Методическая разработка индивидуальной организованной деятельности с ребенком со сложной структурой дефекта

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка индивидуальной работы воспитателя

с дошкольниками со сложной структурой дефекта.

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 365» г.Н.Новгород

Смирнова Г.И.

Диана.Н. - ДЦП, диплегическая форма, органическое поражение ЦНС, тяжёлая степень интеллектуальной недостаточности. Низкий уровень развития импрессивной и экспрессивной речи. Уровень понимания речи - переходный от 0 к ситуативной (это относится и к русской и к армянской речи)

Задачи

Методы и приёмы

Инструкции воспитателя

Уровни помощи

Предполагаемая деятельность ребёнка

Умывание

1. Учить выполнять поэтапную инструкцию воспитателя на наглядной основе.

2.Развивать восприятие предмета и его изображения.

3.Закреплять последовательность процесса умывания.

4. Учить повторять слова за воспитателем, использовать жесты.

Календарь - картинки с предметами для умывания и ориентирами

(мишка на полотенцедержателе)

Показ воспитателя.

Указания воспитателя.

- Пойдём умываться (картинка с краном)

- Открой кран (картинка с краном с водой)

- Возьми мыло (картинка - мыло)

- Намочи и намыль руки

- Положи мыло.

- Смой мыло.

- Мой лицо двумя руками

- Закрой кран.(картинка - кран)

- Отожми руки.(показ)

- Где полотенце? Где мишка?

- Возьми полотенце и вытри руки.

- Покажи ладони (вкладывание полотенца)

- Повесь полотенце (картинка - полотенце) Где мишка?

- Я тебе помогла. Скажи «спасибо»!


совместные действия

совместные действия


Поиск ориентира

Совместное проговаривание по слогам

Находит кран

Открывает кран

Берёт мыло

Кладёт мыло

Смывает мыло водой

Закрывает кран

Отжимает руки

Находит своё полотенце по ориентиру.

Вытирает руки

Вешает полотенце по ориентиру

Повторяет «спа-си- бо» или кивает.

Игра «Солнышко»

1. Развивать ориентацию в пространстве (вверх - вниз)

2. Упражнять в действии по показу.

3. Развивать силу пальцев при работе с прищепками.

4. Формировать зрительно-пространственную ориентировку при закреплении прищепок на круге.

Обследование предмета (круга).

Показ действий с речевой деятельностью.

Совместные действия (рука в руке)

- Посмотри какое у нас солнышко. Круглое, жёлтое, гладкое. Возьми его в руки.

- Давай с ним поиграем.

- Утром солнышко встаёт

Выше - выше- выше

К ночи солнышко зайдёт

Ниже - ниже - ниже.

- Давай сделаем нашему солнышку лучики!

- Бери лучик пальцами и прикрепляй!

- Повторение стихотворения с солнышком.

Показ круга на уровне глаз ребёнка.

Показ действий с проговариванием.

Действие «рука в руке».

Эмоциональная стимуляция.

Рассматривает круг. Действует с ним (гладит, крутит)

Выполняет подъём рук вверх, приседание с опущенными руками.

Удерживает прищепки в руках. Находит края прищепки. Прицепляет к кругу.

Повторяет упражнения.

Игра «Спрячь камушки»

1. Развитие тактильного и зрительного восприятия.

2. Учить действовать по показу.

3. Развивать силу пальцев при вдавливании в песок..

Показ действия.

Проговаривание действия.

Совместные действия.

- Посмотри какой красивый камушек. Спрячем его.

- Сделай как я.

- Спрячь камушек.

Педагог нажимает на палец ребёнка при вдавливании.

Рассматривает камушек.

Вдавливает его в песок.

Сопровождает речью - спрячь!

Игра «Раскопки»

1.Развитие тактильно-двигательного восприятия формы предмета в крупе.

2. Упражнять в повторении слогов при узнавании предмета «Ко-ко», «ля-ля»

Рассматривание игрушек.

Указание «Дай мне…»

Показ действий.

Совместные действия.

Эмоциональная стимуляция повторений.

- Посмотри, Это курочка - ко-ко.

А это кукла - ля-ля.

- Я спрятала ко-ко. Найди ко-ко.

- Дай мне ко-ко.

- Я спряталя ля-лю. Найди ля-лю.

- Дай мне ля-лю.

Показ игрушки на уровне глаз ребёнка, ощупывание игрушки.

Сопряженные действия педагога и ребёнка - рука в руке при поиске в крупе.


Рассматривает игрушку. Ощупывает её.

Ищет игрушку в крупе.

Игра с тестом.

1. Упражнять в активных разминающих и отрывающих движениях.

2. Формирование коммуникативного отклика на слово «Дай»

Проговаривание движений.

Эмоционально - двигательная стимуляция слова «НА»

- Это тесто. Оно мягкое - помни его.

- Дай мне тесто!

Сопряженные действия педагога и ребёнка - рука в руке при разминании.

Жест на слово «Дай»

Разминает тесто.

Отрывает кусок. Отдаёт педагогу со словом «НА»


Данила К. ДЦП, гиперкинетическая форма, органическое поражение ЦНС, дизартрия

Задачи

Методы и приёмы

Инструкции воспитателя

Уровни помощи

Предполагаемая деятельность ребёнка

Упражнение на планшете Монтессори.

1.Упражнять в плавности движений.

2. Учить сочетать слово и движение (наверх - вниз)

Совместное проговаривание.

Игровой момент.

Положительная оценка.

- Сегодня ты будешь водителем машины. У тебя в руке руль. Возьми его крепко.

-Сначала мы поедем по плавной дороге. Не торопись, езжай медленно и плавно.

-А сейчас мы поедем по горной дороге. Обрати внимание - едем «наверх», потом «вниз»

Фиксация левой руки на планшете. Уточнение хвата на «руле».

Сопряженные действия педагога и ребёнка

Голосовая стимуляция речи при движении.

Плавно прокатывает движок по гибкой линии

Ведёт рукой резко вверх. Потом вниз.

Упражнение «Маяк»

1. Учить ориентироваться в горизонтальном пространстве.

2. Упражнять в умении определять словами вверх- вниз, направо - налево.

Действие по инструкции.

Вопросы

Совместные действия.

Игровая ситуация.

- Тй хочешь поплыть на корабле? Ты - капитан. Твой корабль поплывёт к маяку.

- Найди корабль. Что это?

- Найди маяк. Что это?

- Куда плывёт твой корабль? Разверни корабль налево. Куда сейчас плывёт твой корабль?

- Молодец капитан , доплыл до маяка!

Фиксация левой руки.

Уточняющие действия рукой педагога.

Где правая рука?

Ребёнок показывает и называет маяк и корабль.

Словами сопровождает направления движения корабля.

Рисование «Кораблик»

1. Учить рисовать предмет по точкам с поэтапной инструкцией.

2. Упражнять в обведении пальцем формы предмета.

3. Учить концентрировать взгляд на изображении.

4. Упражнять в послоговом повторении за педагогом.

Показ последовательности рисования. Образец.

Проговаривание и проведение пальцем этапов рисования

Совместные действия.

Положительная оценка.

- Мы с тобой играли с корабликом, а теперь его нарисуем. Я тебе покажу как ты будешь рисовать.

- У корабля есть дно, корма и палуба. На палубе стоит капитанская рубка , а на ней труба. Обведи мой кораблик пальцем.

- Хочешь нарисовать такой же кораблик? У тебя на листке нарисованы точки. Найди самую крайнюю снизу. Рисуй также, как я - дно, корма, палуба. Рубка и труба.

Расположение рисунка на уровне глаз ребёнка.

Фиксация левой руки.

Удержание правой руки.

Чёткое проговаривание действий.

Показ артикуляции

Ребёнок смотрит как рисует педагог.


Обводит изображение педагога пальцем.

Рисует по точкам и пошаговой инструкции

Поговаривает за педагогом слово «кораблик» «палуба» «Труба»







Кирилл В. и Максим Ф. - ДЦП ,иплегическая форма, сходящееся косоглазие, заключение логопеда

Задачи

Методы и приёмы

Инструкции воспитателя

Уровни помощи

Предполагаемая деятельность ребёнка

Работа с картографом.

1. Упражнять в умении выполнять инструкции на основе слухового внимания.

2. Упражнять в ориентировке на вертикальной поверхности в рамках прямоугольника.

Игровая ситуация.

Указание.

Вопросы.

Поэтапная инструкция.

Выбор положения для целостного восприятия.

Задания на ориентировку.

- Сегодня вы будете строителями. Я буду давать задания, а вы его выполнять. Задания на отсчитывание квадратов в разных направлениях и выкладывание полосок.

- Работаем от точки. вправо 3 квадрата, вверх - 4, влево - 3, вниз -4.

- От правого верхнего и левого верхнего углов отложить одну полоску в сторону.

- Отойдите подальше и посмотрите - что вы построили.

- Давайте в доме зажжём огни -свет в окнах. Цветными квадратами в правом верхнем углу, потом в левом верхнем углу.

-посмотрите какой красивый дом получился. Где горят огни?

Организующая помощь - подбадривание. Повторение инструкции.

Проговаривание ребёнком направления.

Выкладывают на картографе прямоугольники по инструкции. Проговаривают направления.

Определяют форму постройки

Выкладывают квадраты по указанию педагога.

Проговаривают место расположение огней

Игра «Выложи фигуру по схеме»

1. Упражнять в ориентировке на горизонтальной плоскости.

2.Развивать согласованность движений руки и глаза.

3. Упражнять в копировании изображений.

4 Развивать силу и точность движений пальцев.

Контроль и самоконтроль за действиями.

Показ

Уточняющие вопросы

Обведение пальцем по схеме и по точкам.

- Дома получились ровные красивые. Придумайте номер вашему дому.

- Выберите карточку с вашим номером

- Давайте выложим с помощью резинок на планшете номер вашего дома.

- Выберите еще для себя карточку с предметом.

Твой друг должен угадать что у тебя получилось.


Дополнительное обследование номера - обведение, соотнесение с планшетом по точкам.

Наводящие вопросы - похоже с картинкой? Чем не похоже.

Дети выбирают номер.

Выкладывают его из резинок. Соотносят с карточкой.

Выбирают карточку с изображение другого предмета. Выкладывают.

Проверяют у друга правильность выполнения.


© 2010-2022