- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проект по ФЭМП Маленькие логики
Проект по ФЭМП Маленькие логики
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мясникова Е.В. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - Детский сад
" Медвежонок"
Проект «Маленькие логики»
Использование занимательного математического материала в развитии логического мышления у детей старшего
дошкольного возраста
Воспитатель:
Мясникова Елена Валентиновна
Таксимо 2015 год.
I. ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ
1. Условия возникновения
Одним из направлений гармоничного развития ребенка является формирование и
совершенствование у него логики, интеллекта и смекалки. Формирование логического
мышления - важная составляющая часть педагогического процесса.
При работе с детьми старшего дошкольного возраста я столкнулась с проблемой -
дети не умеют устанавливать логические связи между предметами и явлениями, не умеют
правильно ставить приоритеты, выделять основное и принимать нестандартные решения,
точно мыслить и излагать свои мысли. Причина этому - неразвитое логическое
мышление.
Вне всякого сомнения, что ребенка необходимо готовить к логическому типу
мышления. На основании проведенного диагностического обследования определилась
необходимость активизации работы в данном направлении.
Одним из путей развития логико-математических способностей дошкольников
является использование занимательного математического материала.
Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность,
универсальность, высокая эффективность.
В связи с этим, мной была разработан проект «Маленькие логики», основанный на
применении занимательного математического материала в формировании и развитии логических приемов мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Проект направлен на целенаправленное развитие познавательных процессов,
включающих в себя умение наблюдать и оценивать, замечать общее в различном,
отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для
выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать
примерами, проводить классификации объектов, понятий по заданному принципу.
2. Актуальность
Многие полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с
цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно
выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах
10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем
(система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.)
эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных
знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного
умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше
мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к
появлению "проблем с математикой.
В то же время, ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше
шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам
школьной программы (счету, вычислениям и т. п.), поскольку учебники математики
вышеуказанных систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.
Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса. Работая над проблемой по развитию логического мышления старших дошкольников, я пришла к выводу, что одним из путей развития логико-математических способностей дошкольников является совершенствование содержания занятий математического цикла путем использования занимательного математического материала. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.
3. Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея проекта заключается в создании необходимых условий для развития логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе занимательного математического материала
4. Цели и задачи
Цель: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления
как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование
занимательного математического материала.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую
литературу по проблеме исследования.
2. Создать необходимые условия для работы по данной проблеме - обогатить
методический инструментарий (изготовление карточек, таблиц).
3. Разработать систему по использованию занимательного математического материала для
развития логического мышления у старших дошкольников.
4. Заинтересовать родителей проблемой развития элементов логического мышления
средствами развивающих игр. (логических блоков Дьенеша , счетных палочек
Кюизенера, Сложи узор, Уникуб и т.д).
5. Повышение интереса педагогов к использованию занимательного математического материала для развития логического мышления старших дошкольников.
6. Провести анализ эффективности проделанной работы.
Объектом исследования является логическое мышление старших дошкольников.
Предмет исследования - процесс развития логического мышления дошкольников
средствами логико - математических игр с занимательным математическим материалом.
5. Перспективность
Перспективность проекта заключается в том, что он является актуальным для
современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу
нужны творческие, самостоятельно мыслящие личности.
6. Теоретическая база
В основе проекта лежат идеи отечественных и зарубежных педагогов-психологов по
проблемам развития мышления: С. Л.Рубинштейна, Л. С.Выготского, П. П. Блонского, П.
Я.Гальперина, В. В.Давыдова, Е. А.Вяхирева, А. И.Мещерякова, Н. А.Менчинской, Д.
Б.Эльконина, А. В.Запорожца, А. В. Брушлинского, Ж. Пиаже, М. Монтессори, и др).
В основу проекта легла идея Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей об использовании
универсальных и уникальных по своим развивающим возможностям дидактических
материалов - применение которых в работе с дошкольниками дает очень высокие результаты, позволяя развивать у них логико-математические умения и представления.
Основными общеобразовательными программами является:
Проект Основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребёнка - Детского сада «Медвежонок»
Новизна заключается в разработке системы занятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала, систематизации и сериации игр и игровых заданий для развития математических способностей, логического мышления и моделирования чисел.
7. Участники проекта
Проект групповой, рассчитан для детей подготовительной группы (6-7 лет),
педагогов и родителей.
8. Продолжительность проекта
Проект является информационным, среднесрочным. Длительность работы над проектом охватывает учебный год и включает этапы:
Первый этап - подготовительный (июнь-август).
Цель: Выявить уровень сформированности первичных понятий, как логические действия, собрать необходимую информацию, подготовить оборудование.
Второй этап - основной (сентябрь-апрель).
Цель: развивать у детей основы математических способностей, элементы логического мышления, формировать интерес к учебной деятельности средствами использования дидактического материала - блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, Сложи узор, Уникуб, Математических планшетов и т.д.
Третий этап - итоговый (май).
Цель: Выявить уровень сформированности мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста, уровень развития логического мышления и готовности к школьному обучению.
9. Диапазон проекта
Проект представлен дидактической системой работы воспитателя по развитию логического мышления старших дошкольников в их основной деятельности - игре с использованием занимательного математического материала. Диапазон проекта охватывает организацию познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, кружковую работу, систему работы с родителями и педагогами ДОУ.
II. ТЕХНОЛОГИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Задачи
Мероприятия
Сроки
Ответственный
Подготовительный этап
1.Повышение собственной профессиональной компетентности
Изучение, анализ и подбор
научно-методической
литературы
Июнь 2015
Мясникова Е.В.
Определение путей улучшения развивающей среды
Июль 2015
Мясникова Е.В.
Разработка перспективного плана работ с детьми, родителями, педагогами.
Август 2015
Мясникова Е.В.
Составление плана - схемы индивидуальной работы с детьми
Август 2015
Мясникова Е.В.
2.Создание
предметно
развивающей
среды
Оформление учебного центра, где в постоянном доступе (наряду с другими играми) располагается занимательный математический материал
Июль 2015
Мясникова Е.В.
3. Работа с родителями
Анкетирование
Июль 2015
Мясникова Е.В.
4. Выявление уровня развития детей
Проведение диагностики - выявление исходного уровня развития логического мышления старших дошкольников
Июль 2015
Мясникова Е.В.
Основной этап
1. Внедрение
системы
работы
по использованию
Организация работы с детьми согласно перспективному плану
Сентябрь 2015 - апрель 2016
Мясникова Е.В.
занимательного математического материала в развитии логического мышления дошкольников
Организация индивидуальной работы. Индивидуальные беседы и рекомендации по каждому отдельному ребенку
В течение года
Мясникова Е.В.
Реализация программы дополнительного образования «Маленькие логики»
Согласно перспективному плану работы на 2015-2016 учебный год
Мясникова Е.В.
2.Информирование
Мастер-класс по работе с занимательным математическим материалом, консультации, круглые столы, родительские собрания, беседы, практические задания
Согласно перспективному плану работы на 2015-2016 учебный год
Мясникова Е.В.
родителей по проблеме
День открытых дверей с показом фрагментов занятий и организации совместной деятельности
Согласно перспективному плану работы на 2015-2016 учебный год
Мясникова Е.В.
Совместные игры-занятия с детьми и родителями (во второй половине дня)
Согласно перспективному плану работы на 2015-2016 уч.г.
Мясникова Е.В.
Тематический праздник, выставка детского творчества
Согласно перспективному плану работы на 2015-2016 учебный год
Мясникова Е.В.
Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления, оформление папок - передвижек и родительского уголка
В течение года
Мясникова Е.В.
3.Работа с педагогами
Консультации по проблеме «Использование занимательного математического материала в совместной деятельности»
Согласно перспективному плану работы на 2015-2016 учебный год
Мясникова Е.В.
Мастер-класс по работе с занимательным математическим материалом.
Мясникова Е.В.
Итоговый этап
1.Оценка
эффективности
работы
Итоговая диагностика
Май 2016 г.
Мясникова Е.В.
2.Обобщение
опыта
Определение перспективы в дальнейшей работе
Май 2016 г.
Мясникова Е.В.
Презентация проекта
Май 20016г.
Мясникова Е.В.
III. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Результаты работы свидетельствуют о том, что дети овладели приемами выявления и абстрагирования свойств, сравнения, классификации, обобщения, логическими действиями и операциями. У них появилась способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них. Подбор предметов с учетом какого-либо свойства, обозначение класса предметов обобщающим словом затруднения не вызывали. С помощью занимательного математического материала дети овладели знанием о цвете, величине, форме и пространственных ориентировках.
IV. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Научно-методическая литература
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет.
сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.: ил.
2. Векнер Л. М. Психические процессы - т. 2, Мышление и интеллект- Л.: изд.
Ленингр. Ун-т им. А. А. Жданова,1976.- 342с.
3. Возрастные возможности усвоения знаний. / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В.
Давыдова- М.: Изд. «Просвещение»,1966.- 442с.
4. Воспитателю о детской игре.: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред.
Т. А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с., ил.
5. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь.
Проблемы психологического развития ребенка- М.: Изд. Акад. пед. Наук РСФСР,1956.-
520с.
6. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.
Учебно-методическое пособие - М.: «ЦГЛ», 2002. - 80 с.
7. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду/ В.И.Логинова, Т.И.
Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. -
3-е, переработанное. - СПб.: Акцидент, 2002. - 224с.
8. Дурова Н. В., Новикова В. П. Ступеньки к познанию./ Худ. Ю. В. Богатова. -
СПб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2003. - 56 с.: ил.
9. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской
личности. Принцип развития в психологии. М. 1978, с.243- 267
10. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. cада/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И.
Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989.
- 127 с.: ил.
11. Касабуцкий Н.И., Скобелев Г.Н., Столяр А.А. Давайте поиграем:
Математические игры для детей 5-6 лет: Кн.для воспитателей детского сада и родителей/
под редакцией А.А.Столяра. - 2-е изд. - М.: Просвещение; учебная литература, 1996. -
112с.
12. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении
дошкольников с отклонниями в развитии: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2001. - 224 с.: ил.
13. Коломенских Я. Л., Панько Е. А. Детская психология., Мн. «Университетское»,
1988, - 223с.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сявский детский сад «Колокольчик»
Нижегородская область, Шахунский район, пос. Сява
9
Воспитатель МДОУ Д/с «Колокольчик»
Базанова Людмила Александровна
14. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики, 4-е изд., М.: Изд. Москов. ун-
та,1981.- 584с.
15. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2т.-М., 1983
(Мышление: 79-92).
16. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие/ Авт.-сост.
Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая/ (библиотека программы «Детство»). - СПб.: Акцидент. -
79с.
17. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. -
Ч.1: Смоленцева А.А., Пустовой О.В. Математика до школы. Ч.2.: Игры-головоломки/
сост. З.А.Михайлова, Э.Н. Иоффе; Худ.И.Н.Ржевцев, - СПб.: Акцидент, 1997. - 176с.
18. Мхайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. Для
воспитателей детских садов. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1990. - 94с.
19. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного
возраста с отклонениями в развитии // Особенности развития и воспитания детей
дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой -
М.,1984.- с.65- 73
20. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с
детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя. - 2-е изд.,
перераб. - М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. - 144 с.: ил.
21. Пиаже Жан Избранные психологические труды. Психология интеллекта.
Генезис числа и ребенка. Логика и психология. (Пер. с фр. Предисл. В. А. Лекторского и
др., с.9- 53)- М.: «Просвещение»,1969.- 659с.
22. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника-М.: Педагогика,1997. « Подготовка
детей к школе в семье», под. Ред. Марковой, Т. А, Сохина, Ф. А.- М.: Педагогика,197с.
23. Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф.
Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук
СССР. - М.: Педагогика, 1983 - с. 200-201.
24. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / отв. Ред. Шорохова Е. В.- М.:
«Педагогика»,1973.- 423с.
25. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для
воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.
26. Стребелева Е. А. Формирования мышления у детей с отклонениями в развитии:
Кн. для педагога-дефектолога. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 184 с.: ил. -
(Коррекционная педагогика).
27. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология -М.: Акцидент,2000.
28. Юнг К. Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее / К. Г. Юнг, Э.
Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббек; сост. В. В. Зеленский, А. М. Рудкевич - М:
Мартис,1995.- 320с.
29. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.211-212.