Практическое занятие Составление психологических портретов детей разного дошкольного возраста (курс 2)

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сабақтың жоспары

Поурочный план

The plan of the lesson

Күні/ Дата/ Date:

Топ/ Группа/ Group:В -22

Пән/ Предмет/ Subject: Психология

Сабақтың тақырыбы/ Тема занятия/ Theme: Составление психологических портретов детей разного дошкольного возраста

Сабақтың үлгісі / Тип занятия/ Type of the lesson: Практическое

Сабақтың түрі/Вид занятия/ Kind of the lesson: Практическое

Мақсаты/ Цели занятия/ Objectives :

білімдік / образовательная/ educational: формировать умение обучающихся составлять психологический портрет ребенка основываясь на предлагаемых источниках

дамытушылық/ развивающая/ developing: продолжать развивать психолого-педагогическую компетентноть обучающихся

тәрбиелік/ воспитательная/ bringing-up: профессиональную заинтересованность к теме занятия

Көрнекі құралдар/ Оборудование/ Resources:

Сабақтың барысы/ План занятия/ Plan

1. Организационная часть.

2. Проверка знаний

3. Инструктаж к выполнению практического задания.

4. Выполнение практической работы.

5. Подведение итогов самостоятельной работы

Ход занятия

  1. Приветствие на трех языках: Здравствуйте, Сәлематсіз бе, Good morning.

  2. Организационный момент. Кто дежурный? Назовите отсутствующих. Какое сегодня число? Бүгiн нешесi? What date is it today? Кто сегодня отсутствует? Бүгін кім жоқ?

  3. Проверка уровня знаний предидущих тем.

Письменно:

1. Что такое детская психология

2. Что является предметом детской психологии.

3. Что изучает детская психология

4. В чем заключается трудность изучения психики детей.

5. В чем заключается основной закон психического развития

6. Перечислите основные факторы влияющие на психическое развитие личности ребенка.

Устно:

1. Формирование внутренних действий ребенка.

2.Социализация ребенка в процессе воспитания.

3.Ориентировочные действия. Направленность действий. Интериоризация.


  1. Целеполагание:

В помещении где горит одна единственная свеча, можно одной рукой приблизясь к свету, затемнить половину помещения. Подобная ситуация складывается с ребенком: самое незначительное повреждение, причененное в начале жизни, может бросить тень на всю его жизнь. Шандор Ференци

Для того чтобы не навредить ребенку и необходимо изучать и знать психические особенности детей дошкольного возраста. Сегодня наша работа будет заключатся в составлении психологического портрета ребенка дошкольника.

  1. Сообщение темы занятия, формы его проведения.

  2. Жаңа сабақты түсіндіру / План:

1.Анализ характеристик возраста в программах ДО.

2.Работа с учебным пособием Урунтаевой Г.А. - дополнение психологического портрета.

  1. Инструктаж к выполнению практического задания.

1.Оформлять работу в виде таблицы по возрастам.

2.Использовать характеристики детей из программ,учебников Мухиной, Урунтаевой

  1. Самостоятельная работа обучающихся


  1. Үй тапсырмасы

Повторить из курса лекций «Общая психология» методы психологического исследования.

Әдебиет/ Литература/ Literature:

1.Программы «АЛҒАШҚЫ ҚАДАМ», «ЗЕРЕК БАЛА», «БІЗ МЕКТЕПКЕ БАРАМЫЗ»

2. В.С. Мухина «Детская психология»

3. Г.А.Урунтаева «Детская психология»









Практическое занятие.

План

1.Анализ характеристик возраста в программах ДО.

2.Работа с учебным пособием Урунтаевой Г.А. - дополнение психологического портрета.

Совершенно очевидным является тот факт, что многие воспитатели не придают должного значения теоретическим знаниям о возрастных и индивидуальных возможностях ребенка-дошкольника. Но ведь все обучение в ДОУ направлено на усвоение нормативных, предусмотренных программами знаний, умений и навыков, которые определяются с учетом закономерностей развития ребенка, установленных детской психологией.

Также многие педагоги испытывают трудности при организации воспитательно-образовательного процесса в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.

Если педагог заинтересован в том, чтобы дети успешно овладели знаниями и умениями, предусмотренные программой, если он хочет грамотно осуществлять педагогическое воздействие на своих воспитанников, то ему необходимо в своей практической деятельности руководствоваться особенностями развития и поведения детей дошкольного возраста. Оценивая особенности развития дошкольников, специалисты опираются на сроки становления исследуемых функций при нормальном развитии и определяют перечень знаний и умений, которыми дети предположительно должны овладеть.

Знание закономерностей психического развития позволяет педагогу своевременно выявлять детей с трудностями в психическом развитии, которые не овладевают знаниями и умениями в пределах возрастной нормы. Задача педагога - направлять таких детей к специалистам для оказания им квалифицированной помощи.

Итак, главным критерием при выборе содержания обучения дошкольников должны быть их возрастные особенности. Возрастные особенности - это основа педагогического воздействия на психику ребенка.

Традиционно детская психология - как первая часть возрастной - охватывает процесс развития ребенка от рождения до 7 лет. Как же происходит сам процесс развития, каковы его особенности?

Л.С. Выготский установил 4 основных закона - особенности детского развития:

1) Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития: отставание в интеллектуальном развитии на 1 год будет очень большим, если ребенку 2 года, и незначительным, если ему 15 лет. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяются на протяжении детства.

Собственно возраст как стадия развития и представляет собой цикл, со своим особым темпом и содержанием. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, «затухания». Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, интеллекта, речи и др.) и для развития психики в целом.

В психологии есть понятие «сензитивные периоды развития» - это периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям. Так, сензитивный период для развития речи - от года до 3 лет, и если он будет упущен, компенсировать потери в дальнейшем практически невозможно. Сензитивный период совпадает с оптимальными сроками обучения.

2) Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе и психические функции, развиваются неравномерно, непропорционально на каждом возрастном этапе. Поэтому происходит перестройка их связей, изменение соотношения между ними.

Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные, так что в самой последовательности становления функций есть свои закономерности. Восприятие, интенсивно развиваясь, становится доминирующим психическим процессом, как бы выдвигаясь в центр сознания. Причем само восприятие еще недостаточно дифференцировано: оно слито с эмоциями.

Отдельные функции оказываются на периферии сознания, они зависят от доминирующей. Другие функции как бы обслуживают восприятие, и оно развивается максимально в благоприятных условиях. Период, когда функция доминирует, - это период ее наиболее интенсивного, оптимального развития. Каждый возрастной период связан с перестройкой межфункциональных связей - сменой доминирующей функции, зависимостью от нее остальных функций, установление новых отношений между ними. Перестройка старой системы и перерастание ее в новую становится основным путем развития психических функций.

3) «Метаморфозы». Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращение одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет, он постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4) Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок научился говорить, перестает лепетать. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые черты.








1.Детская психология - это наука, изучающая особенности психической жизни ребенка и закономерности психического развития в детском возрасте связи с другими дисциплинами.

2. Предметом детской психологии являются законы психического развития ребенка. 3.Детская психология изучает как особенности отдельных психических процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, чувств и воли) детей и разных видов их деятельности (игры, учения, труда), так и личность ребенка в целом в ее развитии.

4. В чем заключается трудность изучения психики детей. (основная трудность в изучении психической жизни маленьких детей заключается в том, что эта жизнь находится в постоянном развитии, и чем младше ребенок, тем более интенсивно происходит это развитие. Он не только растет, но и развивается. Понятия «рост» и «развитие» следует различать).

6.

7. Что относится к ведущие детерминанты развития человека.:

1) наследственность-свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития; (биологические)

2) среда - общественные, материальные и духовные условия существования человека; (социологические)

3) активность - деятельное состояние организма как условие его существования и поведения; система образовательный фактор взаимодействия наследственности и среды.


© 2010-2022