- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Авторска программа: «Столовый этикет»
Авторска программа: «Столовый этикет»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Захаркина Л.А. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Тогучинского района «Тогучинский детский сад №1»
Согласовано
Педагогическим советом
МКДОУ Тогучинского района «Тогучинский детский сад №1»
Утверждаю
Заведующий МКДОУ Тогучинского района «Тогучинский детский сад №1»
______________Е.А. Алексеева
Авторска программа:
«Столовый этикет»
Разработала: воспитатель первой категории
Захаркина Людмила Анатольевна
Тогучин
Пояснительная записка
В современном российском обществе происходит переоценка многих положений, в том числе обязательных требований к дошкольному образованию, которые закреплены во вступившим силу ФГОС ДО. Не последнее место среди них занимает этикет. Разработанная мною программа по обучению дошкольников правилам столового этикета содержит в себе беседы, игровые ситуации, практические упражнения, игры, занятия, развлечения, досуги и т.п.
Программа рассчитана на учебный год и состоит из 31 занятия.
Занятие проводится один раз в неделю, в первую или вторую половину дня, по подгруппам 1-12 человек.
Продолжительность занятия:
Младшая группа - 15 минут
Средняя группа- 20 минут
Старшая группа - 25 минут
Подготовительная группа - 30 минут
Педагогический анализ занятий и умений проводится 2 раза в год - сентябрь и май
Цель данной программы: воспитание у детей культуры поведения за столом, в основе которой лежит знание правил столового этикета
Задачи:
-
Формировать навыки культуры поведения в соответствии с правилами
-
Совершенствовать культурно-гигиенические навыки
-
Формировать умения правильного пользования столовыми приборами
-
Совершенствовать умение сервировать стол в соответствии с ситуацией
-
Совершенствовать теоретические знания о том, что, как и чем едят, и соответствующие практичесике знания
-
Развивать такие познавательные процессы как внимание, память, воображение
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей во всех основных образовательных областях:
-
«Познавательное развитие». Формирование целостной картины мира, представление взаимосвязи объектов и явлений. Расширение кругозора, связанного с традициями культуры разных народов. Формирование познавательного отношения. Развитие логического и образного мышления, воображения.
-
«Речевое развитие». Развитие активной речи в различных видах деятельности. Практическое овладение нормами речи (общепринятым нормам вежливого общения). Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
-
«Физическое развитие» Сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование культуры питания; формирование культуры деятельности и общения как основы психического развития; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
-
«Художественно-эстетическое развитие». Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация), формирование навыков аккуратности. Развитие эстетического вкуса (праздничная сервировка стола, составление букетов, складывание салфеток разными способами).
-
«Социально-коммуникативное развитие». Принятие норм поведения в соответствии с гендерной принадлежностью (мальчик отодвигает стул девочке); формирование норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; воспитание доброжелательного отношения. Приобщение к общечеловеческим ценностям и нормам поведения за столом.
Содержание программы:
-
Формирование культурно-гигиенических навыков
-
Основы принятия правильной позы во время еды
-
Сервировка стола
-
Столовые приборы
-
Правила поведения за столом
-
Самостоятельная деятельность детей
-
Проведение досугов и развлечений
МЛАДШАЯ ГРУППА
Сентябрь-октябрь
1-2 недели сентября - мониторинг
3-4 недели сентября, 1-4 недели октября - цикл занятий о культурно-гигиенических навыках
Цель: формировать у детей к\г навыки, учить правильно умываться, пользоваться личным полотенцем.
-
«Научи Хрюшу умываться»
-
«Чистые ладошки»
-
«Руки моем перед едой»
-
«Идём умываться»
-
«Полотенце пушистое»
-
«Мыло земляничное»
Ноябрь
1-ая неделя
Чтение детям потешки «Водичка-водичка».
Цель: вызвать у детей радость от слушания потешки, желание послушать еще раз и участвовать в рассказывании,формировать способность к обобщению.
2-ая неделя
Рисование коллективное «Капитошка» (пальчиками)
Цель: наносить пальцем ритмичные мазки под словесное сопровождение, познакомить детей с синим цветом. Воспитывать интерес к художественной деятельности.
3-я неделя
Практическое упражнение «Надо, надо умываться»
Цель: формировать у детей к\г навыки, учить правильно умываться. Воспитывать у детей опрятность, осознанное отношение к своему внешнему виду
4-ая неделя
Кукольный театр «Маша умывается»
Цель: формировать интерес к разным видам театра, закреплять к\г навыки
Декабрь:
Цель: формировать умение сохранять правильную осанку во время еды.
1-ая неделя
Игровая ситуация «Садимся за стол»
2-ая неделя
«Мишка - лежебока»
3-я неделя
Просматривание диска «Этикет для малышей»
4-ая неделя
Презентация «Как правильно сидеть за столом»
Январь
2-3 недели
Цикл бесед: «Что, чем и как едят»
Цель: учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, запеканка, каша и др.)
4-я неделя
Игра-ситуация «Куклы обедают»
Цель: учить детей как правильно сидеть за столом и как правильно держать ложку
Февраль
1-ая неделя
Занятие «Напоим кукол чаем».
Цель: познакомить детей с чайной посудой
2-ая неделя
Игровая ситуация «К Мишке в гости»
Цель: познакомить детей со столовой посудой
3-я неделя
Чтение стихотворения С. Капутикяна «Маша обедает»
Цель: познакомить со стихотворением С. Капутикяна, договаривать небольшие фразы, встречающиеся в стихотворении
4-ая неделя
Занятие «Научим Почемучку мыть посуду»
Цель: закреплять знания детей о гигиене и соответствующих навыках(правильная последовательность операций)
Март
1-ая неделя
Занятие «Здравствуйте, я- вилка!».
Цель: познакомить детей с новым столовым прибором- вилкой, рассказать о правильном использовании данного прибора и научить как ее держать в руках. Учить безопасным приемам пользования.
2-ая неделя
Игровая ситуация «Я обедаю»
Цель: приучать детей пользоваться ложкой, вилкой, бумажной салфеткой
3-я неделя
Аппликация «Чашка для Мальвины»
Цель: наклеивать готовые формы
4-ая неделя
Кукольный театр «Котята-поварята»
Цель: формировать интерес у детей к разным видам театра; закреплять правила поведения за столом
Апрель
1-ая неделя
Д\игра «Куда что положить»
Цель: совершенствовать у детей способность к обобщению; группировать знакомы предметы по общему признаку (столовая и чайная посуда)
2-ая неделя
Театр на фланелеграфе «Девочка чумазая» А.Барто
Цель: формировать у детей к\г навыки, учить правильно умываться, заботиться о своем здоровье
3-я неделя
Лепка «Украшение тарелочки»
Цель: формирование навыков работы с пластилином, умение различать цвета, укладывать их по форме
4-ая неделя
Занятие «Научим Чебурашку правильно и красиво сервировать стол»
Цель: учить правильно и красиво сервировать стол; воспитывать бережное отношение к предметам
Май
1-ая неделя
Игра-ситуация «Сервируем стол»
Цель: побуждать детей расставлять на столе посуду, перед этим вымыть руки, использовать предметы-заместители
2-ая неделя
Занятие «Обед для кукол»
Цель: дать детям представление о сюжетно-ролевой игре, относиться к кукле как к живому существу, вовлекать в ролевое взаимодействие. Развивать речь, мышление.
3-4 недели
Мониторинг
Дети должны знать:
-
чайные принадлежности;
-
разновидности посуды (чайная, столовая);
-
как сервируют стол
Дети должны уметь:
-
пользоваться столовой и чайной ложкой, бумажной салфеткой;
-
есть вилкой;
-
пережевывать пищу с закрытым ртом;
-
самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры;
-
сохранять правильную позу во время еды
Дети должны иметь представление:
-
о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни;
-
о дежурстве по столовой;
-
о красоте правильно сервированного стола;
-
о профессии повара
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Сентябрь
1-2 неделя - мониторинг
3-я неделя
Практическое упражнение «В гостях у Мойдодыра»
Цель: продолжать учить детей правильно умываться, пользовться индивидуальным полотенцем. Формировать у детей понимания значения и необходимости гигиенических процедур, воспитывать инетерс к здоровому образу жизни.
4-ая неделя
Беседа «Дежурство по столовой»
Цель: познакомить детей с обязанностью дежурного по столовой. Формировать у детей умение выполнять обязанности дежурных. Учить правильно сервировать стол; воспитывать трудолюбие, ответственное отношение к поручению.
Октябрь
1-ая неделя
Д\игра «Из чего сделана посуда»
Цель: формировать умение детей понимать суть игровой задачи. Развивать представление о разных видах посуды (чайной, столовой, кухонной). Активизировать в речи названия предметов посуды, называть и характеризовать материалы, из которых они сделаны.
3-я неделя
Занятие «Мы дежурные»
Цель: формировать умение детей помогать взрослым накрывать на стол; выполнять обязанности дежурного (раздавать ложки, ставить хлебницы, салфетницы). Воспитывать аккуратность, ответственность.
4-ая неделя
С\р игра «Семья», сюжет «Готовим обед»
Цель: помочь детям в освоении новых игровых действий, учить брать на себя роль, поддерживать диалог. Развивать интерес к игре, формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Ноябрь
1-4 недели
Цикл бесед: «Что, чем и как едят»
Цель: знакомить детей с тем, что, как и чем едят. Совершенствовать умения пользоваться бумажной салфеткой.
-
«Как есть ягоды и фрукты из компота»
-
«Накроем стол к чаю с конфетами, вареньем и печеньем»
-
«Как есть вареное яйцо, омлет». Делаем бутерброд «Мухомор»
-
«Учим котенка Гав есть сосиски»
Декабрь
1-ая неделя
Опыт с ложками (пластмассовые, деревянные, железные)
Цель: обогащение представлений детей о разных материалах, из которых изготовлены ложки. Активизировать словарь детей.
2-ая неделя
Аппликация «Чашка с чаем»
Цель: формировать умение вырезать круглые формы из квадрата и красиво располагать узор из кругов на предмете. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Поощрять проявление активности и творчества.
3-я неделя
Игровая ситуация «Аккуратный малыш»
Цель: формировать к\г навыки, следить за своей осанкой во время приема пищи. Формировать основы культуры поведения за столом.
Чтение Г.Шалаевой «Правила поведения за столом».
Цель: внимательно слушать новое стихотворение, помочь понять содержание стихотворения, используя разные приемы-мягкие игрушки.
4-ая неделя
Дежурство по столовой: сервировка стола к завтраку
Цель: приучать детей следить за своим внешним видом, познакомить с понятием спецодежда, обсудить назначение формы дежурного. Правильно формировать стол к завтраку. Воспитывать ответственность за свою работу.
Январь
2-ая неделя
Беседа «Руки мой перед едой»
Цель: формировать у детей к\г навыки, обсудить с детьми, почему перед едой необходимо мыть руки, какие опасности подстерегают человека, который не моет руки перед едой. Придумать вместе с детьми различные способы формирования данной полезной привычки.
3-я неделя
Занятие «Знакомство с ножом»
Цель: познакомить со столовым ножом, учить безопасным приемам пользования, научить делать бутерброд с маслом; воспитывать самостоятельность.
4-ая неделя
Лепка «Посуда для кукол»
Цель: закреплять умения лепить посуду. Отработать приемы лепки. Воспитывать аккуратность. Продолжать развивать навыки коллективной работы.
Февраль
1-ая неделя
Занятие «Федора Егоровна ждет гостей»
Цель: закрепить умение узнавать и называть предметы посуды, закрепить навыки этикета за столом и к\г навыки; умение правильно сервировать стол.
2-ая неделя
Практическое упражнение «Послушныелокоточки»
Цель: формировать у детей навыки культурного поведения за столом, сохранять правильную осанку, обсудить с детьми смысл и важность этих правил.
3-я неделя
Игровая ситуация «Чаепитие у Маши»
Цель: расширять знания детей о сервировке стола для чая и столовых приборов (десертная ложка, пирожковая тарелка, нож).
4-ая неделя
Практическое упражнение «Учимся пользоваться ножом»
Цель: формировать у детей к\г навыки, учить правильно пользоваться ножом, при необходимости отрезать кусочки пищи, брать их вилкой, хорошо пережевывать.
Март
1-ая неделя
Д\игра «Посуда»
Цель: формировать умение понимать суть задания, распределять предметы на карточках, объединяемые понятием «посуда» по классам (чайная, столовая, кухонная). Активизировать в речи и уточнить названия отдельных предметов посуды.
2-ая неделя
Игровая ситуация «В гостях у Вареньки»
Цель: учить детей правильно вести себя в гостях, познакомить с правилами культурного поведения за столом. Рассмотреть модели поведения за столом в различных ситуациях.
3-я неделя
Практическое упражнение «Накрываем стол к обеду»
Цель: формировать умение детей правильно раскладывать ножи (рядом с ложкой); проверять правильность сервировки стола. Стимулировать у детей желание отвественно выполнять обязанности дежурного, воспитывать трудолюбие.
4-ая неделя
Театрализованная игра «Два зайчонка»
Цель: формировать у детей умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для передачи образа различные выразительные средства
Апрель
1-ая неделя
Д\игра «Раздели на группы»
Цель: формировать умения детей объединять предметы в группы (кухонная, столовая, чайная). Активизировать в речи и уточнить названия предметов посуды, систематизировать представления о ее назначении.
2-ая неделя
Занятие «Моя помощница - салфетка»
Цель: обсудить с детьми для чего нужны салфетницы, салфетки. Почему салфетки непременный атрибут сервировки стола.
3-я неделя
Сюжетно-ролевая игра «Семья», сюжет «Приготовление обеда»
Цель: создавать игровые ситуации с игрушками, разворачивать сюжет, строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками. Формировать умения выполнять игровые действия в соответствии с выбранной ролью, применять в игре свой социальный опыт.
4-ая неделя
Практическое упражнение «Послушный нож»
Цель: формировать у детей к\г навыки, учить правильно держать нож (указательный палец лежит на верхней поверхности начала ручки ножа), пользоваться им. Формировать осознанное отношение к соблюдению правил этикета.
Май
1-ая неделя
Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе»
Цель: формировать у детей умение персказывать и рассказывать наизусть понравившиеся отрывки из стихотворения, высказывать свое мнение о поступках героев, произошедших с ними событиях, с опорой на вопросы воспитателя.
2-ая неделя
Театрализованная игра по сказке К. Чуковского «Мойдодыр»
Цель: побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения, предоставлять возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа. Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
3-4 неделя
Мониторинг
Дети должны знать:
-
обязанности дежурного по столовой;
-
аккуратно и правильно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубоки тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы;
-
как есть при помощи ножа и вилки;
-
приемы складывания тканевой салфетки
Дети должны уметь:
-
сервировать стол к чаю и обеду;
-
аккуратно принимать пищу;
-
брать пищи понемногу;
-
хорошо пережевывать пищу;
-
есть бесшумно;
-
правильно пользоваться столовыми приборами;
-
поласкать рот после еды;
-
пользовать тканевой салфеткой
Дети должны иметь представление:
-
о некоторых составляющих здорового образа жизни: правильное питание, соблюдение привил гигиены;
-
об эстетическом украшении стола (вазочки с цветами, разные виды салфеток);
-
о способах общения за столом (подайте, пожалуйста, спасибо, будьте добры)
-
о том, что, как и чем едят
СТАРШАЯ ГРУППА
Сентябрь
1-2 неделя
Мониторинг
3-я неделя
Игровая ситуация «Столик накройся»
Цель: продолжать знакомить детей с предметами столовой, чайной, кухонной посуды; закрепить обобщающее понятие «посуда». Классифицировать предметы по характерным признакам, функциональному значению. Расширять представления о материале, из которого изготовлена посуда, об особенностях ее внешнего вида. Обогащать словарь детей, развивать связную речь.
4-я неделя
Практическое упражнение «Когда я ем»
Цель: формировать у детей к\г навыки, способствовать автоматизации выполнения детьми правил поведения за столом и после обеда (есть бесшумно, но правильно пользоваться приборами, выходя из-за стола, аккуратно отодвигать стул, благодарить взрослых, поласкать рот после еды).
Октябрь
1-ая неделя
Занятие «Самые аккуратные»
Цель: продолжать формировать у детей к\г навыки, учить своевременно и самостоятельно применять освоенные навыки личной гигиены, способствовать повышению качества выполнения гигиенических процедур.
2-ая неделя
Беседа «Какая посуда нам нужна»?
Игровая ситуация «Поможем кукле встречать гостей»
Цель: закреплять умение детей различать предметы посуды по назначению. Уточнить название и назначение посуды. Упражнять детей в умении составлять небольшой рассказ.
3-я неделя
Лепка «Кружка»
Цель: формировать умение детей создавать сосуд путем соединения лентообразной формы и диска;сопоставлять формы по пропорциям, прочно соединять детали. Сглаживать поверхность изделия пальцами. Украшать стенки кружки узором. Воспитывать бережное отношение к посуде.
4-ая неделя
Сюжетно-ролевая игра «Семья», сюжет «Дети помогают готовить обед»
Цель: выступая в роли участника игры, стимулировать детей к применению освоенных ими знаний и практических умений. Формировать умения усложнять игру путем расширения состава ролей, ролевых действий, увеличения количества объединенных сюжетных линий. Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями.
Ноябрь
1-ая неделя
Игра - занятие «Да здравствует мыло душистое»; чтение стихотворения Г. Новицкого «Что было бы?»; д\игра «если бы»; познавательный рассказ «Когда не было мыла»; практическое упражнение «Праздник воды»
Цель: познакомить со стихотворением, предложить представить, что было бы, если бы не было мыла. Учить строить фразу по образцу, передавать в речи свои рассуждения. Рассказать о том, чем пользовались люди, когда не было мыла. Продолжать учить детей пользоваться предметами личной гигиены в д\саду, проявлять самостоятельность, бережное отношение к ним.
2-ая неделя
«Сервировка стола к чаю»
Цель: формировать представление детей о назначении различной посуды, познакомить с понятием чайная пара. Обсудить назначение салфеток, учить раскладывать салфетки в салфетницы аккуратно, чтобы их легко было доставать. Воспитывать культуру труда, учить бережно относиться к посуде.
3-я неделя
Рассматривание картины Б. Кустодиева «Купчиха за чаем»
Цель: способствовать формированию интереса детей к произведениям изобразительного искусства. Продолжить знакомить детей с работами известных художников. Предложить детям рассмотреть и назвать предметы утвари, которые окружали людей в то время. Обратить внимание детей на передачу в изображении не только основных предметов (форма, величина, цвет), но и характерных деталей предметов, на различие в характерах, одежде, позе разных сословий.
4-ая неделя
Рассказывание и инсценирование сказки С.Козловой «Как ежик и медвежонок пили чай»
Цель: совершенствовать умения детей выразительно проговаривать реплики персонажей, передавать при помощи движений, мимики их характер, эмоции, настроение. Предложить детям исполнить разные роли, учить передавать образы героев сказок.
Декабрь
1-ая неделя
Экскурсия в кондитерский магазин
Цель: предложить детям назвать знакомые им кондитерские изделия; учить задавать вопросы о названии и свойствах незнакомых изделий. Помочь детям составить рассказ о том, что покупают или пекут к чаю в каждом доме, что любят сами дети. Обогащать игровой и творческий опыт детей.
2-ая неделя
Выполнение поделок из папье-маше «Чайная посуда»
Цель: продолжить знакомить детей с данной техникой, учить изготавливать различные предметы чайной посуды. Формировать умение придавать поделке определенную форму, сглаживать поверхность, делать предметы устойчивыми. Способствовать развитию художественного вкуса.
3-ая неделя
Слушание песни «Пых, пых, самовар», муз. М.Садовского, сл.Ю.Горячева
Цель: продолжать знакомить с песенным жанром, способствовать развитию восприятия музыки веселого, шутливого характера. Предложить назвать части песни: вступление, запев, припев. Способствовать развитию качеств личности: гостеприимство, доброта, отзывчивость. Актуализировать знания детей о сервировке стола к чаепитию.
4-ая неделя
Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино», сюжет «За самоваром»
Цель: предложить детям просмотреть фрагмент мультфильма, обратить внимание на поведение героев за чаепитием. Формировать к\г навыки, знакомить с моделями поведения за столом, обогащать словарный запас детей
Январь
2-4 недели
Цикл бесед «Что, как и чем едят»
-
«Едим фрукты» (виноград, бананы)
-
«Как есть рыбу»
-
«Мы давно блинов не ели» (оладьи, блины, пудинги)
Цель: продолжать знакомить детей с тем, что, как и чем едят: только вилкой, вилкой и ножом, ложкой.
Февраль
1-ая неделя
Практическое упражнение «Учимся аккуратно есть хлеб». Чтение стихотворения Н.Тихонова «берегите хлеб».
Цель: совершенствовать умения детей, связанные с работой дежурных, повышать степень самостоятельности, учить объективно оценивать свой труд и работу сверстников. Учить аккуратно отламывать кусочки хлеба, воспитывать бережное отношение к нему.
2-ая неделя
Занятие «Попробуйте витаминные салаты»
Цель: закреплять навыки самостоятельного выполнения трудового процесса; формировать интерес к процессу приготовления пищи; вызывать желание трудиться в коллективе дружно.
3-я неделя
Беседа на тему: «Поведение за столом»
Цель: продолжать знакомить детей с правилами этикета, моделями поведения и речевыми конструкциями вежливого приглашения, благодарности, извинения. Способствовать освоению образцов поведения за столом, обогащению коммуникативного опыта детей.
4-ая неделя
Д\игра «Ослик в гостях у медвежонка»
Цель: формировать умения соотносить названия посуды с названиями продуктов, для которых она предназначена.
Март
1-ая неделя
Составление описательного рассказа о посуде
Цель: формировать умение составлять рассказ по плану, развивать внимание, память. Развивать монологическую речь.
2-ая неделя
Беседа «Поведение за столом»
Цель: совершенствовать навыки общения за столом. Упражнять в использовании речевых формул, выбирать тему для разговора, внимательно слушать говорящего.
3-я неделя
«Здравствуй, Масленица»
Цель: учить детей сервировать стол к празднику. Познакомить с атрибутами Масленицы, предметами кухонной утвари, использовавшейся в ходе праздника. Формировать соответствующие трудовые навыки, знакомить с традициями русского народа, обогащать словарный запас.
4-ая неделя
Приготовление блинов. Пение русской народной песни «Блины», обр. А.Абрамова
Цель: предложить детям обратить внимание на то, какие продукты используют для приготовления теста, какие предметы кухонной утвари; правильно называть действия повара. Обогащать представления о труде повара. Формировать у детей певческие навыки, петь легким звуком, правильно брать дыхание. Поддерживать праздничное настроение.
Апрель
1-ая неделя
«Готовим фруктовый салат»
Цель: продолжать учить детей правильно пользоваться адаптированным ножом для чистки и фигурной нарезки фруктов; формировать компетенции безопасного поведения. Сервировать стол к празднику, украшать его, красиво оформлять готовые блюда.
2-ая неделя
Чтение сказки братьев Гримм «Горшочек каши»
Цель: познакомить детей с произведением, предложить придумать, как могла бы возникнуть подобная ситуация в условиях современного быта.
3-я неделя
Компьютерная презентация «чайная посуда»
Цель: формировать представления о разнообразии чайной посуды, продолжать знакомить с названием и назначением предметов посуды: сахарница, сливочник, менажница, чайная пара, кофейник. Обогащать представления о материалах, из которых изготавливают чайную посуду.
4-ая неделя
Трудовое поручение «Моем посуду»
Цель: расширять опыт трудовых действий, учить детей мыть предметы чайного сервиза. Обогащать игровой опыт детей, воспитывать аккуратность.
Май
1-ая неделя
Конструирование «Праздничная сервировка»
Цель: формировать умение детей в технике оригами выполнять поделки цветов, которые могут быть использованы для праздничной сервировки стола. Развивать эстетические чувства, вкус.
2-ая неделя
Компьютерная презентация «Традиции чаепития у разных народов»
Цель: познакомить детей с традициями чаепития разных народов, с предметами чайной церемонии, их назначением, помещениями, где они проходят. Обогащать социальный и игровой опыт детей, словарный запас.
3-4 неделя
Мониторинг
Дети должны знать:
-
что едят вилкой, а что вилкой и ножом;
-
правила поведения за столом: есть аккуратно, бесшумно и обращаться с просьбой, благодарить;
-
сохранять правильную позу сидения за столом;
-
материал, из которого изготовлена посуда
Дети должны уметь:
-
пользоваться вилкой и ножом;
-
сервировать стол;
-
приводить стол в порядок после еды
Дети должны иметь представление:
-
роли гигиены для здоровья человека;
-
элементарные представления о здоровом образе жизни; о зависимости здоровья от правильного питания;
-
как вести беседу во время еды;
-
о сервировке праздничного стола (подбор скатерти, салфеток, посуды)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Сентябрь
1-2 неделя - мониторинг
3-я неделя
«Такая разная посуда»
Цель: закреплять знания детей о посуде. Называть и различать посуду. Вызывать желание помогать маме (бабушке) на кухне.
4-ая неделя
Практическое упражнение «За столом»
Цель: воспитывать культуру поведения за столом, учить выполнять правила этикета, правильно пользоваться различными столовыми приборами, салфеткой. Побеседовать с детьми о важности соблюдения норм культуры поведения за столом.
Октябрь
1-ая неделя
«Происхождение фарфоровой чашки, тарелки, вилки, ложки, ножа»
Цель: расширять представления о появлении столовых приборов (ложках…) и о материале, из которого изготавливаются столовые приборы, об особенностях внешнего вида.
2-ая неделя
Чтение рассказа С. Баруздина «За обедом»
Цель: упражнять детей правильно понимать нравственный смысл, мотивированно оценивать поступки героев рассказа, углублять представления детей о соответствии названия текста и его содержания.
3-я неделя
«В гостях у повара» (лепка)
Цель: закрепить знания детей о профессии повара, учить создавать поделки отдельных предметов (кастрюли, ложки). Называть орудия труда, которыми пользуется повар. Воспитывать интерес к процессу лепки.
4-ая неделя
Игра-драматизация по украинской народной сказке «Колосок»
Цель: создавать атмосферу творчества и доверия, предложить детям подготовить костюмы, реквизит, поощрять желание попробовать себя в разных ролях. Поощрять импровизацию, формировать умение свободно чувствовать себя в роли. Систематизировать представления детей о том, как выращивают и пекут хлеб.
Ноябрь
1-ая неделя
Беседа «Здоровье ребёнка»
Цель: дать элементарные знания о том, что жизнь и здоровье человека зависят от правильного питания: пища должна быть не только вкусной, но и полезной. Закрепить навыки культурного и безопасного поведения за столом - правильно пользоваться столовыми приборами, есть не торопясь, сохранять правильную осанку во время еды.
2-ая неделя
Игровая эстафета «Официанты»
Цель: учить детей переносить предметы при помощи подноса, подбирать пару к предмету (чашке, блюдцу) по цвету, форме, узору. Совершенствовать выполнение основных движений, развивать ловкость. Учить соблюдать правила эстафеты, воспитывать ответственность за командный результат.
3-я неделя
«Печём пироги из дрожжевого теста»
Цель: формировать умения детей лепить пирожки с начинкой, которую приготовили сами (яйца, зеленый лук). Предложить детям обратить внимание на то, какие продукты используются для приготовления дрожжевого теста.
4-ая неделя
Игра «Магазин посуды». Загадывание загадок о посуде.
Цель: упражнять детей образовывать названия посуды. Развивать мышление, память, внимание.
Декабрь
1-ая неделя
Рассматривание репродукции картины И. Машкова «Натюрморт с самоваром»
Цель: познакомить детей с предметами старинной домашней утвари, учить различать жанр произведения искусств (портрет, натюрморт, пейзаж). Обратить внимание на передачу в картине основных свойств предметов (форма, величина, цвет) и характеристики деталей, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
2-ая неделя
«Самовар»
Цель: познакомить детей с новой посудой - самоваром. Уточнить и расширить представления о посуде, ее назначении, материалах, из которых она сделана. Различать связанную речь, зрительное восприятие, мелкую моторику, координацию речи с движением.
3-я неделя
«В гостях у Хохломы» (рисование)
Цель: расширение представления детей об изделиях народного декоративного прикладного искусства. Составлять декоративную композицию на блюде, вазе, чашках, мисках.
4-ая неделя
Игра - путешествие «В мире посуды»
Цель: уточнить и расширить словарь по теме «Посуда». Совершенствовать грамматический строй речи, воспитывать бережное отношение к посуде. Формировать умение правильно и красиво накрывать стол.
Январь
2-ая неделя
«Фруктовое застолье»
Цель: совершенствовать творческое знание о том, как едят фрукты (лимон, апельсин) и ягоды (арбуз, виноград).
3-ая неделя
Театральная деятельность: театр на фланелеграфе «Лисичка со скалочкой»
Цель: развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым произведениям: использовать для воплощения образа интонацию.
4-я неделя
«Чайный сервиз» (аппликация)
Цель: формировать умения выполнять аппликацию способом обрывания. Доводить свой замысел до конца. Развивать чувство цвета.
Февраль
1-ая неделя
«Посуда»
Цель: актуализировать в речи словарь по теме «Посуда», составлять предложения из 4-5 слов по теме, составлять небольшой рассказ - описание по плану. Развивать память, внимание.
2-ая неделя
«Сервируем стол»
Цель: самостоятельно сервировать стол, подбирать посуду в зависимости от меню, сопоставлять количество приборов с числом присутствующих детей, организовывать работу по самообслуживанию. Воспитывать ответственность, трудолюбие.
3-я неделя
Рассказывание русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой. Кукольный театр по сказке.
Цель: предложить детям рассказать сказку с опорой на иллюстрации, обсудить, что произошло, когда каждый занялся не своим злом. Предложить детям инсценировать сказку при помощи перчаточного кукольного театра, подобрать необходимый реквизит. Поощрять импровизацию.
4-ая неделя
С/р игра «Столовая»
Цель: закрепить культуру поведения за столом, умение сервировать стол. Расширять знания о том, как готовится еда. Воспитывать уважение к труду повара. Закреплять культурные навыки поведения за столом в общественных местах.
Март
1-ая неделя
«Семейный конкурс»
Цель: предложить детям пригласить членов своей семьи к участию в конкурсе «Лучшее изделие из теста». Прививать детям интерес к традициям семьи, способствовать становлению продуктивных детско-родительских отношений.
2-ая неделя
С/р игра «Семья»: сюжет «Принимаем гостей»
Цель: выступая в качестве участника игры, стимулировать использование детьми навыков поведения в различных ситуациях, коммуникативных моделей, включение в игру разученных песен, потешек, поговорок. Творчески развивать сюжет игры, использовать различные атрибуты. Развивать в детях такое личностное качество как гостеприимство.
3-я неделя
Инсценирование отрывка К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Цель: подбирать костюмы, маски, реквизит в соответствии с выбранной ролью. Учить выразительно передавать реплики и действия персонажей. Развивать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей.
4-ая неделя
«Угощения к чаю» (Лепка из солёного теста)
Цель: формировать умения детей коллективно выполнять работу, распределять задачи, лепить из теста фигурки (конфеты, баранки, пироги, кексы, пирожные). Развивать воображение, воспитывать ответственность за общее дело.
Апрель
«Цикл этических бесед»
Цель: формирование представлений, обогащающих знания и закрепить у детей старшего возраста навыков столового этикета.
1-ая неделя
«Правильно ли поступил Незнайка?» (поведение за столом)
2-ая неделя
«Мальвина приходит на помощь» (как правильно и красиво накрыть стол)
3-я неделя
«Проделки обезьянки Манки» (особенности чайного этикета)
4-ая неделя
«Её острейшее величество» (история вилки)
Май
1-ая неделя
Развлечение «В гостях у бабушки Федоры»
Цель: систематизировать представления о посуде и уходе за ней, развивать моторику, творческое воображение, бережное отношение к посуде, расширять словарный запас, воспитывать культуру поведения за столом.
2-я неделя
Посещение кафе «Минутка»
Цель: обратить внимание детей на сервировку стола. Закрепить правила культурного поведения за столом, что, чем и как едят в общественных местах.
3-4 неделя
Мониторинг
Дети должны знать:
-
разнообразные варианты сервировки стола;
-
какими приборами надо пользоваться во время еды;
-
что, чем и как едят;
-
историю появления предметов посуды (вилка, тарелка, нож, ложка);
-
навыки культуры поведения за столом
Дети должны уметь:
-
пользоваться столовыми приборами;
-
складывать тканевую салфетку разнообразными способами;
-
сохранять правильную осанку во время еды;
-
выполнять обязанности дежурного по столовой: полностью сервировать стол, вытирать его после еды, подметать пол
Дети должны иметь представление:
-
о рациональном питании (объем пищи, разнообразие в питании);
-
о сфере человеческой деятельности (сфера услуг - кафе, ресторан, столовая), их значимости для жизни ребенка и его семьи;
-
профессиях (повар, официант, директор, грузчик, кладовщик)
Список литературы:
-
Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников [Текст]/ И. Н. Курочкина. - Москва: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
-
Курочкина И. Н. О культуре поведения и этикете [Текст] / Курочкина И. Н. // Дошкольное воспитание.-2003.-№10
-
Академия Вежливых Наук профессора Бонуса[Текст]/Составители Н.Б.Хаткина, Хаткина М.А. - Д.: Сталкер, 1997
-
Курочкина И. Н. Дошкольнику о хороших манерах и этикете [Текст] / И. Н.Курочкина. - Москва: Просвещение, 2007
-
Зимина М.С. Азбука этикета[Текст] / М.С.Зимина. - Москва. 1998
-
Баринова Е.В. Уроки вежливости и доброты [Текст] / Е.В.Баринова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014
-
Шорыгина Т.А. Беседы об этикете с детьми 5-8 лет [Текст] / Т.А.Шорыгина. - Москва. 2011
-
Шорыгина Т.А. Этикет для малышей [Текст] / Т.А.Шорыгина. - Москва: Прометей, 2003
-
Алямовская В.Г. Беседы о поведении ребенка за столом [Текст] / В.Г. Алямовская, И.Н. Курочкина, Л.В. Куцакова и др.-Москва.2011
-
Конкевич С.В. Социально-нравственное воспитание дошкольников в формирование представлений об этикете [Текст]/ С.В. Конкевич. - Москва. 2011
-
Шалаева Г.П. Правила поведения для воспитанных детей [Текст] / Г.П. Шалаева, О.М. Журавлева, О.Г.Сазонова./ Филологическое общество. -Москва: Эксмо, 2006
-
Соколова Е.В. Этикет для малышей [Текст] / Е.В. Соколова, Н.Н. Нянковская. - Ярославль: Академия развития, 2009
-
Шалаева Г.П. Правила поведения и этикет за столом [Текст] / Г.П. Шалаева/ Филологическое общество. -Москва: Эксмо, 2010
-
Дмитриева В.Г. Азбука этикета [Текст] / В.Г.Дмитриева. - Москва: Астрель, 2009
-
Белокурова Г.В. Этикет в процессе овладения дошкольниками социальной ролью [Текст] / Г.В. Белокурова // Дошкольное воспитание.-2007.-№11
-
Зайцев К.Г. Уроки Мойдодыра [Текст] / К.Г. Зайцев. - Санкт-Петербург. 1998
-
Мулько И.Т Этикет для детей 5-7 лет [Текст]: методическое пособие/ И.Т Мулько. - Москва. 2009
-
Николаева С.О. Занятие по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками [Текст] / С.О.Николаева. - Москва: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
-
Смолянинский О.В. Веселые уроки детского этикета [Электронный ресурс] / О.В.Смолянинский. - Электронные данные. - Москва. 2014. - 1 эл.опт.диск (CD-ROM).