- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Программа по школе раннего развития для детей среднего дошкольного возраста
Программа по школе раннего развития для детей среднего дошкольного возраста
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Логинова Л.В. |
Дата | 07.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
«школа раннего развития»
для детей 4 - 5лет.
Составитель: Логинова Л. В.
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для воспитанников дошкольных общеобразовательных учреждений. В дошкольном возрасте познавательная активность является одним из компонентов умственного развития дошкольника. Она тесно связана с развитием психических познавательных процессов. Психические познавательные процессы - это психические явления, в своей совокупности, непосредственно обеспечивающие как процесс, так и результат. К их числу относятся ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление.
Под познавательной активностью дошкольника следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе. Они выражаются в заинтересованности принятия информации, в желании уточнить и углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в использовании сравнений по аналогии и по противоположности, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и умения перенести его на практическую деятельность.
Программа работы рассчитана на 8 месяцев и рекомендуется для занятий с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Система работы включает в себя 62 занятия.
Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительностью 30 минут.
Структура занятия включает в себя:
- организационный момент
- создание мотивации занятия
- оъяснение или показ задания
- пальчиковвую гимнастику или физминутку (в зависимости от вида занятия)
- основную часть
- подведение итогов занятия
Основная цель рабочей программы - развитие психических процессов, развитие логического мышления, элементарных математических представлений, конструктивных навыков.
Задачи:
1. Осуществление ранней диагностики.
2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.
Принципы:
1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
3. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей.
4. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие.
Литература:
-
Коррекционно - развивающие занятия в средней группе: Конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2004. -72с.
-
Логика. Развивающие занятия для детей 5лет. «Смекалочка», №7, - 2010год.
-
Психология (Психодиагностика). /Немов. Р.С, М: «Владос», - 2001год.
-
Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрас¬те. - М., 1967.
-
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Ярославль, 1997.
-
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие вни¬мания и воображения дошкольников. - Ярославль, 1999.
-
Череманкина Л.В. Развитие внимания детей. - Ярославль, 1997.
Перспективный тематический план работы для средней группы | ||||
Месяц | № заня-тия | Название занятия, игры | Задачи | Оборудование, материал |
Октябрь | 1 | «Колобок» | Развитие зрительного восприятия. Совершенствование навыков счета. Развитие мышления и речи. Развитие внимания и памяти. | Карточка на развитие внимания мягкая игрушка (зайчик), картинки с изображениями сказочных героев сказки, карандаши (7). |
2 | Сравнение по длине | Сформировать умение сравнивать длину предметов путем приложения и наложения. Закрепить понятия «длиннее» и «короче». Закрепить умение обследовать фигуры осязательно-двигательным способом. Закрепить представления о пространственном положении предметов: вверху, внизу, слева, справа. | Дидактические игры на каждого ребенка: «Подбери по длине», «Найди подходящий предмет» и т. д. | |
3 | «Три медведя» | Развитие зрительного восприятия (цвет, величина, форма). Развитие целенапрвленного внимания. Развитие мышления, развитие общей и мелкой моторики. | Мягкая игрушка медвежонка, три различные по величине прямоугольника коричневого цвета, картинки с изображениями трех медведей, предметы разного размера, карточки к упражнениям «Какой предмет лишний», «продолжи ряд» (11). | |
4 | Логические Блоки Дьенеша | Знакомство с Блоками Дьенеша. Учить детей различать геометрические фигуры по цвету, форме, величине. Развитие внимания, мыслительных процессов: анализа, синтеза, классификации. | Логические Блоки Дьенеша, карточки с плоскостными фигурами, Игрушка Буратино | |
5 | «Озорной котенок» | Развитие слухового и зрительного восприятия. Развитие внимания и наблюдательности. Развитие мышления, памяти. | Игрушки: котенок, зайчик, медвежонок, собачка, белочка, слон , мышонок, серия сюжетных картин «Озорной котенокарточки «осенние листья» (16). | |
6 | Палочки Кюизенера | Знакомство детей с палочками Кюизенера. Учить детей раскладывать предметы в убывающем или возрастающем порядке: от самого большого к самому маленькому и наоборот | Палочки Кюизенера, игрушки Матрешки (большая, средняя и маленькая) | |
7 | Сравнение по ширине | Сформировать умение сравнивать ширину предметов путем приложения и наложения, закрепить понятия «шире», «уже», Закрепить понятия «длиннее» и «короче». Закрепить умение сравнивать длину предметов путем приложения и наложения. | Карточки на сравнение предметов | |
8 | «Волшебный квадрат» Квадрат Воскобовича | Знакомство с квадратом Воскобовича. Закрепление формы - квадрат, треугольник, прямоугольник, развитие конструктивных навыков: сгибание по диагонали, по прямой. | Квадрат Воскобовича, схемы, листы, карандаши. | |
Ноябрь | 1 | «Осень» | Развитие слухового и зрительно восприятия, внимания и памяти. Развитие ориентировки во времени (времена года, осенние месяцы). | Мягкая игрушка - Котенок, сюжетные картины с изображением времен года, предметные картины, карточки «Найди отличия», простые каранд.(20) |
2 | «Разноцветные палочки» | Учить выделять идентичный объект по образцу, словесному описанию, схематическому изображению | Палочки Кюизенера, схемы | |
3 | «Мышата» | Развитие зрительного и тактильного восприятия. Развитие внимания и памяти. Развитие мыслительных операций. Развитие воображения. | Игрушка Мышонок, картинки мышек, карточки к упражнениям «Что где лежит?», «Дорисуй круги», «Дорисуй овалы», карандаши.(24). | |
4 | Блоки Дьенеша | Учить самостоятельно называть свойства предметов, геометрических фигур, выражать в речи способ определения таких свойств, как форма, размер. Развитие целенаправленного внимания, волевых усилий | Блоки Дьенеша, игрушка Буратино, схемы фигур | |
5 | Цифры от 1 до 5и | Закрепить представление о цифрах от 1 до 5и. Закрепить умение устанавливать связь между количеством предметов и цифрой. | Цифры от 1 до 5и, числовые карточки, предметные карточки на счет «Посчитай сколько и положи нужную цифру». | |
6 | «Цветные помощники» | Развитие памяти, внимания, мышления, слухового и зрительного восприятия, мелкой моторики руки, развитие речи. | Наборы кружков черного, желтого, белого, голубого цвета, наборы счетных палочек, карточки к упражнению «части суток». (27) | |
7 | «Помоги Незнайке» Квадрат Воскобовича | Учить детей читать схемы и выполнять задания педагога. Развитие схематического мышления, сосредоточенности внимания. | Квадрат Воскобовича, схемы, Игрушка Незнайки. | |
8 | «Помоги зайченку» | Развитие распределения и переключения внимания, развитие временных представлений. | Серия сюжетных картин «Осень» Карточки к упражнению «Найди и зачеркни», карандаши. (35). | |
Декабрь | 1 | «Цепочка» Блоки Дьенеша | Развитие умений выделять свойства предметов, учить самостоятельно составлять алгоритм простейших действий. | Логические Блоки Дьенеша, «Продолжи цепочку», «Раздели блоки». |
2 | Ориентировка в пространстве | Сформировать умение ориентироваться в пространстве: наверху, внизу, над, под, слева, справа | Карточки «Назови где находится» на каждого ребенка, карандаши, листы бумаги. | |
3 | «Удивительные фигуры» Блоки Дьенеша | Развитие способности к кодированию, развитие умений классифицировать, развитие памяти. | «Подарим маме бусы», «Засели домики», «Посади цветы в клумбы», Логические Блоки Дьенеша. | |
4 | Кубики Никитина | Знакомство с кубиками Никитина. Развитие внимания, памяти, схематического мышления | Кубики Никитина. Игра «Сложи узор» по количеству детей, сказочный герой мишутка (медвежонок) | |
5 | «Части суток» | Учить детей ориентироваться во времени, знать последовательность частей суток; закреплять знания о том, чем занимаются дети в разное время суток. | Карточки: «части суток» | |
6 | «Зайчата» | Развитие внимания, памяти, мышления, целостного восприятия, развитие умения согласовывать свои действия с действиями сверстника. | Мягкие игрушки (Зайчиха и Зайчонок), наборы счетных палочек, Карточки к упражнению «Чего не хватает?», карточки с номерами по количеству детей, листы, карандаши. (31). | |
7 | «Узор» | Развитие целостного зрительного восприятия, схематического мышления, ориентировки в плоскости листа | Дидактические игры «Найди подходящую фигуру», «Дополни узор», конверты с дополнительными фигурами. | |
8 | Палочки Кюизенера | Продолжать детей раскладывать предметы в убывающем или возрастающем порядке: от самого большого к самому маленькому и наоборот. | Набор палочек Кюизенера для каждого ребенка | |
Январь | 1 | Геометрические фигуры | Закрепить представление о круге, квадрате, прямоугольние и треугольнике. Закреплять понятия: наверху, внизу, над, под, слева, справа. Учить находить предметы похожие на геометрические фигуры | Предметные карточки, геометрические фигуры. |
2 | Кубики Никитина | Развитие схематического мышления, сосредоточенности внимания, усидчивости. | Кубики Никитина. Игра «Сложи узор» по количеству детей, «ёлочка», «ромбик» | |
3 | Порядковый счет | Сформировать умение считать по порядку, отвечать на вопросы: какой? который? Закрепить представление о том, что количество предметов не зависит от их расположения. Закрепить умение соотносить количество с цифрой. | Числовые карточки, предметные карточки, изображения игрушек в один ряд. | |
4 | «Разноцветные палочки» Палочки Кюизенера | Сформировать умение устанавливать соотношение между счетными палочками по длине и выстраивать их от короткого к длинному, выбирая всегда самый длинный. Сформировать умение сравнивать длину предметов путем приложения. Закрепить понятия «длиннее» и «короче» | Палочки Кюизенера, схемы, альбомы. | |
5 | «Зима» | Развитие ориентировки во времени (времена года, зимние месяцы)4 развитие ориентировки в пространстве (на, из-за, под, от) по отношению к предметам; развитие целостного восприятия. | Карточки к упражнению «Дорисуй предметы»; сюжетные картины с изображением времен года; наборы из десяти красных и десяти синих полосок разной длины (39). | |
6 | Уравнение групп предметов | Сформировать умение уравнивать группы предметов двумя способами. Закрепить понятия «вверх» и «вниз», «налево» и «направо». Закрепить умение сравнивать количество предметов. | Набор геометрических фигур. | |
Февраль | 1 | Цифры от 1 до 7и | Сформировать умение отсчитывать заданное количество в пределах 5, устанавливать равенство и неравенство. Закрепить представление о цифре 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Закрепить умение соотносить количество с цифрой. | Цветные счетные палочки одинаковой величины, карточки с цифрами, цифры от 1 до 7и, числовые карточки, предметные карточки на счет «Посчитай сколько и покажи нужную цифру». |
2 | «Зверушки» | Развитие опосредованного мышления, классификации, закрепление пространственных отношений (на, из-за, под, от), развитие памяти, | Плакат с изображением геометрических фигур; карточки к упражнению «Что сначала, что потом?»; наборы геометрических фигур разного размера, карандаши, веревка (44). | |
3 | «Ковер» | Учить выполнять игровые действия в нужной последовательности, подбирать предметы по определенным признакам, начинать действия по сигналу. Развитие внимания, памяти, целостного восприятия. | Дидактическая игра «Сложи узор» | |
4 | Сравнение групп предметов | Сформировать умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов при различных интервалах между предметами в каждой из них, сравнивать количество предметов. Закрепить умение определения направления расположения предметов от самого себя: спереди, сзади, слева, справа. | Наборы игрушек | |
5 | Кубики Никитина | Развитие схематического мышления, сосредоточенности внимания, усидчивости. | Кубики Никитина, по количеству детей, «Дом», «Лодка», «Фонарики». | |
6 | Квадрат Воскобовича | Закреплять умение сгибать по диагонали, по прямой, развитие конструктивного мышления. | Квадрат Воскобовича, схемы, рисунки, листы, карандаши. | |
7 | Палочки Кюизенера | Продолжать учить составлять узор по схеме, разитие восприятия цвета, глазомера, ориентировки на листе бумаги. | Палочки Кюизенера, схемы | |
8 | «Фигуры» | Развитие временных представлений (части суток), развитие мыслительных операций: классификации, анализа; развитие памяти. | Карточки «Части суток»; наборы геометрических фигур, отличающихся величиной и цветом, наборы из шести палочек, листы, карандаши (47). | |
Март | 1 | Счет предметов по названному числу | Сформировать умение детей считать предметы по названному числу и запоминать его. Закрепить умение находить равное количество игрушек, различать геометрические фигуры. | Набор геометрических фигур, набор игрушек. |
2 | Восстанови последовательность | Учить детей последовательно собирать сюжетные картинки, развитие логического мышления, внимания, мыслительных операций анализа и синтеза, развитие речи. | Сюжетные картинки, игра «Что сначала, что потом». | |
3 | «Делаем сами» | Учить детей составлять самостоятельно узор из готовых форм, развитие воображения, творческой активности | Игра «Составь узор», готовые плоскостные фигуры, листы. | |
4 | Кубики Никитина | Развитие схематического мышления, сосредоточенности внимания, усидчивости, развитие моторики кисти. | «Окошко», «Цветок», «Горка», Бабочка». | |
5 | «Кто спрятался» | Развитие мыслительных процессов: анализа, обобщения, классификации. | Дидактическая игра «Чего не хватает», «Назови следующий предмет». | |
6 | «Геоконт» | Знакомство детей с Геоконтом. Знакомство с силуэтным конструированием. Освоение пространственных предсталений, развитие сенсорных способностей. | Геоконт (Воскобовича) | |
7 | Понятия «внутри», «снаружи» | Дать представления понятиям «внутри», «снаружи» | Карточки на каждого из детей | |
8 | «Котенок» | Тренировать детей в счете от одного до десяти и наоборот; учить детей решать простые задачи, развитие памяти, развитие умений анализировать. | 10 кубиков; Серия сюжетных картин, карточки «четвертый - лишний», «Снежинки», карандаши (50). | |
Апрель | 1 | Внимание | Развитие переключения, концентрации внимания, Развитие мышления | Перфокарты, «Найди отличия». |
2 | Кубики Никитина | Развитие схематического мышления, сосредоточенности внимания, усидчивости, развитие моторики кисти. | «Катушка», «Флаг», «Пароход». | |
3 | «Геоконт» | Обучать детей силуэтным конструированием, освоение пространственных представлений, развитие сенсорных способностей, развитие логики. | Геоконт (Воскобовича), «Бочонок», «Флажок», Кораблик». | |
4 | Цифры от 1го до 9 | Сформировать умение отсчитывать заданное количество в пределах 9, устанавливать равенство и неравенство. Закрепить представление о цифре от 1 до 9и, закрепить умение соотносить количество с цифрой. | Числовые и предметные карточки, магнитные цифры. | |
5 | «Четвертый - лишний» | Учить детей находить предметы, лишние в группе предметов, находить объяснение, развитие логического мышления, внимания, памяти. | Карточки для каждого ребенка, 3 набора. | |
6 | «Медвежонок» | Продолжать учить решать простые задачи (в счете), развитие умения анализировать; развитие воображения. | Дидактическая игра «Кто здесь лишний», карточки с изображениями домашних животных (53). | |
7 | «Геоконт» | Обучать детей силуэтным конструированием, освоение пространственных представлений, развитие сенсорных способностей, развитие логики. | Геоконт (Воскобовича), «Сарафан», «Сапожок», «Ракета», «Бабочка», «Кувшинка». | |
8 | «высокий», «низкий», «одинаковые по высоте». | Сформировать понятия «высокий», «низкий», «одинаковые по высоте». | Полоски бумаги, предметные карточки. | |
Май | 1 | «Интересные картинки» | Продолжать учить детей расставлять по порядку серию сюжетных картин, развитие опосредованного мышления; развитие целостного восприятия; развитие умений в счете, определение количества фигур. | Карточки к упражнениям «Что это?», «Меньше - больше», листы, карандши., картинки из серии сюжетных картин (58). |
2 | Сравнение предметов по величине | Сформировать умение сравнивать высоту, длину, ширину предметов путем приложения и наложения. Закрепить понятия «выше» и «ниже», «шире» и «уже», «длиннее» и «короче». | Предметные карточки. | |
3 | «Геоконт» | Обучать детей силуэтным конструированием, освоение пространственных представлений, развитие сенсорных способностей, развитие логики. | Геоконт (Воскобовича), «Собака», «Чайник», «Часы», «Цифра - 1», «Ваза». | |
4 | «Запоминай» | Развитие навыков счета, развитие зрительной памяти, развитие умений отбирать из общего количества полосок, всегда самую корткую. | Дидактическая игра «Каких фигур больше», «Запомни предметы», наборы из десяти желтых и десяти зеленых полосок разной длины, цветные карандаши (62). | |
5 | «Дни недели» | Учить детей различать дни недели, знать последовательность дней недели. | Цветные карточки на каждый день недели. | |
6 | Кубики Никитина | Развитие схематического мышления, сосредоточенности внимания, усидчивости, развитие моторики кисти. | «Горка», «Чернильница», «Флаг». | |
7 | «Нарисуй» | Развитие мышления (анализа, умения классифицировать), развитие воображения, наблюдательности, мелкой моторики руки, зрительно - моторной координации. | Карточки с изображениями «Нарисуй подходящий предмет», «Нарисуй подходящую фигуру», по 2 картинки, цветные карандаши (65). | |
8 | Найди закономерность | Развитие логического мышления, внимания. | Карточки с таблицами, цветные карандаши |