Доклад «Интегрированный подход по формированию целостной картины мира у дошкольников посредством живописи»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





«Интегрированный подход по формированию целостной картины мира у дошкольников посредством живописи»

4 секция: «Использование инновационных технологий и вариативных форм (ТРИЗ, ГПО, интеграция воспитательно-образовательного процесса, ИКТ) - основа личностно-ориентированного подхода к детям дошкольного возраста»







Новоселова Ольга Витальевна,

воспитатель МДОУ детского сада

общеобразовательного вида

с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно -

эстетическому развитию

№8 «Теремок»


Шарыпово 2010г.



«В период детства мышления мыслительные

процессы должны быть как можно теснее

связаны с живыми, яркими, наглядными

предметами окружающего мира...»

В.А.Сухомлинский.

Дошкольное детство - это начальный этап формирования личности, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается представление о мире, как о целостной картине, формируются первоначальные основы мировоззрения ребенка.

Незаменимым средством в становлении цельной, гармонически развитой и творчески активной личности ребенка является искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, что близко ребенку дошкольного возраста. Ценно то, что оно пробуждает философское отношение к жизни. А.А.Блок, тонкий ценитель искусства, говорил: «Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие). Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети». Как тонко подмечено, как лаконично и в то же время емко охарактеризованы педагогические возможности живописи и особенности детского восприятия.

Актуальность данной проблематики подтверждается и тем, что к ней давно обращались видные ученые и исследователи, как в отечественной, так и в зарубежной науке.

Так, например великие педагоги и мыслители Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо и И.Г.Песталоцци указывали на общеобразовательное и воспитательное значение живописи, раскрывали ее роль в развитии личности ребенка, в формировании первоначальных основ мировоззрения.

Зачастую в детском саду существует предметная система обучения и нередко получается, что знания остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира.

Занятия на принципе интеграции разных видов искусства и разнообразных видов деятельности детей вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. Интегрированные занятия обеспечивают эффективное формирование знаний и умений по каждому разделу программы, формирование у дошкольников целостной картины мира, способствуют повышению качества знаний, усиливают воспитательную направленность содержания занятий, а также обеспечивают большую плотность содержания, способствуют развитию познавательной активности дошкольников.

Где наши дети могут увидеть необычные явления природы, правила взаимодействия стихий мира: огня, воды, воздуха и земли? Как полно можно раскрыть перед ними картину окружающего мира: быт, труд людей в различных сферах деятельности? Каждое произведение живописи фиксирует эти взаимодействия, раскрывает картину окружающего мира и т.п. Значит, используя на занятиях репродукции художников, можно показать картину жизни в ее динамике.

Для выявления объема знаний детей, их полной характеристики по целостному представлению окружающего мира я провела диагностику, предусмотренную «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой по разделам: «Ребенок и окружающий мир», «Развитие речи и ознакомление с художественной литературой», «Изобразительное искусство». Результаты диагностики показали, что дети обладают лишь поверхностными знаниями: высокий уровень ЗУН составил 11,5%, средний - 78,3%, низкий - 10,2% .

Предположив, что методика педагогов-новаторов по ознакомлению с живописью поможет мне в целостном развитии личности ребенка, я выбрала тему для дальнейшей работы: «Интегрированный подход по формированию целостной картины мира посредством живописи».

Изучив работы ученых-педагогов по данному направлению, я выделила цель:

- формирование у детей дошкольного возраста целостной картины мира посредством интеграции изобразительного искусства с занятиями познавательного цикла. Цель предполагала решение следующих задач:

- Образовательные: знакомить детей с произведениями искусства, учить выделять познавательную, эстетическую, нравственную ценность содержания картины, совершенствовать представления о средствах выразительности, активизировать интерес к общественной жизни страны, к различным видам деятельности человека, к ценностям, которые создает народ.

-Развивающие: развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка, эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребенка.

- Воспитательные воспитание самостоятельности, интереса и потребности к изобразительному творчеству.

Для более глубокой работы по теме мною было разработано перспективное планирование работы с детьми, включающее занятия на принципе интеграции разных видов искусства и разнообразных видов деятельности детей (познавательным развитием, ознакомлением с природой, развитием речи, музыкальным развитием, играми и т.д.). Отобраны произведения живописи с учетом педагогической значимости. Создана подборка художественно-развивающих игр.

Большое значение в развитии интереса к познанию живописи имеет создание предметно-пространственной среды для детей. Обдумывая интерьер группы, мы с напарницей постарались создать атмосферу тепла, красочности, мягкости, удобства и тепла, где ребенок чувствует себя хорошо и комфортно, может расслабиться, заняться любимым делом по своему желанию и интересам. Включение в среду изобразительных материалов (репродукции картин художников, произведений народного искусства и т.п.) оказало большое влияние на развитие у детей элементов эстетической культуры, способствовало формированию художественно-творческой активности детей, развитию познавательного интереса, эстетического вкуса. Создание уголка творчества в группе позволило детям заниматься изобразительным искусством в свободное от занятий время.

Создавая в группе атмосферу любви, заботы, сотрудничества свою педагогическую деятельность строила из признания ведущей роли ребёнка, его индивидуальности, самобытности, самооценки. Учила ребёнка самого, своим собственным путём организовывать свою деятельность, искать пути решения своих потребностей, интересов, умений, использовать специально организованную предметно-развивающую среду и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Для более успешного достижения цели я придерживалась личностно - ориентированного подхода к каждому ребёнку. У одного развивала умение наблюдать, другого учила лучше запоминать, кого-то необычно сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели, Я поддерживала стремление каждого хорошо выполнить работу, объективно оценивала его старания, особенно оригинальность.

Интеграция занятий, где один из видов искусства выступает в роли стержневого, а другой помогает более широкому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами, позволила мне сочетать различные виды деятельности, направленные на обогащение знании умений и навыков детей, на развитие познавательных интересов, наблюдательности и любознательности.

Так, например, занятие «Путешествие по временам года» построенное на сочетание ознакомления с окружающим, музыки и изобразительной деятельности вызвало неподдельный интерес детей. Они с увлечением рассматривали пейзажи, высказывались по поводу увиденного. А затем отражали свои впечатления в танце и рисунке. Перед тем, как приступить к рисованию, сама постановка занятия, как бы подготавливала ребенка к этой деятельности. Созерцание детьми эстетических свойств природы на картинах художников, наслаждение ими, переживание их красоты давали возможность ребенку увлечься этой красотой и тем самым заинтересоваться изобразительной деятельностью.

Занятие «Телепередача «В мире животных» было построено на сочетании экологии, развитии речи и изобразительной деятельности. Те экологические знания, которые дети получали в начале занятия, при рассматривании картин со средой обитания животных, обогащали их опыт и подводили к самостоятельному творчеству - сочинению загадок и рисованию. Содержание детских рисунков отображало полученные знания и в то же время, рисование, как вид активной деятельности помогало детям еще раз переосмыслить полученные знания, в чем-то разобраться, убедиться.

Как способ побуждения детей к интеллектуальной активности я использовала поисковую деятельность. Процесс создания продукта для ребенка имеет едва ли не первостепенное значение. Так, например, на занятии «История о морском царстве» я предлагала детям выполнить творческое задание - построить сказочное подводное царство», для чего требовалось рассмотреть репродукции картин на морскую тематику, активизировать, мобилизовать весь предшествующий опыт детей, направить их на решение новой для них задачи.

На занятии «Дары осени» дети подбирали выразительные средства для передачи образа осени, получали новые цветовые оттенки путем соединения красок, определяли, какая музыка подходит к получившимся рисункам.

Для повышения активной деятельности детей на занятии использовала метод сравнений, который позволял активизировать мыслительную деятельность, развивать анализ, синтез, умозаключения детей. Например, сравнивая разные по настроению картины «Дождевой зонтик» М.К.Башкирцевой и «Дети» А.А.Пластова показывала ребятам зависимость средств выразительности от содержания картины, ее общего настроения. После чего просила нарисовать картину, отражающую их собственное настроение.

Используя прием «вхождения» в картину, предлагала детям представить себя на месте изображенного человека, или на изображенной художником поляне, что оживляло, усиливало эмоции детей, раскрывало все детали содержания произведения, будило детское воображение. Так, при «оживлении» картины В.М.Васнецова «Аленушка», дети «слышали» шелест травы, кваканье лягушек, шепот деревьев и др., а затем с замиранием сердца слушали русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Другой прием, который использовала на занятиях - обыгрывание изображения или метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. На занятии « История о морском царстве» дети оживляли нарисованных ими подводных жителей, составляли о них рассказы, исполняли песенки русалок, морских коньков. Специально организованное обыгрывание детских работ позволило живо провести их анализ и оценку. Игровые действия не только вызывали интерес к изображению, но и выявили его достоинства и слабые стороны, вскрыли причины успехов и неудач.

В построении занятий я использовала игровой прием с элементами ролевого поведения. Так на занятиях «Путешествие по временам года», «Русская красавица рябина» детям предлагалась роль художника. Их деятельность, таким образом, мыслилась как деятельность взрослого. Действуя в образе, дети были увлечены делом, изобретательны, тщательно выполняли задания.

В построении занятий применяла и художественно-развивающие игры, например, такие как «Подбери цвета, которые художник использовал в своей картине», «Найди картинку по палитре», «Холодные и теплые цвета», «Маленький художник», «Что перепутал художник», «Художественный салон», «Выставка картин» и др., которые, увеличивали его привлекательность, способствовали его развитию и совершенствованию.

Феномен интегрированного подхода и проявления познавательного интереса объясняется еще и возможностью передачи образов объектов и явлений действительности путем использования различных средств изображения. Поэтому в наши занятия я включала нетрадиционные техники рисования. Их использование доставляло детям множество положительных эмоций, дарило неожиданные открытия, раскрывало новые возможности использования знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Дети, увлеченные необычным способом рисования, самостоятельно находили и предлагали новые способы передачи образа, причем очень оригинальные. С помощью ладошек и пальцев создавали необыкновенную птицу и осьминога, в кляксах, по методу монотипии, дети видели бабочку, сказочный лес, космический, либо морской пейзаж.

В своей работе я использую современные подходы к обучению - проектный метод и элементы социо-игровой технологии, которые способствует активизации самостоятельности и инициативы ребёнка.

В 2008-09 уч. году мною был внедрен в работу проект «Нетрадиционные способы рисования». Воспитанники и их родители учились рисовать с помощью поролона, трубочек для коктейля, оттисков листьев различных растений и т.д. В результате реализации проекта дети стали активнее проявлять инициативу в художественной деятельности, более самостоятельны при задумывании сюжетов работы, научились применять в свободной творческой деятельности различные как традиционные, так и нетрадиционные методы рисования, повысилась их познавательная и творческая активность, воображение и фантазия. Педагогическая диагностика реализации материалов проекта показала положительную динамику в художественно-эстетическом развитии детей: показатели, сформированных умений и навыков воспитанников на 4,3% больше в сравнении с показателями параллельной группы такого же возраста.

В 2009-10 уч. году вела работу по проекту «Волшебная бумага», целью которого было дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Результаты реализации проекта говорят сами за себя: высокий уровень в овладении ЗУНов повысился на 64,7%. (с 0% в начале года до 64,7% к концу).

Неоценимую помощь в моей работе оказывают родители воспитанников. С их помощью создана медеокопилка с репродукциями художников, они являются активными участниками всех выставок, проходящих в рамках детского сада. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми создает дополнительные неограниченные возможности для развития воспитанников.

Результатом такой планомерной работы стали успехи воспитанников. По результатам диагностических исследований отмечается стабильный рост высоких показателей развития знаний, умений и навыков воспитанников, с 58% в 2007-08уч.году до 62% в 2009-10 уч.году. В 2008-09 уч.году этот показатель имели 58,9% воспитанников.

Доклад «Интегрированный подход по формированию целостной картины мира у дошкольников посредством живописи»

Результаты мониторинга готовности детей к школьному обучению (по Семаго) на 18.05.2009г показали 95% готовность детей к школьному обучению.

Многие, из моих воспитанников, посещают художественную студию местной школы искусств, их работы неоднократно высоко оценивались специалистами.

Вывод:

целенаправленное использование интеграции изобразительного искусства с другими занятиями познавательного цикла принесло свои результаты: изобразительная деятельность способствует целостному развитию личности ребенка, формированию у него представлений о целостности картины мира, первоначальных основ мировоззрения.

662305 Красноярский край,

г. Шарыпово п. Дубинино, ул. Пионеров КАТЕКа 49-78

Тел. рабочий 20-2-74, тел. сотовый 89233490062

.


© 2010-2022