Презентация методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе

Презентация методической системы Монгуш А.А.

Показатель

Текст презентации методической системы

Презентация методической системы

Тенденции новых образовательных стандартов связаны с актуализацией личностно- ориентированных, инновационных, смысловых аспектов в определении целей содержания и методов обучения русскому языку. Современное общество ставит перед учителями задачу развития ученика в новых информационных условиях, поэтому миссия учителя заключается в его обновлённой роли - роли проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации; и что сегодня особенно важно- донести Слово до своих учеников и «образ мира, в слове явленный». Цель современного образования - не только усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию ученика; формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.

В соответствии с этой целью разработана собственная методическая система учителя. Под понятием «методическая система» я подразумеваю упорядоченную целостность взаимодействующих элементов: цели, методического стиля, особенностей организации учебной деятельности учащихся.

Тема методической системы: воспитание творчески развитой личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном, информационном мире. Цель: Создание условий для формирования ученика, мотивированного к активной познавательной учебной деятельности; развитие его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • Развитие у ребёнка естественной потребности познания окружающего мира

  • Формирование системного диалектического мышления

  • Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации

  • Формирование навыков работы с информацией

  • Формирование собственного культурного самосознания, отношения к миру, другим культурам

  • Создание ситуации успеха для повышения внутренней мотивации к обучению

Мои педагогические принципы:

  • Принцип научности;

  • Принцип прочности усвоения знаний;

  • Принцип межличностного диалога на основе равноправия, доверия, взаимного уважения;

  • Принцип сотрудничества: со-учение, со-воспитание, со-авторство;

  • Принцип индивидуализации;

  • Педагогический гуманизм;

  • Принцип персонификации, предполагающий адекватное включение во взаимодействие личного опыта;

Реализация этих принципов формирует методический стиль.

«Творческий» - модель методической системы учителя, где ведущими являются цели-ценности, на основе использования ИКТ создается образовательная среда, способствующая творческому развитию. «Мастерский» - в данной модели ведущими становятся цели-ценности, использование средств ИКТ направленно на организацию проектной деятельности, взаимодействие учащихся между собой в творческих группах, что способствует расширению содержания предмета, осуществлению межпредметных связей, формированию навыков исследовательской деятельности, т.е. возможность комбинирования инновационных оргформ с традиционными. Осуществляется возможность деятельностного подхода, формирование коммуникативной, информационной компетентностей. В данной модели ведущими становятся цели-ценности, использование коммуникативной, информационной компетентностей. Ведущими являются цели-ценности, индивидуально-творческий и рефлексивно-оценочный элементы.

Исходя из обозначенных выше проблем, объективной потребностью является разработка и внедрение в образовательный процесс различного рода инноваций, имеющих целью оптимизировать качество работы образовательной системы в целом. Понятие же «инновационная деятельность» применительно к деятельности учителя русского языка может быть рассмотрено как целенаправленное преобразование содержания обучения языку, направленное на обеспечение всестороннего личностного развития ученика.

Первостепенное значение имеет способность образовательной системы оперативно и гибко реагировать на запросы общества, учитывая основные тенденции его развития. Реализация данной задачи может быть достигнута и на основе внедрения новых технических средств и технологий в том числе. Нельзя не отметить, что и сами учащиеся, и родители заинтересованы в получении такого образования, которое поможет им адаптироваться в быстро изменяющемся мире.

Актуальность внедрения инновационных педагогических технологий обусловлена обновленным подходом к образовательному процессу, необходимостью формирования интеллектуально-творческой, способной к самостоятельной деятельности личности, включением в практику школы альтернативных систем обучения и проектирование.

Основанием для выбора технологий обучения является, прежде всего, уровень самостоятельности учащихся в учебной деятельности. Посредством технологий обучения можно предусмотреть степень репродуктивности и творчества учащихся. В этом направлении успешными будут технологии, нацеленные на организацию репродуктивной и творческой деятельности учащихся. Поскольку необходимо сформировать у учащихся полный цикл познавательного акта деятельности, то основным принципом формирования будет подбор технологий, направленных на обучение:

  • видению проблемы, пониманию связей и отношений, способам формирования мотивации, постановке познавательной задачи как цели и результата, формированию личностного смысла деятельности, связанного с осознанием личной значимости процесса познания и результата;

  • технологиям, обучающим планированию, проектированию, моделированию;

  • технологиям, обучающим составлению учебных задач, выдвижению и разработке гипотезы, управлению решением задач, мыслительному прослеживанию гипотетического метода решения учащимися, формированию способов решения нормативно-стандартных и эвристических задач, а также сочетанию эвристических и логических процедур в решении задачи;

  • технологиям решения задач в конкретных условиях, проверки правильности и эффективности решения, оценивания результата и внесения необходимых коррективов;

На уроках я использую богатый инструментарий педагогических технологий (мастерская, технология проектного обучения, технология игрового обучения, технология индивидуализированного обучения и т.д.), но, учитывая требования сегодняшнего времени, хочу остановиться на применении информационных технологий обучения на уроках русского языка и литературы. Резкое возрастание роли и значения информации требует глубокой подготовленности всех членов современного общества к использованию средств информационной технологии. А значит, востребован выпускник школы, владеющий навыками работы с информацией.

К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующее: возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока; возможность сочетания различных программных средств; а также побуждающий аспект активизации деятельности уч-ся. Компьютер на уроках русского языка выполняет различные функции (источники учебной информации, наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации, тренажера, средства диагностики и контроля, текстового редактора). Вместе с тем уроки с использованием компьютера следует проводить наряду с обычными занятиями, компьютерная поддержка должна являться одним и компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно.

Используя информационные технологии на своих уроках, я поняла, что таким образом решаю не только задачу подготовки учащегося, умеющего применять информационные технологии в своей деятельности, но и задачи развивающего обучения.

Методы организации обучения с применением персонального компьютера следующие:

  • объяснительно-иллюстративный

  • репродуктивный

  • проблемно-поисковый

  • исследовательский

  • самостоятельной работы

  • формирования познавательного интереса

Репродуктивный метод обучения с применением средств вычислительной техники предусматривает усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем и (или) ПК, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение этого метода с использованием ПК позволяет существенно улучшить качество организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменить учебный процесс по сравнению с применяемой традиционной схемой. В этом плане более успешным является применение проблемного и исследовательского методов. Проблемный метод обучения использует возможности ПК для организации учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности учеников. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации. Исследовательский метод обучения с применением персонального компьютера обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение является результатом активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия.

Преподаватель на современном этапе перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. В своей работе я использую технологию личностно-ориентированного обучения, поэтому при планировании процесса обучения обращаю внимание на разнообразие видов и соотношение репродуктивной и творческой деятельности школьников, чтобы новые знания и способы деятельности открывали ученики, опираясь на имеющиеся знания и опыт. Ученик сам исследует изучение какого-либо правила, темы, создавая свою презентацию. Он как бы сам «творит» научное знание. Роль учителя в данном случае - роль дирижёра. Таким образом, при развивающей системе обучения использую дидактические принципы педагогики сотрудничества. Методом обучения, предполагающим развитие творческой самостоятельности учащихся, является игра: игры - викторины, игра по станциям, дискуссии, конференции. Игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу ребёнка, социальные навыки поведения, творческие способности, а самое главное, познавательный интерес к предмету.

Проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного (сочинение, создание буклета, презентаций). Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учащихся к предмету. К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей: презентацию, публикацию, буклет, рекламный проспект и т.д. Работа над созданием презентации позволяет каждому ученику истинно оценивать себя - научиться давать позитивную оценку, находить положительные стороны, научиться видеть отрицательные стороны презентации. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.

Таким образом, в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.

Практический опыт убеждает, что использование информационных технологий позволяет достичь хороших результатов: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление; помогает получить высокие баллы при сдаче ЕГЭ.

Проанализировав свою методическую систему, я выделяю основные её функции:

1) Гносеологическая (познание учебного процесса как объекта конструирования; создание информационного «банка» способов, приемов решения психолого-педагогических задач).

2) Гуманистическая (направлена на утверждение в педагогическом процессе ценности личности ребенка, становление позитивной концепции ученика, осознание личного опыта).

3) Нормативная (поддерживает соблюдение педагогических норм, правил учебно-воспитательного процесса).

4) Проектировочная (осуществление конкретных педагогических технологий, обеспечивающих целенаправленную деятельность по реализации образовательного стандарта; выбор наиболее эффективных технологий).

5) Социальная компетентность (сформировать способность решать экономические, правовые и другие социальные задачи на основе наличия целостной научной картины окружающего мира и с позиции ценностей гражданского общества и демократического государства).
6) Рефлексивная (осмысление субъектами учебного процесса основ своей деятельности; создание условий для развития рефлексии).


© 2010-2022