. почти не меняется. Возникает вопрос: если в дошкольной группе приходят дети с примерно одинаковым уровнем здоровья из года в год, почему количество заболеваний в дошкольном отделении ежегодно растет? Дошкольная группа открылась в сентябре 2012 года. В сад пришли домашние дети из частного сектора, где основная часть домов имеет печное отопление, т.е. в вечернее время температура в помещении имеет высокий показатель, а к утру помещение остывает до t-14-160. Дети зачастую ходят дома без комнатной обуви. В связи с резкими перепадами t0 в домашних условиях - высокие показатели простудных заболеваний в дошкольной группе. В 2013-2014г. высокий процент заболеваемости обусловлен эпидемией гриппа. Мы пришли к выводу, что здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению должна находиться семья и дошкольная группа образовательного учреждения, как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».[12]

В дошкольном отделении проводится большая работа по созданию благоприятных условий для адаптации детей к условиям дошкольной группы. При открытии дошкольной группы на базе МБОУ «Слудская ООШ», дети поступали в детский сад неравномерно, в сентябре массово, с октября по май постепенно. Педагогами осуществлялся весь комплекс адаптационных мероприятий, направленных на создание психологически комфортных условий пребывания ребенка в группе: индивидуальный подход, щадящий режим, консультации для родителей, разработка проекта «В детский сад хожу без слез». Для родителей вновь поступающих детей ежегодно в начале сентября проводится организационное родительское собрание «Первый раз в детский сад». Однако положительной динамики по степени легкой и средней адаптации детей к детскому саду не происходит, и это связано с возрастным контингентом детей.

В дошкольную группу поступают большой процент домашних детей в возрасте 2-6 лет. Группа, организованная в дошкольной группе - разновозрастная и поэтому дети чаще болеют и соответственно адаптация у них затягивается.

3. Оценка результативности системы и содержания оздоровительной работы дошкольной группы

3.1 Консультативно-информационное образование детей, персонала, родителей.

Администрацией совместно с медицинскими работниками ФАП определены основные условия природосообразного, здоровьесберегающего образования у детей - это потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа обоснованного поведения.

Но представление о здоровом образе жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в дошкольной группе должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

  • Привитие стойких гигиенических навыков;

  • Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

  • Формирование элементарных представлений об окружающей среде, опасных ситуациях в быту, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных;

  • Формирование привычки ежедневных физических упражнений;

  • Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов, представлений о том, что полезно и что вредно организму;

  • Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения; понимать переживаемые чувства других и правильно на них реагировать.

Существуют определенные факторы взаимодействия на формирование у детей привычки к ЗОЖ. Поэтому работа с детьми по формированию привычки к ЗОЖ строится на определенных принципах организации воспитательно - образовательного процесса:

  • Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, личностно - ориентированного общения взрослого и ребенка;

  • Организация рационального питания и воспитание культуры еды (знание названия блюд, из каких продуктов приготовлено блюдо, полезные свойства продуктов, правила поведения за столом);

  • Обучение приемам пальчиковой гимнастики, и гимнастике для глаз, занятиям на тренажерах, способах страховки на спортивном оборудовании, закаливанию, правилам личной гигиены на специально организованных занятиях и в повседневной жизни;

  • Проведение тематических занятий на группах;

  • Проведение физкультурных занятий 3 раза в неделю (одно на свежем воздухе);

  • Проведение недели здоровья (2 раза в год), организация активного досуга в каникулярные дни.

  • Проведение оздоровительный работы в летний период.

Работа с педагогическим коллективом - одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей. При этом, одной из основных задач, является задача по созданию системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и укрепление психического и физического здоровья каждого ребенка.

В педагогическом коллективе внедряются новые системы социального сопровождения дошкольников при выпуске в школу. Внедряются современные методы мониторинга здоровья. Разрабатываются критерии оценки состояния здоровья.

Педагогическим коллективом организуются и проводятся мероприятия по созданию комфортных условий и психологического благополучия во время пребывания ребенка в МБОУ:

  • по созданию условий для формирования у детей привычки к ЗОЖ:

  • создание развивающей среды в группах;

  • создание условий для обеспечения активной двигательной деятельности в группе и на прогулке;

  • спортивные и музыкальные праздники и развлечения;

  • создание благоприятного психологического климата в группе и дошкольном учреждении в целом;

  • оптимизация форм общения в педагогическом коллективе (взрослый-взрослый) и общения с детьми (взрослый-ребенок);

  • проведение инструктажей и соблюдение всеми сотрудниками учреждения инструкции по охране жизни и здоровья детей;

  • Разработка и проведение социальных проектов «Страна безопасности»

  • проведение с детьми практических занятий по теме «В мир опасных предметов»

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями. Проанализировав данные анкет, полученные в нашем дошкольной группы, мы пришли к выводу, что хотя все родители имеют среднее образование или специальное, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к ЗОЖ у большинства родителей невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривают его только как отсутствие заболеваний, а средство оздоровления детского организма видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального. Поэтому коллектив работает над реализацией следующих задач:

  • Повышение педагогической культуры родителей.

  • Изучение и распространение положительного семейного воспитания.

  • Включение родителей в совместную работу по оздоровлению детей.

Помимо традиционных форм работы с родителями (родительские собрания, семинар-практикум, консультации, анкетирование, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам и т.д.), проводятся и новые формы работы:

  • Выпуск газеты по здоровьесбережению «О здоровье» (1 раз в квартал);

  • Создание в уголках для родителей рубрики «В здоровом теле - здоровый дух»; «Советы доктора Айболита»;

  • Родительские собрания на данную тематику;

  • Привлечение родителей в проектную деятельность по данной теме;

  • Педагогические советы с участием родителей и т.д.

Для приобщения родителей к здоровому образу жизни в дошкольном отделении проводятся совместные оздоровительные мероприятия, НОД, развлечения, досуги, соревнования, выставки, выпуск стенгазеты, конкурсы, викторины и т.д.

Особой популярностью среди родителей в дошкольном учреждении пользуется такой конкурс семейных команд как «Папа, мама, я - спортивная семья!», «Большие гонки - маленьких спортсменов», оформление семейных фотоальбомов на тему: «Спорт и семья», участие в республиканском фестивале «Олимпиада с детского сада». Для реализации этой работы используются коллективные и индивидуальные формы деятельности, итогом которой будет индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем, который приведет к оптимальным способам решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольной группе и дома. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.

3.2 Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ дошкольной группы.

Здоровьесберегающая инфраструктура, поддерживается благодаря постоянной связи с врачами ФАП и райпедиатром районной детской поликлиники. По результатам мониторинга, по назначению участкового педиатра и медицинских работников ФАП, планируются и осуществляются оздоровительно-профилактические и лечебные мероприятия. Наше дошкольное учреждение курирует врач-педиатр с. Зеленец, по назначению которого дети получают витаминопрофилактику.

Отследить результаты физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной группе помогает педагогический контроль, в который входят:

  • Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей;

  • Обследование физического развития детей;

  • Педагогическое наблюдение за проведением физкультурных занятий;

  • Педагогическое наблюдение за осуществлением системы закаливания;

  • Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (спортивный зал, участок), оборудования, спортивной одежды , обуви и т.д.

  • Профилактическо-оздоровительная работа в дошкольной группе направлена в первую очередь на выполнение правил СанПиН. Большое внимание следует уделяется профилактическим мероприятиям:

  • Осуществление проветривания помещений, в которых пре­бывают дети, в соответствии с графиком;

  • Дважды в день влажная уборка групповых помещений;

  • Для обеспечения естественного освещения помещений шторы на окнах укорочены;

  • 2 раза в год выполняется сушка, выморозка постельных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял);

  • 2 раза в год осуществляется чистка ковровых изделий (летом - стирка, зимой - чистка снегом);

  • Правильно осуществляется подбор и расстановка комнатных растений;

  • Своевременно (до начала цветения) производится покос газонов и участков;

  • Соблюдение правил применения (дезинфекции) и хранения моющих средств;

  • Во время карантинных мероприятий строго придерживаемся санэпидрежима.

В период подъема ОРВИ и гриппа, в группах проводятся профилактические мероприятия:

  • Своевременное выявление и изоляция детей с первыми признаками заболевания;

  • Контроль за качеством проведения утреннего приема детей в группах (измерение t0 тела, осмотр кожных покровов);

  • Максимальное пребывание детей на свежем воздухе;

  • Контроль за режимом проветривания в группах, регулярной влажной уборкой;

  • Введение в меню продуктов, содержащих фитонциды (чеснок, лук);

  • Использование рециркуляторов для очистки воздуха групповых помещений (люстра Чижевского).

3.3 Организация полноценного питания

При организации питания необходимо придерживаться естественных потребностей малыша, исключить насильственное кормление. Старшие дети определяют свою норму самостоятельно, а малыши с помощью взрослых, по договоренности. Приучать к еде правильной, здоровой пищи.

  • Систематический контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к пищеблоку;

  • Контроль за соблюдением ассортимента продуктов;

  • Соблюдение нормативных требований к качеству и количественному объему пищи в соответствии с возрастом детей;

  • Обеспечение питьевого режима;

  • Витаминизация третьего блюда (постоянно);

  • Эстетика организации питания и гигиена приема пищи;

3.4 Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы.

Забота о здоровье детей в дошкольном отделении, складывается из создания условий, способствующих благоприятному развитию организма. Наиболее управляемым фактором внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление. Двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Поэтому на всех видах занятий статического характера применяются:

  • Пальчиковая и артикуляционная гимнастика;

  • Гимнастика для глаз, стоп, лица, шеи;

  • Физминутки (динамические паузы);

  • Хождение по дорожкам «здоровья»

Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья. А двигательная активность сочетаться с общедоступными закаливающими процедурами. Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития ребенка. Воздушное закаливание (физкультурные занятия в зале босиком), соблюдение температурного режима в течение дня, водное закаливание (мытье прохладной водой рук по локоть после дневного сна), утренняя гимнастика (в теплое время года средние, старшие группы на свежем воздухе, младшие в спортивном зале), правильная организация прогулки, ее длительность, дозированный оздоровительный бег на воздухе (течение года) и многое другое способствует повышению иммунитета ребенка и сопротивляемости детского организма вирусным инфекциям

Заключение

Данная программа предлагает системный подход к формированию и укреплению здоровья детей. Стиль жизни, общения и педагогической работы с детьми направлен в первую очередь на сохранение самостоятельности, неповторимости дошкольного периода детства. При планировании оздоровительной работы с детьми необходимо учитывались:

Медико-гигиенические требования к последовательности, длительности и особенностям проведения различных режимных моментов:

Местные, региональные условия (климат, природные условия);

  • Специфику контингента детей, посещающих разновозрастную группу (время подъёма, характер ухода дома, жилищно - бытовые условия и т.д.);

  • Индивидуальные особенности каждого ребёнка (пробуждение, свобода участия в той или иной деятельности);

  • Чередование и соотношение организованной и самостоятельной деятельности детей с обязательным временем для свободных игр - ведущей деятельности ребёнка дошкольного возраста;

  • Изменение работоспособности детей в течении дня;

  • Включение моментов, способствующих эмоциональной разрядке. Творческие, доброжелательные, компетентные педагоги, работая по данной программе в системе и в содружестве с семьёй обязательно добьются снижения заболеваемости детей, укрепления их здоровья, сформированности навыков здорового образа жизни и дети будут активнее, самостоятельнее, проявлять инициативу и творчество в разных видах деятельности. Станут более открыты к общению со взрослыми, дружелюбнее и терпеливее по отношению к сверстникам, любознательней и интеллектуально развиты, эмоционально отзывчивыми на красоту окружающего мира, произведений искусства, на состояние других людей, любящие свою Родину, свой народ.

Ведь в здоровом теле - здоровый дух.

Список литературы

1. Гунн Г.М., Современные технологии проблемы охраны здоровья.[Текст]: учебное пособие/ Г.М.Гунн. - СПб.2000.- 192с.

2. Картушина М.Ю., Праздники здоровья для детей 5-6 лет. [Текст]: сценарии для ДОУ/ М.Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2010.- 128с.

3. Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья. [Текст]: методическое пособие/ М.Ю. Картушина - Архангельск, 2000.- 108с.

4. Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В., В стране здоровья. [Текст]:программа эколого - биологического воспитания дошкольников/ В.Т. Лободин , А.Д. Федоренко, Г.В. Александрова - М.: Мозаика - Синтез, 2011. - 80с.

5. Маханева М.Д.С физкультурой дружить - здоровым быть. [Текст]: методическое пособие/ М.Д. Маханева - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 240с.

6. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - М.: Мозаика - Синтез, 2011. - 208с.

7. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. [Текст]: программа и методические рекомендации/ О.А.Соломенникова. М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 112с.

Нормативно - правовое обеспечение Программы

8. Конституция Российской Федерации. - М.: НПП Гаранд - Сервис. 2001. - С. 43,72

9. Семейный кодекс Российской Федерации (новая редакция, испр. и доп.) - М.: Мозаика - Синтез, 2011.- 335с.

10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании);

11. Доклад Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010-м году.

12. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. № 666);

13. «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений», утвержденная приказом Минздрава РФ № 139 от 04.04.2003г.

14. Письмо Минообразования РФ от 14.03.00 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»

15. «Санитарн-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (СанПиН 2.4.1.3049-13 ) от 15 мая 2013 г. № 26

16. Устав МБОУ «Слудская ООШ» и другие локальные акты ДОУ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Доклад на педагогическом совете по теме:

Слайд 1. «Формирование здорового образа жизни в дошкольной группе в рамках программы по здоровьесбережению «ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ!»

Слайд 2. Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Слайд 3. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому и безопасному образу жизни. Значимость применения данной работы определяется решением задач оздоровления дошкольников, воспитания культуры безопасного и здорового образа жизни - создания прочной основы для воспитания здорового ребенка.

Слайд 4. Основными составляющими здорового образа жизни являются - соблюдение режима дня; правильное питание; обеспечение двигательной активности; закаливающие процедуры; привитие культурно-гигиенических навыков. Не смотря на отсутствие инструктора по физической культуре, в нашей дошкольной группе воспитателями проводятся оздоровительные мероприятия. Такие как:

Слайд 5. Для обеспечение двигательной активности проводится:

  • утренняя гимнастика,

  • физкультминутки, подвижные игры,

  • игры малой подвижности,

  • физическая культура 3 раза в неделю;

  • спортивные праздники среди родителей и детей.

Слайд 6. Привитие культурно-гигиенических навыков:

Рано утром каждый день

Умываться нам не лень

Зубы, волосы, ногти и уши

Почистим, помоем мы и посушим

С мылом, расческой, шампунем и пастой

Будешь ты чистым, пушистым, гривастым.

Слайд 7. Правильное питание

Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Слайд 8. Сон.

Сон - важное условие для здоровья, бодрости и высокой работоспособности человека. В нашей дошкольной группе проводится: релаксационная гимнастика до сна, гимнастика после сна, босохождение, «Дорожки здоровья».

Слайд 9. Мероприятия по профилактике заболеваемости:

  • Кварцевание; проветривание группы;

  • Витаминизация в течении года;

  • Пропаганда здорового образа жизни: папки передвижки, памятки для родителей, оформление стенда «Айболит советует».

  • Недели здоровья.

  • Экскурсии.

  • Месячник по профилактике здоровья в летний период (июнь).

  • Участие в спортивных мероприятиях школьных, сельских, районных.

  • Участие в республиканском фестивале «Олимпиада с детского сада».

Слайд 10 Для эффективной работы по здоровьесбережению воспитатели дошкольной группы используют в работе современные технологии, такие как здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в дошкольной группе, направленные на:

  • Сохранение и стимулирование здоровья (Динамические паузы, релаксация, подвижные и спортивные игры).

  • Эстетической направленности (гимнастика: пальчиковая, язычковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, ортопедическая);

  • Обучения здоровому образу жизни (физкультурное занятие, коммуникативные игры, самомассаж, точечный самомассаж, утренняя гигиеническая гимнастика);

  • Коррекционные (технологии музыкального воздействия, стопотерапия, сказкотерапия).

Сохранение и стимулирование здоровья

Слайд 11

Динамические паузы

Во время занятий, от 2 до 5 минут по мере утомляемости детей во всех возрастных группах. Включают в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и др …

Релаксация

В любом подходящем помещении для всех возрастных групп. Используется спокойная классическая музыка или звуки природы.

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия; на прогулке; в группе. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом детей. Ритмопластика 2 раза в неделю по 20 минут со среднего возраста. Обращать внимание на величину физической нагрузки в соответствии с возрастом детей

Эстетической направленности

Слайд 12

Пальчиковая гимнастика

Ежедневно с подгруппой детей начиная с младшего возраста. Проводятся со всеми детьми особенно с речевыми проблемами

Дыхательная гимнастика

В разных формах физкультурно - оздоровительной работы. Воспитатель даёт детям инструкции об обязательной гигиене полости носа.

Гимнастика для глаз

Ежедневно с подгруппой детей начиная с младшего возраста. Проводятся со всеми детьми особенно с речевыми проблемами.

Бодрящая

Ежедневно после дневного сна 5 - 10 минут Форма проведения различная

Ортопедическая

В разных формах физкультурно - оздоровительной работы Проводятся с детьми в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Обучения здоровому образу жизни

Слайд 13

Физкультурное занятие

3 раза в неделю в спортивно - музыкальном зале или на воздухе. Проводятся в соответствии с программой в хорошо проветриваемом помещении.

Коммуникативные игры

2 - 3 раза в неделю по 30 минут со старшего возраста Занятия строятся по определённой схеме и состоят из нескольких частей

Самомассаж

В различных формах физкультурно - оздоровительной работы. Дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Точечный самомассаж

В различных формах физкультурно - оздоровительной работы. Дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Утренняя гигиеническая гимнастика

Ежедневно по 7-10 мин со всеми детьми дошкольной группы, в соответствии с планом работы.

Коррекционные

Слайд 14

Технология музыкального воздействия

2 - 4 раза в месяц. Используется в качестве вспомогательного средства для снятия напряжения, повышение эмоционального настроя.

Сказкотерапия

3 занятия в месяц по 25 минут со старшего возраста Групповое рассказывание, где рассказчиками является группа детей.

Слайд 15 Работа с родителями является важной составляющей всего педагогического процесса, ведь от этого сотрудничества многое зависит. С момента поступления ребенка в детский сад воспитатель и родители должны строить совместную работу, которая поможет ему быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив.

Для этого воспитателями нашей дошкольной группы проводятся:

  • Тематические родительские собрания,

  • беседы с родителями,

  • консультации (индивидуальные и групповые)

  • Анкетирование

  • Презентации.

  • Совместные спортивно - оздоровительные мероприятия.

Слайд 16. Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет.

Показ Осиповой Е.И. мастер-класс «Самомассаж лица и рук».

Программа по здоровьесбережению Здоровый малыш

© 2010-2022