Консультация для воспитателей: Игры с песком в детском саду

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Консультация для воспитателей

«Игры с песком в детском саду»

Когда маленькие дети играют в детском саду или же выходят на прогулку с родителями, то больше всего они любят игры с использованием подручных материалов. Таким подручным материалом может стать песок. Игры с песком в детском саду могут стать неотъемлемой частью воспитательного процесса.

Когда дети играют с песком или другими материалами, то они активно используют руки, что помогает познавать окружающий мир. Известный педагог Монтессори в начале двадцатого века говорила, что когда ребенок трудится, он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таким образом он собственным опытом и своими руками делает себя разумным.

Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки.
Занимаясь играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно - быстро.
Игры на песке - это просто, привычно, доступно, естественно и приятно!
Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит. Строя различные сюжеты, ребёнок может проигрывать различные трудности в своей жизни. Например, сложности в общении с детьми, нерешительность или свои страхи.
Игра с песком - это своеобразная само терапия ребёнка с помощью психолога. Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения.
В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни.


Начинать игры с песком стоит с проверки на безопасность места, где будут играть дети. В детском саду в песочнике, безусловно, безопасно, но если песочница возле дома или планируются игры на берегу речки, моря, то обследовать будущее место для игр необходимо.

Работы с песком можно разделить на три основных типа, объединяющие наиболее распространенные и часто повторяющиеся формы, создаваемые детьми на разных этапах их развития в процессе игр с песком. Первый тип работ относится к совершению определенных манипуляций с песочной поверхностью. Дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности линии, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки. Второй тип работ связан с проникновением

в толщу песка, рытьем ямок и тоннелей, а также прятаньем в песок предметов и последующим их извлечением. К третьему типу принадлежат работы, в которых используется вода - дети могут капать ею на песок, контролируя объем, или лить ее в большом количестве. В психотерапии дети и взрослые

используют все виды работ.

Дети в дошкольном возрасте, находясь в детском саду, пытаются найти выход своей творческой энергии, именно поэтому очень часто песком дети рисуют картины: это могут быть картинки на песке или же они будут нарисованы песком на листе бумаги. Творение такое недолговечно, поэтому его можно сфотографировать, чтобы оставить в памяти этот момент.

Кроме этого, можно в песочнице заняться строительством. Очень часто детям не интересно играть с обычными игрушками, например, с машинками, если нет соответствующей обстановки. Поэтому можно предложить построить дорогу для игр с грузовиками и другими машинками - мальчики будут в восторге. Они могут строить извилистые дороги, туннели и другие элементы - это очень творческий процесс. Девочки могут строить из песка замки. В таком замке они смогут поселить свою кукольную принцессу.

В детском саду летом можно организовать и развивающие игры с песком. Например, воспитатель может попросить слепить из влажного песка силуэты различных животных или птиц. В процессе творческой работы воспитатель даст возможность отдохнуть детям от подвижных игр, кроме этого он сможет увидеть уровень восприятия внешнего мира, который сложился у каждого воспитанника.

Воспитатель может взять пластиковые пластинки для того, чтобы потом дети могли закопать их в песке: если оставить маленькое окошечко, то получится маленький тайничок. Такие игры с песком очень хороши для самых маленьких ребят. Для детей постарше можно придумать другую забаву: на влажном песке оставлять отпечатки рук или ног. Независимо от игр, результат любого творческого процесса можно сфотографировать на память.

Основной целью любых игр с песком - это формирование у детей представлений о том, какие особенности имеет сухой и мокрый песок, какие изменения формы песка бывают в зависимости от того, в какую емкость его положили или насыпали. Песок в сухом виде не сохраняет форму - он рассыпается; количество песка можно измерить каким-либо сосудом (чашкой, стаканом) - его может быть мало или много; его можно пересыпать из одного места в другое и сделать это можно ладошками, совком или ложкой.

Когда малыш пересыпает песок из одной емкости в другую или из одного места в другое с помощью совка или просто руками, то он может ощутить и понять свойства и особенности, которые имеет сухой песок. В отличие от сухого, мокрый песок сохраняет форму емкости или предмета, в который его положили, даже если его освободили от этого предмета.

Можно предложить детям определить вес песка одинакового объема, но находящегося в разном физическом состоянии: для этого в две одинаковые емкости следует поместить сухой и мокрый песок, а потом дети должны будут сами определить - в какой емкости песок тяжелее. Мокрый песок можно поместить в несколько емкостей разнообразной формы. После того как формы будут перевернуты, дети увидят такое же количество фигур, которые имеют форму емкостей. Можно предложить детям пересчитать получившиеся формы. Поскольку песок в сухом виде не сохраняет форму, то подсчитать количества песка, которое соответствует количеству емкостей, не удастся - это можно продемонстрировать детям.



© 2010-2022