Консультация для воспитатлей Объем коммуникативных навыков старших дошкольников

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 36«Золотой ключик»

г. Набережные Челны РТ.











Консультация для воспитателей

на тему: «Объем коммуникативных

навыков старших дошкольников»











Воспитатель высшей

квалификационной категории

Боляева Л. Н.





2015 г.

Объем коммуникативных навыков - это то количество знаний и умений, которое необходимо ребенку, для успешного взаимодействия его со сверстниками и взрослыми. Есть модели поведения и соответствующие им некоторые речевые шаблоны, которые люди используют в определенных ситуациях, их количество и применимость и определяет объем коммуникативных навыков общения старшего дошкольника.

Приветствие. Специальные слова, которые используются при встрече: «Здравствуйте», «Доброе утро/день/вечер», «Привет!» Приветственные жесты: легкий поклон, кивок головы, улыбка.

Прощание. Слова и жесты, которые мы используем расставаясь: «До свидания», «До встречи», «Пока», «Удачи», «Счастливо», «Всего доброго», «Доброй ночи». В ответ на прощание точно также принято прощаться.

Обращение. Обратиться - значит, обратить на себя его внимание, чтобы человек начал внимательно слушать именно ребенка и знал, что ребенок от него чего-то хочет. Позвать, обратиться по имени: «Сережа!», если имя неизвестно, есть варианты: «Послушайте», «Извините», «Я хочу вам что-то сказать/спросить», «Могу я к вам обратиться?» Жестами: подойти близко к человеку, войдя в его личную зону, посмотреть подольше прямо на него, подергать за рукав, (знать к кому обратиться на «ты», а к кому на «вы»). Ребенок должен уметь отзываться на обращение: «Да?/что?/слушаю».

Просьба о помощи, поддержке, услуге. Когда у ребенка что-то не получается, уметь подойти к другому человеку и попросить его о помощи. Это выгоднее, чем злиться, плакать или молча страдать и при этом ждать, что другой ему поможет, оценив по достоинству героизм усилий. «Пожалуйста, подержите дверь в подъезд, я не могу завезти велосипед», «Разрешите пройти», «Пожалуйста, подвиньтесь». Оказание помощи, поддержки, услуги. Если ребенка просят о помощи, то он может это сделать с комментарием: «Хорошо», «Пожалуйста». Если ребенок видит рядом с собой человека, который может нуждаться в помощи, необходимо свою помощь или услугу предложить: «Давайте я вам помогу», «Тебе помочь?»

Благодарность. Говоря «Спасибо», ребенок показывает эти свои теплые чувства благодетелю. Хорошо когда ребенок свободно может сформулировать оценочное суждение: «Спасибо вам, тетя Ира, за вашу интересную сказку». Иногда благодарность выказывают улыбкой, добрым взглядом, кивком головы или поклоном, - хорошо, если ребенок может распознавать эти жесты как благодарственные.

Принятие благодарности. Это способ обратной связи. Отвечая на благодарность: «Пожалуйста!», «На здоровье!» или «Не за что», - ребенок показывает, что благодарность услышана и принята. Принятие благодарности может выражаться в жестах: улыбка, кивок головы, пожимание руки или локтя, поглаживание по голове.

Извинения. Слова, которыми мы признаем свою вину и просим прощения у пострадавшего. «Извини меня, пожалуйста, я больше так не буду!», «Простите!», «Прошу прощения», «Если ребенок может сформулировать, за что он просит прощения («Прости, Тимоша, что сломал твой домик»), - то это замечательно. Жесты и мимика должны быть соответствующими.

Принятие извинения. Это слова и жесты, которыми можно показать обидчику, что его извинения приняты, вопрос снят, мы больше не держим на него зла и можно продолжать отношения. «Хорошо», «Ладно», «Я тебя прощаю, но в следующий раз…». Если ребенок не чувствует, что готов простить обидчика, он может сказать об этом: «Я очень обижен, это слишком серьезно».

«Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи».

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми

Дальнейшее развитие речи как средство общения. Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира.

Поощрение попыток детей делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).

Формирование умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи

Формирование словаря

Обогащение речи детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношения к труду.

Упражнения в подборе существительных к прилагательному (белый - снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун - озорник - проказник), с противоположным значение (слабый - сильный, пасмурно - солнечно).

Оказание детям помощи в употреблении слов в точном соответствии с их смыслом.

Звуковая культура речи

Закрепление правильного, отчетливого произнесения звуков.

Формирование умения различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с -з, с - ц, ш - ж, ч - ц, с - ш, ж - з, л - р.

Развитие фонематического слуха. Формирование умения определять места звука в слове (начало, середина, конец).

Отработка интонационной выразительности речи.

Грамматический строй речи

Совершенствование умения согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят), прилагательные с существительными (лягушка - зеленая игрушка). Формирование умения замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных. Закрепление правильного произношения слова в процессе упражнений.

Знакомства с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).

Упражнения в образовании однокоренных слов (медведь - медведица - медвежонок - медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал-выбежал-перебежал).

Оказание детям помощи в правильном употреблении существительных множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголов в повелительном наклонении; прилагательных и наречий в сравнительной степени; несклоняемых существительных.

Формирование умения составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствование умения пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь

Развитие умения поддерживать беседу.

Совершенствование диалогической формы речи. Поощрение попыток детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Развитие монологической формы речи.

Формирование умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Формирование умений рассказывать( по плану и образцу) о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Развитие умения составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

Формирование умения составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

К концу года дети должны уметь:

- участвовать в беседе;

- аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника;

- составлять по образцу рассказы по сюжетной картине; набору картинок;

- последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;

-определять место звука в слове;

- подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.



© 2010-2022