Педагогический проект «Музей г. Братска: Ангарская деревня»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический проект « Музей г.Братска: Ангарская деревня»

Тип проекта: творческо-информационный.

Вид проекта: групповой.

Место проведения: г. Братск, МБДОУ «ДСКВ №102 Солнышко», группа «Аленький цветочек»

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.

Актуальность реализации проекта:

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающею его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну. Ведь именно от того как ребенок воспринимает окружающий мир в детстве, в большой степени зависит его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека. И чем чаще в детстве ребенок сталкивается с красотой окружающего мира, с культурой своего народа, становится сам участником русских праздников, стремится сделать или нарисовать своими руками, тем богаче и щедрее его душа.

Мы задумались: как научить ребенка осознанно относится к русской культуре, ценить её красоту и самобытность, любить родные места, стремиться творить своими руками? Как воспитать ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатство своей страны, гордиться за вой народ? В погоне за утилитарными ценностями мы, современные люди, часто забываем не только об истории своей страны, своей Родины, но и обо всем прекрасном, что нас окружает. Восстановить связь времен - одна из задач нравственного воспитания.

Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей систему занятий, игр, упражнений, экскурсий. Нельзя сказать, что педагоги раньше не работали в этом направлении, но каждый это делал индивидуально, так как представлял сам, и настолько насколько считал это необходимым. Да и большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи русского народа, не всегда проникнуты чувством и пониманием ее величия. Поэтому и возникла необходимость сделать проект, который позволит не только расширить и обогатить знания детей, но и объединит воспитателей и узких специалистов в решении данной проблемы. Исходя из выше сказанного, для своего проекта нами были выбраны следующие приоритеты:

  • Посещение музея: выставок народно-прикладного искусства, картин художников, керамики, литья и т.д.

  • Использование всех видов фольклора (сказки, хороводы, былины, поговорки и т.д.), проведение народных праздников, ярмарок и традиций.

  • Обучение детей приемам народно-прикладного искусства (лепка из глины).

  • Знакомство с историей русской культуры (занятия, беседы, просмотр видеозаписей и слайдов).

Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности! Поэтому так важно в наши дни возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению те нравственные устои, патриотическое настроение, которые пока ещё живы в людях старшего поколения, вынесших из общественных катаклизмов чистоту помыслов, чувство любви к Отечеству, к своему народу. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности, отбивает у детей желание проявлять себя творчески. Основой при формировании эстетического сознания подрастающего поколения, начиная с самого юного возраста, должны стать художественные ценности традиционной культуры, источником и фундаментом которых является фольклор и народное искусство.

Цель проекта: Разработать систему взаимодействия между воспитателями и узкими специалистами, которая позволит наиболее эффективно и качественно решать проблему формирования у старших дошкольников патриотических чувств и развития духовности.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно - прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского фольклора.

  • Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.

  • Развивать интерес к посещению музея. Воспитывать умного и грамотного зрителя, который будет уметь ценить прекрасное и возрождать то, что было утрачено за многие годы.

  • Развивать творческий потенциал и способности, позволяющие ребёнку самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

  • Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её.

  • Воспитывать культуру общения со сверстниками и взрослыми в процессе совместных действий, посещений музея, проведения праздников.

  • Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», фольклорных праздниках, изготовлению пособий.

Предполагаемый результат:

  • Дети должны получить первичные представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей русского народа.

  • Различать виды народно-прикладного искусства, жанры художественного и фольклорного творчества.

  • Иметь представления о национальных традициях и праздниках.

  • Испытывать желание реализовать свои творческие потребности на занятиях продуктивной деятельности.

  • В результате совместной деятельности педагогов у детей будут сформированы: представления о духовных ценностях народа, зачатки культуры поведения и общения со сверстниками и взрослыми; будут отработаны единые методы и требования, направленные на развитие потенциальных способностей ребенка.

  • В ДОУ будет накоплен исторический материал ( предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви, фотографии из музея, фотосессии подготовленные родителями ), который будет использоваться в работе с детьми - необходима его систематизация : изготовление стендов, приобретение коробок для хранение экспонатов, изготовление стеллажей для хранения, оформление тематических фотоальбомов, приобретение телевизора и DWD, пополнение фонотеки и видеотеки.

Предварительная работа.

  • Знакомство с русскими народными сказками «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», «Морозко», «Василиса Прекрасная» и другие. Просмотр художественных и мультипликационных фильмов по этим сказкам.

  • Экскурсия в Ангарскую деревню. Знакомство с русской избой, с предметами обихода.

  • Беседы о русских народных праздниках, о народных играх. Разучивание русских народных песен, песенок потешек, закличек, скороговорок, загадок, дразнилок, пословиц, поговорок.

  • Знакомство с народным промыслом (Дымковские игрушки, Филимоновские игрушки, Каргопольские игрушки, хохломская роспись, гжель и т.д.)

  • Лепка из глины игрушек и роспись их по известным нам народным промыслам.

  • Выставки детского творчества «Русская барыня», «Лепка дымковского коня».

  • Беседа о музеях: зачем они нужны? что в них храниться? кто туда ходит и зачем?

Роль родителей в реализации проекта:

  • Участие в организации экскурсий в городской музей и «Ангарскую деревню».

  • Участие в организации «мини-музеев» (деревянной игрушки, головных уборов и т.д.) и коллекций в группе (коллекция значков, открыток и т.д.).

  • Изготовление пособий, костюмов, кокошников.

  • Участие в фольклорных праздниках.

  • Консультации: «Роль народно-прикладного искусства в эстетическом развитии детей», «Давайте попоем», «Что рассказал музей», «Воспитание патриотических чувств у детей».

Участие специалистов и воспитателей в проведении проекта:

  • Комплексные занятия по познавательной, изобразительной деятельности и фольклору.

  • Совместное проведение народных праздников.

  • Кружковая работа: студия народного промысла «Глиняшка», фольклорная студия «Потешки», кружок «Рукоделие».

  • Совместное посещение музеев.

  • Организация выставок детских работ, ярмарок.

  • Консультации для родителей и воспитателей.

Продукт проектной деятельности:

  • Комплексно-тематический план по данному направлению, фотографии детской деятельности, поделки и рисунки детей, конспекты занятий, куклы одетые в национальный костюм, видеофильм о посещении музея «Ангарская деревня».

  • Мультимедийная презентация (демонстрация слайдов, доклад)

Результативность:

Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат.

  • Дети получили первичные представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей русского народа.

  • Различают виды народно-прикладного искусства, жанры художественного и фольклорного творчества.

  • Имеют представления о традициях и праздниках русского народа.

  • Испытывают желание реализовать свои творческие потребности на занятиях продуктивной деятельности.

  • У детей повысился интерес к посещению музея.

  • В ДОУ накоплен исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви, фотографии из музея, фотосессии подготовленные родителями), который будет использоваться в работе с детьми.

  • Видеофильм о посещении музея Ангарская деревня.

  • Мультимедийная презентация «Мы в музеи г.Братска: Ангарская деревня»

Список используемой литературы:

1.О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре»

2. А.В. Терещенко «История культуры русского народа»

3. Т.Н. Карачунская «Музейная педагогика и изобразительная деятельность В ДОУ»

4. Г.Г. Григорьева «Изобразительная деятельность дошкольников»

5. Н.В. Дубровская «Приглашение к творчеству»

6. Т.Г Казакова «Детское изобразительное творчество»

7. А.Е. Клиентов «Народные промыслы»

8. В.П. Копцева «Учим детей чувствовать и создавать прекрасное»

9. О.А.Соломенникова «Радость творчества» Знакомство детей с народным искусством

10. С.А.Жилинская «Живое наследие».

11. М.Забылин «Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия»/ М. 1990г.

12. В.П.Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор»/ М. 1999

13. М.Т. Картавцева «Школа русского фольклора»/ М. 1994г.

14. Д.А. Рытов «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей»/ М. 2010





© 2010-2022