- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Практическое занятие Составление психологических портретов детей разного дошкольного возраста (курс 2)
Практическое занятие Составление психологических портретов детей разного дошкольного возраста (курс 2)
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Подкалюк Л.Н. |
Дата | 21.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сабақтың жоспары
Поурочный план
The plan of the lesson
Күні/ Дата/ Date:
Топ/ Группа/ Group:В -22
Пән/ Предмет/ Subject: Психология
Сабақтың тақырыбы/ Тема занятия/ Theme: Составление психологических портретов детей разного дошкольного возраста
Сабақтың үлгісі / Тип занятия/ Type of the lesson: Практическое
Сабақтың түрі/Вид занятия/ Kind of the lesson: Практическое
Мақсаты/ Цели занятия/ Objectives :
білімдік / образовательная/ educational: формировать умение обучающихся составлять психологический портрет ребенка основываясь на предлагаемых источниках
дамытушылық/ развивающая/ developing: продолжать развивать психолого-педагогическую компетентноть обучающихся
тәрбиелік/ воспитательная/ bringing-up: профессиональную заинтересованность к теме занятия
Көрнекі құралдар/ Оборудование/ Resources:
Сабақтың барысы/ План занятия/ Plan
1. Организационная часть.
2. Проверка знаний
3. Инструктаж к выполнению практического задания.
4. Выполнение практической работы.
5. Подведение итогов самостоятельной работы
Ход занятия
-
Приветствие на трех языках: Здравствуйте, Сәлематсіз бе, Good morning.
-
Организационный момент. Кто дежурный? Назовите отсутствующих. Какое сегодня число? Бүгiн нешесi? What date is it today? Кто сегодня отсутствует? Бүгін кім жоқ?
-
Проверка уровня знаний предидущих тем.
Письменно:
1. Что такое детская психология
2. Что является предметом детской психологии.
3. Что изучает детская психология
4. В чем заключается трудность изучения психики детей.
5. В чем заключается основной закон психического развития
6. Перечислите основные факторы влияющие на психическое развитие личности ребенка.
Устно:
1. Формирование внутренних действий ребенка.
2.Социализация ребенка в процессе воспитания.
3.Ориентировочные действия. Направленность действий. Интериоризация.
-
Целеполагание:
В помещении где горит одна единственная свеча, можно одной рукой приблизясь к свету, затемнить половину помещения. Подобная ситуация складывается с ребенком: самое незначительное повреждение, причененное в начале жизни, может бросить тень на всю его жизнь. Шандор Ференци
Для того чтобы не навредить ребенку и необходимо изучать и знать психические особенности детей дошкольного возраста. Сегодня наша работа будет заключатся в составлении психологического портрета ребенка дошкольника.
-
Сообщение темы занятия, формы его проведения.
-
Жаңа сабақты түсіндіру / План:
1.Анализ характеристик возраста в программах ДО.
2.Работа с учебным пособием Урунтаевой Г.А. - дополнение психологического портрета.
-
Инструктаж к выполнению практического задания.
1.Оформлять работу в виде таблицы по возрастам.
2.Использовать характеристики детей из программ,учебников Мухиной, Урунтаевой
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
Үй тапсырмасы
Повторить из курса лекций «Общая психология» методы психологического исследования.
Әдебиет/ Литература/ Literature:
1.Программы «АЛҒАШҚЫ ҚАДАМ», «ЗЕРЕК БАЛА», «БІЗ МЕКТЕПКЕ БАРАМЫЗ»
2. В.С. Мухина «Детская психология»
3. Г.А.Урунтаева «Детская психология»
Практическое занятие.
План
1.Анализ характеристик возраста в программах ДО.
2.Работа с учебным пособием Урунтаевой Г.А. - дополнение психологического портрета.
Совершенно очевидным является тот факт, что многие воспитатели не придают должного значения теоретическим знаниям о возрастных и индивидуальных возможностях ребенка-дошкольника. Но ведь все обучение в ДОУ направлено на усвоение нормативных, предусмотренных программами знаний, умений и навыков, которые определяются с учетом закономерностей развития ребенка, установленных детской психологией.
Также многие педагоги испытывают трудности при организации воспитательно-образовательного процесса в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.
Если педагог заинтересован в том, чтобы дети успешно овладели знаниями и умениями, предусмотренные программой, если он хочет грамотно осуществлять педагогическое воздействие на своих воспитанников, то ему необходимо в своей практической деятельности руководствоваться особенностями развития и поведения детей дошкольного возраста. Оценивая особенности развития дошкольников, специалисты опираются на сроки становления исследуемых функций при нормальном развитии и определяют перечень знаний и умений, которыми дети предположительно должны овладеть.
Знание закономерностей психического развития позволяет педагогу своевременно выявлять детей с трудностями в психическом развитии, которые не овладевают знаниями и умениями в пределах возрастной нормы. Задача педагога - направлять таких детей к специалистам для оказания им квалифицированной помощи.
Итак, главным критерием при выборе содержания обучения дошкольников должны быть их возрастные особенности. Возрастные особенности - это основа педагогического воздействия на психику ребенка.
Традиционно детская психология - как первая часть возрастной - охватывает процесс развития ребенка от рождения до 7 лет. Как же происходит сам процесс развития, каковы его особенности?
Л.С. Выготский установил 4 основных закона - особенности детского развития:
1) Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития: отставание в интеллектуальном развитии на 1 год будет очень большим, если ребенку 2 года, и незначительным, если ему 15 лет. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяются на протяжении детства.
Собственно возраст как стадия развития и представляет собой цикл, со своим особым темпом и содержанием. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, «затухания». Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, интеллекта, речи и др.) и для развития психики в целом.
В психологии есть понятие «сензитивные периоды развития» - это периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям. Так, сензитивный период для развития речи - от года до 3 лет, и если он будет упущен, компенсировать потери в дальнейшем практически невозможно. Сензитивный период совпадает с оптимальными сроками обучения.
2) Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе и психические функции, развиваются неравномерно, непропорционально на каждом возрастном этапе. Поэтому происходит перестройка их связей, изменение соотношения между ними.
Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные, так что в самой последовательности становления функций есть свои закономерности. Восприятие, интенсивно развиваясь, становится доминирующим психическим процессом, как бы выдвигаясь в центр сознания. Причем само восприятие еще недостаточно дифференцировано: оно слито с эмоциями.
Отдельные функции оказываются на периферии сознания, они зависят от доминирующей. Другие функции как бы обслуживают восприятие, и оно развивается максимально в благоприятных условиях. Период, когда функция доминирует, - это период ее наиболее интенсивного, оптимального развития. Каждый возрастной период связан с перестройкой межфункциональных связей - сменой доминирующей функции, зависимостью от нее остальных функций, установление новых отношений между ними. Перестройка старой системы и перерастание ее в новую становится основным путем развития психических функций.
3) «Метаморфозы». Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращение одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет, он постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.
4) Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок научился говорить, перестает лепетать. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые черты.
1.Детская психология - это наука, изучающая особенности психической жизни ребенка и закономерности психического развития в детском возрасте связи с другими дисциплинами.
2. Предметом детской психологии являются законы психического развития ребенка. 3.Детская психология изучает как особенности отдельных психических процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, чувств и воли) детей и разных видов их деятельности (игры, учения, труда), так и личность ребенка в целом в ее развитии.
4. В чем заключается трудность изучения психики детей. (основная трудность в изучении психической жизни маленьких детей заключается в том, что эта жизнь находится в постоянном развитии, и чем младше ребенок, тем более интенсивно происходит это развитие. Он не только растет, но и развивается. Понятия «рост» и «развитие» следует различать).
6.
7. Что относится к ведущие детерминанты развития человека.:
1) наследственность-свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития; (биологические)
2) среда - общественные, материальные и духовные условия существования человека; (социологические)
3) активность - деятельное состояние организма как условие его существования и поведения; система образовательный фактор взаимодействия наследственности и среды.