Статья Гендерное воспитание дошкольников средствами традиционной народной культуры

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гендерное воспитание дошкольников средствами традиционной народной культуры


Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в этом возрасте. Известно, что первые 5-6 лет жизни - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики личности, в которые самым прямым образом вплетена полоролевая дифференциация. Научные данные многих современных отечественных и зарубежных исследований доказывают, что процесс осознания своей половой принадлежности - единый биосоциальный процесс, соединяющий онтогенез, гендерную социализацию и развития самосознания. Об этом пишут И.С. Кон, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Д.В. Колесов, В.С. Мухина, Т.А. Репина, А.Г. Хрипкова, Л.А. Артюнова, А. Бандура, Дж. Уолтер, Дж. Мани и др.

Под гендерной социализацией понимается процесс усвоения в соответствии с полом социальной роли мужчины и женщины, формирование потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения, характерных для того или другого пола.

Кон И.С. утверждает, что все или почти все онтогенетические характеристики являются не только возрастными, но и половозрастными, и в реальной жизни ребенок развивается, осознает себя как представитель определенного пола. Исходя из этого, женщину в девочке, также как и мужчину в мальчике, нужно формировать с дошкольного возраста.

В семье человек впервые сталкивается со всем многообразием полоролевых отношений, создающих его нравственные устои. К сожалению, современное состояние института семьи - размытость представлений об эталонах мужского и женского поведения, неспособность взрослых дифференцированно воспитывать мальчиков и девочек - осложняет выбор стратегии поведения детей, что актуализирует проблему гендерного воспитания дошкольников.

Анализ научной литературы по гендерной социализации показал, что содержание работы с детьми дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно. По мнению исследователей С.А. Марутян, Н.В. Плисенко, Т.А. Репиной, Л.Г. Таранниковой, С.В. Шаповаловой и др. это приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки − нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов.

Анализ массовой практики трактует, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентированы на возрастные и психологические особенности вообще детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста.

Первоочередной задачей является введение в жизнь дошкольного образовательного учреждения полоориентированных обращений к детям в тех ситуациях, когда это является уместным. Нам необходимо понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

Одной из основных целей мой профессиональной деятельности является - создание условий для эмоционального благополучия каждого ребенка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и психологические индивидуальные особенности - мужские и женские.

Задача заключается в том, чтобы, во-первых, развивать у ребенка ценностное осмысление себя как представителя определенного пола и как личность, которая отличается внешними признаками и внутренним миром; во-вторых, активизировать поиск своего места в мире.

В педагогическом процессе дошкольного учреждения используем потенциал народной культуры, так как, «народные традиции связаны со многими сторонами мировоззрений и взаимоотношений людей, в них наиболее ярко и своеобразно отражен накопленный и умноженный тысячелетиями народный опыт, человеческая мудрость и выражается характер и душа народа, лучшие черты истории семейно-бытовой жизни общества. В качестве традиций выступают полоролевые принципы, социальные установки и нормы поведения, идеи и убеждения, представления и взгляды» [3,12].

Образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» рабочей программы детского сада содержит материал народного фольклора и русских традиций.

Русские народные традиции служат источником гендерного воспитания современных детей. Одна из них - это крепкая семья. Как отмечают П.Рожнова, М.Забылин, Н.И. Костомаров, Г.Н. Волков, И.И. Шангина, В.С.Кукушин и др., «семья - это самый древний и важный институт воспитания. Народное педагогическое творчество утверждает культ ребенка, культ семьи (культ матери, культ старших членов семьи - бабушек, дедушек, культ братьев), культ семейного благополучия и счастья» [3,13].

С детьми рассматриваем репродукции картин художников с семейной тематикой: Ю. Кугач «В семье», Б. Кустодиев «На терассе», Ф. Славянский «Семейная картина» и др. Отгадываем народные загадки о человеке и его жизни, имени человека, потешки о бабушке, сыне, дочери, играем в пальчиковые игры «Этот пальчик дедушка», «У бабы Фроси». Знакомим с пословицами и поговорками о женских и мужских качествах, о семье, о труде. Обсуждаем темы: «Я и моя семья», «Семейная фотография», «Взрослые и дети», «Моя семья, моя родословная», «Родословная - старинная русская традиция», «Что означают наши имена».

Иметь представления о детях разного возраста и пола, некоторые характерные особенности их внешнего вида, одежды, прическе, любимые занятия - одна из задач образовательной программы ДОУ. В работе с детьми мы используем материнский фольклор: колыбельные для мальчика и девочки («Моя доченька уснет», «Сынко, голубочек»). Пестушки и потешки про мальчиков и девочек («Ванька-встанька-карапуз», «Уж я косу заплету», «Маша в гости приглашала» и др.). Величание («Мой сыночек, мой дружочек», «Моя девочка - прелестница»). В материнском фольклоре присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочке и мальчику. Приписывание ребенку качеств: девочке - красивая, нежная, хрупкая; мальчику - сильный, крепкий. В соответствии с тем, кому адресована потешка или пестушка прогнозируется их будущее.

Велика роль сказки в воспитании у дошкольников гендерного поведения. Сказка предлагает ребенку образы мужского и женского поведения, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая для себя жизненно важную информацию. «Сказка - это школа истинной жизни, ибо она дает ребенку возможность вникнуть в существо нравственных проблем и уяснить характер важнейших этических выборов» [3,25].

Жизнь наших детей наполнена сказками, постоянно читаем с детьми сказки, рассматриваем иллюстрации к ним, смотрим мультфильмы по сказкам, в группе есть библиотека и аудиотека народных и авторских сказок. Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса - Прекрасная», «Царевна-лягушка» развивают представления о качествах женственности, способствуют правильному пониманию девочками их будущих женских семейных ролей. Положительные качества сказочных героев Ивана-царевича, Ивана-дурака, Ильи-Муромца и др. являются ориентиром для воспитания мужественности у мальчиков.

Сказки помогают выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика. С помощью сказок формируется представление о заботе, миролюбии, терпимости.

В детском саду создан этнографический музей «Русская изба». В уютной обстановке музея среди старинных бытовых вещей дети знакомятся с предметами труда и быта мужчин и женщин, мужским и женским народным костюмом, с русскими традициями в воспитании мальчиков и девочек.

Общеизвестно, что основной вид деятельности дошкольников - игра. Народные игры - неотъемлемая часть национального богатства, способствующая гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы быта, обычаями и трудом мужчин и женщин. (В ДОУ составлена картотека народных игр, которой охотно пользуются педагоги).

Согласно исследованиям Ю.В. Шурдуковой «врастание в мир взрослых происходило через игровую деятельность. Детские игры были своего рода подготовительной работой, требующей иногда немалых усилий, чтобы впоследствии путем различных приемов, выработанных в игре, шутя и забавляясь, с толком и пользой приложить эти приемы в практической жизни» [3,62].

Многие народные игры имитируют занятия взрослых: охота, собирательство, ведение домашнего хозяйства, дети усваивают основные черты, характерные для носителя того или иного пола («Арина», «Яша», «Кузнецы»). В хороводных играх, кроме самого текста, значительное воздействие оказывают и телесные контакты («Заинька», «Сахаринка»). В хороводе дети держатся за руки; выбрав пару, мальчик (девочка) телесно общаются с представителем противоположного пола, усваивают начальные важнейшие нормы такого общения. По содержанию все народные игры доступны и девочкам, и мальчикам, создают равные возможности для участия в них детей обоего пола.

Большое внимание уделяется совместным играм мальчиков и девочек. В процессе игр дети приучаются к общению между сверстниками своего и противоположного пола, взаимным услугам, взаимному сохранению интересов.

Народные традиции предоставляют богатейшую возможность для формирования полоролевых ориентаций и ценностей и формированию начал мужественности у мальчиков и женственности у девочек.

Список литературы

  1. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка-пресс, 2009. - 224 с.

  2. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 208 с.

  3. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Учебное пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2008.- 96 с.


© 2010-2022