Доклад к презинтации на тему: Мудрость общения

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Занятие - тренинг «Мудрость общения»

Форма проведения занятия - круглый стол

Звучит классическая музыка.

Оборудование и оснащение:

  1. Презентация

  2. Музыкальное оформление

  • музыка классическая

  • музыка народная

  1. Высказывания великих людей:

  • Уметь ходить, уметь стоять, говорить, уметь быть вежливым - не пустяк.

(А. С.Макаренко)


  • Никогда еще невежество никому не помогло…

(К. Маркс)


  • Кто властвовать желает над собой - тот должен чувства сдерживать порой

(Д. Чосер)

Цель:

  • Формирование и развитие умений и навыков конструктивного общения.

  • Выход из конфликтных ситуаций

Задачи:

  • Создать доверительную обстановку во время работы;

  • Познакомить с понятием «общение», с представлениями о способах самоанализа и самокоррекции;

  • Формировать навыки телесного контакта, невербальной коммуникации и координации совместных действий;

  • Способствовать овладению правил и приемов ведения беседы и дискуссии.

Ход занятия

Уважаемые коллеги! Сегодня для обсуждения нами выбрана тема: «Мудрость общения». На первый взгляд - что здесь мудрого? Ведь, кажется, все здесь просто - с первых дней своей жизни человек вступает в общение с окружающим миром, и общение, как процесс сопровождает всю его жизнь. Но как часто от неумения находить общий язык с окружающими возникают невзгоды, неудачи и конфликты. В итоге - эмоциональный стресс, подрывающий психическое и физическое здоровье. Каждый человек уникален, неповторим - вот почему надо знать принципы правильного общения. Давайте разберемся, что такое общение?

Психологи понимают под общением, как намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, уровень активности партнера. При общении происходит обмен информацией, взаимовлияние, сопереживание, формирование убеждений, взглядов, характера, интеллекта.

Важнейшая цель и итог общения - удовлетворение своих социальных, духовных и биологических потребностей.

Упражнения - разминка «Скалолаз»

Участники встают в плотную шеренгу, создавая «Скалу», на которой торчать выступы, образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача участников пройти вдоль этой «Скалы», не упав «пропасть», т.е. не поставив свою ногу за пределы линии, образованной из веревки.

Обсуждение:

  • Какие чувства возникали у участников при выполнении этого задания?

  • Что помогло, а что мешало справиться с заданием?

  • Было ли данное взаимодействие общением между вами?

Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

  • Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;


  • Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми;


  • Перцептивная сторона общения (включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлении на этой основе взаимопонимания)

Упражнения - релаксация «Воздушные шарики», «Облака»

Общение - это установление и развитие контактов между людьми, оно может происходить в разных формах, из которых явно выделяют три.

Анонимное общение - это взаимодействие между незнакомыми людьми или же не связанными личными отношениями людьми. Это могут быть временные связи между субъектами, в которых они выступают как граждане, жители одного микрорайона, пассажиры транспорта, зрители одного зала. Они встречаются, вступают в контакт друг с другом и расходятся. Партнеры по общению остаются анонимными.

Функционально-ролевое общение предполагает связи между его участниками, выполняющими определенные социальные роли на временных отрезках различной деятельности. Партнеров в этом общении связывают взаимные обязанности по отношению друг к другу: врач-больной, руководитель-подчиненный, воспитатель-воспитанник. Так, на производстве подчиненный выполняет распоряжения руководителя, вернувшись домой в отношении «отцы и дети» он же занимает ведущую роль.

Неформальное общение представляет собой всевозможные личностные контакты за пределами официальных отношений. Это общение между друзьями. Его особенностью является избирательность в отношении партнера.

Общение выступает в трех ипостасях:

  1. Коммуникативная функция. Входя в контакты, друг с другом, люди передают информацию не только с помощью языка (вербальное общение), но и посредством мимики и жестов (невербальное общение).

  2. Взаимодействие (интеракция), в котором партнеры обмениваться действиями и поступками, не произнося не единого слова, так обмениваются денежными знаками продавец и покупатель, так взаимодействуют танцовщики балета и члены спортивных команд.

  3. Взаимное восприятие (перцепция). Для общающихся немаловажно, воспринимает ли партнер другого, как заслуживающего доверия, понятливого или же один из них заранее предполагает, что противоположная сторона останется глухой к общению.

Упражнение «Передай другому»

Участники тренинга стоят по кругу и по очереди, каждый без слов передает воображаемый предмет. Сосед должен взять его соответствующим образом и назвать. Затем он предлагает свой предмет другому.

Обсуждение:

  • Легко или трудно было передавать предмет?

  • Кому легко?

  • А в чем были трудности?

  • Легко или трудно отгадывать предмет?

  • В чем заключалась трудность?\

Упражнение «Что помню»

Один из участников (по желанию) садится на стул спиной к аудитории. Остальные вслух загадывают одного из присутствующих. Задача водящего - как можно подробнее описать внешний вид загаданного участника.

Обсуждение:

  • Легко ли описывать внешность?

  • В чем трудности?

  • Почему?

  • Что труднее?

  • Кому легко было выполнять задание?

Общительность - это психическая готовность человека к организаторско-коммуникативной деятельности. Структура общительности многослойна и ее следует рассматривать, как правомерно считает В.А. Кан-Калик, в единстве трех компонентов: потребности в общении со стороны личности, высокого эмоционального тонуса на всем временном отрезке общения и стабильных коммуникативных навыков и умений.

Каким должен быть общительный человек? Для этого нужно вспомнить своих друзей, коллег, знакомых для того, чтобы составить портрет общительного человека, который обладает важными качествами для приятного и продуктивного общения.

Качества общительного человека:

  1. Тактичность

  2. Умение слушать

  3. Умение убеждать

  4. Интуиция

  5. Наблюдательность

  6. Душевность

  7. Открытость

Участникам предлагается выбрать главные качества. И расставить в том порядке, в каком они считают правильным.

Основные правила ведения беседы или дискуссии

  • Покажите свое дружеское расположение к собеседнику;


  • Стремитесь, чтобы вашим собеседникам было интересно и приятно общение с вами;


  • Умейте выслушать мнение другого, не перебивайте говорящего;


  • Не отвлекайтесь, когда говорят другие;


  • Не избегайте взгляда собеседника, смотрите в глаза говорящего или слушающего;


  • Не бойтесь высказаться;


  • Четко и кратко излагайте свою мысль, избегайте многословия и отклонения от темы;


  • Аргументируйте свою речь, будьте логичны в доказательстве своего мнения;

  • Не делайте вывода до того, как поймете мнение другого и проблему до конца;


  • Принимайте в расчет, что вы и собеседник можете обсуждать не один и тот же вопрос;


  • Следите за тем, чтобы для вас и говорящего, слова имели одинаковый смысл;


  • Проявляйте уважение к мнению другого, признавайте его право иметь свою точку зрения, возможно и отличную от вашей;

  • Имейте мужество признать свою неправоту, не обижайтесь на собеседника, тем более, не оскорбляйте его;


  • Будьте вежливы и тактичны;


  • Не злоупотребляйте временем другого;


  • Не занимайте негативную позицию по отношению к собеседнику;


  • Умейте чувствовать собеседника, контролируйте свое поведение при помощи вопросов: «Правильно ли он понимает меня?», «Правильно ли я понимаю его?»

Упражнение «Глаза в глаза»

Участники садятся на стулья напротив друг друга. Их задача - вести беседу, диалог на какую- либо интересующую обоих тему в течении 3 минут. Остальные участники играют роль молчаливых зрителей.

Обсуждение:

  • Легко ли было вести разговор?

  • В чем были трудности?

  • Есть ли удовлетворение от разговора?

Конфликт всем нам знакомо такое тяжелое слово. К нему всегда приводит общение без правил. Ни один конфликт не возникает из ничего и не проходит бесследно.

Конфликт - это столкновение несовместимых желаний у партнеров по общению, когда удовлетворение стремлений одной стороны, грозит ущемлением интересов другой.

Причины конфликта: (могут отвечать участники)

  • Плохое самочувствие, настроении, незнание психологии человека.

  • Не воспитанный человек может из-за малейшего ущемления интересов, затеять ссору, вылить на окружающих поток негативных эмоций.

Есть хорошее правило: прежде чем добиваться какой- либо цели, взвести свои возможности, средства и главное - последствия предстоящих действий.

В повседневном общении всегда нужно учитывать реакцию людей с различными темпераментами и адекватно на них реагировать, нельзя оправдывать дефекты своего характера только темпераментом.

Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте.

В наше сложное, напряженное время часто вспыльчивость, обидчивость обусловлены не дефектами воспитания, даже не темпераментом, а болезнью- неврозом. У таких людей ссоры и конфликты возникают острее и труднее решаются. С такими людьми нужно быть более терпимыми, сдержанными, тактичными. Различные обиды могут возникать из-за несоответствия самооценки и оценки окружающих.

Следует не забывать следующие правила при общении в коллективе:

  1. Подчеркивание собственных достоинств, надменность всегда раздражает окружающих.

  2. Причиной излишней обидчивости может стать завышенная самооценка. В этом случае нужно не обвинять окружающих в грубости, а снизить собственный уровень притязаний.

  3. Не допустимо вместо замечания по конкретному давать общую отрицательную оценку личности.

  4. У каждого есть свои особо уязвимые места, с которыми следует считаться.

  5. Каждый нуждается в достойной оценке своей деятельности, в том числе и в похвале.

Похвала со стороны человека, чьим мнением дорожат - огромное удовольствие и важный стимул, но преувеличенный хвалебный поток вызывает ощущение неловкости и негативное отношение окружающих.

Да, при общении всегда нужно помнить эти правила. Ведь коллектив при затяжных конфликтах дробится, а это не приводит к решению основных задач. Очень важно не только предупреждать конфликты, но и гасить их последствия.

Предлагается вспомнить способы восстановления эмоционального равновесия:

  • Занятия любимым делом.

  • Общение с друзьями, детьми.

  • Спорт.

  • Переключение на приятные мысли, воспоминания.

  • Общение с природой.

  • Новый наряд, прическа.

  • Прослушивание музыки по настроению.

«Нет на земле живого существа,

Столь жесткого, крутого, адски злого,

Чтоб не могла хотя б на час один

В нем музыка свершить переворота»

(В. Шекспир)

Упражнение на восстановление эмоционального равновесия

Звучит русская народная песня «Матрешечки».

Участники танцуют, выполняя танцевальные движения по показу, затем самостоятельно.



© 2010-2022