Выступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмы

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыВыступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмыМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 51«Родничок»»

Малышевского городского округа



Выступление из опыта работы:

«Разработка и создание многофункциональной игровой ширмы, как средства образовательной и коррекционной работы с детьми ОНР старшего дошкольного возраст»



Воспитатель высшей квалификационной категории

Спирина Ольга Петровна






Актуальность проблем детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, которые невозможно устранить или компенсировать силами одной семьи требует к себе повышенного внимания. Создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной коррекции нарушений, социальной адаптации, интеграции этой категории детей в общество относится к числу важнейших задач. Ребёнок развивается на фоне среды. Она не должна быть просто «обстановкой»- это источник детского развития.

Данный фактор и усиление внимания к проблеме развивающего обучения, с особой остротой встал вопрос - как наиболее продуктивнее оборудовать коррекционно - развивающую среду, чтобы она стала стимулирующей, направляющей и обучающей. Что и в каком направлении можно изменить с минимальными материальными затратами?

В настоящее время с введением ФГОС значительно изменились взгляды на организацию образовательной деятельности с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым.

Таким образом, я поставила задачу: в создании среды использовать не только стационарную мебель, но и мобильное оборудование, при этом учитывали требования нормативов Министерств Образования и Здравоохранения РФ. Оно должно обеспечивать поддерживающие, предупредительные и подготовительные условия введения ребенка в социум. Быть мобильным к изменению среды, при организации коррекционной и непосредственно-образовательной деятельности в виде сюжетно-дидактической или ролевой игры.

Для реализации новых подходов решили сконструировать и создать с помощью родителей нестандартное оборудование - коррекционно - игровую ширму.

Перед планированием и разработкой определили ряд принципов создания :

- Превентивная направленность всех деталей и частей оборудования будет решать вопросы предупреждения появления отклонений в развитии ребенка, за счет создания специальных рамок и съемных панелей.

- Пропедевтическая направленность - созданное оборудование будет обеспечивать ребенку многоэтапное и постепенное введение его в информационное поле, где быстро и удобно можно организовать безбарьерное или ограниченное пространство при организации игры или НОД на основе сюжетно-дидактической или ролевой игры.

- Коррекционная направленность - разработанный модуль будет способствовать при обучении педагогическому воздействию с помощью специальных игр и упражнений, стимулирующих у детей коррекционные процессы практических возможностей.

Коррекционно-развивающая ширма должна отвечать следующим параметрам:

  • условий для самореализации и самовыражения;

  • проблемная насыщенность;

  • многофункциональность и вариативность при организации НОД ;

  • возможность приближения к домашней обстановке;

  • открытость к изменению, своеобразному достраиванию и преобразование её педагогами и детьми по замыслу игры;

  • психологическая комфортность (создать обстановку, которая расковывает и подводит к мотивации успешности).

Сейчас конкретно о самой конструкции. Потребовалось много времени для создания ее модели, подбора материалов и изготовления. Рамки ширмы сделаны из древесно-стружечных реек. Высота каждой рамки ( всего четыре) - 1 метр, ширина -70 сантиметров. При конструировании общая ширина получается 2 метра 80 сантиметров. Между собой рамки соединены жесткими уголками для устойчивости и мобильности установки .

Пример вариантов расстановки ширмы:


Такое соединение обеспечивает быстрое их трансформирование .

И так, что у нас получилось после планирования, разработки и создания - многофункциональная коррекционно- игровая ширма:

  • это переносной коррекционный уголок для развития мелкой моторики;

  • это активизация развивающей среды группы;

  • это организация пространства, изменяющегося по велению детской фантазии, по «мановению» детских рук;

  • это модуль с широкими возможностями;

  • это травмобезопасная конструкция;

  • это и уголок уединения, где наряду с панелями используются тканевые шторы;

  • стандартные и съемные панели способствуют закреплению у детей цвета, формы, величины, шумовых звуков;

  • ширма позволяет создавать модель обстановки для сюжетно-ролевых игр:

( парикмахерская, поликлиника, дом, творческая и опытно-экспериментальная лаборатория, аптека, театр;

  • способствует развитию мелкой моторики руки, двигательных навыков, гибкости, глазомера;

Основные панели:

Первая панель - разделена на три части .

  • На верхней планке вкручены металлические крючки и параллельно расположены две деревянные круглые рейки. На них прикреплены атласные и капроновые ленты, тесемки две куклы с волосами из ниток. Все это дети используют при обучении завязыванию узелков и плетению .

  • В средней части прикреплена пластина из оргстекла размер- 30 см.на 50 см.

На данной пластине просверлено множество отверстий, где дети из крупной мозаики выкладывают орнаменты и рисунки, здесь же идет работа с разноцветными шнурками (протягивание, шнуровка). Очень удобно детям работать или играть с двух сторон, так как рамка всегда очень устойчива за счет жестких уголков.

. Специальные упражнения и игровые ситуации в парах «Играем парой», «Вместе вышиваем», «Кто поможет найти отличия» и т. д. раскрывают детям понимание новых способов социальных контактов и практическую значимость помощи друзей и взаимовыручки в сложных ситуациях.

  • На нижней планке рамки прикреплены - пирамидка, цифры и часы (дети часто все это применяют при организации ролевых игр).

.

Вторая панель - мелкая декоративная сетка. Для работы используем пластмассовые иголки, разноцветные шерстяные нитки и мелкую мозаику. Работать можно как с одной, так и с двух сторон. Дети учатся вышивать, составлять узоры, придумывать свои рисунки.

Эффективность работы достигается специальной методической направленностью с помощью коррекционных заданий: «Собери по цвету», «Сплети косичку», «Составь узор» и др. так же и в игровой самостоятельной деятельности.

Третья панель. На верхней планке рамки несколько металлических крючков, их предназначение по усмотрению детей или рекомендации педагогов. Ниже прикреплена магнитная доска. Под ней в прозрачных мешочках множество мелких геометрических фигурок и различных игрушек. На нижней планке - счеты с мелкими и крупными косточками.

. Особый развивающий смысл данного нестандартного оборудования в том, что здесь имеются благоприятные условия для роста резервов развития ребёнка, которое обеспечивает поле общения с игрушками-манипуляторами, типа сборно-разборных пирамидок, счет, нанизывания крупных и мелких бусинок, цветных скрепок и прищепок, плетение и шнуровка, застегивание и расстегивание, игры с дидактическим, игровым материалом. Подбираем упражнения по принципу превентивной направленности тренирующие память, воображение и мышление, слух, зрительное и тактильное восприятие, создающие атмосферу игры, сотрудничества и поиска, побуждающие к диалогу: «Фантазеры». «Помоги Чебурашке найти и справить ошибку», «Добрый - злой, хороший - плохой», «Придумай сказку».

Четвертая панель - белая разлинованная доска для рисования, решения примеров и задач водными фломастерами. Эту часть ширмы дети активно используют при игре в школу.

Для формирования навыков общения ширма используется, как дополнительное оборудование конструирования пространственной среды при организации сюжетно-ролевых игр ( магазин, больница, ателье-, театр, библиотека и др.) Создание такой окружающей среды способствует развитию более длительной и содержательной игре и общению со сверстниками.

Дополнительно в практике при использовании данной ширмы в работе пришли к выводу о необходимости и возможности изготовления съемных панелей. А так же для этого подобрали и разработали соответствующие игры ( приложение № 1)

Съемные панели:

Тканевые шторы (четыре штуки)- изготовлены из легкого шифонового материала разного цвета. Крепятся они на липкую ленту. В любое время легко снимаются. На самих шторах пришиты пуговицы, для прикрепления дидактического материала , игрушек; а так же пришиты большие карманы - для разных мелочей, сюрпризов и мелких игрушек.

Панель «Определяй-ка»- сшита из паралона и махровой ткани . На ней хорошо держатся объемные геометрические фигуры, цифры и множество клубочков обтянутых тканью и разной фактуры для развитие зрительного внимания и наработка тактильной чувствительности.

Обучение детей умениям узнавать тактильно предметы по их характерным признакам играет важную роль в процессе формирования самостоятельной ориентировки ребенка в окружающей среде, например: «Определи и назови», «Пальцеход», «Возьми столько - же». Чем больше органов чувств участвует в процессе ознакомления с окружающим миром, тем успешнее идет социальное развитие ребенка

Панель «Веселые квадратики» - из кожзаменителя с прозрачными карманами, в которые вставляются квадраты из картона с изображением геометрических фигур разного цвета, величины, количества, фактуры. Задания детям даются от простого к сложному, сначала используется один признак - название геометрической фигуры, потом усложняют задания, добавляя цвет, величину, количество, фактуру.

Панель «Цветик - семицветик»- изготовлена из кожзаменителя с прозрачными карманами, в которые вставляются картонные цветные полоски для закрепления цвета и его оттенков.

Панель « Расставля-ка» сшита из москитной сетки с широкими карманами.

Съемные панели с карманами очень удобны для сменяемости информационного поля по необходимости в соответствии с лексическими темами. Доступно и удобно поставить иллюстрации могут как педагоги так и дети, что позволяет детализировать признаки, свойства объектов окружающего мира, особенно при организации НОД и сюжетно-ролевых игр, например: любые виды путешествий- на море, по Уралу, в горах и т. д. Или игра в зоопарк.

Проведение коррекционных упражнений и занятий с использованием ширмы - это прогнозирования «зоны ближайшего развития», и ее развитие , то есть того, что ребенок может усвоить в данный период - превентивная направленность ; это и специальная пропедевтическая работа, способствующая усвоению детьми базисных знаний практических умений, а также адаптации к условиям обучения в школе.

В группе можно организовать центр уединения - за ширмой, где дети могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Этим простым способом достигается создание "своего" личного пространства. Комната ребенка - это модель целой квартиры, только в миниатюре. Вот почему ширма будет здесь как нельзя более кстати. Одно движение - и готово место, где можно посекретничать или помечтать. Использование ширмы в игре стимулирует развитие самостоятельности, инициативности.

Большим подспорьем служит коррекционно-развивающая ширма и при организации НОД.

И так Цель оформления данной конструкции достигнута - разработали и создали содержательно-смысловое «поле», благодаря которому решаем и образовательные, коррекционные и развивающие задачи. Важным моментом при этом мы считаем, что «проживая» определённую лексическую тему, создаем творческую ситуацию коллективного, подгруппового и индивидуального общения педагога с воспитанниками и сотрудничества между детьми.

Как показывает мой опыт, разработанная и созданная ширма, подобранные к ней упражнения и игры позволили создать дополнительные условия для обогащенной коррекционно - развивающей и поддерживающей речевой среды в группе. Если захочет взрослый, то захочет и ребенок. Мы с родителями смогли
организовать создание дополнительного мобильного оборудования с минимальными материальными затратами, что явилось простым и эффективным авторским пособием для организации коррекционного уголка и игрового пространства, которые таят в себе огромный резерв творческого развития ребенка. В заключение хочется сказать , что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.

Данный опыт может быть использован в работе с детьми дошкольного возраста учителями-логопедами, и воспитателями.















7


© 2010-2022