Конспект интерактивного занятия Путешествие в русскую деревню

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект интерактивного занятия Путешествие в русскую деревню

Тема: «Ознакомление дошкольников с бытом русской деревни»

Цель:

  • Формирование представления об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта.

Задачи:

  • Обучающая: познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.). Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками. Словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами: ухват, чугун, прялка, рубель, коромысло.

  • Развивающая: развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.

  • Воспитательная: вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к быту русского народа. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар, прихват, кочерга, колодец, топка, лапти, лыко, лучина.

Ход занятия:

Слайд 2 (потайные картинки)

Конспект интерактивного занятия Путешествие в русскую деревню

В: на прошлой встрече мы проводили домовенка Кузю в его деревню. Давайте вспомним, как это было! Где жили люди, пока они не научились строить деревянные дома?

Д: ответы.

В: почему люди начали строить деревянные избы?

Д: ответы.

В: почему люди жили большими группами?

Д: ответы.



Сдайд 3

В: чем занимались мужчины деревнях?Конспект интерактивного занятия Путешествие в русскую деревню

Д: ответы.

В: ребята, скажите, как называются люди, которые ловят рыбу?

Д: ответы.

В: ребята, скажите, а как называются люди, которые охотятся? Д: ответы.

В: ребята, скажите, а как называются люди, которые занимаются строительством?

Д: ответы.

В: ребята, скажите, а как называются люди, которые защищают свой дом, свою Родину, свою землю?

Д: ответы.

Слайд 4

В: давайте мы с вами поиграем в игру «Кому что нужно?». Вам необходимо распределить предметы и инструменты необходимые для охотника, рыбака, строителя и защитника Конспект интерактивного занятия Путешествие в русскую деревню

Д: выполняют действия на интерактивной доске.

Слайд 5Конспект интерактивного занятия Путешествие в русскую деревню

В: а чем занимались женщины?

Д: ответы.

Слайд 6 (потайные картинки)

В: как называлось ограждение вокруг деревни?Конспект интерактивного занятия Путешествие в русскую деревню

Д: ответы.

В: но в других странах, люди делали каменное ограждение. Как вы думаете, с чем это связано?

Д: ответы.

В: это зависело от местности где жили люди. В нашей местности растет много деревьев и заборы делались деревянными, а где-то горная местность и ограждение было каменным.

Слайд 7

В: молодцы! А сегодня домовенок приглашает нас заглянуть в русскую избу и посмотреть, как же люди обустраивали свое жилье!Конспект интерактивного занятия Путешествие в русскую деревню

Д: просмотр видео ролика «Русская изба».

Слайд 8

В: В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей.Конспект интерактивного занятия Путешествие в русскую деревню

В: Ребята, а что нужно сделать, чтоб печь дала тепло и в ней можно было приготовить пищу?

Д: ответы.

В: в печке, было большое отверстие - топка, куда закладывали поленья. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь. В русской печи, в чугунках очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Слайд 9

В: ребята, а давайте вспомним, что нужно сделать человеку, чтоб на его столе появился хлеб? И поиграем в игру «Логическая цепочка». Вам необходимо собрать последовательно картинки в две таблицы, в первой таблице будет цепочка - прошлого, а во второй таблице - цепочка настоящего.Конспект интерактивного занятия Путешествие в русскую деревню

Д: - собирают цепочки из картинок на интерактивной доске.

В: молодцы! Действительно, нудно много сил приложить для того, чтоб на столе появился хлеб. Ребята, так было в прошлом, а как сейчас, в наше время появляется хлеб на нашем столе.

Слайд 10(потайные картинки)Конспект интерактивного занятия Путешествие в русскую деревню

В: Но для того, чтобы приготовить пищу, женщине, необходимо принести воды из колодца.

В: а что такое колодец?

Д: ответы.

В: да, колодец, это глубокая яма, на дне которой, чистая, холодная вода. И чтоб женщине было легче принести ведра с водой, люди придумали специальное приспособление - коромысло. Это длинная, изогнутая палка на концах которой крюки. Женщины набирали в колодце в ведра воду, вешали на крюки на коромысле, которое одевали на плечи и несли в свой дом.

В: ребята, приготовил для вас игру: «Кто быстрее». Вам нужно намотать нитку на палку чтоб поднять ведерко с «водой» из колодца.

Д: выполняют действия.

Слайд 11(потайные картинки)

В: ребята, посмотрите, это приспособление называется ухват. Как вы думаете, как хозяйка его использовала?Конспект интерактивного занятия Путешествие в русскую деревню

Д: ответы.

В: да, ухват служил для того, чтобы доставать из печи горячий чугунок.

В: а кто знает, что такое чугунок? И почему его так называют?

Д: ответы.

В: чугунок - это такой сосуд, который сделан из прочного, тяжелого металла - чугуна, который долго держит тепло, и еда в нем сохраняется долгое время горячей.

Слайд 12

В: Кузя, а мы с ребятами знаем, что огонь очень опасен! Давайте расскажем нашему гостю какую опасность и беду несет огонь!Конспект интерактивного занятия Путешествие в русскую деревню

Д: ответы.

В: правильно, если неаккуратно обращаться с огнем, случится пожар и сгорит весь дом! При пожаре могут погибнуть люди и домашние животные! Напомните домовенку, кто помогает нам, устранить пожар и по какому телефону мы звоним, обращаясь за помощью?

Д: ответы

В: мы с вами перечислили причины возникновения пожара в квартире и вспомнили кто помогает нам тушить пожар.

Слайд 13 (потайные картинки)

В: а давайте подумаем, какие причины пожара возникают в деревне, в избе? Конспект интерактивного занятия Путешествие в русскую деревню

Д: ответы

В: главным источником пожара в избе, была печь, а точнее угольки, которые случайно выпадали из топки и загорались на деревянном полу. Многие люди издавна знали об опасности, который несет огонь, и чтоб не допустить беды в свою избу закрывали топку заслоном, который был сделан из железа. Заслон предотвращал случайный выход огня из печи. Но если все же случался пожар, сбегались люди со всей деревни и ведрами тушили горящий дом.

Слайд 14 Конспект интерактивного занятия Путешествие в русскую деревню

В: ребята, вы наверное устали? И вот к нам в гости прилетели капельки воды, чтоб немного с вами отдохнуть и делать небольшую зарядку! Вставайте на ноги и повторяйте движения за капельками!

Д: выполняют движения.

Слайд 15 (скрепка)

В: Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, обязательно в каждой избе были прялки, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи, а мужчины плели корзины из прутьев и лапти из лыка. Долгими зимними вечерами горела на столе лучина - ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.Конспект интерактивного занятия Путешествие в русскую деревню

Звучит русская народная песня «Пряха».

Д: прослушивая песню, выполняют движения под музыку.

В: а может вы, ребята, какие-нибудь пословицы или поговорки о пряхах знаете?

Д:

  • У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

  • Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.

  • Хорошо прядёшься - весело поёшься.

Слайд 16Конспект интерактивного занятия Путешествие в русскую деревню

В: ребята, посмотрите на экран и назовите предметы мебели, которые вы видите в избе.

Д: стол, лавки, полки, сундуки.

В: да, в те времена в домах было мало мебели и делали ее из…

Д: ответы

В: и посуды тоже было очень мало: ложки, тарелки, кружки, которые тоже были вырезаны из дерева.

Слайд 17

В: большой стол стоял посреди комнаты, а вокруг стола лавки. За этим столом собиралась вся семья от мала до велика. На столе - посуда.Конспект интерактивного занятия Путешествие в русскую деревню

В: давным - давно был такой обычай: первым начинал прием пищи самый старший член семьи, то есть это был либо дедушка, либо папа, и сидел он во главе стола, а затем уже все остальные.

Слайд 18

В: на этом наше путешествие с домовенком Кузей заканчивается и напоследок он приготовил для вас задание: вам нужно, открыть все карточки по парам, на одной карточке будет изображен предмет старины, а на другой - предмет современности.Конспект интерактивного занятия Путешествие в русскую деревню

Д: выполняют действия на интерактивной доске.

В: молодцы! Вы отлично справились с заданием! Нам пора покинуть избу, но Домовенок Кузя с нами не прощается, он ждет от нас рисунков, которые вы нарисуете для него, на которых изобразите то, что вам понравилось больше всего в нашем путешествии! Мы их сложим в конверт и вышлем ему в деревню!



© 2010-2022