• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Рабочая программа непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и познавательно -исследовательской и продуктивной деятельности

Рабочая программа непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и познавательно -исследовательской и продуктивной деятельности

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено:

на заседании педагогического совета

Протокол № от

Утверждаю:

Заведующий

_______________Т.Е.Карпова

Приказ № от



Рабочая программа

непосредственной образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений и познавательно -исследовательской

и продуктивной деятельности


(вторая младшая группа)

на период с 01.09.2015 по 31.05.2016


по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования

"От рождения до школы" Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева



Составители воспитатели:

Алекссева Нина Васильевна

Волкова Татьяна Михайловна





г. Ядрин,2015







Пояснительная записка

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на электронно-вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы, поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в школе и детском саду.

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.

Цель раздела - формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей следует выделить главные, а именно:

- приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;

- формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

- формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;

- овладение математической терминологией;

- развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.

Эти задачи решаются воспитателем комплексно, на каждом занятии по математике, а также в процессе организации разных видов самостоятельной детской деятельности. Многочисленные психолого-педагогические исследования и передовой педагогический опыт работы в дошкольных учреждениях показывают, что только правильно организованная детская деятельность и систематическое обучение обеспечивают своевременное математическое развитие дошкольника.

Настоящий раздел программы разработан на основе программы «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования./Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой .- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-368с.

Межпредметные связи будут осуществляться по разделам:

  • «Изобразительная деятельность», где дети в своих работах передают форму, величину предметов, ориентируются в пространстве и на листе бумаги.

  • «Музыкальная деятельность», где дети слушают музыкальные произведения о временах года, о частях суток.

  • «Физическая культура», где дети во время подвижных игр учатся ориентироваться в пространстве.

  • «Художественная литература», где дети знакомятся со считалками, загадками и т.п.

  • «Ознакомление спредметнымокружаюжением», где идет расширение кругозора в процессе использования, обследования и анализа различных множеств предметов.


Количество занятий в год 18, 17

Срок реализации с 01.09.2015 по 31.05.2016

Содержание рабочей программы.

Первичные представления об объектах окружающего мира. Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Учить определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко).Знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина), их свойствами (прочность, твердость, мягкость). Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения. Учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет - не тонет, рвется - не рвется). Учить группировать и классифицировать знакомые предметы (обувь - одежда; посуда чайная, столовая, кухонная). Сенсорное развитие. Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения). Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная). Дидактические игры. Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2-3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета; собирать картинку из 4-6 частей. В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.

Формирование элементарных математических представлений.

Цель: Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Количество.

Цель:Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи - круглые, эти - все красные, эти - все большие и т. д.).

Задачи:

Количество.

Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи - круглые, эти - все красные, эти - все большие и т. д.). Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».

Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов).

Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов».

Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из боль-шей группы.

Величина.

Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный - короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий - узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий - низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой - маленький, одинаковые (равные) по величине).

Форма. Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

Ориентировка в пространстве. Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху - внизу, впереди - сзади (позади), справа - слева. Различать правую и левую руки.

Ориентировка во времени. Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день - ночь, утро - вечер.


Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность

Цель:

Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать использование исследовательских действий.

Задачи:

Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.

Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия моделирующего характера.

Сенсорное развитие.

Цель:

Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи.

Задачи:

Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств).

Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения). Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.); развивать умение воспринимать звучание раз- личных музыкальных инструментов, родной речи.

Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.

Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямо- угольная и квадратная).

Дидактические игры.

Цель: Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2-3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета; собирать картинку из 4-6 частей. В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.


Календарно-тематический ПЛАн по разделу

Формирование элементарных математических представлений



Месяц

№ дата

Тема недели

Тема образовательной деятельности

Программное содержание

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы



Обязательная часть

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Сентябрь



1

1.09

До свидания, лето,

здравствуй, детский сад


Геометрические тела куб, шар

Закреплять умения различать и называть шар (шарик), куб (кубик) независимо

Беседа о детском саде

ФЭМП 2мл.группа И.А.ПомораеваВ.А.Позина (стр11)



2

15.09

осень

Предметное представление большой, маленький

Закреплять умение различать контрастные предметы по размеру, используя при этом слова большой, маленький

Побуждать детей к сравнению предметов по величине в окружении.

Формировать представления о величине предметов с помощью хороводной игры «Каравай».


ФЭМП 2мл.группа И.А.ПомораеваВ.А.Позина (стр12)






3

29.09


Я и моя семья


Количество: один, много, мало.

Закреплять умение различать количество предметов, используя при этом слова: один, много, мало

Развивать креативность мышления детей.

ФЭМП 2мл.группа И.А.ПомораеваВ.А.Позина (стр12-13)

Октябрь



1

13.10



Мой дом, мой город

Составление групп из предметов: много, один, ни одного.

Познакомить со способами составления групп из отдельных предметов и выделение из группы одного предмета.

Учить понимать слова: много, один, ни одного.

Формировать представления о группировки предметов через обыгрывание сказки «колобок». Познакомить с потешкой «Божья коровка», «Солнышко».

Стр 13-14


2

27.10


Знакомство с кругом.

Учить отвечать на вопрос «сколько?», определять совокупность словами: один, много, ни одного.

Познакомить с кругом. Учить обследовать его осязательно - двигательным путем.

Находить предметы данной формы в окружающей обстановке. Познакомить с чувашской сказкой «баба, дед и луна».

Стр14-15



1

10.11


Зима

Круг большой и маленький.

Учить сравнивать круги по размеру - большой, маленький

Находить предметы контрастные по форме в окружающей обстановке.

Учить детей тому, что сказка не только развлекает, но и учит. Чтение сказки «Маша и медведь».

Стр 15-16

ноябрь







2

24.11

Сравни предметы по длине: длинный.короткий; длинее-короче.

Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами: длинный - короткий, длиннее - короче.

Рассматривание чувашских национальных нарядов (женских и мужских) и сравнение их по длине.

Игра-соревнование «Сверни ленту» - формирование у детей представлений о длине.



Стр 16-17





1

8.12


Новогодний

праздник



Новогодний

праздник

Сравнение предметов способом наложения

Учить:

-находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много;

- сравнить два предмета по длине способами наложения и приложения.

Познакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой. Разучивание песенки «Куклы-неваляшки».

Стр 17-18




2

22.12


Знакомство с квадратом

Познакомить с квадратом.

Учить различать круг и квадрат, указывать по просьбе воспитателя эти фигуры на картинках, выставлять их изображения в той очередности, которую предлагает педагог.

Находить предметы данной формы в окружающей обстановке.

Формировать представления о форме (квадрате) в настольном театре «Теремок».

Стр 18




1

12.01








Зима

Закрепление: один, много

Закрепить умения:

- находить один и много предметов в специально созданной обстановке, пользоваться словами один, много;

- различать и называть круг и квадрат.

Формировать у детей представления о количестве предметов, используя сказку «Репка».

Стр 19




2

26.01


Сравнение предметов по длине

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами: длинный - короткий, длиннее - короче, одинаковые по длине.

Нахождение в групповой обстановке разных по длине предметов.

Стр 19-20

Январь



март






1

9.02


День

Защитника

Отечества

Круг и квадрат

Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

Совершенствовать умения:

-сравнивать два предмета по длине;

- находить один и много предметов в окружающей обстановке.


Способствовать развитию образного мышления при помощи загадок (солнце, колесо, мяч, стол).

Стр20-21




1

1.03



8 марта

Сравнение предметов способом наложения

Учить:

- сравнивать две разные группы предметов способом наложения, понимать выражения помногу, поровну;

- ориентироваться в расположении частей собственного тела, различать правую и левую руку.


Способствовать развитию логического мышления, с использованием стихотворения А. Барто «Барабан».

Стр 21-22




2

22.03


Знакомство с культурой и традициями чувашского народа

Часть суток: день,ночь.

Закреплять умение различать и называть части суток: день - ночь.

Формировать у детей представления о смене дня и ночи в игре «День и ночь».

Стр 35-36





1

5.04


Сравнение контрастных предметов по ширине

Учить:

- сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения;

- обозначать результаты сравнения словами: широкий - узкий, шире - уже.

Обогащать знания детей о длине предметов, используя хороводную игру «Каравай».


Стр23-24


2

19.04



весна

Закрепление знания способом наложен.предметов

Совершенствовать

умения:

- сравнивать два предмета по ширине;

- сравнивать две разных группы предметов способом наложения;

- закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

Побуждать детей

находить предметы, контрастные по ширине в окружающей обстановке.

Стр24-25

май



1

3.05


Знакомство с треугольником

Продолжать знакомить с треугольником на основе сравнения его с квадратом.

Формировать у детей представления о геометрических фигурах на основе «Заюшкина избушка».

Стр 26-27







2

17.05



лето

Пространственные направления.(впереди-сзади, вверху-внизу, справа-слева.

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Упражнять в умении определять пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди - сзади (позади), вверху - внизу, справа (направо) - слева (налево).

Развивать математические и творческие способности путём введения различных ситуаций в сюжет сказки «Колобок».

Стр 38-39



3

31.05


Закрепление пройденных материалов: круг, квадрат, треугольник,шар, куб.

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник,

шар, куб.

Развивать внимание, мышление, память, воображение.

Формировать представления детей о геометрических фигурах в игре «Найди одинаковые предметы», «Сложи узор».

Стр 42-43


Планируемые результаты освоения программы:

  • Группировать предметы по цвету, форме, величине.

  • Составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.

  • Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.

  • Сравнивать два контрастных по величине предмета, используя приемы наложения, приложения их друг к другу; показывать, какой из предметов длинный - короткий, широкий - узкий, высокий - низкий.

  • Различать круг и квадрат, предметы, имеющие углы и круглую форму.

  • Понимать слова: впереди - сзади, вверху - внизу, слева - справа, на, над -под, верхняя - нижняя (полоска).

Информационно-методическое обеспечение программы.


Материалы, оборудование, учебно-наглядные пособия

Информационные и технические средства обучения

1

Геометрические фигуры (куб, шар, треугольник, круг, квадрат)

Ноутбук, CD диски,

2

Наглядно-дидактические пособия.








КАЛАНДЕРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по разделу познавательно - исследовательская

и продуктивная деятельность.



Программное содержание

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Месяц


№ дата

Тема недели

Тема занятия и форма его проведения

Обязательная часть

Часть, формируемая участниками образовательного процесса


Сентябрь:



1

8.09

До свидания, лето,

здравствуй, детский сад!


Башенка и

лесенка

З а к р е п л я т ь понятия высоты, цвета.

У ч и т ь :

- рассказывать, как будут строить;

- строить по образцу.





Познакомить с высотными постройками города

Строительный набор

2

22.09

осень

Башенка и

лесенка

З н а к о м и т ь с разным строительным материалом.

У ч и т ь анализировать постройку.



Строительный набор

Октябрь:



1

6.10


Неделя художников -иллюстраторов и мультипликаторов Чувашии

Башенки и

песенки

У ч и т ь осуществлять сенсорный анализ постройки.

Д а т ь п р е д с т а в л е н и е об архитектурных постройках.

Способствовать развитию творчества через создание архитектурных построек.

Строительный набор

2

20.10







Мой дом, мой город

Дорожки

У ч и т ь :

- строить дорожки, варьируя их в длину;

- пристраивать кирпичики разными гранями.

Научить детей играть в игру «Ручеек».

Строительный набор

Ноябрь:


1

3.11

Дорожка для Колобка

З а к р е п л я т ь знания о длине и цвете

Формировать умения выполнять роли в русской народной игре «Колобок»,

Презентация «Что это такое?»

2

17.11

зима

Мебель

для куклы

У ч и т ь :

- строить детали по образцу без показа приёмов;

- анализировать изделие.


Познакомить с видами мебели в прошлом

Строительный набор


1

1.12




Новогодний

праздник

Ворота

У ч и т ь :

- изменять постройку в высоту;

- называть детали: кирпичики, кубики.

Рассмотреть изображения ворот в иллюстрациях к сказкам.

Сформировать представления детей о назначении ворот. Чтение потешки «Радуга, дуга».


Строительный набор

Декабрь



2

15.12

Ворота

У ч и т ь :

- строить ворота низкие, ворота высокие;

- разбирать постройки, складывать материал в коробки.

.

Рассмотреть изображения ворот в иллюстрациях русских сказок. Чтение потешки «Тень, тень, потетень».


Потешка «Тень, тень, потетень».




3

29.12

Домик

П р е д л о ж и т ь выполнить усложнённую конструкцию. Уделять особое внимание цветовому решению и украшению постройки.

У ч и т ь «замыкать» пространство

Рассматривание иллюстраций с изображением домов в чувашских селениях.

Обыгрывание сказки «Теремок».

сказка «Теремок».

1

19.01

зима

Мебель

для кукол

З а к р е п л я т ь :

- представление о знакомых предметах;

- умение правильно называть детали строительного набора.

У ч и т ь играть с постройками.

Познакомить с чувашской детской мебелью - сапка.

Познакомить с люлькой, колыбелью.

Привить любовь к народному творчеству пением колыбельных песен.


Диск с колыбельными песнями

1

2.02


День

Защитника

Отечества

Загон для

лошадок

У ч и т ь :

- огораживать пространство высоким забором;

- приёму ставить кирпичики на длинную узкую грань.

Рассматривание иллюстраций с изображением заборов.

Поддерживать интерес к народным играм - игра «Плетень».


Игра «Плетень».



2

16.02

Ворота для машины

У ч и т ь строить разнообразные ворота, разные по высоте

Формировать представления о воротах и его назначении.



Строительный набор

1

15.03







Домик

У ч и т ь :

- строить домик, забор вокруг него;

- обыгрывать различные ситуации вокруг домика со зверюшками и мелкими предметами.

Познакомит со сказкой «Как коза избушку построила».

сказка «Как коза избушку построила».

март

2

29.03


Знакомство с культурой и традициями чувашского народа

Заборчик

У ч и т ь огораживать большое пространство («озеро» для уточек).

З а к р е п л я т ь умение рассказывать, как будут строить.

П о о щ р я т ь стремление конструировать по своему замыслу и представлению

Формировать представления о видах ограждения - заборе, его назначении.

Строительный набор

1

12.04













весна

Конструирование из песка

З а к р е п л я т ь знания о свойствах песка.

У ч и т ь строить башенку, домик для собачки, дорожки, скамейки, столы и т.д.


Познакомить с природными ископаемыми Чувашской Республике.

Познакомить с потешкой «Дождик, дождик».






Потешка «Дождик, дождик».

2

26.04

Домик

У ч и т ь составлять из нескольких частей, соблюдая определенную последовательность.

З а к р е п л я т ь знания геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник).

Рассматривание изображений домиков в чувашских народных сказках.

Строительный набор

май

1

10.05

лето

«Изучаем своё тело»

учить называть свои органы чувств.

Выполнять математические задачи:

Закреплять счёт в приделах 4

Умение соотносить цифры 1-4 количеством предметов

Представление геометрических фигур,

И пространственных отношений (впереди сзади, между, рядом)

Умение сравнивать количество предметов методом приложения.

Развивать память, внимание, усидчивость.

Желание заниматься, помочь другому ребёнку.


Наглядно-дидактическое пособие

2

24.05

«Воздух вокруг нас».


• знакомить с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем);

• развивать умение детей решать проблемные задачи;


• воспитывать интерес к экспериментированию;

• знакомить с новыми словами, обозначающими признаки воздуха


Информационно-методическое обеспечение программы.

Материалы, оборудование, учебно-наглядные пособия

Информационные и технические средства обучения

1

Строительный набор

Ноутбук, CD диски, презентации: «Что это такое?».

2

Наглядно-дидактические пособия.


Список литературы:

1.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014. - 368с.

2.Сантирано-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях-СанПин 2.4.1.3049-13

3. ФГОС

4.Помораева И.А., ПозинаВ.А.Формирование элементарных математических представлений:Младшая группа .- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.- 64 с


© 2010-2022