Статья Инновационные методы обучения в детском саду: песочная игротерапия (из опыта работы)

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инновационные методы обучения в детском саду: песочная игротерапия.

(из опыта работы)

Божко Вера Ивановна, воспитатель ГККП ДО «Бобек»

Каргалинского района, Актюбинской области

«Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца - это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие, во всяком случае, растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые - хлебными колосьями, некоторые - злым чертополохом» (Владимир Солоухин).

В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста взрослые больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке воспитанников к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное с детьми чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и содержательное общение в диалоге «родители-ребенок» времени не хватает. А кто же даст ребенку уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Конечно, детский сад!

Наш детский сад «Бобек» участвовал в областном конкурсе инновационных проектов и вошёл в десятку лучших проектов. Начиная с прошлого года, в нашем детском саду «Бобек» начала функционировать экспериментальная площадка по развивающей сказкотерапии «Формирование нравственной сферы, психологического здоровья и творческого потенциала дошкольников с помощью развивающей сказкотерапии».

В состав творческой группы вошли 5 педагогов. Был составлен перспективный план экспериментальной работы на 3 года. Тематика деятельности экспериментальной площадки определилась ее актуальностью.

Стало закономерностью то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, СМИ…) у детей возникают негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью. И вот здесь приходит на помощь сказкотерапия. Сказкотерапия - это «лечение» сказкой.

Программа ориентирована на эмоциональное благополучие ребёнка, уверенности в себе, чувство защищённости. Новизна данной программы заключается в использовании современных технологий: сказкотерапии, песочной терапии, арттерапии, цветотерапии, игровой терапии, изотерапии, танцевальной терапии, креативной визуализации (аффирмации), художественного творчества как способа психологической работы с детьми.

Программа является эмоционально - развивающей, что позволяет применять ее в дополнение к реализуемой программе воспитания и обучения в детском саду.

Направленность программы:

- воспитание у детей ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья, становление нравственного сознания, развитие нравственных переживаний и чувств; ребенок учится следовать моральным нормам и самостоятельно делать моральный выбор;

- разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, ребенок приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций; кроме того песок поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние;

- раскрытие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста и развитие креативности.

Участники программы: дети 3-6 лет.

В этом году в эксперименте участвовали дети младшего возраста. Тема программы: «Путешествие к Песочной Фее» (песочная игротерапия). Мы хотим поделиться опытом применения метода «песочной терапии».

Основная идея программы - используя игры с песком, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.

Игры с песком - это проявление естественной активности ребёнка. Первые контакты ребёнка друг с другом происходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.

Что нужно для игры в песок?
Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.


Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру... Подобно Богу,
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания дорогу.

(Т. Грабенко)

Был оборудован кабинет песочной терапии, который привлекает внимание детей яркостью, необычностью, оригинальностью. В нём размещены «песочницы», куклы - Песочная Фея и Песочный Принц. Песочница может быть любой формы, но для коррекционных занятий предпочтение отдаётся прямоугольной, квадратной форме: эта форма на подсознательном уровне улучшает процессы интеграции личности. Внутренняя поверхность должна быть окрашена в голубой цвет или синий цвет: дно символизирует воду, а борта - небо.

Мы обычно занимаемся с подгруппой детей ( три - четыре ребёнка) и индивидуально.

Песок используется чистый, просеянный. Его нужно прокалить в духовом шкафу, а затем периодически кварцевать.

Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. Поэтому педагогами и родителями была собрана коллекция миниатюрных фигурок из «киндер - сюрпризов», человеческие персонажи сказочные герои, здания, животные, растения, наборы букв и цифр, геометрические фигуры и т.д. Словом, всё, что встречается в окружающем нас мире. Эта коллекция постоянно пополняется.

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребёнком. И если ребёнок ещё не готов, не может рассказать о своих переживаниях, то в играх с песком всё становится возможным. Проигрывая возможную ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребёнка в данный момент.

Все игры с песком условно можно разделить по трём направлениям

  • Обучающие (они облегчают процесс обучения ребёнка);

  • Познавательные (с их помощью познаётся многогранность нашего мира);

  • Проективные ( через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка).

Очень хорошо описаны игры в детском саду с песком в книге Большебратской Э.Э. «Песочная терапия». Опираясь на методы и приемы, описываемые в книге, можно самому разработать и провести цикл занятий с песком, адаптировав их для «своих деток», для определенного возраста и группы детского сада.

Приведу несколько примеров игр, направленных на развитие тактильно кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

Упражнение «Необыкновенные следы»

1.«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

2.«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

3.«Прыгают зайцы» - ребенок кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

4.«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются».

Упражнение «Песочный дождик»

Песочная фея: « В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит»:

1.Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

2.Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец (называя его), а ребенок по возможности повторяет. Затем они меняются (ребёнок сыплет песок на пальцы взрослого и по возможности вместе проговаривают названия пальчиков)

Упражнение «Песочный ветер»

Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля. При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

Песочная игротерапия - прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.
Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности, помогают безболезненно перенести период адаптации в детском саду.

Работа педагога похожа на работу садовода. И от нашей заботы, любви и внимания во многом зависит красота души каждого ребенка.

Свою статью я хочу закончить гимном нашего детского сада:

Есть на земле Казахстана детская страна,

Там дети весело играют, там жизнь любви полна!

Всем она дарит смех и радость, много у нас затей,

Весело каждый день встречаем мы в кругу друзей.

Детская страна, наш детский сад «Бобек»!

Верьте, не верьте, лучше в мире

Детского сада нет!

Статья Инновационные методы обучения в детском саду: песочная игротерапия (из опыта работы)



Статья Инновационные методы обучения в детском саду: песочная игротерапия (из опыта работы)

Статья Инновационные методы обучения в детском саду: песочная игротерапия (из опыта работы)

Статья Инновационные методы обучения в детском саду: песочная игротерапия (из опыта работы)

Статья Инновационные методы обучения в детском саду: песочная игротерапия (из опыта работы)

© 2010-2022