Технологическая карта по ознакомлению с окружающим Планета и Земля

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта организованной учебной деятельности

для подготовительной группы.

Дата: 06. 04 .2015.

Образовательная область: «Познание, Социум».

Раздел: Ознакомление с окружающим. Экология.

Тема: «Планета и Земля».

Цель : Углубить представления о том, что планета Земля - это огромный шар, большая часть которого покрыта водой

Задачи: рассказать детям о том, что кроме воды есть материки - твердая земля - суша, где живут люди. Познакомить детей с научной версией образования материков на планете Земля, с условными обозначениями суши, воды на картах и глобусах, с названиями и расположением материков на карте. Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь. Воспитывать стремление беречь нашу Землю.

Оборудование: Крупное изображение частей света (материков), глобус, физическая карта мира, карта «Солнечная система» (для детей), плакат «Солнечная система», дидактическая картина «Всеземля», картины, изображающие различные народы, населяющие планету Земля, яблоко, волчок.

Инновационные технологии : ТСО

Этапы деятельности.

Действия воспитателя.

Действия детей

Мотивационно - побудительный

- Добрый день, мои юные друзья! Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Казахстан. Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей, от Балтийского моря до Тихого океана. Это огромное государство!(просмотр слайдов)

Мы с вами совершили много интересных и увлекательных путешествий по родной стране. Что же вы увидели вокруг, узнали?

- Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности - трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими. Но на свете есть и другие страны, где живут такие же люди, но говорят они на других языках. И у всех у нас есть общий дом. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, как его название:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что наш дом - большущий шар. (Земля).

Слушают.



Отвечают на вопрос.

Слушают.


Слушают загадку и отгадывают её.

Организационно - поисковый





- Что вы знаете о нашей планете? Какая она, Земля?

Педагог подходит к плакату, на котором изображена Солнечная система и предлагает детям найти среди этих планет наш дом - Землю.

Ребенок находит и показывает.

- А кто желает показать нашу родную планету на звездной карте?

- А как вы узнали, что это Земля?

- Почему она голубая?

- Молодцы, ребята! А как вы думаете, почему на Земле есть жизнь?

- Верно. Вода и воздух необходимы всем живым организмам.

Друзья мои! Но всегда ли люди имели эти знания? Оказывается, нет. А как же они себе рисовали Землю, на которой жили? Очень по-разному. Их представления кажутся нам сегодня фантастическими, сказочными, неправдоподобными. Давайте посмотрим, как они рисовали наш мир.

Демонстрация иллюстраций.

- И добирались они до края Земли?

- Дети, но были и такие люди, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?» - задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская, как блин. Нет, она круглая как шар.

- Большую роль в познании нашего мира сыграло время великих морских плаваний. Первое кругосветное путешествие совершил на пяти кораблях моряк-путешественник Магеллан. Три года плыли его корабли всё вперед и вперед, не меняя направления и сверяя свой путь по звездам. Четыре корабля погибли в бурных водах океана. И только один корабль под названием «Виктория» обогнул Землю и вернулся в порт с другой, противоположной стороны. Так люди поняли, как велика наша Земля, и доказали, что Земля - шар и её можно объехать кругом.

Показ иллюстраций парусных кораблей.

- Почему люди в древности имели неправильное представление об устройстве нашего мира?

Физкультминутка. Звучит музыка.

Педагог читает загадку, дети выполняют движения:

Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте.)

Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки.)

А как выпустишь из рук - (Поднять руки вверх, хлопок.)

Станет вдруг светло вокруг. (Повороты в стороны.)

Что это за шар?

Дети (хором). Солнце.

- Друзья, что же тогда окружает Землю? А окружает её огромное пространство, которое называется космическим пространством, или космосом. Это пространство не пустое, оно заполнено различными космическими телами - звездами, планетами, кометами и метеоритами.

Над Землей находится огромный воздушный океан - атмосфера, и мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже трамваи и троллейбусы «купаются» в этом океане. Он очень важен для нашей жизни. Воздухом дышим мы с вами, дышат и звери, и птицы и растения - всё живое на земле не может обойтись без него. А если бы этот океан исчез, то наша Земля всего через несколько минут стала бы безжизненной планетой. Воздушная оболочка Земли - это её удивительная голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнечного жара, не стынет от космического холода, как, например, Луна и планета Меркурий. Воздушная оболочка - это боевая кольчуга, которая защищает Землю от космических «снарядов» - метеоритов. Ещё одна важная работа воздушного океана - следить за климатом на нашей планете, перегонять холодный воздух на юг, теплый - на север. И только благодаря воздушной оболочке - атмосфере на Земле, единственной планете во всей Солнечной системе, существует жизнь.

Дети, а как раньше люди представляли себе, что такое небо?

- Вот эти дырочки и есть звезды. Только потом люди поняли, что звезды - это совсем другое. Кто из вас знает, что такое звезды?

Ответы детей.

- Правильно, звезды - это огромные огненные шары. А почему же они кажутся нам такими маленькими?

- Какая звезда к нам ближе всего?

- А что такое глобус?

- Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси. (Вращает глобус.) Так же вращается Земля. Земля подставляет Солнцу то одну, то другую свою сторону. Вот и говорят: «День и ночь - сутки прочь!».

Материки заселены животными, на них растут различные растения, живут разные народы.

- Земля - это не только суша, но и океаны и моря. Ребята, чего больше на земном шаре - воды или суши?

Ответы детей.

- Дети, представьте, что Земля - это яблоко.

Педагог очищает яблоко, оставляя приблизительно одну пятую часть кожуры.

-Это и будет суша, а всё остальное - это реки, озера, моря, океаны. Таким образом, вы видите, что суша занимает небольшую часть Земли. Может быть, вы знаете, как называются некоторые моря и океаны?

Ответы детей.

Педагог показывает на глобусе моря и океаны, затем демонстрирует слайды «Планета Земля».

- Красива и удивительна наша планета Земля. Сколько живет человек, он всегда, всю жизнь любуется её красотами и постигает её секреты и тайны.

Земля - наш общий дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле. У нас над головой общая крыша - голубое небо. Под ногами общий пол - земная поверхность, у нас один на всех светильник и печка - Солнце. У нас общий водопровод и вентилятор - ветер.

- Наш дом родной, наш общий дом -

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка, там - зелёный луг.

В лесу дремучем не пройдёшь,

Воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой…

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря -

Всё называется Земля!

Ответы детей.




Слушают.



Ответы детей.

Слушают.









Выполняют физкультминутку.




Ответы детей.

Слушают.










Ответы детей.

Слушают.






Рефлексивно - корригирующий

Подводит итог занятия.

Анализирует работу детей.

Хвалит детей.

Ответы детей.

Ожидаемый результат: Знать: что такое земля.

Иметь: представление о планете Земля.

Уметь: внимательно слушать, отвечать на вопросы, рассуждать.

Беречь свою планету.





© 2010-2022