Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Л.К.Гильманова, воспитатель

МАДОУ ЦРР-ДС №44 «Золотой ключик», г.Нижневартовск

Использование гендерного подхода в развитии речи детей в дошкольном учреждении.

Исследования последних десятилетий показывают, что в развитии личности, наряду с индивидуальными и возрастными, большую роль играют особенности, получившие название гендерных. Гендерные исследования в психологии приобретают все большую актуальность, теоретическую и практическую значимость. Возраст и половая принадлежность являются важнейшими индивидными характеристиками, во многом определяющими поведение человека уже с раннего возраста. Введение понятия «гендер» (социальный пол личности) связано с попыткой разграничить биологические характеристики лиц разного пола и социально обозначенные особенности мужчин и женщин. Вместе с тем, можно сказать, что в науке на сегодняшний день нет единого взгляда на природу гендера. Его относят, с одной стороны, к мыслительным моделям, разработанным с целью более четкого научного описания проблем пола и разграничения его биологического и социального компонентов, а с другой - гендер рассматривается как социокультурный объект, создаваемый обществом во многом посредством языка и речи.

Именно в речи, по мнению психологов и лингвистов, в большинстве случаев наиболее ярко проявляются гендерные различия. На сегодняшний день имеется ряд исследований, в которых рассматриваются особенности вербального поведения лиц разного пола (Кирилина A.B.» Горошко Е.И., Земская Е.А., Китайгородская М.А., Розанова Н,Н, и др.), однако большинство из них затрагивают проблему гендерных различий в речи взрослых людей. Многие вопросы изучения детской речи в данном аспекте остаются малоизученными, причем представленные данные часто противоречивы. Тем не менее, широко распространенными являются представления о том, что речь мальчиков более логична, чем у их сверстниц, хотя и не в полной мере соответствует нормам языка, девочки же обладают хорошо развитыми вербальными навыками, но менее творчески подходят к формулированию собственных высказываний.

Имеющиеся в научной литературе данные свидетельствуют, что дошкольный возраст является сенситивным периодом не только для развития речевой деятельности, но и для гендерной социализации ребенка. Это обуславливает важность изучения гендерных особенностей речи в рамках дошкольного детства. Незнание ключевых характеристик речевой деятельности и особенностей овладения родным языком девочками и мальчиками приводит к отсутствию четких критериев оценки реального уровня их речевого развития, невозможности качественной оптимизации речи детей. Это является причиной возникновения не только различных проблем в формировании собственно речевой деятельности дошкольников, но и мешает полноценному личностному развитию детей разного пола.

Существенное снижение показателей речевого развития современных мальчиков и девочек, увеличение числа дошкольников с различными нарушениями речи, значительный процент детей младшего школьного возраста, испытывающих затруднения при овладении чтением и письмом, делают необходимым разработку и применение новых подходов к целенаправленному развитию детской речи. К числу таковых относится гендерный подход, использование которого в изучении и развитии речи девочек и мальчиков дошкольного возраста может существенно оптимизировать их речевую деятельность и создать предпосылки для адаптации к последующему школьному обучению.

Гендерные особенности речи детей дошкольного возраста проявляются в выборе различных языковых средств, маркируемых социальными нормами и стереотипами в отношении поведения мужчин и женщин. Выбор этих средств, в процессе осуществления речевой деятельности, опосредован гендерной принадлежностью ребенка и соответствующим социальным опытом. Как правило, речь девочек предметна, слабо компенсирована, в ней преобладает аффективный компонент. В речи мальчиков больше выражены когнитивный и мыслительный компоненты, она динамична и носит объяснительный характер, однако в меньшей степени соответствует нормам использования лексических единиц. Указанные особенности проявляются на разных уровнях высказывания: лексическом, морфологическом, синтаксическом и смысловом, определяя качественное своеобразие речи девочек и мальчиков.

Гендерные особенности речи в значительной степени детерминируют различные траектории речевого развития мальчиков и девочек в дошкольном возрасте. У девочек активнее развиваются базовые языковые структуры, отвечающие за использование лексических единиц, что можно назвать «горизонтальной» траекторией развития. У мальчиков же наиболее развитыми являются сложные грамматические операции, что можно определить как «вертикальную» траекторию развития.

Реализация гендерного подхода способствует оптимизации речевого взаимодействия детей с взрослыми, активизирует основные структуры речеязыкового механизма дошкольников и повышает эффективность психолого-педагогической работы по развитию их речи, исчезновению стереотипов в отношении речи девочек и мальчиков дошкольного возраста. В частности, поведение девочек определяется как преимущественно вербальное, устным высказываниям приписывается грамотность оформления при невысокой логичности («женская логика»). Традиционными являются представления о выраженной эмоциональности речи девочек и их большей склонности к гуманитарным наукам. Поведение мальчиков, напротив, характеризуется как преимущественно невербальное. Считается, что речевые способности мальчиков развиваются хуже, чем у их сверстниц. Подчеркивается, что взрослые часто приписывают устным высказываниям мальчиков логичность, невысокий уровень грамотности, использование стилистически сниженных языковых средств (Маккоби Э., Джеклин К., Кон И.С., Агеев B.C., Клецина И.С., Шилов И.Ю., Тельнюк К.В.). Эти традиционные представления, на которые нередко опираются в практической деятельности педагоги и воспитатели, в определенной мере ограничивают развитие детей обоего пола, поскольку различия в речевой деятельности признаются естественными и закономерными. Влияние этих гендерных стереотипов на процесс воспитания и обучения детей особенно ярко проявляется в условиях гендерной социализации, активно протекающей в период дошкольного детства (Кон И.С., Асмолов А.Г., Ильченко Л.B., Прозументик О.В., Ледовских Н.К. и др.).

У детей разного пола выявлены некоторые различия в развитии речи. Так, Нельсон К., Бейтс Э,, Брезертон А. определили две принципиально различные тактики овладения языком: референциальную (в большей степени характерную для девочек) и экспрессивную (чаще характеризующую речевое развитие мальчиков). Речь девочек, в силу референциальной тактики, отличается активным использованием прилагательных, быстрым увеличением лексикона и употреблением большего числа повествовательных предложений, В речи мальчиков, напротив, выявлено небольшое число существительных и прилагательных, медленный рост активного словаря. Мальчики чаще используют побудительные предложения, чем повествовательные.

Результаты изучения диалогического общения девочек и мальчиков (Горошко Е.И., Шелдон Э., Ауш JI.) показали, что выбор тем разговора детьми разного пола неодинаков: девочки чаще обращаются к конкретным, сиюминутным вопросам, тогда как мальчики предпочитают разговаривать на достаточно абстрактные темы. Кроме того, в ходе диалога мальчики допускают в своей речи грубые грамматические ошибки, для девочек же характерны ошибки, связанные с гиперкоррекцией, чрезмерным контролем речевого действия.

Вместе с тем, отмечается, что, хотя в целом проблема гендерных особенностей речевой деятельности и получила определенное освещение в научной литературе, далеко не все ее аспекты изучены достаточно хорошо. В частности, нечетко обозначено само понятие гендерных особенностей речи детей, не выявлена их связь с основными структурами речеязыкового механизма ребенка, не определены способы учета указанных особенностей в процессе целенаправленного развития детской речи.

Было установлено, что навыки, связанные с развитием лексической и морфологической сторон речи, у девочек развиты лучше, чем у мальчиков. Девочки успешно справлялись с подбором глаголов и прилагательных, правильно изменяли и образовывали необходимые формы слов. Мальчики демонстрировали активность в подборе существительных. Синтаксические операции успешнее осуществлялись мальчиками, особенно существенные различия с результатами девочек обнаружены при дополнении придаточной части сложноподчиненного предложения. Речевые навыки, связанные с осознанием языковых элементов и анализом устного высказывания, лучше сформированы у девочек. Развитое чувство языка у мальчиков зафиксировано практически в два раза чаще, чем у девочек, и характерно только для детей старшего дошкольного возраста.

Качественный анализ ответов детей показывает, что девочки в большей степени склонны персонифицировать собственное высказывание, придавать ему определенный личностный смысл и законченную грамматическую форму. Мальчики, напротив, стремятся передать в своей речи только необходимую информацию, исключив ненужные детали.

Особого внимания заслуживают особенности высказываний, опосредованные гендерной принадлежностью и соответствующим социальным опытом детей определенного пола. Так, например, девочки в большинстве случаев неверно подбирали глаголы в описаниях действий, традиционно считающихся мужскими (использование транспорта, инструментов), тогда как мальчики ошибались при описании действий, которые чаще осуществляют женщины (связанные с бытом). Примеры ошибок девочек: «рубит доски пилой», «пилит топором», «режет доски пилой», «папа накачивает машину». Ошибки мальчиков: «мама моет белье, одежду», «мама варит котлету». В тех же случаях, когда речевая деятельность осуществлялась мальчиком или девочкой в рамках своего гендерного опыта, подобные ошибки не встречались.

Таким образом, к концу дошкольного возраста большинство речевых навыков, основанных на многократном повторении и активно обогащающемся лексиконе, лучше развито у девочек. С логическим оперированием элементами языка и составлением сложных синтаксических конструкций успешнее справляются мальчики.

Методика «Рассказ на заданную тему» (одна из многих, рекомендуемых в данном случае) была использована для анализа связной речи детей. В данной ситуации есть возможность оценить не только развитие отдельных речевых навыков, но и их использование в непосредственном речевом общении. Как гендерно нейтральная так же была определена тема «Любимая игрушка». При выявлении особенностей развития речи девочек и мальчиков, учитывались следующие параметры лексического, морфологического и синтаксического уровней текстов: общий объем высказывания, коэффициент лексического разнообразия, представленность различных частей речи, количество и виды используемых предложений. Кроме того, анализировался и смысловой уровень детских рассказов, представленность в них гендерных норм и стереотипов поведения.

Таким образом, речевая деятельность девочек и мальчиков, в которой находят отражение гендерные нормы и стереотипы современного общества, в значительной степени опосредована гендерной принадлежностью ребенка, что детерминирует специфику активизации отдельных блоков речеязыкового механизма в дошкольном возрасте. Однако в условиях спонтанного речевого развития не все блоки речеязыкового механизма развиваются одинаково равномерно, что отрицательно сказывается на содержании и языковом оформлении высказываний детей. Это лишний раз указывает на необходимость разработки соответствующих программ развития речи детей с учетом выявленных гендерных особенностей их речевой деятельности.

Анализ существующих программ и различных пособий позволит подобрать наиболее эффективные задания, упражнения и игры для развития речи, адекватные возможностям и интересам девочек и мальчиков. Содержание занятий должно определяться в соответствии с указанными направлениями развития речи детей разного пола на основе традиционной Программы воспитания и обучения в детском саду. Работа по каждому разделу программы включает ряд последовательных этапов:

1) оптимизацию материальной развивающей среды в целях обеспечения мотивации речевой деятельности детей разного пола;

2) проведение занятий в однополых подгруппах, обеспечивающих дифференцированное овладение новым материалом и развитие необходимых речевых навыков у девочек и мальчиков;

3) работу в смешанной группе, направленную на закрепление полученных результатов и повышение речевой активности детей обоего пола;

4) организацию нерегламентированной деятельности для поддержания достигнутого уровня речевого развития девочек и мальчиков.

Таким образом, в заключении мы приходим к следующим выводам. Речь детей дошкольного возраста, наряду с возрастными и индивидуальными аспектами, отличается и определенными гендерными особенностями: гендерная принадлежность и соответствующий социальный опыт влияют на уровень и основные характеристики развития речи детей, определяя качественное своеобразие высказываний девочек и мальчиков; использование гендерного подхода существенно повышает эффективность психолого-педагогической работы по развитию речи девочек и мальчиков в дошкольном учреждении.

Список литературы:

  1. Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов //Вопросы психологии, 1987, №2. С. 58-75.

  2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. - С. 245-256.

  3. Бужигеева (Ушакова) М.Ю. К вопросу о разработке полодифференцированной образовательной технологии в ДОУ //Образование для XXI века: доступность, эффективность, качество: Труды Всероссийской научно: практической конференции. - М., 2002. - С, 325-327 (в соавторстве с Т.Г. Твердовой, личный вклад 50%).

  4. Выготский Л.C. Мышление и речь. М., 1996.

  5. Горошко Е.И., Кирилина А.В. Гендерные исследования в лингвистике сегодня //Гендерные исследования. Харьков. - №2, 1997. - С.234-241.

  6. Земская Е.А., Китайгородская М.А., Розанова Н.Н. Особенности мужской и женской речи // Русский язык в его функционировании. Под ред. Земской Е.А. и Шмелева Д.Н. М., 1993. - С.90-136.

  7. Ильченко Л.B. Развитие психологического пола ребенка-дошкольника (4-7 лет). Дисс.канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1995.

  8. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М., 1999. -189с.

  9. Клецина И.С. Развитие гендерных исследований в психологии // Общественные науки и современность, 2002, №3. С. 181 - 192.

  10. Кон И.С. Психология половых различий //Вопросы психологии, 1981, №2. С. 47-57.

  11. Ледовских Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте. Дисс. канд. пед. наук. М., 1997.

  12. Прозументик О.В. Становление полового самосознания в старшем дошкольном возрасте. Дисс. канд. психол. наук. М., 1999.

  13. Тельнюк И.В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет в условиях детского сада. Дисс.канд. психол. наук. СПб, 1999.

  14. Шилов И.Ю. Полоролевые образы и особенности тендерной идентичности в сознании старшеклассников, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа. Дисс. . канд. психол. наук. СПб, 2000.

  15. Ausch L. Gender comparisons of young children's social interaction in cooperative play activity // Sex roles. 1994. Vol. 31. P. 225-239.

  16. Maccoby E.E. The two sexes: growing up apart, coming together. L., 1999.

  17. nauka-pedagogika.com/psihologiya


© 2010-2022