Развитие речи. Звук [у]. Фрукты и овощи

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ

Группа/класс

Развитие речи. Звук [у]. Фрукты и овощи.

Цель:

  • Продолжать знакомить детей с гласными звуками (звуком [у]);

  • находить место [у] в слове;

  • обобщить и систематизировать 'знания детей об овощах и фруктах, активизировать словарь по теме;

  • Обогащать экспрессивную речь словами-антонимами;

  • упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы названий овощей и фруктов, относительных прилагательных, существительных единственного числа винительного падежа;

• учить детей выделять общий признак в предметах, развивать умение обобщать;

• подбирать однородные определения; согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;

• формировать целостное восприятие при составлении рассказа по серии (двум) сюжетных картинок;

  • развивать связную речь, внимание, память, мелкую моторику;

  • воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, активность

  • Наглядность: картины овощи, фрукты, Слайды. Корзина. муляжи.

Ход занятия

1. Мимические упражнения. Релаксация.

-_ Я превращаю вас в маленькие семена. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнце, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Присядьте. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку, тянутся. Подул тихий ветерок у-у-у-у. он стал раскачивать растения. Улетел ветерок уууууууу. А какими растениями вы представили себя? (Ответы детей) Где могут расти растения? (В лесу, поле, саду, огороде)

А сегодня мы с вами отправимся в сад и огород к ... или с ... собирать урожай.

II. Посмотрите в тетради, где сад, а те огород? (Ответы детей)

Слайд. Огород. Сад.

А как вы догадались? (Деревья в саду, грядки - в огороде.) А чего не хватает'? (Плодов) Что растет в саду? (Фрукты) Наклейте фрукты на деревья, называйте фрукт и его признак, какой он? Например, яблоко (какое?) красное, груша (какая?) желтая, зеленая, А что еще растет в саду? (Ягоды) Какие'? Наклейте. Что растет в огороде? (Овощи) Какие? Наклейте. Посмотрите, какой у нас получился богатый урожай.

III. 1. Какой первый звук вы услышали в слове урожай? (Звук [у]) Сегодня мы будем произносить много слов со звуком [У].

2. Артикуляция звука. При произнесении звука [у] губы в форме трубочки.

Попробуем спеть звук [у], воздух проходит спокойно И плавно, не встречая на своем пути преграды, звук произносится с голосом.

3. Характеристика звука. Как мы называем звуки, которые поются и не встречают преград во рту') (Гласные звуки) Значит звук [у] - ... гласный.

IV. 1. Обведите овалом те плоды, в названии которых вы слышите звук[У]I. Где вы услышали звук [у] - В начале, середине или в конце слова? Соедините со схемой. Слайд, в начале, в середине, в конце.

Игра: Доскажите слово.

Ру-ру-ру -- урожай я соберу Где вы услышали звук [у] В слове соберу? Ор-ор-ор -- сорвали спелый ... (помидор).

А сейчас посмотрите, как я могу отхлопать ритм разных слов и поделить

их на слоги. По-ми-дор (три хлопка).

Ец-ец-ец - съели вкусный ... (огурец), Хлопаем вместе, сколько слогов? Жан-жан-жан- лежит на грядкс ... (баклажан). Хлопаем, сколько слогов? Что общего в этих словах? (Это названия овощей и в них по 3 слога.) Слайд.Помидор, баклажан,огурец

2. Угадай по описанию плод. Слайд: (слива,морковь,капуста).

Сочный кисло-сладкий плод с синей кожурой (слива). Измените слово. Я люблю сливу, скажи ласково (сливочка). Твердая, сочная, с оранжевой кожурой (морковка). Я люблю ... , скажи ласково .... Зеленая, хрустящая, во сто одежек одетая (капуста). Я люблю ... , скажи ласково....

3. Игра «Наоборот». Слайд.(по размерам овощи и фрукты.)

Высоко - … много- …. кислый- …..

Какой это помидор? (Большой) А этот? (Маленький) Какого цвета помидоры? Этот … (зеленый), а этот ... (красный).

- Помидор круглый, а огурец …. вальный.

- Помидор мягкий, а огурец … твердый.

-_ Помидор гладкий, а огурец … пупырчатый.

- Помидор красный, а огурец … зеленый.

- Помидор большой, а огурец … маленький.

Физминутка.

Будем мы варить компот (левую ладонь в виде ковша, указательным пальцем правой руки «мешают»).

Фруктов нужно много. Вот (пальцы сжимают и разжимают 2 раза). Будем яблоки крошить (правой рукой по левой «крошат»),

Грушу будем мы рубить (левой рукой по правой «рубят»),

Отожмем лимонный сок (жмут обеими руками),

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот (указательным пальцем правой руки «мешают»).

Угостим честной народ. (Н. Нищева)


  1. Какое варенье и какой сок из ...?


  1. Объедини предметы в группы. По какому признаку ты это сделал? (Цвет, форма, величина)

5. Развитие связной речи. Послушай описание признаков и угадай, как это фрукт или овощ. Раскрась. Оранжевая и твердая, зеленая и хрустящая, желтая и сочная. Сделай звуковую схему слова груша.

У. Выполнение упражнений по развитию мелкой моторики.

VI. Итог. Игра «Четвертый лишний».

- А сейчас я проверю, насколько вы внимательны. Найдите «лишний предмет, объясните, почему он лишний.

_ Морковь, яблоко, огурец, патиссон (яблоко - это фрукт).

_ Салат, огурец, помидор, кабачок (помидор- он красный).

- Огурец, кабачок, репка, баклажан (репка - она крутая).

- Репка, редька, свёкла, редис (свёкла - она сладкая).







© 2010-2022