«Взаимодействие с семьёй по формированию культуры природолюбия у дошкольников» ( из опыта работы)

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разорвина С. М. - воспитатель МАДОУ «ЦРР-детский сад №7»

г. Чернушка

Тема «Взаимодействие с семьёй по формированию культуры

природолюбия у дошкольников»

( из опыта работы)

«Приходя в гости к природе, не делай ничего,

что счёл бы неприличным делать в гостях».

Д. Л. Арманд

В системе непрерывного экологического образования и воспитания важны не только все звенья, но и фундамент, на котором формируется личность - это семья. И если фундамент заложен плохо, все остальные звенья дают серьёзные сбои и приходится многое перестраивать в отношении человека к природе. В данном случае действует золотое правило экологии: « Относись к природе так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».

Печально, но развитие культуры природолюбия подрастающего поколения тормозится низкой культурой взрослых. Для детей важен их авторитет, но дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные правила поведения в природе и учат их на следующих примерах: «Костёр сам погаснет. Воды в реке на всех хватит. Не нужно жалеть цветы, их много». Такие фразы воспринимаются детьми с самого раннего детства, и переучивать их в дальнейшем сложно.

Готова ли современная семья дать ребёнку первоначальные умения и навыки природоохранительной работы, сформировать основы культуры природолюбия? Как показывает практика, далеко не всегда. Это выяснилось после обрабатывания анкет. В анкете использовались как закрытые вопросы, предусматривающие выбор одного из предложенных вариантов ответа, так и открытые. Позволяющие свободно высказать свои мнения. 50% родителей не знают, какой вред приносит пластик природе, 100% родителей знают правила поведения в природе, но многие на практике их не выполняют.

Большинство родителей не занимаются систематическим воспитанием у детей правильного отношения к природе. Причины самые разнообразные, их можно сгруппировать по следующим ответам:

  • Этим должны заниматься воспитатели;

  • Нет необходимых знаний;

  • Нет времени заниматься воспитанием;

  • Для этого есть лето.

Поэтому перед собой поставила задачу о взаимодействии ДОУ и семьи в воспитании природолюбия у детей.

В решении данной задачи использую различные формы:

  • Викторины для детей и родителей старшего дошкольного возраста «Что вы знаете о птицах», «Самый умный папа в вопросах экологии», «Самая умная семья в вопросах экологии», «Всё о животном мире». Провожу их

2 раза в год.

В результате родители пришли к выводу, что формирование культуры природолюбия необходимо начинать с себя. Важно быть авторитетом и образцом для детей.

Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать её богатства.

  • Акции:

- «Посади дерево»

Дети и родители подготовительных групп совместно озеленяли территорию около детского сада три года. Ребята в течение лета с радостью наблюдали, как растут их кустики. Но наступала осень и зима, и наши насаждения погибали из-за уборки снега, ремонта трассы. Поэтому предлагаем родителям вместе с детьми посадить деревья и кустарники около дома, на даче.

- «Кормушка», «Зёрнышко».

Ежегодно родители стараются сделать добротные, красивые кормушки, совместно с детьми заготовить корм для зимней подкормки птиц. Подкармливают птиц и около дома, в деревне у бабушки. Так у детей воспитывается желание заботится о братьях наших меньших.

- «Берегите ёлочку - зелёную иголочку»

После многолетней практики проведения данной акции, выяснилось, что почти во всех семьях украшают искусственную ёлочку, а зелёную украшают около дома, в лесу.

- «Охота за пластиком».

Родители и дети приносили не только пластик, но и макулатуру. Дети гордятся, что спасли деревья от вырубки, чтобы выпустить бумагу.

- «Развешивание скворечников»

С родителями и детьми групп №8,9,2,4 развешивали скворечники. Поселились в домиках воробьи, а не скворцы. Дети радуются - помогли птицам найти своё жильё.

  • Родительские собрания

В старших группах предложила несколько игр экологической направленности: «Да - нет», «Волшебный поезд», «Кто рядом живет», «Беседа с деревьями», «Встреча с растениями», «Радости и огорчения», «Природа благодарит и сердится». Родители также поделились опытом по воспитанию природолюбия у детей через игру. После чего сделали совместный вывод: «Существуют определённые правила для посетителей природы» при выполнении которых, важно делать акцент на отсутствие в них частицы «НЕ» вместо правил «Не рви цветы!», «Не убивай животных!»- говорить детям «Сохраняй цветы!», «Береги животных!».

И времени на это специально отводить не надо. Достаточно смотреть вокруг по пути в детский сад или домой. И как результат: дети рассказывают о том, что они видели, гуляя с родителями.

  • Конкурсы и выставки поделок из природного и бросового материала.

Родители вместе с детьми делают поделки, и дети знают, что из пластика и другого бросового материала можно сделать много полезных вещей. Например, нестандартное оборудование для физкультурного уголка, украшения для цветника и т.д.

Совместные работы занимали призовые места в районных конкурсах «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Новогодняя игрушка», «Чернушка - территория красоты» и многих других.

Привлечь внимание к взаимодействию с семьёй по природолюбию помогает

  • Наглядная информация (иллюстрации, плакаты, альбомы, проспекты…)

  • Консультации

  • Рекомендации и советы

В них предлагаю обратить внимание детей на красоту окружающей природы. Объясняю, что во время наблюдений расширяется кругозор, любознательность, развивается внимание, мышление.

  • Стенная газета «Вести от Флорика».

  • Информационная газета «Берёзка»

  • Папки - передвижки, с целью получения обратной связи (о семейных традициях, играх, выполнения правил поведения в природе…)

После того, как мы «полечили» берёзку на участке детского сада, многие дети рассказали, как они вместе с родителями «лечили» деревья и кусты.

Маленький ребенок познает мир с открытой душой. Природу дети воспринимают очень эмоционально. Помимо них исключительно важную роль в становлении личности ребенка играют нравственные эмоции: гуманность, отзывчивость и т.д. (А.В.Запорожец).

Из всего сказанного следует вывод: только тесно взаимодействуя с семьями воспитанников можно добиться положительных результатов по воспитанию у детей природолюбия.



© 2010-2022