Образовательная деятельность по приобщению детей старшего возраста к истокам русской народной культуры. Тема: Светлая Пасха

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 8 «Теремок»
с приоритетным осуществлением

художественно - эстетического развития


Образовательная деятельность

по приобщению детей к истокам русского народного творчества

в старшей группе «Цветик - семицветик»

«Светлая Пасха»

Образовательная деятельность по приобщению детей старшего возраста к истокам русской народной культуры. Тема: Светлая Пасха




Разработала:

Воспитатель -

Ларина Людмила Ивановна

Образовательная деятельность по приобщению детей старшего возраста к истокам русской народной культуры. Тема: Светлая Пасха




Г.Шарыпово, п. Дубинино

2014 - 2015 учебный год.

ЦЕЛЬ: приобщение детей старшей группы к истокам русского народного творчества.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

обогатить знания детей о весенних праздниках Руси, конкретизировать представления о главном христианском празднике Пасхе.

  • активизировать словарь детей новыми словами: «Пасха», «писанки», «кулич» .

  • осуществлять эстетическое - нравственное воспитание разными видами художественно - творческой деятельности: музыка, рисование, художественная литература;

  • учить рисовать на объемной форме;

  • закрепить представления о весенних явлениях природы в месяце марте и апреле;

Развивающие:

  • развивать интерес к народному искусству;

  • развивать изобразительные навыки, воображение и творческую активность;

  • развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные:

Зажечь искорку любви и интереса к жизни, истории и культуре России;

  • воспитывать любовь к истории своего народа;

  • воспитывать способность сопереживать героям;

Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, художественное творчество, художественная литература, социализация, музыка.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • карты - помощницы;

  • выставка яиц - писанок;

  • формы для декоративной росписи (яйца);

  • палитра с различными красками, по количеству детей, кисти банки с водой, салфетки по количеству детей.

  • птица за окном с весточкой;

  • корзина для яиц;

  • костюмы Деда, Бабки, Курочки, барашек.

  • печь, лавки, стол, на столе различная утварь.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • рассматривание «писанок»;

  • знакомство с краткой историей праздника Пасхи;

  • рассматривание иллюстраций по теме;

  • чтение отрывков из книги «Закон Божий для самых маленьких», «Библия для детей»;

  • разучивание стихов о Пасхе, весенних хороводов;

  • разучивание русских народных игр;

  • разучивание русских народных пословиц и поговорок, сказок и т.д.;

  • художественно - творческая деятельность детей;

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе»

  • Т. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»

  • Н. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»

  • «Мой родной дом» Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников под общей редакцией Т. Оверчук.

  • О. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников»

  • Дошкольная педагогика/ неделя народной игры и игрушки в детском саду. О.Полищук

  • «Внедрение музейной педагогики в ДОУ»

  • «Закон божий для самых маленьких».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущая

Если снег повсюду тает,

День становиться длинней,

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла….. (ответы детей)

Ведущая: Ребята, давайте вспомним, как называется первый месяц весны? (Слайд с изображением проталин и капели)

Ведущая: Ребята, а кто вспомнит, как раньше называли март? (протальник, капельник).

(Слайд с изображением проталин с появившейся травкой и ярким солнцем.)

Ведущая: А какой месяц должен землю разбудить и обогреть (апрель)

(Слайд с изображением ветки с набухшими почками и рекой с льдинами)

Ведущая: А кто знает, как апрель называли в старину? (водогон, березняк)

Ведущая: Ребята, а что еще в народе говорили про апрель. (Апрельские ручьи землю будят. В апреле лес звенит от птичьих хоров. Апрель - первоцвет, месяц говорливой воды, хранитель вешнего шума)

(Слайд с изображением первых цветов подснежников).

Ведущая: Ребята, а какие цветы расцветают весной первыми? (подснежники)

Ведущая Молодцы, много знаете, а знаете ли вы, какие птицы первыми приносят нам весточку о весне? (грачи, жаворонки, скворцы).


В окно с улицы стучится птица, она принесла весточку, воспитатель открывает окно, забирает весточку и читает ее.

Ведущая: Ребята, нас с вами приглашает хозяйка русской избы на один из праздников весны, какой не сказано. Давайте вспомним, какие же праздники отмечают на Руси весной: благовещенье, Вербное воскресенье.

Ведущая:

Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних
Из полуденных краев.

Звонко капают капели возле нашего окна.

Птицы весело запели: «Пасха в гости к нам пришла!»

«Пасха» музыкальная открытка.

Ведущая: Слово «Пасха» означает переход от смерти к жизни, от Земли к Небу.

Когда-то очень давно злые люди предали Христа, убили его. Но он победил смерть, воскрес. Поэтому Пасху ещё называют Воскресением Христовым.

В Великий праздник Воскресенье

Воистину пришло спасение,

Чтоб на земле царили вновь

Надежда, Вера и Любовь!

Хозяйка:

В эту светлую седмицу

Вас сюда, в свою светлицу,

Рада пригласить, друзья!

Будем мы - одна семья -

Пасху светлую встречать.

Что это за праздник Пасха, ребята?

Кто его праздновал и празднует?

Что является символом Пасхи?

Яйцо - символ возрождения природы, бесконечности жизни, воспевания солнца как источника жизни на земле. На Пасху яичками можно обмениваться, чтобы только добро и свет приставали к душам нашим.

В Пасху и пасхальную неделю во всех церквях звонили колокола, и называлась эта неделя «Звонница». Над городами и деревнями стоял весёлый радостный перезвон…..(слушание аудиозаписи «Пасхальные звоны»).

Ведущая: Раньше, в старину, у крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И многие старались подкараулить это мгновение. Ранним утром, в первый день Пасхи, люди выходили смотреть на «игру солнца», чтобы на этом основать свои предсказания будущего урожая. На Пасху небо ясное и солнце «играет» - к хорошему урожаю и красному лету.

На Святой дождь - добрая рожь.

Хоровод: «К нам весна пришла» (дети садятся на скамейки)

Бабушка: Здравствуйте, честной народ!

А нас веселье не берет!

Хозяйка: Что же так вас огорчило?

Иль у вас беда случилась?

Бабушка: (причитает):

Пропала курочка моя?

Конопаточка моя?

Как же ее отыскать?

Как Пасху без нее встречать?

Кто яички нам снесет,

Чтобы угостить народ?

Дед: Тише, бабка, успокойся!

Рано горе горевать!

Посмотри, ребят здесь сколько-

На помощь нужно их позвать!

Хозяйка: Расскажите, почему курочка пропала?

Может курочка в беду, дедушка, попала?

Дед: Ой, не знаю я!

По тропинке в лес ушла,

Вот такие-то дела!

Больше милую Хохлатку

Не видали мы, Ребятки!

Хозяйка: Не плачьте, бабушка!

Не кручинься, дедушка!

С детками мы в лес пойдем,

Вашу курочку найдем!

А вы чай разогревайте,

С куличами нас встречайте! (Дед и бабка садятся.)

Хозяйка Что ж, ребята!

В путь пойдем,

Дедушке и бабушке

Курочку вернем!

Танец - хоровод: «Мы на луг ходили»:


Хозяйка: Здравствуйте, барашки луговые!

Здравствуйте, ребята озорные!

Нам сказали, что курочка у вас отдыхает

И друзей своих поджидает.

1 барашек: Курочка у нас на лужочке.

Там она сидит на пенечке!

2 барашек: Вы ее к себе позовите

И ее беде помогите!

Дети зовут курочку к себе. Курочка выходит на середину.

Курочка: Здравствуйте, веселые ребятки!

Помогите Курочке -хохлатке!

Хозяйка: Почему же ты от бабушки ушла?

Ведь сегодня в гости Пасха к нам пришла!

Курочка: У меня беда случилась!

Расписное - то яичко, которое я снесла -

Разбилось!

Кто поможет мне яички расписать,

Чтобы бабушке и дедушке отдать?

Хозяйка: Курочка - хохлатка, не переживай!

Мы беде твоей поможем -

Разрисуем мы яички, мы сможем!

Отнесешь ты их бабушке, деду

И поспеешь как раз к обеду!

Курочка: Ох! А где же яички мои (заглядывает в корзину)

Помогите мне их найти

Только вижу корзину одну (в корзине схемы - подсказки)

Проводится игра «Найди яички» (дети находят корзину с яйцами)

Продуктивная деятельность: роспись яиц - писанок.

Курочка раздает детям по яичку и они фломастерами расписывают их разными узорами. Расписанные яички складывают курочке в корзинку.

Курочка: Вот, спасибо! Выручили, ребятки!

Помогли вы Курочке-хохлатке!

Бабка: Здравствуйте, наши дорогие!

А мы уж вас заждались!

И Курочка с вами - вот радость - то!

Знать и Пасху вместе встретим!

Курочка: А ты посмотри, бабушка, как красиво ребята расписали яички к празднику!

Дед: Ай, да детки! Ай, да молодцы! Не яички - просто чудо!

Бабка: Вот, спасибо от души! Все яички хороши!

В этот долгожданный час

Поиграем мы сейчас!

Ведущая: С Пасхи на Руси начинались весёлые развлечения: и стар и млад, катался на каруселях, играли в народные игры, водили хороводы, пели песни.

Ведущая проводит игры с яичками:

  1. «У кого дольше всех крутится яичко».

  2. «Найди себе пару». (Нужно найти яичко раскрашенное таким же цветом)

Бабка: Наигрались от души!

Все ребята хороши!

Дед: Все мы Пасху здесь встречаем

И гостей мы забавляем!

Баба: Говорим: «Спасибо!» вам.

Очень рады мы гостям!

Дед: Спасибо, что курочку нашу нашли

И снова домой ее привели!

Курочка: А яички пасхальные вы с собой возьмите!

Чтобы в доме вашем был достаток и счастье!

Спасибо, детушки!

Хозяйка: Ой, ребята! Чуть не забыли!

Хозяйка и бабка выносят куличи.

Хозяйка: Как для вас, мои друзья,

Наварила, напекла!

С Пасхой всех я поздравляю,

Куличем вас угощаю!

Яйцами обменяйтесь

И душою очищайтесь!

Дед и Бабка: Хозяйку потешьте,

Куличей поешьте!

Дети говорят спасибо.

Хозяйка: Вот и праздник наш веселый

Нам заканчивать пора!

Мы встречаем праздник Пасхи -

Праздник света и тепла!

Счастье будет пусть горой,

Урожая воз большой,

На столе всегда пирог!

Легких всем путей, дорог!

Ведущая: (звучит музыка)

Верьте, верьте в чудеса! Образовательная деятельность по приобщению детей старшего возраста к истокам русской народной культуры. Тема: Светлая Пасха

Ведь без этого нельзя,

Мир стоит не на китах-

На любви и чудесах!

Пасха - праздник Воскресенья,

Обновленья, возрожденья,

Чистоты, любви и света,

Берегите в себе это!

С праздником!

Со светлым днем!


© 2010-2022