Проект по ФЭМП Маленькие логики

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - Детский сад

" Медвежонок"











Проект «Маленькие логики»

Использование занимательного математического материала в развитии логического мышления у детей старшего

дошкольного возраста

Проект по ФЭМП Маленькие логики

Воспитатель:

Мясникова Елена Валентиновна

Таксимо 2015 год.

I. ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ

1. Условия возникновения

Одним из направлений гармоничного развития ребенка является формирование и

совершенствование у него логики, интеллекта и смекалки. Формирование логического

мышления - важная составляющая часть педагогического процесса.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста я столкнулась с проблемой -

дети не умеют устанавливать логические связи между предметами и явлениями, не умеют

правильно ставить приоритеты, выделять основное и принимать нестандартные решения,

точно мыслить и излагать свои мысли. Причина этому - неразвитое логическое

мышление.

Вне всякого сомнения, что ребенка необходимо готовить к логическому типу

мышления. На основании проведенного диагностического обследования определилась

необходимость активизации работы в данном направлении.

Одним из путей развития логико-математических способностей дошкольников

является использование занимательного математического материала.

Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность,

универсальность, высокая эффективность.

В связи с этим, мной была разработан проект «Маленькие логики», основанный на

применении занимательного математического материала в формировании и развитии логических приемов мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Проект направлен на целенаправленное развитие познавательных процессов,

включающих в себя умение наблюдать и оценивать, замечать общее в различном,

отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для

выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать

примерами, проводить классификации объектов, понятий по заданному принципу.

2. Актуальность

Многие полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с

цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно

выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах

10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем

(система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.)

эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных

знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного

умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше

мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к

появлению "проблем с математикой.

В то же время, ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше

шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам

школьной программы (счету, вычислениям и т. п.), поскольку учебники математики

вышеуказанных систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса. Работая над проблемой по развитию логического мышления старших дошкольников, я пришла к выводу, что одним из путей развития логико-математических способностей дошкольников является совершенствование содержания занятий математического цикла путем использования занимательного математического материала. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея проекта заключается в создании необходимых условий для развития логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе занимательного математического материала

4. Цели и задачи

Цель: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления

как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование

занимательного математического материала.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую

литературу по проблеме исследования.

2. Создать необходимые условия для работы по данной проблеме - обогатить

методический инструментарий (изготовление карточек, таблиц).

3. Разработать систему по использованию занимательного математического материала для

развития логического мышления у старших дошкольников.

4. Заинтересовать родителей проблемой развития элементов логического мышления

средствами развивающих игр. (логических блоков Дьенеша , счетных палочек

Кюизенера, Сложи узор, Уникуб и т.д).

5. Повышение интереса педагогов к использованию занимательного математического материала для развития логического мышления старших дошкольников.

6. Провести анализ эффективности проделанной работы.

Объектом исследования является логическое мышление старших дошкольников.

Предмет исследования - процесс развития логического мышления дошкольников

средствами логико - математических игр с занимательным математическим материалом.


5. Перспективность

Перспективность проекта заключается в том, что он является актуальным для

современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу

нужны творческие, самостоятельно мыслящие личности.


6. Теоретическая база

В основе проекта лежат идеи отечественных и зарубежных педагогов-психологов по

проблемам развития мышления: С. Л.Рубинштейна, Л. С.Выготского, П. П. Блонского, П.

Я.Гальперина, В. В.Давыдова, Е. А.Вяхирева, А. И.Мещерякова, Н. А.Менчинской, Д.

Б.Эльконина, А. В.Запорожца, А. В. Брушлинского, Ж. Пиаже, М. Монтессори, и др).

В основу проекта легла идея Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей об использовании

универсальных и уникальных по своим развивающим возможностям дидактических

материалов - применение которых в работе с дошкольниками дает очень высокие результаты, позволяя развивать у них логико-математические умения и представления.

Основными общеобразовательными программами является:

Проект Основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребёнка - Детского сада «Медвежонок»

Новизна заключается в разработке системы занятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала, систематизации и сериации игр и игровых заданий для развития математических способностей, логического мышления и моделирования чисел.

7. Участники проекта

Проект групповой, рассчитан для детей подготовительной группы (6-7 лет),

педагогов и родителей.

8. Продолжительность проекта

Проект является информационным, среднесрочным. Длительность работы над проектом охватывает учебный год и включает этапы:

Первый этап - подготовительный (июнь-август).

Цель: Выявить уровень сформированности первичных понятий, как логические действия, собрать необходимую информацию, подготовить оборудование.

Второй этап - основной (сентябрь-апрель).

Цель: развивать у детей основы математических способностей, элементы логического мышления, формировать интерес к учебной деятельности средствами использования дидактического материала - блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, Сложи узор, Уникуб, Математических планшетов и т.д.

Третий этап - итоговый (май).

Цель: Выявить уровень сформированности мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста, уровень развития логического мышления и готовности к школьному обучению.

9. Диапазон проекта

Проект представлен дидактической системой работы воспитателя по развитию логического мышления старших дошкольников в их основной деятельности - игре с использованием занимательного математического материала. Диапазон проекта охватывает организацию познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, кружковую работу, систему работы с родителями и педагогами ДОУ.





























II. ТЕХНОЛОГИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Подготовительный этап

1.Повышение собственной профессиональной компетентности

Изучение, анализ и подбор

научно-методической

литературы

Июнь 2015

Мясникова Е.В.

Определение путей улучшения развивающей среды

Июль 2015

Мясникова Е.В.

Разработка перспективного плана работ с детьми, родителями, педагогами.

Август 2015

Мясникова Е.В.

Составление плана - схемы индивидуальной работы с детьми

Август 2015

Мясникова Е.В.

2.Создание

предметно

развивающей

среды

Оформление учебного центра, где в постоянном доступе (наряду с другими играми) располагается занимательный математический материал

Июль 2015

Мясникова Е.В.

3. Работа с родителями

Анкетирование

Июль 2015

Мясникова Е.В.

4. Выявление уровня развития детей

Проведение диагностики - выявление исходного уровня развития логического мышления старших дошкольников

Июль 2015

Мясникова Е.В.

Основной этап

1. Внедрение

системы

работы

по использованию

Организация работы с детьми согласно перспективному плану

Сентябрь 2015 - апрель 2016

Мясникова Е.В.

занимательного математического материала в развитии логического мышления дошкольников

Организация индивидуальной работы. Индивидуальные беседы и рекомендации по каждому отдельному ребенку

В течение года

Мясникова Е.В.

Реализация программы дополнительного образования «Маленькие логики»

Согласно перспективному плану работы на 2015-2016 учебный год

Мясникова Е.В.

2.Информирование

Мастер-класс по работе с занимательным математическим материалом, консультации, круглые столы, родительские собрания, беседы, практические задания

Согласно перспективному плану работы на 2015-2016 учебный год

Мясникова Е.В.

родителей по проблеме

День открытых дверей с показом фрагментов занятий и организации совместной деятельности

Согласно перспективному плану работы на 2015-2016 учебный год

Мясникова Е.В.

Совместные игры-занятия с детьми и родителями (во второй половине дня)

Согласно перспективному плану работы на 2015-2016 уч.г.

Мясникова Е.В.

Тематический праздник, выставка детского творчества

Согласно перспективному плану работы на 2015-2016 учебный год

Мясникова Е.В.

Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления, оформление папок - передвижек и родительского уголка

В течение года

Мясникова Е.В.

3.Работа с педагогами

Консультации по проблеме «Использование занимательного математического материала в совместной деятельности»

Согласно перспективному плану работы на 2015-2016 учебный год

Мясникова Е.В.

Мастер-класс по работе с занимательным математическим материалом.


Мясникова Е.В.

Итоговый этап

1.Оценка

эффективности

работы

Итоговая диагностика

Май 2016 г.

Мясникова Е.В.

2.Обобщение

опыта

Определение перспективы в дальнейшей работе

Май 2016 г.

Мясникова Е.В.

Презентация проекта

Май 20016г.

Мясникова Е.В.




III. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Результаты работы свидетельствуют о том, что дети овладели приемами выявления и абстрагирования свойств, сравнения, классификации, обобщения, логическими действиями и операциями. У них появилась способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них. Подбор предметов с учетом какого-либо свойства, обозначение класса предметов обобщающим словом затруднения не вызывали. С помощью занимательного математического материала дети овладели знанием о цвете, величине, форме и пространственных ориентировках.














































IV. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Научно-методическая литература

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет.

сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.: ил.

2. Векнер Л. М. Психические процессы - т. 2, Мышление и интеллект- Л.: изд.

Ленингр. Ун-т им. А. А. Жданова,1976.- 342с.

3. Возрастные возможности усвоения знаний. / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В.

Давыдова- М.: Изд. «Просвещение»,1966.- 442с.

4. Воспитателю о детской игре.: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред.

Т. А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с., ил.

5. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь.

Проблемы психологического развития ребенка- М.: Изд. Акад. пед. Наук РСФСР,1956.-

520с.

6. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.

Учебно-методическое пособие - М.: «ЦГЛ», 2002. - 80 с.

7. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду/ В.И.Логинова, Т.И.

Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. -

3-е, переработанное. - СПб.: Акцидент, 2002. - 224с.

8. Дурова Н. В., Новикова В. П. Ступеньки к познанию./ Худ. Ю. В. Богатова. -

СПб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2003. - 56 с.: ил.

9. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской

личности. Принцип развития в психологии. М. 1978, с.243- 267

10. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей

дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. cада/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И.

Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989.

- 127 с.: ил.

11. Касабуцкий Н.И., Скобелев Г.Н., Столяр А.А. Давайте поиграем:

Математические игры для детей 5-6 лет: Кн.для воспитателей детского сада и родителей/

под редакцией А.А.Столяра. - 2-е изд. - М.: Просвещение; учебная литература, 1996. -

112с.

12. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении

дошкольников с отклонниями в развитии: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр

ВЛАДОС, 2001. - 224 с.: ил.

13. Коломенских Я. Л., Панько Е. А. Детская психология., Мн. «Университетское»,

1988, - 223с.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сявский детский сад «Колокольчик»

Нижегородская область, Шахунский район, пос. Сява

9

Воспитатель МДОУ Д/с «Колокольчик»

Базанова Людмила Александровна

14. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики, 4-е изд., М.: Изд. Москов. ун-

та,1981.- 584с.

15. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2т.-М., 1983

(Мышление: 79-92).

16. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие/ Авт.-сост.

Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая/ (библиотека программы «Детство»). - СПб.: Акцидент. -

79с.

17. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. -

Ч.1: Смоленцева А.А., Пустовой О.В. Математика до школы. Ч.2.: Игры-головоломки/

сост. З.А.Михайлова, Э.Н. Иоффе; Худ.И.Н.Ржевцев, - СПб.: Акцидент, 1997. - 176с.

18. Мхайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. Для

воспитателей детских садов. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1990. - 94с.

19. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного

возраста с отклонениями в развитии // Особенности развития и воспитания детей

дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой -

М.,1984.- с.65- 73

20. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с

детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя. - 2-е изд.,

перераб. - М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. - 144 с.: ил.

21. Пиаже Жан Избранные психологические труды. Психология интеллекта.

Генезис числа и ребенка. Логика и психология. (Пер. с фр. Предисл. В. А. Лекторского и

др., с.9- 53)- М.: «Просвещение»,1969.- 659с.

22. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника-М.: Педагогика,1997. « Подготовка

детей к школе в семье», под. Ред. Марковой, Т. А, Сохина, Ф. А.- М.: Педагогика,197с.

23. Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф.

Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук

СССР. - М.: Педагогика, 1983 - с. 200-201.

24. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / отв. Ред. Шорохова Е. В.- М.:

«Педагогика»,1973.- 423с.

25. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для

воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.

26. Стребелева Е. А. Формирования мышления у детей с отклонениями в развитии:

Кн. для педагога-дефектолога. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 184 с.: ил. -

(Коррекционная педагогика).

27. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология -М.: Акцидент,2000.

28. Юнг К. Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее / К. Г. Юнг, Э.

Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббек; сост. В. В. Зеленский, А. М. Рудкевич - М:

Мартис,1995.- 320с.

29. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.211-212.

© 2010-2022