Проект по теме: «Игрушки Вятского края. Дымка»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Проект по теме:

«Игрушки Вятского края. Дымка».




Работу выполнила

Шевелева Анна Васильевна



Киров, 2011г.

Цель проекта:

Воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством умельцев, обобщить знание о дымковской игрушке.

Актуальность проекта:

Наше национальное русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как же зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Что бы я хотела узнать об этом? Зачем мне это нужно? Чему бы я хотела научиться? Выполняя проект я отвечу на все вопросы и узнаю много полезного и интересного.

Для народного быта всегда было характерно соревнование, у кого искуснее сшита рубаха, тоньше соткан сарафан, хочешь прослыть добрым женихом - руби дом, не только прочно, но и ладно не жалей сил на резьбу. Секрет любого мастерства - это, прежде всего терпение и трудолюбие. А ведь настоящее мастерство не всем удается.

Проблема:

Изучить истоки дымковской игрушки. Научиться видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности. Воспитать интерес к народному творчеству и бережное отношение к традициям народа.

Вид проекта: социальный.

Над проектом работала: Шевелева Анна.

НПроект по теме: «Игрушки Вятского края. Дымка».Проект по теме: «Игрушки Вятского края. Дымка».азвание Дымковской игрушки связано с селом Дымково, что находится близ г. Кирова (бывшая Вятка). Здесь местные мастерицы издавна лепили глиняную игрушку, которая распродавалась на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался "Свистунья". Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей. Многоцветная роспись соответствовала духу праздника, бурлящему весельем взрослых и детей.

Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом, сейчас заменой служат водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото), создают яркую, жизнерадостную гамму росписи.
Наряду с архаическими, сказочными образами оленей, двуглавых коней, птиц в ассортименте игрушек появились изображения медведей, домашних животных, представленных в необычных ситуациях. Например, медведь-музыкант, играющий нПроект по теме: «Игрушки Вятского края. Дымка».а балалайке, козел, одетый в смешные штанишки, все это усиливает ощущение праздничности, вызывает улыбку при общении с подобной игрушкой.

Интерес к бытовому жанру, передаваемому весьма своеобразно, проявился в расширении тематики дымковских игрушек. Из городского быта прошлого столетия в игрушке фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Весьма упрощенные позы, движения персонажей, соответствующая одежда сохраняют условность, идущую от старой игрушки, но очень точно передают типаж.
Стремление к убедительности характеристик, расширение круга тем все более ведут современных мастериц дымковской игрушки к переводу их работ в декоративную скульптуру. Это отражается на увеличении размера скульптурных изображений, на некоторой повествовательности, входящей в трактовку темы. Так, фигура индюка - весьма декоративной по своему оперению птицы - становится откровенно декоративной скульптурой, которая совершенно неудобна для игры и потому должна занимать конкретное место в убранстве интерьера.

Жанровые сцены, представляющие многофигурные композиции, изображают сегодняшний быт города и деревни: гуляния и чаепития, цирковое представление и прогулку компании в лодке. Все это близко традиционным мотивам, что придает игрушкам убедительность и показывает своеобразную связь истоков дымковского промысла с современными поисками.

Из волшебной русской сказки,

ИПроект по теме: «Игрушки Вятского края. Дымка».з попевки и частушки

Выезжает на салазках

Добрый молодец с подружкой.

Вот идет легко и плавно

В одеянии лучистом

За водою чудо-пава

С ведрами на коромысле.

А по речке серебристой

Возле Дымковской слободки

По волнам несутся быстро

Разукрашенные лодки.

И парнишка-зазывала

Приглашает всех свистушкой

В этот город небывалый -

Город Дымковской игрушки.

ВПроект по теме: «Игрушки Вятского края. Дымка». Дымково за Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.
Красная за окнами калина,
Пароходный движется дымок,
На столе еще сырая глина,
Грубый неоформленный комок.
За своей работою старушка
на скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку.
Лепит... нет, не лепит, а творит!
Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростно светла,
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.

ППроект по теме: «Игрушки Вятского края. Дымка».отомки умельцев

Наследственного ремесла,
Безвестные гении

Вятской лукавой частушки.
Они смастерили

На плоской лопате весла
Из глины речной

Знаменитую в мире игрушку!
Огонь этой выдумки

Через года не потух:
В малиновых барышень

Кто не захочет влюбиться?
Когда запоет

Невозможно веселый петух.
И сказочный конь

переступит алмазным копытцем!

Р. Агафонова «С внуком по Вятке» (отрывок).

Все имеет начало на свете.

В том числе и сказки эти.

Только внук переступал порог,

Вопросы сыпались, как из стручка горох:

- Куда убегает вода ручейка?

- Где начинается Вятка-река?

- Как зарождается город на свете?

-Чем раньше играли дети?

Вы тоже знать хотите это?

В книге ищите ответы.

В ней сказка и быль переплелись,

Где быль, где сказка,

Попробуй, разберись.

Дело живо, всем на диво.

В здании художественного музея проводилась выставка дымковской игрушки. Днем игрушки молча экскурсантов разглядывали, свои наряды им показывали, а ночами скучали, чем заняться не знали.

- Могу рассказать, как мы на свет появились, - сказала няня с детьми на руках и посмотрела на барыню и свистульку, которые стояли рядом на полке. Боялась, что перебьют и рассказать не дадут. Они тоже скучали, поэтому промолчали.

И няня начала свой рассказ:-

- Жила на свете девица - лепить мастерица. Мать тесто на пельмени месить станет, крутится рядом, ни за что не отстанет, просит теста кусочек игрушку слепить.

Проект по теме: «Игрушки Вятского края. Дымка».





Проект по теме: «Игрушки Вятского края. Дымка».



Пальцы у девицы длинные, гибкие. Тесто крутят и мнут, игрушка появ­ляется в пять минут.

Отец девицы гончарных дел мастером был. А вятские мужики - хватс­кие, приметливы, да сметливы. Увидел, чем дочь занимается, принес домой глины кусок - пусть развлекается. Бегать не будет, да обувь трепать. Лишний раз туфли не покупать. И впрямь, девица гулять редко выходила - невиданных зверей, барынь да нас - нянек с детьми лепила. Ходили соседи дивиться: «Ай, да мастерица. Их надо обжечь, расписать да на ярмарке продать».

Слух о мастерице по всей слободе пошел, до купцов - молодцов дошел. Пришли и они подивиться, вдруг для ярмарки сгодится. На ярмарку в Нижний Новгород со всей Волги народ собирался, своим товаром похвалялся... Купцы выставили игрушки напоказ, - пусть людям порадуют глаз. Игрушки быстро раскупили, еще привезти просили. С той поры о мастерице в разных городах узнали.

- С три короба вы, милочка, здесь наврали. Я во многих краях бывала, ни о какой девице не слыхала, - заявила знатная дама.

Свистулька свой голос подала: «Ой, насмешила, ой, наврала!»

  • Помолчи, свистушка, - пробурчала важная индюшка.

  • Почему нас дымковской назвали, вы, сударыня, еще не сказали, раздался бас наездника на коне.

Но няня в разговор не вступала. Она от обиды рыдала.

- Давно все это было, а дело девицы живо, всем на диво. Про игрушки много книг написано. Одна из них так и называется «Дымковская игрушка», - не выдержала учительница, - автор Богуславская.

- Уже экскурсанты идут, - прокукарекал петух.

Игрушки засуетились, стали прихорашиваться, - хотелось, видно, понра­виться. И в зале временно воцарилась тишина.

Проект по теме: «Игрушки Вятского края. Дымка».


Дымковская игрушка доказала свою жизнеспособность и современность. Постепенно фигурки освобождались от остатков древнего содержания. Она обогащалась новыми темами и сюжетами, почерпнутыми из реальной жизни.

Вывод:

В магазинах продается достаточное количество игрушек, но самой любимой становится та, что сделана своими руками. Пусть она не так совершенна, но она нравится детям и взрослым. Я познакомилась с произведениями народных мастеров, узнала откуда пришли к нам красочные забавные игрушки.

Волшебницам вятской, родной стороны

большое спасибо сказать мы должны.

За то, что их руки не устают

и сказочных кукол для всех создают.

Не зря говорят в народе:

"Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит".

Оттого и любим мы народные игрушки, что столько в них доброты и веселья.

Глядишь и улыбаться хочется.


Литература:

  1. В. С. Горичева. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. - «Академия развития», 1998 г.

  2. Р. Агафонова. «По Вятке с внуком».

  3. Использование Интернет ресурсов.


© 2010-2022