- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Рабочая программа непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и познавательно -исследовательской и продуктивной деятельности
Рабочая программа непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и познавательно -исследовательской и продуктивной деятельности
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Волкова Т.М. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рассмотрено: на заседании педагогического совета Протокол № от | Утверждаю: Заведующий _______________Т.Е.Карпова Приказ № от |
Рабочая программа
непосредственной образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений и познавательно -исследовательской
и продуктивной деятельности
(вторая младшая группа)
на период с 01.09.2015 по 31.05.2016
по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования
"От рождения до школы" Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева
Составители воспитатели:
Алекссева Нина Васильевна
Волкова Татьяна Михайловна
г. Ядрин,2015
Пояснительная записка
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на электронно-вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы, поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в школе и детском саду.
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.
Цель раздела - формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.
Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей следует выделить главные, а именно:
- приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;
- формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
- формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;
- овладение математической терминологией;
- развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.
Эти задачи решаются воспитателем комплексно, на каждом занятии по математике, а также в процессе организации разных видов самостоятельной детской деятельности. Многочисленные психолого-педагогические исследования и передовой педагогический опыт работы в дошкольных учреждениях показывают, что только правильно организованная детская деятельность и систематическое обучение обеспечивают своевременное математическое развитие дошкольника.
Настоящий раздел программы разработан на основе программы «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования./Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой .- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-368с.
Межпредметные связи будут осуществляться по разделам:
-
«Изобразительная деятельность», где дети в своих работах передают форму, величину предметов, ориентируются в пространстве и на листе бумаги.
-
«Музыкальная деятельность», где дети слушают музыкальные произведения о временах года, о частях суток.
-
«Физическая культура», где дети во время подвижных игр учатся ориентироваться в пространстве.
-
«Художественная литература», где дети знакомятся со считалками, загадками и т.п.
-
«Ознакомление спредметнымокружаюжением», где идет расширение кругозора в процессе использования, обследования и анализа различных множеств предметов.
Количество занятий в год 18, 17
Срок реализации с 01.09.2015 по 31.05.2016
Содержание рабочей программы.
Первичные представления об объектах окружающего мира. Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Учить определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко).Знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина), их свойствами (прочность, твердость, мягкость). Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения. Учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет - не тонет, рвется - не рвется). Учить группировать и классифицировать знакомые предметы (обувь - одежда; посуда чайная, столовая, кухонная). Сенсорное развитие. Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения). Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная). Дидактические игры. Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2-3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета; собирать картинку из 4-6 частей. В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.
Формирование элементарных математических представлений.
Цель: Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Количество.
Цель:Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи - круглые, эти - все красные, эти - все большие и т. д.).
Задачи:
Количество.
Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи - круглые, эти - все красные, эти - все большие и т. д.). Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».
Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов).
Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов».
Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из боль-шей группы.
Величина.
Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный - короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий - узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий - низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой - маленький, одинаковые (равные) по величине).
Форма. Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
Ориентировка в пространстве. Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху - внизу, впереди - сзади (позади), справа - слева. Различать правую и левую руки.
Ориентировка во времени. Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день - ночь, утро - вечер.
Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность
Цель:
Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать использование исследовательских действий.
Задачи:
Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.
Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия моделирующего характера.
Сенсорное развитие.
Цель:
Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи.
Задачи:
Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств).
Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения). Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.); развивать умение воспринимать звучание раз- личных музыкальных инструментов, родной речи.
Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.
Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямо- угольная и квадратная).
Дидактические игры.
Цель: Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2-3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета; собирать картинку из 4-6 частей. В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.
Календарно-тематический ПЛАн по разделу
Формирование элементарных математических представлений
Месяц
№ дата
Тема недели
Тема образовательной деятельности
Программное содержание
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Обязательная часть
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Сентябрь
1
1.09
До свидания, лето,
здравствуй, детский сад
Геометрические тела куб, шар
Закреплять умения различать и называть шар (шарик), куб (кубик) независимо
Беседа о детском саде
ФЭМП 2мл.группа И.А.ПомораеваВ.А.Позина (стр11)
2
15.09
осень
Предметное представление большой, маленький
Закреплять умение различать контрастные предметы по размеру, используя при этом слова большой, маленький
Побуждать детей к сравнению предметов по величине в окружении.
Формировать представления о величине предметов с помощью хороводной игры «Каравай».
ФЭМП 2мл.группа И.А.ПомораеваВ.А.Позина (стр12)
3
29.09
Я и моя семья
Количество: один, много, мало.
Закреплять умение различать количество предметов, используя при этом слова: один, много, мало
Развивать креативность мышления детей.
ФЭМП 2мл.группа И.А.ПомораеваВ.А.Позина (стр12-13)
Октябрь
1
13.10
Мой дом, мой город
Составление групп из предметов: много, один, ни одного.
Познакомить со способами составления групп из отдельных предметов и выделение из группы одного предмета.
Учить понимать слова: много, один, ни одного.
Формировать представления о группировки предметов через обыгрывание сказки «колобок». Познакомить с потешкой «Божья коровка», «Солнышко».
Стр 13-14
2
27.10
Знакомство с кругом.
Учить отвечать на вопрос «сколько?», определять совокупность словами: один, много, ни одного.
Познакомить с кругом. Учить обследовать его осязательно - двигательным путем.
Находить предметы данной формы в окружающей обстановке. Познакомить с чувашской сказкой «баба, дед и луна».
Стр14-15
1
10.11
Зима
Круг большой и маленький.
Учить сравнивать круги по размеру - большой, маленький
Находить предметы контрастные по форме в окружающей обстановке.
Учить детей тому, что сказка не только развлекает, но и учит. Чтение сказки «Маша и медведь».
Стр 15-16
ноябрь
2
24.11
Сравни предметы по длине: длинный.короткий; длинее-короче.
Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами: длинный - короткий, длиннее - короче.
Рассматривание чувашских национальных нарядов (женских и мужских) и сравнение их по длине.
Игра-соревнование «Сверни ленту» - формирование у детей представлений о длине.
Стр 16-17
1
8.12
Новогодний
праздник
Новогодний
праздник
Сравнение предметов способом наложения
Учить:
-находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много;
- сравнить два предмета по длине способами наложения и приложения.
Познакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой. Разучивание песенки «Куклы-неваляшки».
Стр 17-18
2
22.12
Знакомство с квадратом
Познакомить с квадратом.
Учить различать круг и квадрат, указывать по просьбе воспитателя эти фигуры на картинках, выставлять их изображения в той очередности, которую предлагает педагог.
Находить предметы данной формы в окружающей обстановке.
Формировать представления о форме (квадрате) в настольном театре «Теремок».
Стр 18
1
12.01
Зима
Закрепление: один, много
Закрепить умения:
- находить один и много предметов в специально созданной обстановке, пользоваться словами один, много;
- различать и называть круг и квадрат.
Формировать у детей представления о количестве предметов, используя сказку «Репка».
Стр 19
2
26.01
Сравнение предметов по длине
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами: длинный - короткий, длиннее - короче, одинаковые по длине.
Нахождение в групповой обстановке разных по длине предметов.
Стр 19-20
Январь
март
1
9.02
День
Защитника
Отечества
Круг и квадрат
Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.
Совершенствовать умения:
-сравнивать два предмета по длине;
- находить один и много предметов в окружающей обстановке.
Способствовать развитию образного мышления при помощи загадок (солнце, колесо, мяч, стол).
Стр20-21
1
1.03
8 марта
Сравнение предметов способом наложения
Учить:
- сравнивать две разные группы предметов способом наложения, понимать выражения помногу, поровну;
- ориентироваться в расположении частей собственного тела, различать правую и левую руку.
Способствовать развитию логического мышления, с использованием стихотворения А. Барто «Барабан».
Стр 21-22
2
22.03
Знакомство с культурой и традициями чувашского народа
Часть суток: день,ночь.
Закреплять умение различать и называть части суток: день - ночь.
Формировать у детей представления о смене дня и ночи в игре «День и ночь».
Стр 35-36
1
5.04
Сравнение контрастных предметов по ширине
Учить:
- сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения;
- обозначать результаты сравнения словами: широкий - узкий, шире - уже.
Обогащать знания детей о длине предметов, используя хороводную игру «Каравай».
Стр23-24
2
19.04
весна
Закрепление знания способом наложен.предметов
Совершенствовать
умения:
- сравнивать два предмета по ширине;
- сравнивать две разных группы предметов способом наложения;
- закреплять умение различать и называть круг и квадрат.
Побуждать детей
находить предметы, контрастные по ширине в окружающей обстановке.
Стр24-25
май
1
3.05
Знакомство с треугольником
Продолжать знакомить с треугольником на основе сравнения его с квадратом.
Формировать у детей представления о геометрических фигурах на основе «Заюшкина избушка».
Стр 26-27
2
17.05
лето
Пространственные направления.(впереди-сзади, вверху-внизу, справа-слева.
Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
Упражнять в умении определять пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди - сзади (позади), вверху - внизу, справа (направо) - слева (налево).
Развивать математические и творческие способности путём введения различных ситуаций в сюжет сказки «Колобок».
Стр 38-39
3
31.05
Закрепление пройденных материалов: круг, квадрат, треугольник,шар, куб.
Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник,
шар, куб.
Развивать внимание, мышление, память, воображение.
Формировать представления детей о геометрических фигурах в игре «Найди одинаковые предметы», «Сложи узор».
Стр 42-43
Планируемые результаты освоения программы:
-
Группировать предметы по цвету, форме, величине.
-
Составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
-
Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
-
Сравнивать два контрастных по величине предмета, используя приемы наложения, приложения их друг к другу; показывать, какой из предметов длинный - короткий, широкий - узкий, высокий - низкий.
-
Различать круг и квадрат, предметы, имеющие углы и круглую форму.
-
Понимать слова: впереди - сзади, вверху - внизу, слева - справа, на, над -под, верхняя - нижняя (полоска).
Информационно-методическое обеспечение программы.
-
№
Материалы, оборудование, учебно-наглядные пособия
Информационные и технические средства обучения
1
Геометрические фигуры (куб, шар, треугольник, круг, квадрат)
Ноутбук, CD диски,
2
Наглядно-дидактические пособия.
КАЛАНДЕРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по разделу познавательно - исследовательская
и продуктивная деятельность.
Программное содержание
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Месяц
№ дата
Тема недели
Тема занятия и форма его проведения
Обязательная часть
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Сентябрь:
1
8.09
До свидания, лето,
здравствуй, детский сад!
Башенка и
лесенка
З а к р е п л я т ь понятия высоты, цвета.
У ч и т ь :
- рассказывать, как будут строить;
- строить по образцу.
Познакомить с высотными постройками города
Строительный набор
2
22.09
осень
Башенка и
лесенка
З н а к о м и т ь с разным строительным материалом.
У ч и т ь анализировать постройку.
Строительный набор
Октябрь:
1
6.10
Неделя художников -иллюстраторов и мультипликаторов Чувашии
Башенки и
песенки
У ч и т ь осуществлять сенсорный анализ постройки.
Д а т ь п р е д с т а в л е н и е об архитектурных постройках.
Способствовать развитию творчества через создание архитектурных построек.
Строительный набор
2
20.10
Мой дом, мой город
Дорожки
У ч и т ь :
- строить дорожки, варьируя их в длину;
- пристраивать кирпичики разными гранями.
Научить детей играть в игру «Ручеек».
Строительный набор
Ноябрь:
1
3.11
Дорожка для Колобка
З а к р е п л я т ь знания о длине и цвете
Формировать умения выполнять роли в русской народной игре «Колобок»,
Презентация «Что это такое?»
2
17.11
зима
Мебель
для куклы
У ч и т ь :
- строить детали по образцу без показа приёмов;
- анализировать изделие.
Познакомить с видами мебели в прошлом
Строительный набор
1
1.12
Новогодний
праздник
Ворота
У ч и т ь :
- изменять постройку в высоту;
- называть детали: кирпичики, кубики.
Рассмотреть изображения ворот в иллюстрациях к сказкам.
Сформировать представления детей о назначении ворот. Чтение потешки «Радуга, дуга».
Строительный набор
Декабрь
2
15.12
Ворота
У ч и т ь :
- строить ворота низкие, ворота высокие;
- разбирать постройки, складывать материал в коробки.
.
Рассмотреть изображения ворот в иллюстрациях русских сказок. Чтение потешки «Тень, тень, потетень».
Потешка «Тень, тень, потетень».
3
29.12
Домик
П р е д л о ж и т ь выполнить усложнённую конструкцию. Уделять особое внимание цветовому решению и украшению постройки.
У ч и т ь «замыкать» пространство
Рассматривание иллюстраций с изображением домов в чувашских селениях.
Обыгрывание сказки «Теремок».
сказка «Теремок».
1
19.01
зима
Мебель
для кукол
З а к р е п л я т ь :
- представление о знакомых предметах;
- умение правильно называть детали строительного набора.
У ч и т ь играть с постройками.
Познакомить с чувашской детской мебелью - сапка.
Познакомить с люлькой, колыбелью.
Привить любовь к народному творчеству пением колыбельных песен.
Диск с колыбельными песнями
1
2.02
День
Защитника
Отечества
Загон для
лошадок
У ч и т ь :
- огораживать пространство высоким забором;
- приёму ставить кирпичики на длинную узкую грань.
Рассматривание иллюстраций с изображением заборов.
Поддерживать интерес к народным играм - игра «Плетень».
Игра «Плетень».
2
16.02
Ворота для машины
У ч и т ь строить разнообразные ворота, разные по высоте
Формировать представления о воротах и его назначении.
Строительный набор
1
15.03
Домик
У ч и т ь :
- строить домик, забор вокруг него;
- обыгрывать различные ситуации вокруг домика со зверюшками и мелкими предметами.
Познакомит со сказкой «Как коза избушку построила».
сказка «Как коза избушку построила».
март
2
29.03
Знакомство с культурой и традициями чувашского народа
Заборчик
У ч и т ь огораживать большое пространство («озеро» для уточек).
З а к р е п л я т ь умение рассказывать, как будут строить.
П о о щ р я т ь стремление конструировать по своему замыслу и представлению
Формировать представления о видах ограждения - заборе, его назначении.
Строительный набор
1
12.04
весна
Конструирование из песка
З а к р е п л я т ь знания о свойствах песка.
У ч и т ь строить башенку, домик для собачки, дорожки, скамейки, столы и т.д.
Познакомить с природными ископаемыми Чувашской Республике.
Познакомить с потешкой «Дождик, дождик».
Потешка «Дождик, дождик».
2
26.04
Домик
У ч и т ь составлять из нескольких частей, соблюдая определенную последовательность.
З а к р е п л я т ь знания геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник).
Рассматривание изображений домиков в чувашских народных сказках.
Строительный набор
май
1
10.05
лето
«Изучаем своё тело»
учить называть свои органы чувств.
Выполнять математические задачи:
Закреплять счёт в приделах 4
Умение соотносить цифры 1-4 количеством предметов
Представление геометрических фигур,
И пространственных отношений (впереди сзади, между, рядом)
Умение сравнивать количество предметов методом приложения.
Развивать память, внимание, усидчивость.
Желание заниматься, помочь другому ребёнку.
Наглядно-дидактическое пособие
2
24.05
«Воздух вокруг нас».
• знакомить с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем);
• развивать умение детей решать проблемные задачи;
• воспитывать интерес к экспериментированию;
• знакомить с новыми словами, обозначающими признаки воздуха
Информационно-методическое обеспечение программы.
-
№
Материалы, оборудование, учебно-наглядные пособия
Информационные и технические средства обучения
1
Строительный набор
Ноутбук, CD диски, презентации: «Что это такое?».
2
Наглядно-дидактические пособия.
Список литературы:
1.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014. - 368с.
2.Сантирано-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях-СанПин 2.4.1.3049-13
3. ФГОС
4.Помораева И.А., ПозинаВ.А.Формирование элементарных математических представлений:Младшая группа .- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.- 64 с