- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста
Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бебякова О.В. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
О.В.Бебякова,
воспитатель,
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Голубок», г. Коряжма
Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказывать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе в хождение в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор темы: «Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста».
Цель: помочь детям войти в социальный мир, способствовать формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста.
Данная цель определила постановку следующих задач:
-
развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
-
создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения - уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
-
формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
-
воспитание положительного отношения ребенка к окружающим людям - уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
-
приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнерами по деятельности мнений и действий;
-
развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
-
создание коммуникативной компетентности ребенка - распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
-
формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договориться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.
Для реализации намеченных задач мною был составлен план работы.
Работа по данной теме строилась в 3 этапа:
-
Констатирующий:
Сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников
-
Формирующий:
Перспективное планирование работы с детьми по использованию коммуникативных игр на развитие социальной уверенности.
Система работы с детьми по личностному развитию.
-
Итоговый:
Определение динамики развития у детей необходимых социальных навыков.
Компоненты
Название игр
Эмоциональный
(чувства)
-
Отражение чувств
-
Моё настроение
-
Передача чувств
-
Цвета эмоции
-
Эмоции героев
Когнитивный
(познание другого человека)
-
Опиши друга
-
Собери пиктограмму
-
Рисование
-
День помощника
Поведенческий
(способность к сотрудничеству, совместная деятельность)
-
Зеркало
-
Двойной сигнал
-
Подарок другу
-
Пойми меня
Таблица 1. Структура коммуникативной компетентности
Коммуникативные игры делятся на следующие группы:
Игры успокаивающие
Для развития произвольности поведения (для гиперактивных детей)
Игры на доверия
Коммуникативные
игры
Игры знакомства детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие эмпатии
Игры на развитие внимания
Игры для отреагирования агрессивности, снятия напряжения
Коммуникативные игры в работе с детьми использовала на протяжении всего дня, как в свободное время, так и включала в непосредственно образовательную деятельность.
В целях обеспечения социального партнерства ДОУ и семьи уделяла большое внимание работе с родителями. Были поставлены следующие задачи:
-
Повышение родительской компетентности в воспитании у детей социальной уверенности.
-
Освоение родителями основ личностно-ориентированной педагогики и психологии общения с детьми.
-
Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований дошкольного учреждения и семьи в вопросах социально-личностного развития детей дошкольного возраста.
В работе с родителями я использовала как традиционные формы работы, так и нетрадиционные.
День открытых дверей
коммуникативные игры
Родительское собрание
игра-практикум «Коммуникативные игры»
Анкетирование
«Особенности общения ребенка в семье»
Развлечение совместно с родителями
-Знакомые незнакомцы
-Цветные клоуны
-Путешествие в сказочную страну
Консультации для родителей
-Почему ребёнку трудно со сверстниками
-Как преодолеть застенчивость
-Положительный настрой
-Как научить общаться
Наглядные виды работ
Выставка детских работ на темы:
- Моя семья
- Портрет мамы, друга
- подарок к празднику мам, пап.
Таблица 2. Формы и основные направления работы с родителями
На основании полученных данных диагностики можно судить о положительной динамике развития межличностных отношений у старших дошкольников: дети стали доброжелательнее, отзывчивее, общительнее.
Подтверждением эффективности работы по теме служат следующие показатели:
Сентябрь 2010 г. - обследовано 21 ребенок: средний уровень 53 %, низкий уровень 47%.
Сентябрь 2012 г. - обследовано 21 ребенок: средний уровень 62%, высокий уровень 38%.
Моя задача и в будущем продолжать работу по развитию социально-личностной уверенности у детей, помочь родителям в осознании значимости обеспечения системы психологических условий позитивно-личностного развития ребёнка.