Методическая разработка «Игровая деятельность дошкольников»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЙБЫШЕВСКОГО РАЙОНА - ДЕТСКИЙ САД «РОМАШКА»

(ДОУ «РОМАШКА»)













Доклад

«Игровая деятельность дошкольников»













Подготовил:

Гаевская Е. П.

Воспитатель





Куйбышев, 2016г.

Ребенок играет, значит счастлив, значит здоров. В игре ребенок познает себя, свои возможности. По мере взросления изменяется и усложняется характер игровой деятельности, ее содержание, действие с предметами. Всестороннее развитие дошкольника невозможно без игры, которая является основным видом деятельности этого периода. Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

В дошкольном возрасте игра занимает ведущую роль в деятельности ребенка, оказывая огромное эффективное воздействие на формирование личности, а также решая актуальные проблемы педагогики и психологии: нравственное воспитание, физическое воспитание, развитие коммуникативных качеств, воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи, формирование социальных качеств, художественно-эстетического вкуса, создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру и многое другое. К. Д. Ушинский, высоко оценивая значение игры для развития, отмечал, что «в игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов».

Моя главная задача, как педагога - помочь, направить, подсказать правильный вариант, правильное решение, создать необходимую развивающую среду, поскольку окружающая действительность оказывает огромное значение на развитие дошкольника, являясь отражением его игр. Важно, чтобы ребенок чувствовал свободу действий при выборе игры, характере действий, испытывал удовольствие, поэтому я избегаю навязываний, запретов, приказов. Считаю необходимостью - педагогически целесообразно создавать внешнюю обстановку, правильно подбираю игрушки, заинтересовываю ребенка.

Существует множество разнообразных игр: подвижные, дидактические, познавательные, сюжетно-ролевые и др. По мере роста и развития ребенка игра тоже проходит определенный путь развития от манипуляций с предметами до игр с сюжетом, правилами.

Важное место в формировании и пополнении знаний и представлений об окружающей действительности отвожу сюжетно-ролевым играм. Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник - окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Здесь дети могут проявлять наибольшую эмоциональность, активность, самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи. Основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и действует в созданной им самим игровой обстановке. Принимая на себя роль, ребенок обогащает, углубляет собственную личность. Такие игры помогают детям налаживать взаимодействие в совместной игре либо развивают умение действовать индивидуально, побуждают разворачивать несложный сюжет, формируют представления, знакомят с различными правилами, обогащают словарь, развивают речь. Например, предлагая побывать в роли людей той или иной профессии, я развиваю интерес и уважение к различным профессиям, формирую представления о жизни и деятельности людей, тем самым происходит ознакомление дошкольников с социумом.

Еще одним средством гармоничного развития личности ребенка является подвижная игра. Проведение подвижных игр решает комплекс педагогических задач. Физическое воспитание: оздоровление ребенка, развитие двигательных умений и навыков, формирование быстроты, ловкости, координации движений. Умственное развитие: умение действовать в соответствии с правилами, развитие памяти, обогащение словаря, развитие речи при заучивании считалок, стихов и т. д. Нравственное воспитание: коллективные действия, подчинение требованиям, формирование честности, дисциплинированности, справедливости, сопереживания. Решение всех перечисленных задач обусловлено спецификой подвижных игр, которая состоит в молниеносной, мгновенной реакции ребенка на сигналы.

В дошкольном возрасте используют два вида подвижных игр: сюжетные и игровые упражнения. Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связаны с сюжетом. Большинство сюжетных игр коллективные, в них ребенок учится согласовывать свои действия с действиями других игроков, не капризничать, действовать организованно, как того требуют правила. Постепенно ребенок начинает придумывать свой игровой сюжет, начинает ставить самостоятельные задачи, придумывает правила, что способствует развитию творческих способностей.

Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижения определенной цели и точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию четкости в выполнении движений, то во время игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения (попадать мячом в цель, пролезать под веревкой и т. п.) .

Каждую игру необходимо четко продумать, учитывая индивидуальные особенности детей. Продуманная методика проведения игр помогает воспитать ребенка здоровым, бодрым, жизнерадостным, способным самостоятельно решать поставленные перед ним задачи. Умелое руководство воспитателя любой игрой и использование разнообразных приемов детской активизации является залогом успеха. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, я воздействую на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. С одной стороны, игровая деятельность носит характер самостоятельной деятельности детей, с другой - присутствие педагогического руководства обеспечивает совместную деятельность. Совместная игра дает возможность обмена знаниями, активного речевого обмена, доставляет радость, проявления положительных эмоций. Именно умелое вмешательство педагога и знание характера каждого малыша помогает поддерживать интерес к действиям друг друга. Игра - это маленькая модель жизни. Здесь ребенок чувствует себя уверенно.

Исходя из особенностей вида игры, задач, которые можно решить с ее помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, я определяю меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае.

Таким образом, игра является одним из самых эффективных педагогических средств. Решение различных образовательных задач обеспечивается путем умелого использования таких факторов, как потребность ребенка в игре и желание играть. Игра, как писал великий психолог Л. С. Выготский, ведет за собой развитие. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли всесторонне и гармонично развитыми, необходимо не только научить детей играть, но и научиться играть вместе с ними, не только будучи педагогами, но и являясь родителями. Нет ничего лучше, чем наблюдать за ребенком в процессе игры, видеть его улыбку, счастливые глаза, неподдельные эмоции.

Литература

1. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. -М. :Мозаика-Синтез, 2012.-80 с.

2. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет. -М. :Мозаика-Синтез, 2012.-144

3. maam.ru

© 2010-2022