Статья на тему Одарённые дети. .. Кто они?

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема статьи: "Одарённые дети... Кто они?"



Одарённость человека- это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

Сухомлинский В.А.(№5)

Слова Сухомлинского В.А., которые я взяла эпиграфом для своей статьи, подтверждают то, что одарённый человек, словно яркая звёздочка, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

Одарённые дети... Кто они? Как разглядеть детскую одарённость, развить и приумножить её? Это подарок педагогу или проблема для него? Какие советы дать родителям одарённых детей , при их воспитании? Какими качествами должен обладать педагог, привлекаемый к работе с одарёнными детьми? На эти вопросы я постараюсь ответить в своей статье.

Одарённые дети-вундеркинды, способные, талантливые, гениальные. Их называют по-разному. (№4)Каждый ребёнок уникален и имеет право развиваться в своём темпе по своей образовательной траектории. Одарённый ребёнок в детском сообществе, такой яркий и не похожий на остальных. Это ребёнок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.(№1.ст5)Но суть заключается в одном - в феномене детской одарённости. Одарённость - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результата в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Один из важнейших и в известной мере независимых факторов одарённости - креативность ("творческость"). Креативность - процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределённости и дефицита информации. (П.Торенс)(№1.ст5) То есть - "Креативность», по мнению этого же Поля Торенса, это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стену, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее. Как выделить из группы детей одарённого ребёнка? Выявление одарённых детей возможно различными путями. Самый простой и доступный - это наблюдение. В результате наблюдения выявляются способности ребёнка, его склонности и интересы. Особое внимание нужно обратить на детей, которые задают много вопросов, интересуются окружающим, знают о том, что для их сверстников не представляет никакого интереса. Необходимо выделять детей, которые быстро запоминают прочитанное или рассказанное взрослыми, эмоционально реагируют на всё новое, оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения. Ещё один возможный путь выявления одарённых детей - это тестирование при помощи специальных заданий. Выявление умственно одарённых детей предполагает использование "тестов интеллекта"- методик, направленных на оценку общих умственных способностей детей, " креативных тестов" - методик направленных на оценку познавательной активности.(№3.) Природная одарённость ребёнка проявляется довольно рано, но то, в какой степени разовьётся его творческий потенциал, во многом зависит от работы психологов, педагогов и главным образом семьи.(№2.ст.39) Пути выявления одарённых детей, приведённые мною выше - это всё возможные пути, помогающие выделить таких детей. Так как все без исключения дети талантливы. Кто- то показывает хорошие результаты в спортивных состязаниях, кто- то поёт, другой с удовольствием танцует, увлечённо рассказывает друзьям о волшебных мирах и сказочных эльфах, демонстрируя богатое воображение. Многие дети с удовольствием рисуют и лепят, играют в детском театре. Одарённых детей отличают: - раннее развитие речи и обширный словарный запас; - высокий уровень любознательности и хорошая память; - высокая познавательная активность; - богатое воображение и фантазия; - творческое мышление. Существует несколько видов одарённости: 1. Интеллектуальная одарённость- "светлая голова». Ребёнок обладает значительными, глубокими знаниями, умеет самостоятельно их получать, может даже критически отнестись к тем или иным источникам. Дети этого типа одарённости точно и глубоко анализируют различный материал, не редко склонны к философскому осмыслению материала. 2.Академическая одарённость - особые способности к обучению. Дети этого типа одарённости легко учатся, не просто усваивают материал, но и свободно применяют его в различных учебных и бытовых ситуациях - умеют и любят учиться. 3.Художественная одарённость- проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности- музыке, танце, скульптуре, сценической деятельности. 4.Креативная одарённость выражается в нестандартности мышления, в особом, часто не похожем на других взгляде на мир. Не комфортность , нежелание, а подчас просто неумение идти "в ногу" со всеми остальными и являются личностной основой, на которой строится их нестандартное видение мира. Креативность может, проявляется широко или лишь в одной сфере. 5.Лидерская, или социальная одарённость характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одарённость предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию. Есть лидеры действия - они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направления движения, ведут за собой. 6.Психомоторная, или спортивная одарённость проявляется в повышенной двигательной активности ребёнка, её разнообразии, в стремлении овладеть сложно координированными движениями.(№1.ст5-6.) Что нужно сделать, чтобы талантливый ребёнок не вырос в бездарного взрослого? Прежде всего - пробудить в ребёнке фантазию и развивать её, не просмотреть зачатки тех или иных способностей, особого таланта к каким - то видом творческой деятельности. Первые ростки творчества проявляются в рисовании, лепке, аппликации, если для этого созданы специальные условия.(№2.ст38) Мы в нашем "Центре развития ребёнка" создаём различные условия для развития детских способностей. Например, привлекаем детей вместе с родителями к участию в различных творческих интернет конкурсах, в разработке презентаций и осуществлении различных творческих проектов, проводимых как в пределах Центра, так и на уровне города и области. Наши дети постоянно занимают призовые места в различных конкурсах и проектах. Работы наших детей можно увидеть в конкурсах на интернет сайте 100 талантов. (Конкурсы - "Калейдоскоп», «Пластилиновая фантазия", "Мамочка мамуля", "Я умею так" ...) Кроме того в своей работе мы используем индивидуальные маршруты сопровождения одарённого ребёнка, это помогает нам отслеживать рост и развитие одаренности у ребёнка и придумывать новые способы развития одарённости у данного ребёнка, привлекая его к тем или иным видам деятельности. Работу с одарёнными детьми лучше проводить с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать ситуации, создавать проблемные ситуации, предлагать задачи и загадки. Целесообразно так же, использовать на занятиях соревновательную мотивацию, отвечающую стремлениям к творчеству. Кроме всего прочего, работу с одарёнными детьми так же, можно проводить с помощью специально разработанных программ (индивидуальный маршрут сопровождения). Специальные программы для одаренных детей должны быть, в первую очередь, направлены на развитие способностей, способствующих одарённости ребёнка. Это могут быть программы, предназначенные для умственно или художественно одарённых детей, а так же для детей, обладающих способностями в области музыки, изобразительного искусства. В программе следует также сделать акцент на развитие творческих способностей. Необходимо учитывать характерные личностные особенности и возникающие в связи с этим проблемы одарённых детей, уделяя, внимание установлению взаимоотношений детей друг с другом, обучению для этого специальным приёмам, например, овладению средствами невербального общения. В тоже - время программа должна быть сбалансированной и способствовать всестороннему развитию, предусматривать развитие двигательной и эмоциональной активности.(№3.) Итак, одарённые дети - это подарок педагогу или проблема для него? Сегодня этим вопросом озадачены многие педагоги-дошкольники, которые первыми встречают маленького человека на его большом жизненном пути и понимают свою ответственность за то, каким он станет, когда подрастёт. Понять и принять таких детей удаётся далеко не всем, отношение к таким детям неоднозначно. Трудности в общении с такими детьми, неприятие их иногда наблюдается в детском коллективе. Не всё так просто и легко, когда в группе нестандартный ребёнок, проявляющий признаки одарённости. Плохо если подобный ребёнок останется непонятым и непринятым таким, какой он есть, со всеми его особенностями. Как бы ни было трудно в общении с таким ребёнком, необходимо в значительной степени постараться изменить не простую ситуацию, окрасить её в позитивный цвет- цвет радости, счастья от общения с чудом, открытым миру, раскрывающимся у него в глазах, от сознания причастности к этому. Работа педагога с одарёнными детьми - это сложный и некогда не прекращающийся процесс, требующий тесного сотрудничества с психологами, другими педагогами, администрацией и обязательно с родителями. Особое внимание нужно уделять семье с целью помощи родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка. Любой одарённый ребёнок вправе рассчитывать, что его талант найдёт понимание и поддержку, прежде всего, у родителей. (№5) . Многие родители стараются загрузить ребёнка посещением различных кружков и секций, стремясь дать ребёнку самое лучшее, серьёзно пологая, что таким образом растят всесторонне развитую личность. Но они забывают о том, что сначала необходимо выяснить, что для ребёнка является приоритетным, а что может пока подождать.(№2ст.38-39.) В своей статье я бы хотела предложить родителям таких детей несколько советов, для поддержания и развития детской одарённости. Советы родителям: 1.Поддерживайте дома необходимую ребёнку творческую атмосферу, давайте ребёнку возможность для созидания, творите вместе с ним. Ребёнок, лишенный положительного выхода творческой энергии, может уйти в агрессивное поведение. 2.Помогайте ребёнку ценить в себе творческую личность. Поддерживайте творческий импульс ребёнка через уважительное отношение всех членов семьи к его работам по изо деятельности, постройкам, первым попыткам сочинить что- либо. В дошкольном возрасте большинство детей не стесняются танцевать, петь, показывать другим свои рисунки. Личность ребёнка ещё не закомплексована, он чувствует в себе достаточно сил и желания попробовать всё, поучаствовать в разных видах творческой деятельности. Природная одарённость ребёнка проявляется довольно рано, но то, в какой степени разовьётся его творческий потенциал, во многом зависит от семьи. Семья способна развить или загубить творческие способности ребёнка ещё в дошкольном возрасте.(№2ст39). Если мы (педагоги) совместно с родителями ребёнка научим ребёнка не просто механически воспроизводить какие- либо действия, а дадим ему возможность само выразиться, проявить инициативу, изобретательность, то таким образом они помогут раскрыться творческим способностям личности. Работая с одарёнными детьми, педагоги должны также обладать рядом специальных качеств. Это, прежде всего, высокий уровень собственного интеллектуального развития, позволяющий общаться с одарёнными детьми, отвечать на их многочисленные вопросы; это так называемая психологическая зрелость, предлагающая положительную реализацию себя в жизни и дающая возможность принятия за счёт этого других людей, принятия нового; это положительная оценка самого себя. Это также эмоциональная стабильность, позволяющая контролировать эмоции, не реализовывать их на детях; это способность работать по новой необычной программе, умение отказываться от того, что ещё сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной; это личностный рост и педагогическая гибкость.(№3). Исходя, из всего выше упомянутого я хочу сделать следующий вывод: Работа с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Поэтому, для достижения лучших результатов, при этой работе мы объединяем свои усилия вместе с семьёй, психологами, другими педагогами, с администрацией. Ведь одарённость - она как растение, которое необходимо взращивать с любовью. Без заботы и внимания оно угаснет и завянет. Выявление, обучение и воспитание одарённых детей с учётом их особенностей - залог их дальнейшего благополучного развития.(№4)К сожалению, еще очень мало сделано для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях. Между тем, именно высокоодарённые люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и разбазаривать таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.(№5)



Используемая литература :

1. "Где растут таланты" под редакцией Л.Свирской, Л. Роменской. "Обруч"2014г.

2. Осипова Л. Е."Родительское собрание в детском саду. Подготовительная группа. О.О.О "Издательство «Скрипторий2003".2008г.

3. Бочкова Г. А"Одарённые дети в дошкольном учреждении" интернет сайт-vio.uchim.info.

4. Большакова Е.А., Безлепкина Ж. Н., Шишкова Ж. М. "Одарённые дети" интернет сайт-kronnmc.ru. 2012г.

5.Практическая работа на тему "Одарённые дети и особенности работы с ними ". интернет сайт-coolrferat.com.

Автор статьи - Егорова Людмила Ивановна. Воспитатель М.А.У Д.О. "Центр развития ребёнка - детский сад".2014год.

© 2010-2022