Мастер-класс «Изоэкология - как метод развития творческих способностей детей на занятиях экологического цикла»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Мастер-класс

«Изоэкология - как метод развития творческих способностей детей на занятиях экологического цикла»



Подготовила:Углицких Т.А.

воспитатель 1 кв. категории



г. Березники

1 часть - теоретическая

«Природа более всего чудесна в малом» - так говорил 250 лет назад великий шведский натуралист Карл Линней. Его слова приходят на память каждый раз, когда вглядываешься в замысловатый узор на крыльях бабочки, удивляешься изяществу цветка, радуешься таким, казалось бы, будничным явлениям, как восход солнца, полет птицы, журчание ручейка…

Можем ли мы приобщить к такому познанию ребенка? Можем. Основы целостного восприятия мира могут быть заложены в самом раннем детстве. Для этого мы сами, педагоги, должны увидеть мир в целом, познать его единство в бесконечном многообразии, увидеть в этом порядок, красоту, гармонию. Целостное восприятие мира ближе всего ребенку. В раннем детстве для него все живое и единое. Но потом, взрослея, мы начинаем все делить и расчленять. Недаром все сказки мира изображают природу живой, одухотворенной, где все взаимосвязано и подчинено нравственным законам.

Ставя задачу воспитания любви к природе, бережного отношения к ней, перед нами встает вопрос, чем можно реально пробудить эту любовь в детях. Ребенок не полюбит, пока не увидит красоту, пока не обрадуется ей, пока не удивится. Сухое познание природы ни к чему не приведет. Грубое отношение к природе, к людям, происходит во многом от душевной сухости, от грубого восприятия, грубости чувств. Не видя красоты вокруг, не воспринимая эту красоту, не радуясь и не восхищаясь, ребенок остается глухим, безучастным к тому, что его окружает. Он легко ломает ветку, легко поднимает руку на другого малыша или пробегающую собачку, легко разрушает то, что кто-то построил.

Эту душевную сухость может оживить красота. Но чтобы красота затронула душу и сердце ребенка мы взрослые должны помочь увидеть ее, ощутить.

Для того, чтобы соединить два понятия «красота природы» и «изобразительное искусство» недавно в педагогику вошло новое понятие «Изоэкология» - это означает, что давая детям знания о природе, мы помогаем создать художественный образ в изобразительной деятельности.

В дошкольном возрасте ребенок почти никогда не обращается к своим законченным произведениям - интерес к изображаемому исчерпывается по мере завершения работы. В тоже время сам процесс создания рисунка довольно часто напоминает сюжетную историю, где любые дополнения, зачеркивания, даже допущения подчас невозможного объясняются развитием, развертыванием во времени повествовательного замысла, известного одному ребенку.

Ребенок, изображая человека, окружает его предметами домашнего интерьера. В этот момент он мыслит своего персонажа в замкнутом пространстве… и вдруг над столом появляется солнце, рядом с кроватью - деревья, а по «стенам» плывут облака. Так видит превращение детского рисунка взрослый, привыкший к определенным установкам в восприятии художественно - изобразительного произведения. Для ребенка подобных ограничений нет - он легко меняет свой взгляд на картину, расширяя возможности изображения до границ своей фантазии. Стены становятся прозрачными, «тают», открывая перед ним совсем другие пространства. «Я иду гулять», - комментирует неожиданное композиционное решение малыш. «Вот дождик пошел», - озвучивает он появление на листочке маленьких точек. «А это грибочки выросли, я их в корзиночку положил», - продолжает он свою изобразительную историю, дорисовывая значимые для сюжета детали. Процесс рисования при этом больше похож на игру - ребенка интересует не столько результат его труда, сколько - то удовольствие, которое он испытывает, творчески перерабатывая пространственно - временную информацию, познавая и принимая для себя мир во всем его многообразии. Эта особенность детской изобразительной игры широко используется в психотерапии. С помощью «многослойного» сюжетного рисования ребенок разрешает многие эмоциональные проблемы, находя действенный выход из травмирующей его ситуации.

2 часть - практическая

В педагогической практике потенциальные возможности подобного рисования, к сожалению, почти не используются. Многослойный рисунок, как правило, не понятен окружающим без авторского толкования.

Эту особенность детского видения мира можно использовать на занятиях по изодеятельности, выбрав для этого технику пластилинового налепа. (Рассказ о яблоне - в журнале «Дошкольное воспитание» № 7, 2003 г, стр. 63).

Также можно использовать приемы ТРИЗ: рисование природными материалами, рисование листьями, засушенными семенами и цветами, рисование портрета овощами и фруктами, рисование букета цветов и деревьев пальцевой живописью, а также изображение цветов и бабочек способом «монотипия». (В журнале «Дошкольное воспитание» 3,7, 2001 г., стр.35 можно познакомиться с вариантом составления изоэкологического рассказа «Открытые ладошки»).

Изоэкология - одна из форм экологического воспитания, соответствующая требованиям программы «Детство», когда осуществляется комплексный подход к образованию детей, соединяющий в себе экологическое, художественное воспитание и речевую деятельность.



Проблемный семинар

«Самореализация детей дошкольного возраста через различные виды игровой деятельности»

Тема сообщения: «Игра, как результативная форма обучения и воспитания ребенка»


Подготовила: Ивонина Зоя Валерьевна,

воспитатель 1 квалификационной категории

Дата: апрель 2009г.

Место проведения: МДОУ «Детский сад №73»

1 часть - теоретическая

Основным видом деятельности для дошкольников является игра. Иногда с помощью игровых элементов детям становятся доступнее понимание даже сути какого-то научного процесса или явления.

О важности игры говорили Рубинштейн и Л. Выготский. Они считали игру свободной развивающей деятельностью, в которую ребенок вовлекается не ради результата, а ради самого процесса. Этим отличаются творческие люди. Каждый педагог должен стремиться, чтоб ребенок в игре достиг результата.

Особенность игры в том, что она носит творческий, импровизированный характер, создавая поле для проявления активности ребенка. Игра сопровождается эмоциональной приподнятостью - это заставляет ребенка снова вступать в игру.

Игра имеет три зоны развития:

  1. Ближнего развития - это то, что может сделать ребенок без помощи взрослых.

  2. Активного развития - может сделать с помощью взрослого.

  3. Дальнего развития - не может сделать даже с помощью взрослого.

Игра имеет огромное значение в музыкальном воспитании детей. Во-первых, в игре происходит освоение действительности, т.е. подражания. Она предназначена для обработки различных навыков в музыкальной деятельности (репродуктивного творчества). Во-вторых, в игре происходит освоение действительности. При этом не каждую действительность можно назвать эстетической. В основе организации деятельности детей на музыкальных занятиях лежит прежэстетический тип игры. Эта игра отличается от обычной изменением мотиваций. Детей побуждают интересоваться не только процессом, но и продуктом своей игры, т.е. качеством действий. Например: «Колокольчик получит тот, кто чистенько споет» - уже идет желание сделать правильно, т.е. получить итог.

Музыкальные игры делятся на:

  • Музыкально - дидактические

  • Подвижные

  • Хороводные

  • Игры - драматизации

  • Речевые

Сегодня мы остановимся поподробнее на речевых играх. Они имеют большое значение для развития слуха, т.к. речевой слух и музыкальный имеют одни средства выразительности: мелодику, ритм, паузу, темп, тон, эмоциональный окрас, логическое ударение.

Условно речевые игры делятся на: пальчиковые, игры с палочками, коммуникативные, игры с массажем, игры с жестами.

2 часть - практическая

Речевые игры с палочками (Е.М. Поплякова)

  1. «Какие мы?»

- Мы козлики, какие мы? (рогатые)

- Мы котики, какие мы? (усатые)

- Мы ежики, какие мы? (колючие)

- Мы зайчики, какие мы? (прыгучие)

- Мы ослики, какие мы? (ушастые)

- А мы волчата, ой, да вы… (зубастые)

- Мы девочки, какие мы? (красивые)

- А вы какие, мальчики? (мы сильные)

2. «Котище»

- У нашего котищи желтые глазищи (показывают глаза)

- У нашего котищи длинные усищи (показывают усы)

- У нашего котищи острые когтищи (показывают когти)

- У нашего котищи умные мыслищи (круговые движения пальцами)

- Моется котище с каждым днем все чище (показ)

- Отмывая мордочку от остатков пищи

- Вечером охотится в чулане за мышами (показ)

- И играет в ладушки с пушистыми котами (попеременные хлопки

в ладоши и по коленям)

3.«Какая у кого песенка»

- У часиков песня такая: тик-тик-тик (палочка о палочку)

- У птички - синички такая: пик-пик-пик (стучим срезами палочек)

- У поросенка такая: хрю-хрю-хрю (катают в ладонях)

- У ежика песня такая: плюх-плюх-плюх (строгают)

- У кисоньки песня такая: мяу-мяу-мяу (катают на коленях)

- А у рыбешки такая: т-с-с-с (палочки к губам)

4. «Тра-та-та»

Тра-та-та (2 раза) растворились ворота,

А оттуда из ворот вышел маленький народ (отбивают ритм)

Один дядя вот такой (руки вверх)

Другой дядя вот такой (руки вниз)

Третий дядя вот такой (руки в стороны)

А четвертый вот такой (сузили руки)

(Дальше вышла тетя, гномик, зайчик и т.д.)

  1. «Мосток»

Гвоздь и молоток (заколачивают палочку)

Построили мосток (соединяют палочки)

Мы по мостику пойдем (поочередно по коленям)

И друзей себе найдем (стучат о палочки соседа)

Игры с жестами


  1. «У тети Моти»

(дети сидя, ритмично притопывают обеими ногами и щелкают пальцами)

У тети Моти четыре сына

Четыре сына у тети Моти.

Они сидели, они глядели,

И вместе делали вот так (1 ребенок показывает любой жест, повтор текста и 2 ребенок повторяет первый жест и добавляет свой и т.д)

  1. «Мы все»

Я, ты, мы, все.

Здесь нам хорошо.

Я, ты, мы, все.

Здесь нам светло.

Движения: дети стоят в парах лицом друг к другу.

«Я» - показывают на себя

«Ты» - на соседа

«Мы» - разводят руки в стороны

«Все» - соединяют кисти в замок

«Здесь» - пальцы вниз

«Нам» - пальцы на себя

«Хорошо» - руки к груди

«Светло» - соединяются руками и поднимают вверх.

  1. «Медведь и ягодка»

Иду, иду в борочек, иду за ягодкой в кузовочек (маршируют)

Нет во бору ягодки (разводят руками)

Нет во бору красненькой (треплют себя за щечки)

- Добро же, ягодка (грозят пальцем)

Нашлю на тебя медведя.

Медведь не идет за ягодкой (руками движения медведя)

Медведь не идет за красненькой (треплют себя за щечки)

- Добро же, медведь (грозят пальцем)

Нашлю на тебя гору (конус руками)

Гора не идет медведя валить

Медведь не идет за ягодкой (руками движения медведя)

Медведь не идет за красненькой (треплют себя за щечки)

- Добро же, гора (грозят пальцем)

Нашлю на тебя червяка (волнообразные движения рукой)

Червяк не идет гору точить

Гора не идет медведя валить (конус)

Медведь не идет за ягодкой (руками движения медведя)

Медведь не идет за красненькой (треплют себя за щечки)

- Добро же, червяк (грозят)

Нашлю на тебя петушка

Петушок не идет червяка клевать (движения петушка)

Червяк не идет гору точить (волнообразные движения рукой)

Гора не идет медведя валить (конус)

Медведь не идет за ягодкой (руками движения медведя)

Медведь не идет за красненькой (треплют себя за щечки)

- Добро же, петушок (грозят)

Нашлю на тебя ястреба!

Ястреб летит петушка трепать (разводят руки как крылья)

Петушок идет червяка клевать (движения петушка)

Червяк идет гору точить (волнообразные движения рукой)

Гора идет медведя валить (конус)

Медведь идет за ягодкой (руками движения медведя)

Медведь идет за красненькой (треплют себя за щечки)

И собрал полный кузовок!


Отзыв

на проведение семинара - практикума

«Игра как результативная форма обучения и воспитания ребенка»

В ходе семинара - практикума по теме «игра как результативная форма обучения и воспитания ребенка» Зоя Валерьевна рассказала о педагогической и психологической основе игры как основного вида детской деятельности. Вниманию воспитателей были предложены высказывания великих педагогов Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна. Зоя Валерьевна рассказала об особенностях детской игры, о том какой характер носит игра, создавая поле для проявления активности ребенка. Педагогам был предложен теоретический материал по зонам развития ребенка в игре. Основу семинара - практикума составил материал о значении игры в развитии ребенка дошкольного возраста. Педагогом широко представлен материал о разновидностях игр. Подробно Зоя Валерьевна рассказала коллегам о речевых играх, их классификации.

В практической части семинара - практикума педагог продемонстрировала богатый литературный материал по игре. Особый интерес у аудитории вызвали предложенные Зоей Валерьевной изменения в проведении игры «Медведь и ягодка» (разнообразить набор движений). Одобрение коллег вызвал и практический материал по играм с жестами. Педагоги отметили важность внедрения подобных игр в практику работы с часто болеющими детьми.

Проведенный Зоей Валерьевной семинар - практикум получил одобрение педагогов и рекомендован для использования в практике работы детского сада.


2008 г.

Заместитель заведующей по ВМР

МДОУ «Детский сад № 73» Калинина Ю. А.





© 2010-2022