Статья по теме Гендерная социализация старших дошкольников в ДОО

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛТЗАЦИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОО.

М.Г. Кочеткова, педагог-психолог, детский сад № 207 «Эдельвейс»

АНО ДО «Планета детства «Лада», Тольятти (Россия), [email protected]

Аннотация: в статье анализируются различные аспекты гендерной социализации, рассматриваются условия формирования полоролевой культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: принципы ФГОС ДО, гендерная социализация, полоролевое воспитание, правила культуры поведения в обществе, мужественность, женственность, социальный опыт.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выдвинут ряд принципов, среди них такой как принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, т.е. ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Еще один принцип ФГОС ДО декларирует построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка, т.е. необходимо учитывать индивидуальный уровень развития ребенка, особенности протекания его психической деятельности, гендерной принадлежности и т.д.

В связи с этим, необходимо не только сам процесс педагогического взаимодействия с детьми дошкольного возраста выстраивать с учетом их гендерных особенностей, но и целенаправленно формировать у них полоролевую культуру, которую можно рассматривать, как неотъемлемой часть культуры поведения в обществе, регулирующую деятельность, поведение и общение мальчиков и девочек.

Изучению природы и закономерностей процесса половой социализации и связанных с ней половых различий (биологических, социальных, психологических) посвящены исследования отечественных (Е.А. Аркин, Л.А. Арутюнова, П.П. Блонский, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, И.С. Кон, Т.А. Репина, Т.П. Хризман и др.) и зарубежных (Д. Браун, З. Фрейд, В. Хартуп и др.) ученых.

Суть гендерной социализации - постижение личностью опыта жизни человека как девочки или мальчика, женщины или мужчины (т.е. тех норм, стандартов, моделей поведения, предписаний, навыков и ценностей, которые соответствуют культурным представлениям о роли, положении и предназначении женщины и мужчины в обществе), а также их реализация на практике.

К старшему дошкольному возрасту половые различия между детьми проявляются достаточно ярко, обнаруживают себя специфичные для пола предпочтения, ценностные ориентации, интересы, желания и мотивы, связанные с развитием качеств мужественности и женственности.

Вариативные программы полового воспитания дошкольников отражают разные аспекты гендерной культуры: внешний вид, особенности поведения, взаимоотношений, доминирующие виды труда, спорта, профессий и т.п. в ряде работ раскрываются технологические аспекты взаимодействия с детьми в данном процессе, изучаются воспитательные возможности разных средств, методов и форм организации полового воспитания.

Так Ю.С. Григорьева, Е.А. Конышева, Е.С. Пономарева и др. особое место в социализации девочек и мальчиков отводят игровой деятельности, в том числе сюжетно-ролевым, дидактическим играм, играм драматизациям.

По мнению Р.С. Буре, Е. Кудрявцевой, Н. Ледовских и др. активным средством формирования представлений о нормах морали является художественная литература и этические беседы по ее содержанию.

Р.С. Буре, В.Г. Маралов, Е.А. Кудрявцева рекомендуют использовать ситуации неуспеха в деятельности, ситуации морального выбора и конфликтные ситуации как основу для сообщения моральных норм и средство регуляции поведения.

Е.А. Кудрявцева, Ю.А. Мичурина, М.В. Созинова немаловажную роль в полоролевом воспитании старших дошкольников отводят труду.

Л.Л. Тимофеева считает, что для применения накопленного социального опыта, его систематизации, обсуждения и переосмысления целесообразно использовать занятие как форму организации различных видов детской деятельности.

И.Н. Курочкина предлагает для развития индивидуальности детей, которая основывается, в том числе и на половой принадлежности, знакомить детей с этикетом.

Все выше сказанное подтолкнуло нас к разработке программы гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста.

Наша программа направлена на стимуляцию идентификации ребенка с соответствующими психосексуальными образцами, овладение правилами культуры поведения в обществе, соответствующими полу ребенка. Эта работа проводится в тесной связи с социально нравственным развитием мальчиков и девочек.

В данной работе мы приводим некоторые варианты игр для старших дошкольников, которые используются в нашей программе.

Игра «Мне нравится…». Цель: выделение и обогащение у детей полоролевых представлений. Играют две равные по количеству команды девочек и мальчиков. На первом этапе воспитатель ставит перед участниками вопрос «Почему им девочкам (мальчикам) нравится быть девочками (мальчиками)?». Девочки отвечают на вопрос о девочках, мальчики о мальчиках. Команда, которая приведет в «свою пользу» больше аргументов выигрывает. Воспитатель подсказывает аргументы, чтобы в итоге вышла ничья. На втором этапе команды меняются позициями и отвечают на вопрос «Почему им, девочкам (мальчикам) не хочется стать мальчиками (девочками)?» команды поочередно отвечают на него (мальчики о девочках и наоборот). На третьем этапе очки для «победы» должен принести каждый участник, поэтому на вопрос «Почему мне нравится быть девочкой (мальчиком)?» отвечает самостоятельно каждый ребенок. Воспитатель подводит итог, обсуждая вместе с детьми, что хорошо быть и девочкой и мальчиком.

Игра «Персонажи». Цель: осознание детьми необратимости и преимуществ принадлежности к определенному полу, обогащение их полоролевых представлений. В индивидуальной игре ребенку показывается набор карточек, на которых в пиктографической форме (чтобы нивелировать восприятие половых различий) изображены ситуации различного типа (в большей или меньшей степени специфичные для мальчиков и девочек): «двое детей играют в куклы (машинки)», ребенок помогает маме (папе), «мама (папа) грозит пальцем ребенку», «один ребенок обижает другого» и т.д. Ребенка просят назвать где изображены мальчики, а где девочки. Педагог выступает в качестве комментатора.

Игра «Найди и исправь ошибки». Цель: закрепление представлений детей о занятиях и игах больше подходящих для детей определенного пола. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть большую картинку, где изображены группы детей, играющие или занимающиеся подходящими полу делами. На картине намеренно допущены ошибки (например, в руках мальчика - кукла, хотя у других мальчиков в группе - в руках предметы для игры «в войну», девочка привязывает мальчику бантик в группе других девочек и т.п.). Вместе с воспитателем, который комментирует задание, ребенок ищет и исправляет «ошибки», подчеркивая интересность и полезность соответствующих полу занятий.

Игра «Если бы…». Цель: осознание детьми преимуществ принадлежности к определенному полу, обогащения полоролевых представлений. Воспитатель выясняет у ребенка, какие сказки и истории он любит. Выбрав одну из таких сказок (где герой одного пола с ребенком), он расспрашивает ребенка, за что он любит именно этого героя, какими качествами он обладает как представитель своего пола и т.д. Затем воспитатель выбирает сказку с главным героем противоположного пола и предлагает вместе порассуждать, как изменилась бы сказка, если бы, например, Белоснежка в ней превратилась в мальчика (Буратино - в девочку).

Игра-эстафета «Один дома». Цель: конкретизировать представления детей о семейных женских функциях. В начале игры выбирается ведущий и каждый ребенок получает фишку. В ходе игры необходимо как можно быстрее добраться до малыша, выбрав те предметы, которые ему необходимы. Первый ребенок, бросив фишку, делает ход. Если фишка останавливается на квадратике, он ходит еще раз, предварительно сделав выбор. Ведущий говорит: «Вы выбрали соску, поэтому продвигаетесь вперед на 10 ходов».

Игра-домино «Мужские и женские принадлежности» Цель: конкретизировать представления детей о мужских и женских аксессуарах. В игре участвует 2 - 4 ребенка. Каждый игрок выбирает по семь карточек, остальные лежат на столе в перевернутом виде. Начинает игру тот, у кого целая картинка (например, фотограф), а дальше в порядке очереди дети выставляют свои картинки. Если у кого-то не оказалось нужной картинки, он берет со стола дополнительную. В игре необходимо найти нужную картинку, ориентируясь на последнюю (если изображен женский атрибут - подобрать женский, если мужской - мужской). Выигрывает тот у кого не останется ни одной карточки.

Кроссворд «Герои мифов и легенд древней Греции». Цель: конкретизировать знания детей о героях мифов и легенд, поступки которых нося выраженную мускулинную направленность. В игре необходимо отгадать героя и записать ответ под нужной цифрой. Ребенок рассматривает картинки с героями мифов и легенд, ниже читает надпись, сопоставляет цифры и записывает ответ.

Использование подобных игр предполагает актуализацию всех сфер половой социализации (когнитивной, эмоционально-чувствительной, поведенческой), что положительно сказывается на привлечении внимания детей старшего дошкольного возраста к преимуществам своего пола, расширении системы признаков, составляющих психосексуальный образец пола, ознакомление с различными вариантами «сильного» и «слабого» поведения представителей своего пола, стимулирует самоидентификацию с представителями своего пола и т.д. Следовательно, в дальнейшем наша работа положительно скажется на подготовке будущих мужчин и женщин к выполнению своих социальных ролей в семье и обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Буре Р.С. Совершенствование процесса нравственного воспитания дошкольников. // Воспитатель ДОУ. 2008. № 2. С. 84 - 88.

  2. Григорьева Ю.С. Дидактические игры в половом воспитании дошкольников. // Воспитатель ДОУ. 2011. № 5. С. 55 - 58.

  3. Кудрявцева Е.А. Развитие взаимоотношений детей разного пола в процессе трудовой деятельности. // Детский сад: теория и практика. 2011. № 8. С. 90 - 94.

  4. Кудрявцева Е., Ледовских Н. О нравственном воспитании детей разного пола в группе сверстников // Дошкольное воспитание. 2003. № 9. С. 21 - 28.

  5. Курочкина И.Н. Этикет в отношениях воспитателя и воспитанника. // Детский сад: теория и практика. 2011. № 7. С. 31 - 37.

  6. Маралов В.Г. Психологические особенности ненасильственного взаимодействия воспитателя с детьми. // Детский сад: теория и практика. 2011. № 7. С. 22 - 30.

  7. Мичурина Ю.А. Технология развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности. //Детский сад: теория и практика. 2011. № 8. С. 28 - 37.

  8. Пономарева Е.С. Игры - драматизации в формировании гендерной толерантности. // Воспитатель ДОУ. 2011. № 5. С. 58 - 61.

  9. Сапогова Е.Е. Психосексуальная идентификация в дошкольном возрасте. // Психолог в детском саду. 2008. № 2. С. 40 - 49.

  10. Семенова Л., Семенова В. Психологическая готовность к школе в контексте гендерной социализации. Новый взгляд на старую проблему. // Дошкольное воспитание. 2013. № 1. С. 45 - 48.

  11. Созинова М.В. Детское рукоделие как средство развития творческих способностей девочек старшего дошкольного возраста. // Детский сад: теория и практика. 2011. № 8. С. 82 - 89.

  12. Тимофеева Л.Л. Метод анализа ситуаций в социально-нравственном воспитании детей. // Воспитатель ДОУ. 2012. № 7. С. 108 - 116.

  13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155.

7

© 2010-2022