Доклад «Воспитание эмоционально-ценностного отношения к народной музыке детей старшего дошкольного возраста»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №76 «Подснежник»













Доклад

«Воспитание эмоционально-ценностного отношения к народной музыке детей старшего дошкольного возраста»

в рамках методического объединения музыкальных руководителей г.Нижневартовска по теме: «Использование современных технологий в музыкальном образовании дошкольников»



Музыкальный руководитель:

Теппеева Зухра Алиевна













2014 г.

Потребности современного общества возлагают задачи воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Каждый ребенок учится жить среди людей, усваивает правила поведения, с самого раннего возраста знакомится с ценностями окружающего его мира.

Ценности культуры имеют для человека большой личностный смысл и значение, они являются тем базисом, на основе которого человек строит свои отношения с другими людьми, со всем обществом и даже с самим собой.

Детям старшего дошкольного возраста уже доступны и понятны такие ценности: Человек и его Жизнь, Семья, Труд, Знание, Родина, Красота, Мир. По мнению современного психолога - Н.С. Ежковой именно « в этих ценностях интегративно представлены основные смысловые стороны жизни, культуры и обобщѐнно раскрываются ведущие ценностные ориентации современного общества».

Ценности дают возможность принять решение в ситуации выбора, активизируют и направляют оценочные действия, поведение человека, и, в свою очередь, являются объектом ценностного отношения (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, В.С. Мухина, Р.Х. Шакуров).

Ценности считаются присвоенными, если они восприняты внутренне - эмоционально. Очень важно, чтобы у детей закреплялось и развивалось позитивное эмоционально - ценностное отношение к сверстникам, к взрослымлюдям, к окружающему миру в целом; к народной музыке.

Эмоционально-ценностное отношение - переживание отношения к окружающей действительности через систему морально-нравственных критериев, принятых в обществе.

Значение эмоционально-ценностного отношения личности к миру трудно переоценить, потому что оно строится на осознании человеком себя как части всего живого.

Период дошкольного возраста отличается уникальностью и неповторимостью. Это очень важный период по силе эмоционально-чувственного восприятия народной музыки, формирования начальных представлений о духовных ценностях. Этот период в жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал.

А что может духовно обогатить среду?

Народные песни, народное поэтическое слово, как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, который так нужен всем поколениям.

Исполнение народной песни дает ребенку возможность проявить творческие способности, пробуждает эмоциональные чувства и переживания, помогает воспитать эмоционально - ценностное отношение к народной музыке.

Развитие эмоционально-ценностного отношения к народной музыке -это потребность в народном музыкальном искусстве и интерес к нему; желание слушать, понимать простейшие образы, данные в народной песне; находить в них ценность, умение чувствовать настроение, сопереживать и эмоционально откликаться на музыку.

Песня знакомит и прививает отношение к таким основным ценностям, которые испокон веков были присущи нашему народу: любовь к русской Земле - матушке, Природе, Матери, Родине, милосердие и великодушие. Песня - душа нашего народа, и она обладает такой силой, которая делает человека добрее и чище, пробуждает в нем чувство гармонии с миром и самим собой.

Народные песни, складываясь и отшлифовываясь в течение многих столетий, донесли до нас взгляды предков на природу и стремление воздействовать на нее силой слова и действия. Этические и моральные идеалы, заложенные в песне, влияют на формирование личности ребенка, преобразовывают ее в лучшую сторону, т.е. воспитывают.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено воспитание дошкольников в народных традициях, основанных на главных ценностях многих поколений русского народа. Рассмотрим наиболее значимые из них с нашей точки зрения.

Программы «Приобщение детей к истокам русской народной праздничной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Программа развития личностной культуры дошкольников направлена на активное приобретение детьми дошкольного возраста (3-7 лет) культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

Цель этой программы: формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Программа «Детский музыкальный фольклор» Л. И. Мельниковой, А. Н. Зиминой. Основная цель программы - развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни своих предков, специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей.

Основным подходом программы является ранее формирование базовой культуры ребенка, его личности, начиная с дошкольного возраста. Формирование понимания ребенком, что каждый человек, независимо от возраста - часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг: и людям, и животным, и растениям, потому что все вокруг взаимосвязано.

Наш детский сад работает по программе «Ладушки», разработанной авторами И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой. Цель программы - музыкально-творческое развитие детей в процессе музыкальной деятельности. Основная задача программы - введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Одной и главных задач программы является: приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре. Основные методические принципы: создание непринужденной обстановки, целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным календарем.

Окончив университет музыкального отделения по программе « Народное творчество», захотелось полученные знания передать детям, а разработанную модель по развитию эмоционально - ценностного отношения к народной музыке попробовать на практике. Конечно, вы можете сказать, что наши дети и так перегружены мероприятиями- программными утренниками и развлечениями, когда заниматься чем -то ещё очень трудно. Но, я думаю, программа « Ладушки» очень удачно составлена с позиции приобщения детей к миру народной музыки. И если есть знания, а особенно - желание, если более творчески подходить к конспектам занятий, то, безусловно, многое может получиться.

Итак, свою работу я начала в 2013 году на занятиях фольклорного кружка «Ладушки», в состав которого входят 12 детей.

Вначале работы решила провести беседу с детьми, ее цель - получить сведения о проявлениях познавательного интереса ребенка к русской народной песне. Беседа проводится с каждым ребенком индивидуально и включает следующие вопросы:

1.Ты любишь музыку?

2. Нравится ли тебе народная музыка?

3.Нравится ли тебе участвовать в обрядах, народных праздниках?

4.Нравится ли тебе петь русские народные песни?

5.Когда у тебя хорошее настроение, какую народную песню ты поешь?

6.Какую русскую песню ты бы подарил маме, если бы увидел, что она грустит?

7.Тебе больше нравится петь самому или слушать, как поют другие?

8. Ты любишь петь один или вместе с другими детьми? Слушают ли дети, как ты поешь?

Критерии оценки уровня:

Высокий уровень(3 балла) - ярко проявленный интерес к русской народной песне разножанровой направленности.

Средний уровень(2 балла) - выражается в наличии интереса к русской народной песне, но с ярким предпочтением песен развлекательных, слабо выраженным интересом к русской песне.

Низкий уровень(1 балл)- не проявляет никакого интереса

В результате этой беседы удалось выяснить, что многим детям нравятся русские песни, народные праздники и развлечения. Ангелина, Ира, Аня, Арина, Ваня, Андрей всегда позитивно относятся к музыкальным занятиям, они любят петь и им интересны русские народные песни. Остальные дети, имеющие средний уровень познавательного интереса к русской обрядовой песне также с удовольствием участвуют в праздниках и обрядах, однако им больше нравятся веселые игровые песни, различные заклички

Первый этап педагогической модели является подготовительным, так как он предусматривает приобщение к народной музыке, ознакомление детей с жанрами русских народных песен на музыкальных занятиях. На основе простых, несложных песен у ребенка на этом этапе формируются представления о том, что народная песня отражает различное эмоциональное состояние природы и людей. Особенно важно в вызвать положительный отклик, желание слушать, исполнять песню.

Работу на этом этапе (сентябрь-ноябрь) предполагалось начать с «погружения» в мир календарно-обрядовых песен и для этого мы использовали занятия по земледельческому календарю, музыкальный материал взят из сборника «Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников» С.И. Мерзляковой, Т.П. Мерзляковой, программы А.Зиминой.

1.Комплексное занятие «Осенины». С детьми разучивала заклички «Осень», «Солнышко» и на их примере закрепляла понятие жанра. Учила детей слушать народные песни и беседовала о труде русского народа, объясняла значения новых слов. Особый эмоциональный отклик вызвала презентация об осени, показ обряда «Встречи Осенины». В конце занятия, проявляя творчество, попросила детей нарисовать рисунки на тему «Ах, какая осень!»

2. Тематическое занятие «Капустные вечорки». Это занятие продолжает способствовать формированию представлений об осени на основе земледельческого календаря предполагает воспитанию бережного отношения к труду и плодам труда- урожаю, бережное и внимательное отношение к животному миру на основе игровый песен «Зайка», «Никанориха гусей пасла». На занятии рассказала детям о «капустных вечорках».

3. Посиделки «Кузьминки по лету поминки» продолжают знакомить с традициями русского народа. Помочь детям окунуться в мир русской старины помогают игровые песни «Бояре» и шуточная «Дуня- тонкопряха». На занятии проводила вокально-хоровую работу над песнями: умение петь в народной манере - звонким, но не крикливым звуком, умение правильно пропевать распевы, правильно интонировать скачки в мелодии, четко проговаривать окончания слов. Дети учились проявлять творчество- им предлагалось придумать движения на сюжет песни.

4. Как итоговое занятие проводилось занятие-концерт «В гости к дедушке Фольлору», на нем с помощью главного героя дети рассказывают всё, о чем узнали ранее:о жанрах народных песен, узнавали по вступлению песни и исполняюли их. По желанию детей, готовых солировать в песне показывается мини-концерт. Исполнялись все игровые песни, которые дети воспринимают и исполняют с особым удовольствием.

В рамках реализации обозначенного этапа педагогической модели планировалось экскурсия в русскую избу, показ презентаций о русском народном костюме и презентация о русских народных инструментах с небольшой викториной.

Второй этап педагогической модели - основной - и его предполагал посвятить активизации интереса детей, развитие у них положительного отношения к народным песням на основе эмоционально-чувственного восприятия образов, представляющих многообразие эстетических, нравственных ценностей, получения эмоционального удовольствия от исполнения песен.

На этом этапе помимо различных форм музыкальных занятий, планируются проведение музыкальных развлечений, посиделок и досугов, а также народных праздников, на которых будет осуществляться знакомство с народными праздниками,обрядами и русскими песнями по земледельческому календарю.

Например, посиделки, посвященные Рождеству - « Рождественские посиделки», «Гуляют ребятки в зимние святки», имеют глубокое познавательное значение: вводят детей в мир сложных исторических и религиозных событий, могут проходить в виде театрализованного действия. Дети разучивают игровые сценки, играя роли, перевоплощаются в героев, поют колядки с добрыми пожеланиями.В нашем детсаду есть целая традиция устраивать это развлечение каждый год. Проводят и готовят их воспитатели, которым близка эта тема. Это весьма яркое развлечение с колядками, песнями, переодеванием, которое всегда нравится детям.

Для активизации интереса и эмоциональной отзывчивости на данном этапе использовались возможности ИКТ: самостоятельно созданные видеофильмы, презентации по народным промыслам, обрядам и народным песням, мультимедийные презентации о народных инструментах, викторины и игры. Вызывая положительный отклик у детей, они способствуют воспитанию интереса к народному искусству, формированию духовного мира, эмоционально-ценностному отношению к русской обрядовой песне.

Впереди,конечно, развлечение «Широкая Масленица».Ценность их заключается в том, что дети узнают новые заклички, дразнилки, масленичные песни.

У дошкольников стараюсь развивать такие творческие навыки: умение импровизировать, сочинять простейшую мелодию и ритмический рисунок, передавать свои мысли и чувства в придуманных движениях, Дети учились сочинять свои собственные мелодии на слова колядок. Рисовали рисунки к услышанным народным песням.

На основе самых простых народных песен, закличек и прибауток я предлагаю детям стать «композитором», дети с удовольствием придумывают свои мелодии. Конечно же они очень просты, однако это увлекает детей и доставляет им радость. Желающих исполнить свой вариант уже намного больше и детям предлагается устроить мини-концерт придуманных песен.

Закрепление полученных знаний происходит на развлечениях и досугах, цель которых - вызвать у детей бодрое, веселое настроение, создать условия для выявления творческих способностей, чувства радости и удовольствия от этого.

Работу по ознакомлению с народным творчеством провожу с родителями, а именно: провела анкетирование в старшей группе № 5 и подготовительной № 13; привлекала родителей к совместной деятельности с детьми на утренниках; показывала открытые мероприятия и праздники; ( 8 марта в народном стиле в виде ярмарки в группе №11, Встреча весны в форме фольклорного праздника « Собирайся в кружок на зеленый лужок»); регулярно помещала в уголок для родителей материалы.

Провела мастер-класс на родительском собрании 1 младшей группы в январе 2014 года по обучению родителей исполнению колыбельных песен (провела беседу о значимости колыбельных песен, раздала каждой мамочке тексты колыбельных песен, составила подборку колыбельных песен) ;

Нынешнее поколение мам признается, что никогда не поют колыбельных песен своим малышам, не знают детского фольклора-потешек и прибауток, не помнят закличек и колядок народного фольклора.

А эти простенькие песенки, созданные народными творцами много столетий назад, несут всѐ то, что нужно современным детям, чтобы их заинтересовать, вызвать у них положительные эмоции. Складываясь и отшлифовываясь на протяжении многих веков, эти песни содержат бесценный опыт воспитания, потому, что, во-первых, всегда эмоционально воздействуют на ребенка, а, во-вторых, хранят этические и моральные идеалы нашего народа.

Ценность фольклора, народных песен еще и в том, что с их помощью легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с маленьким ребенком, которому нравятся веселые прибаутки, потешки. Дети с удовольствием и радостью, повзрослев, их исполняют и учатся находить в них ценность.

Например, пропевая на занятиях простенькую попевку «Сорока- сорока», мы с детьми выясняем, что в русском народе издавна не любили лентяев. Вот и сорока не даст каши тому, кто «дрова не рубил, воду не носил, печь не топил».

А знакомая всем песня «Жил - был у бабушки серенький козлик?» Разве эта песня не учит детей, как не надо поступать? И таких примеров можно привести множество….

Очень часто песни рассказывают о различных состояниях природы, учат любить и ценить ее красоту: «Земелюшка-чернозем», «Перед весной» редакции П. И. Чайковского, «Как зима с весною повстречалися» и другие. Эти песни дети очень любят за красоту мелодии, лиричность.

Хочется напомнить, что период дошкольного детства - это то бесценнейшее время, когда мы приобщаем ребенка к миру культуры нашего народа, к миру общечеловеческих ценностей. Народная музыка и песни передают основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: человеке и его жизни, труде, семье, любви, общественном долге, родине, помогают воспитывать в детях лучшие качества, присущие нашему народу: сочувствие, трудолюбие, взаимовыручку, доброту.

Любовь к родной земле, твердая вера в победу добра над злом, представления о нравственных и эстетических ценностях-истине, красоте - все это характерно для народного песенного творчества нашего народа. Все это помогает ребенку стать «Человеком».




















11


© 2010-2022